Научная статья на тему 'Формирование структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации в третьем квартале 1992 года'

Формирование структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации в третьем квартале 1992 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / «НЕЧЕРНОЗЕМАГРОПРОМСТРОЙ» / НЗМБАНК / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / АО «РОСКОНТРАКТ» / АО «РОСХЛЕБОПРОДУКТ» / «АГРОСИБ» / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ФОНД ЗЕМЕЛЬНОЙ И АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ РЕФОРМЫ РОССИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / «ЦЕНТРИНЖСЕЛЬСТРОЙ» / “NECHERNOZEMAGROPROMSTROI” / “NZBANK” / AO “ROSKONTRAKT” / AO “ROSKHLEBPRODUKT” / “AGROSIB / ” INTERNATIONAL FINANCIAL FUND OF LAND AND AGRICULTURAL REFORM IN RUSSIA / AGRO-INDUSTRIAL CORPORATION “TSENTRINZHSEL’STROI” / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ORGANS OF STATE ADMINISTRATION / FEDERAL CONTRACT SYSTEM / AGRO-INDUSTRIAL UNION OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражник М. В.

В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы формирования системы и построения структуры органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в Российской Федерации в третьем квартале 1992 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражник М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the structure of the state administrative organs in the Russian Federation agro-industrial complex, third quarter of 19921

Based on a large number of legislative acts and legal documents, the author discusses how the structure of the state administrative organs in the Russian Federation agro-industrial complex was formed in the third quarter of 1992.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации в третьем квартале 1992 года»

(утратил силу [3; 40]. — М.Б.) и распоряжением Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 334-р «Об обеспечении деятельности Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России» [44] (утратило силу [40]. — М.Б.) на Хозяйственное управление Администрации Президента Российской Федерации было возложено обслуживание центрального аппарата Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России автотранспортом на условиях и в порядке, установленных для аппарата Правительства Российской Федерации.

Министерству финансов Российской Федерации поручалось предусматривать в смете расходов Администрации Президента Российской Федерации соответствующие средства на содержание автотранспорта, обслуживающего указанный Центр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 715 «О разработке новых технологий и создании технических средств для альтернативного земледелия» [34] с последующим изменением [32] в целях ускорения создания и обеспечения фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов новой техникой и современными технологиями для альтернативного земледелия было принято предложение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о создании Агропромышленной корпорации со смешанным капиталом для организации работ по разработке новых технологий и технических средств, позволяющих повысить урожайность сельскохозяйственных культур, сократить затраты труда и произвести экологически чистую сельскохозяйственную продукцию.

Данным постановлением Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Агропромышленной корпорацией поручалось в 2-месячный срок разработать Положение об Агропромышленной корпорации и программу производства техники, внедрения новых технологий по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах России. Генеральным заказчиком по этим работам было определено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Агропромышленной корпорации для ускорения внедрения в сельскохозяйственное производство новой техники и технологий поручалось организовать на базе производственного сельскохозяйственного кооператива «Залуги» (Московская область) школу альтернативного земледелия. Администрации Московской области поручалось рассмотреть вопрос о выделении этой школе 350 га земли вблизи производственного сельскохозяйственного кооператива «Залуги».

Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поручалось определить источники финансирования программы создания техники и внедрения новых технологий по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции, обеспечивающие ее выполнение.

Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации предписывалось в приоритетном порядке выделять Агропромышленной корпорации материально-технические ресурсы и оборудование для разработки и выпуска техники для альтернативного земледелия (данный абзац с 13 апреля 1993 г. утратил силу [32]. — М.Б.).

Министерству промышленности Российской Федерации поручалось оказать Агропромышленной корпорации необходимую помощь в размещении заказов на производство новой техники на предприятиях народного хозяйства и оборонной промышленности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. № 729 «Вопросы Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России» [4] в целях обеспечения эффективной деятельности Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России, созданного Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 718 «Об организационных мерах по проведению земельной и агропромышленной реформы в Российской Федерации» [49; 44] (утратил силу [3; 40]. — М.Б.) были установлены численность работников центрального аппарата данного Центра в количестве 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий)

и фонд оплаты труда в расчете на квартал 1992 года в сумме 5401 тыс. рублей.

Данным постановлением Центру было разрешено иметь четырех заместителей директора, в том числе одного первого. Кроме того, было установлено, что финансирование центрального аппарата Центра осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации. Министерству связи Российской Федерации поручалось обеспечить Центр необходимыми средствами связи в соответствии с его заявками.

Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1114 «Об образовании Комитета Российской Федерации по торговле» [45] (утратил силу за исключением пункта 2 [33; 30]. — М.Б.) с последующим изменением [6; 33; 30] в целях проведения государственной политики в области развития потребительского рынка в условиях свободного формирования цен и движения товаров на базе упраздняемого Комитета по торговле Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации на правах ведомства Российской Федерации был образован Комитет Российской Федерации по торговле, включенный в структуру центральных органов федеральной исполнительной власти [38; 1; 55; 13; 33; 10; 30; 12; 29; 33; 30; 31] в качестве федерального органа государственного управления Российской Федерации, осуществляющего государственную политику в сфере торгового обслуживания населения и развития рыночной инфраструктуры [2; 53; 54; 50; 9; 16].

Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1117 «Об акционерной агростроительно-промыш-ленной корпорации по комплексному обустройству хозяйств в Нечерноземной зоне Российской Федерации» [41], учитывая государственную значимость проводимых работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, комплексного обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей, удовлетворения потребности сельских жителей Нечерноземной зоны Российской Федерации в строительных материалах и сооружении объектов культурно-бытового назначения, было принято решение согласиться с предложением совета учредителей концерна «Центринжсельстрой» о преобразовании его в акционерную агростроительно-промышленную корпорацию (общество) по комплексному обустройству хозяйств в Нечерноземной зоне Российской Федерации «Центринжсельстрой» на базе федерального имущества, долевых взносов предприятий, организаций и объединений, входящих в концерн.

Данным Указом Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом при учреждении акционерной корпорации «Центринжсельстрой» было поручено внести в качестве вклада государства в уставный капитал корпорации здание, денежные средства и другое государственное имущество, ранее переданное концерну «Центринжсельстрой» в хозяйственное ведение.

Также данным Указом Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом поручалось определить состав федерального имущества, передаваемого на договорных условиях в хозяйственного ведение или пользование акционерной корпорации «Центринжсельстрой» для обеспечения выполнения государственных программ на селе, в том числе имущества мелиоративных эксплуатационных организаций, приватизация которого в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год запрещена, и имущества организаций и предприятий, выполняющих работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в областях России.

Кроме того, данным Указом ряду соответствующих профильных министерств Российской Федерации было поручено предусматривать для акционерной корпорации «Центринжсельстрой» выделение финансовых и валютных средств, квот и лицензий, а также закупку в составе республиканских государственных нужд материально-технических ресурсов, необходимых корпорации для выполнения работ и предоставления услуг крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям.

К концу сентября — началу октября 1992 года относится подписание и опубликование двух основополагающих

пакетов указов Президента Российской Федерации: пакта тизацию координационных и консультативных органах, созда-

указов Президента Российской Федерации, направленных ваемых Президентом Российской Федерации, Правительством

на дальнейшее упорядочение системы центральных органов Российской Федерации, министерствами и ведомствами Рос-

федеральной исполнительной власти и на совершенствова- сийской Федерации, и на упорядочение состава координаци-

ние их (центральных органов федеральной исполнительной онных и консультативных органов, созданных Президентом

власти. — М.Б.) структуры (в том числе и в части, касающейся Российской Федерации; а также принятие и опубликование

государственных органов, осуществляющих управление агро- постановления Правительства Российской Федерации, ори-

промышленным комплексом страны и решение вопросов про- ентированного на упорядочение состава координационных

довольственного обеспечения ее населения), и пакета указов и консультативных органов, образованных Правительством

Президента Российской Федерации, нацеленных на система- Российской Федерации.

Литература

1. Вопрос Службы внешней разведки Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. № 1185 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №

41, ст. 2317 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 1154.

2. Вопросы Комитета Российской Федерации по торговле: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 739 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 13, ст. 1014.

3. Вопросы управления агропромышленным комплексом Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 475 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 1450.

4. Вопросы Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. № 729 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 982.

5. О А.И. Третьякове: Распоряжение Вице-президента российской Федерации от 14 января 1993 г. № 3-рв // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 4, ст. 343.

6. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1114 «Об образовании Комитета Российской Федерации по торговле»: Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1816 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 45, ст. 4361.

7. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг»: Федеральный закон от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2397.

8. О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»«: Федеральный закон от 17 марта 1997 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1381.

9. О внесении изменений и дополнений в Положение о Комитете Российской Федерации по торговле: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. № 1325 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 33, ст. 3444.

10. О Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства: Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 1589 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 52, ст. 3108 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 26, ст. 2334.

11. О залоге: Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. № 2872-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 23, ст. 1239.

12. О Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 4 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 137.

13. О Комитете Российской Федерации по физической культуре: Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 1482 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 49, ст. 2931 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 22, ст. 1893.

14. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 19, ст. 2302.

15. О либерализации зернового рынка в России: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2280 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5082.

16. О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. № 799 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 30, ст. 3655.

17. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий: Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 47, ст. 2722 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 21, ст. 1731.

18. О мерах по формированию Федеральной контрактной системы: Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. № 826 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №

33, ст. 1930 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 6, ст. 321.

19. О назначении Демидова И.И. заместителем директора Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России: Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 18 января 1993 г. № 2-рв // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 4, ст. 344.

20. О назначении Матвеева А.М. заместителем директора Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России: Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 17 октября 1992 г. № 42-рв // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 1398.

21. О назначении Министра Российской Федерации — Директора Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России: Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 1992 г. № 813 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 31, ст. 1858 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 5, ст. 259.

22. О назначении Третьякова А.И. заместителем директора — управляющим делами Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России: Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 22 августа 1992 г. № 35-рв // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 35, ст. 2007 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 9, ст. 686.

23. О поручениях и полномочиях Вице-президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 193 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 509.

24. О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О залоге»: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 января 1992 г. № 2190-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 23, ст. 1240.

25. О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 2860-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 27, ст. 1559.

26. О порядке регулирования некоторых вопросов Федеральной контрактной системы: Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 1994 г. № 1307 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 9, ст. 932.

27. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 34, ст. 3540.

28. О поставках продукции и товаров для государственных нужд: Закон Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 2859-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 27, ст. 1558.

29. О приведении указов Президента Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О страховании»: Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. № 439 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 15, ст. 1245.

30. О признании утратившими силу актов Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 456 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 16, ст. 1967.

31. О признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации по вопросам федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2000 г. № 1476 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст. 3353.

32. О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации в связи с Законом Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»: Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. № 326 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 21, ст. 1905.

33. О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177: Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 710 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст. 3422.

34. О разработке новых технологий и создании технических средств для альтернативного земледелия: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 715 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 954.

35. О расширении возможностей участия населения в специализированных чековых аукционах: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1992 г. № 1705 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 102.

36. О создании Нижегородского земельного межрегионального акционерного банка: Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 3287-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 35, ст. 2000.

37. О создании Сибирской корпорации по агропереработке «Агросиб»: Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 11 августа 1992 г. № 30-рв // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 34, ст. 1988 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 7, ст. 443.

38. О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. № 1148 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 14, ст. 1091 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 41, ст. 2279.

39. О тексте Закона Российской Федерации «О залоге»: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 29 мая 1992 г. № 2871-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 23, ст. 1238.

40. О Федеральном центре земельной и агропромышленной реформы России: Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 846 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 2107.

41. Об акционерной агростроительно-промышленной корпорации по комплексному обустройству хозяйств в Нечерноземной зоне Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1117 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 39, ст. 2226 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 13, ст. 1042.

42. Об акционерной производственно-проектной агростроительной корпорации «Нечерноземагропромстрой»: Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 748 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 28, ст. 1681 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 2, ст. 44.

43. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 370 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1229.

44. Об обеспечении деятельности Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России: Распоряжение Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 334-рп // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 28, ст. 1645.

45. Об образовании Комитета Российской Федерации по торговле: Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1114 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 39, ст. 2224 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 13, ст. 1008.

46. Об обслуживании автотранспортом центрального аппарата Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России: Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 12 сентября 1992 г. № 36-рв // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 952.

47. Об организации Международного финансового фонда земельной и агропромышленной реформы России (Фонда): Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 19 августа 1992 г. № 34-рв // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 9, ст. 685.

48. Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества: Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 // Ведомости Съезда

народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 28, ст. 1657 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 1, ст. 3.

49. Об организационных мерах по проведению земельной и агропромышленной реформы в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 718 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 28, ст. 1644.

50. Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по торговле: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1992 г. № 1028 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 3, ст. 173.

51. Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 20 августа 1992 г. № 32-рв // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 34, ст. 1998.

52. Распоряжение Вице-президента Российской Федерации от 20 августа 1992 г. № 33-рв // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 35, ст. 2003.

53. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 1853-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 1331.

54. Распоряжение Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. № 145-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 6, ст. 534.

55. Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1992 г. № 1296 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 44, ст. 2512 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 18, ст. 1478.

39 1

ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ

ХРИСТИАНСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О СООТНОШЕНИИ ЭКОНОМИКИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Е.Ю. Колычева,

аспирант кафедры философии Курского государственного университета,

Katerina-Sent@yandex.ru

Вопрос взаимосвязи экономики и нравственности актуален сегодня в связи с многочисленными экономическими и духовными проблемами современного общества. Чтобы решить их необходимо, в первую очередь, обратиться к истокам и выяснить, как решался данный вопрос на различных исторических этапах. Наше исследование посвящено экономической этике христианского средневековья. В статье рассматриваются такие вопросы, как отношение человека к собственности и богатству, ценность труда и влияние религиозной доктрины на хозяйственную деятельность в средние века.

Ключевые слова: христианское учение, нравственность, богатство, бедность, собственность, труд, перераспределение благ.

УДК 1(091) ББК 87.3

Оценка экономической деятельности с точки зрения нравственности исходит из внутренней установки индивида действовать согласно своей совести, ведь нравственность есть, прежде всего, принятие на себя ответственности за собственные поступки. Экономика, в свою очередь, предстает как обширная сфера, включающая в себя процессы производства, распределения, накопления, обмена, потребления. Поэтому проблема взаимосвязи экономики и нравственности охватывает широкий круг вопросов: о допустимости частной собственности с этической точки зрения, о социальном и имущественном неравенстве, о влиянии материальных благ на добродетельность человека, о взаимоотношении понятий «труд» и «богатство» и т.д. Со стороны кажется, что эти вопросы — сегодняшние. Но те же вопросы задавали себе люди и две тысячи лет назад. От их ответов во многом зависела дальнейшая траектория развития цивилизации. И от наших сегодняшних ответов на эти вопросы зависит будущее цивилизационного развития. Вот почему представляется важным обращаться к прошлому, когда мы создаем будущее.

Эпоха средневековья формирует собственное отношение к экономическим и нравственным ценностям, отличное от отношения к ним в античном мире. Общий уклад экономической жизни средних веков отличается преобладанием натурального хозяйства, замкнутостью, относительной неподвижностью. Требование самостоятельно обеспечивать себе средства существования является «до такой степени основой средневековой экономики, что в Раннее Средневековье, когда она только складывалась, предпринимались попытки посадить каждую крестьянскую семью — социально-экономическую единицу — на единообразный участок земли, который должен был обеспечить нормальную жизнь»1. С падением Рима и великим переселением народов в жизнь людей вливается хозяйственный примитивизм. «Экономическая независимость, самоудовлетворяемость, — таков идеал, к которому стремится хозяйство каждого социального союза средневековья — семьи, городской общины, государства. Все иметь у себя; поменьше покупать, возможно реже обращаться к «чужим», возможно реже развязывать кошелек — вот верх экономической мудрости «хорошего» хозяина»2.

Если в эпоху дохристианской античности производить что-то своим трудом считалось уделом рабов, в эпоху раннего хрис-

тианства труд восхвалялся как служение, то средневековая христианская мысль окончательно реабилитирует трудовую деятельность — человек должен трудиться для развития своих физических и духовных сил. В средние века была выработана «теология труда». Первым работником был сам Творец, «архитектор мира», созданный Им мир — это «вселенская мастерская», поэтому труд угоден Богу. Богословы подчеркивают, что Адам до грехопадения возделывал сад Эдемский и, следовательно, до того, как стать покаянием, труд изначально был благословенным Богом занятием — не тягостью, но наслаждением. Так труд постепенно находит свою морально-религиозную санкцию. При этом важно, что «труд не имел целью экономический прогресс — ни индивидуальный, ни коллективный. Он предполагал, помимо религиозных и моральных устремлений (избежать праздности, которая прямиком ведет к дьяволу; искупить, трудясь в поте лица, первородный грех; смирить плоть), в качестве экономических целей обеспечить как свое собственное существование, так и поддержать тех бедняков, которые неспособны сами позаботиться о себе»3. Труд носит, главным образом, воспитательный характер: он обуздывает плоть и вырабатывает самодисциплину, тем самым приближая человека к Богу. В этом смысле труд сродни молитве.

Средневековые богословы тщательно рассматривают с нравственной точки зрения торговлю — особый вид экономической деятельности. Величайший теолог Фома Аквинский различает два вида торговли: направленную к удовлетворению потребностей и имеющую целью наживу, причем считает дозволительной только первую. Торговля допускается лишь как необходимость для удовлетворения насущных потребностей общества, «когда купец стремится к умеренной прибыли для того, чтобы иметь возможность содержать свою семью или помогать нуждающимся, а также в тех случаях, когда торговлей занимаются в видах общего блага, чтобы снабдить страну предметами, необходимыми для жизни. И прибыль (lucrum) не является сама для себя целью, но служит лишь платой за труд (quasi stipendium laboris)»4. Обмен с другими целями именуется «лихоимством». Подобных трудностей не знает римское право, исходившее из принципа практического эгоизма индивидов, преследующих собственные цели. «Римские юристы не виде-

ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ли ничего противозаконного в том, чтобы участники торговой сделки стремились провести друг друга и нажиться за чужой счет, — о моральности или безнравственности такого поведения вопрос вообще не вставал. Но именно этот вопрос оказался в центре внимания христианского богословия: право немыслимо без внутренней моральной справедливости. Прежде всего сам торгующий должен в душе своей судить о греховности или праведности руководящих им мотивов»5. Под влиянием церкви государственная власть средневековья предпринимала попытки регламентировать цены, преимущественно на продукты первой необходимости. Эта политика, вызванная практическими нуждами, существенно ограничивала свободу предпринимательской и коммерческой практики. Обоснование своего вмешательства в торговлю власти находили в максимах справедливости и общественного блага, в церковном учении, в Евангелии и высказываниях Отцов Церкви.

В средние века набирает силу и борьба с ростом капитала, основывающаяся на убеждении, что деньги не могут родить денег. Церковный запрет взимания ростовщического процента обосновывается словами Христа: «... и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6, 35)6. Денежная сделка может носить лишь характер безвозмездного одолжения, дружеской ссуды. Любое приращение к выданной взаймы сумме (помимо подарка в знак благодарности) осуждается как неправедная нажива. И если купец, продавая товар дороже, чем купил, может еще найти оправдание в расходах, связанных с его хранением и перевозкой, то ростовщик в глазах средневековых теологов не имеет никаких оправданий. «Доход ростовщиков аморален и греховен, ибо они получают его не трудясь и “зарабатывают деньги даже во время сна” и в праздники, так же как и в базарные дни»7. Другой рациональный аргумент против ростовщичества заключается в том, что ростовщик, по существу, наживается на времени: ссудив деньги, он через определенный срок получает их обратно и требует процентов. Но никто не может торговать временем — Божьим творением, отданным во всеобщее достояние. На протяжении всего средневековья грех «лихоимства» обличают церковные соборы и папские декреты. Однако развивавшаяся торговля требует хотя бы в минимальной степени удовлетворить потребности менового хозяйства и денежного капитала, поэтому каноническая доктрина уже в позднее средневековье разъясняет процент как земельную ренту. «Процент под этой маской понимается не как доход, который может быть получен владельцем капитала от должника по праву капита-ловладельца, но как возмещение того, чего он лишается, благодаря отдаче своего капитала в руки другого лица»8. В основе такого допущения лежит фикция о том, что капитал отдается безвозмездно, а рост с него платится в возмездии того ущерба, который терпит отдающий из-за отчуждения капитала. К данному истолкованию роста богословы уже относятся более снисходительно. Таким образом, хотя христианский запрет на рост капитала в течение многих веков входит в противоречие с потребностями развивавшегося хозяйства, к концу средневековой эпохи он постепенно начинает ослабевать.

Христианская идея об умеренности пронизывает все сферы жизни общества в средние века: «...ничего не допускайте лишнего против того, что положено, ни в пище, ни в питии, ни в другом чем»9. Это же относится и к экономической деятельности: «Экономический человек» современности был бы сурово осужден средневековым миром. Вся аскетическая дисциплина стремится связать по рукам и ногам «экономического человека» и ограничить его стремление только пределами необходимого»10. В Первом послании к Тимофею говорится: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него (1 Тим. 6, 7)»11. Собственность, которой мы владеем на земле, дана нам Богом и принадлежит Ему, поэтому мы можем взять себе только то, что необходимо для удовлетворения насущных потребностей.

Частная собственность не осуждается средневековыми богословами, но порицается «чувство собственности», т.е. «привязанность к ней, жадность, любостяжание, своеобразно проявляющийся здесь эгоизм, отделяющий человека и от других людей, и от Бога, духовный плен у собственного имущества. Победа над собственностью в этом смысле может быть не экономическая, а только нравственная, она должна совершиться в тайниках души, в незримых переживаниях совести»12. Сама по себе собственность «есть проводник любви Божьей и человече-

ской. Но люди часто делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Не собственность виною здесь, не факт обладания, но — злое обладание или злое пожелание обладаний»13. Согласно христианскому учению, справедливое, умеренное употребление имущества — знак того, что владеешь им как даром от Бога. При этом материальные блага, которые даны нам сверх нашей потребности, должны не сберегаться для личных целей, а отчуждаться на потребности неимущих.

Отличительной особенностью эпохи средневековья становится огромное по своим масштабам перераспределение экономических благ. Состояния, накапливаемые в течение жизни, раздариваются церквям, монастырям, общинам, богадельням и домам призрения. Подаяние, по мнению христианских мыслителей средневековья, должно осуществляться по необходимости души, а не из-за корыстного желания искупить свои грехи и достигнуть небесного царства: «...не возжелай богатства для раздаяния бедным: ибо и это есть одно из прельщений лукавого, ведущее к тщеславию»14. Концепция морали немецкого философа и теолога Мейстера Экхарта подчеркивает принципиальную важность не внешних действий, а того, чем человек руководствуется: его мыслей, чувств и мотивов. «Набожность прямо пропорциональна незаинтересованности, способности человека по возможности полностью отказаться от стремления к собственному благу и счастью, включая даже стремление к спасению. Славен тот, кто даст тысячу золотых марок, чтобы построить на них церковь или накормить нищих, но еще славнее тот, кто даст эти деньги просто так, не для чего»15.

Говоря о милостыне, которая, по сути, представляет собой экономическое перераспределение капитала, следует отметить, что средневековая религиозная этика проповедует мысль о том, что богат не тот, кто владеет имуществом, а тот, кто им делится. Христианский подвижник Исаак Сирианин наставляет: «Когда просит кто у тебя того, что имеешь ты, не говори в сердце своем: «оставлю это душе моей, чтоб упокоиться в этом, а этому подаст Бог из другого места потребное для него». Такие мысли приличны людям неправедным и не знающим Бога. Человек справедливый и добрый не даст чести своей иному, и не попустит, чтоб время благодати проходило без дела. Человек нищий и нуждающийся снабжается от Бога, потому что Господь никого не оставляет; но ты, отослав от себя убогого, уклонился от чести, данной тебе Богом, и удалил от себя благодать Его»16. Нищие приобретают в средние века некий ореол святости, они считаются ближе стоящими к Богу, поэтому добровольная нищета, нищета духа, прежде всего, отвергающая эгоистические чувства и борьбу за обладание, становится основным условием для достижения совершенной любви. Религиозно-этическое оправдание и превознесение бедности как отказа от пристрастия к земным благам находит наивысшее выражение в проповеди католического святого Франциска Ассизского, призывавшего «следовать нагими за нагим Христом» (выражение восходит к св. Иерониму) и заключившего «брак» с Дамой Бедностью.

При этом важно, что бедность понимается в средние века, прежде всего, как бедность желаний, притязаний, привязанностей. Душа, лишенная пристрастия к земным благам, считается чистой душой, позволяющей достигнуть царства Небесного. Внешняя бедность может сохранять в душе человека жадность и корыстолюбие, что нравственно недопустимо. Можно «быть бедняком, не имеющим почти никакой собственности и сгорающим от чувства любостяжания, жадности, зависти к имущим. Возможно, что такое чувство не только не будет побеждено приобретением собственности (если этот бедняк почему-либо вдруг разбогатеет), но будет еще больше распаляться, как страсть к золоту у «Скупого рыцаря», так что единственная реальная над ним победа может быть совершена не извне, но изнутри»17. Поэтому в Евангелие от Матфея читаем: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3)18.

Такая экономическая категория, как богатство, также неоднозначно трактуется христианской мыслью. Земное богатство апостолы называют «малым», или «ложным», так как оно временно и скоропреходящее, а богатство небесное — «многим», «истинным», так как оно всегда пребывает и прибывает. Так же, как и собственность, богатство рассматривается с двух сторон: религиозно-этической и социально-экономической. Социально-экономическое понимание богатства подразумевает физическое владение человека материальными благами. С этой точки зрения, богатство предстает как нравственно нейтраль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.