Научная статья на тему 'Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза'

Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4647
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / STRESSFUL SITUATION / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / MENTAL SELF-REGULATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / КОПИНГ-СТРЕССОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / COPING-STRESS BEHAVIORAL STRATEGY / RESISTANCE TO STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Теплякова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы организации работы по формированию стрессоустойчивости у студентов-первокурсников педагогического вуза и задачи преодоления переживаемых ими стрессовых ситуаций на начальном этапе обучения. Автором представлен опыт работы в данной области, описаны причины, порождающие эмоциональные переживания у студентов в адаптационный период и пути решения проблемы преодоления стрессов. Представлены возможности использования психологического тренинга как одной из активных форм обучения с целью повышения стрессоустойчивости студенчества, описаны методы и приемы психической саморегуляции. В статье представлены результаты проведенного исследования, позволившего выявить исходный уровень сформированности стрессоустойчивости у студентов-первокурсников, а также определить копинг-поведенческие стратегии, используемые ими в стрессовых ситуациях. Автор представляет основные задачи формирования стрессоустойчивости: управление стрессогенностью ситуации, управление своим состоянием и восстановление после стресса, а также условия ее формирования в процессе психологического тренинга: формирование знаний о стрессе, его причинах, способах его преодоления, и о стрессоустойчивости; формирование представления о методах психической саморегуляции и основах управления стрессом; обучение студентов основным навыкам саморегуляции эмоциональных состояний, способам и техникам восстановления после пережитого стресса. Рассматриваются такие методы психической саморегуляции как: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация, дыхательная гимнастика и визуализация, способствующие сохранению психологического здоровья студентов-первокурсников в сложный адаптационный период. Полученные в ходе реализации комплексного психолого-педагогического воздействия на студентов в адаптационный период с целью повышения их стрессоустойчивости результаты характеризуются практической значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Теплякова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRESS RESISTANCE AS AN ACTUAL PROBLEM OF UNIVERSITY FRESHMEN

In article questions of the organization of work on formation of resistance to stress at first-year students of pedagogical higher education institution and a problem of overcoming the stressful situations endured by them at the initial stage of training are considered. The author presents the experience in this field, describes the reasons that give rise to emotional experiences of students in the adaptation period and ways to solve the problem of overcoming stress. The article presents the possibility of using psychological training as one of the active forms of training in order to increase the stress resistance of students, describes the methods and techniques of mental self-regulation. The article presents the results of the study, which allowed to identify the initial level of stress resistance formation in first-year students, as well as to determine coping-behavioral strategies used by them in stressful situations. The author presents the main tasks of stress resistance formation: management stressful situations, management of their condition and recovery after stress, as well as the conditions of its formation in the process of psychological training: formation of knowledge about stress, its causes, ways to overcome it, and about stress resistance; formation of an idea about methods of mental self-regulation and the basics of stress management; teaching students the basic skills of self-regulation of emotional States, methods and techniques of recovery after stress. Such methods of mental self-regulation as: autogenic training, muscle relaxation, meditation, respiratory gymnastics and visualization, contributing to the preservation of the psychological health of first-year students in a complex adaptation period, are considered. The results obtained during the implementation of the complex psychological and pedagogical impact on students in the adaptation period in order to increase their stress resistance are characterized by practical significance.

Текст научной работы на тему «Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза»

Teplyakova Irina Vladimirovna FORMATION OF STRESS ...

pedagogical sciences

УДК 378.4:159.942

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА

© 2018

Теплякова Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики начального образования Иркутский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, улица Нижняя Набережная, 6, e-mail: teplirina@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации работы по формированию стрессоустойчивости у студентов-первокурсников педагогического вуза и задачи преодоления переживаемых ими стрессовых ситуаций на начальном этапе обучения. Автором представлен опыт работы в данной области, описаны причины, порождающие эмоциональные переживания у студентов в адаптационный период и пути решения проблемы преодоления стрессов. Представлены возможности использования психологического тренинга как одной из активных форм обучения с целью повышения стрессоустойчивости студенчества, описаны методы и приемы психической саморегуляции. В статье представлены результаты проведенного исследования, позволившего выявить исходный уровень сформированности стрессоустойчивости у студентов-первокурсников, а также определить копинг-поведенческие стратегии, используемые ими в стрессовых ситуациях. Автор представляет основные задачи формирования стрес-соустойчивости: управление стрессогенностью ситуации, управление своим состоянием и восстановление после стресса, а также условия ее формирования в процессе психологического тренинга: формирование знаний о стрессе, его причинах, способах его преодоления, и о стрессоустойчивости; формирование представления о методах психической саморегуляции и основах управления стрессом; обучение студентов основным навыкам саморегуляции эмоциональных состояний, способам и техникам восстановления после пережитого стресса. Рассматриваются такие методы психической саморегуляции как: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация, дыхательная гимнастика и визуализация, способствующие сохранению психологического здоровья студентов-первокурсников в сложный адаптационный период. Полученные в ходе реализации комплексного психолого-педагогического воздействия на студентов в адаптационный период с целью повышения их стрессоустойчивости результаты характеризуются практической значимостью.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, стрессовая ситуация, психическая саморегуляция, психологическое здоровье, копинг-стрессовая поведенческая стратегия.

FORMATION OF STRESS RESISTANCE AS AN ACTUAL PROBLEM OF UNIVERSITY FRESHMEN

© 2018

Teplyakova Irina Vladimirovna, senior lecturer, the department psychology and pedagogy of primary education Irkutsk State University (664011, Russia, Irkutsk, street Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, e-mail: teplirina@yandex.ru)

Abstract. In article questions of the organization of work on formation of resistance to stress at first-year students of pedagogical higher education institution and a problem of overcoming the stressful situations endured by them at the initial stage of training are considered. The author presents the experience in this field, describes the reasons that give rise to emotional experiences of students in the adaptation period and ways to solve the problem of overcoming stress. The article presents the possibility of using psychological training as one of the active forms of training in order to increase the stress resistance of students, describes the methods and techniques of mental self-regulation. The article presents the results of the study, which allowed to identify the initial level of stress resistance formation in first-year students, as well as to determine coping-behavioral strategies used by them in stressful situations. The author presents the main tasks of stress resistance formation: management stressful situations, management of their condition and recovery after stress, as well as the conditions of its formation in the process of psychological training: formation of knowledge about stress, its causes, ways to overcome it, and about stress resistance; formation of an idea about methods of mental self-regulation and the basics of stress management; teaching students the basic skills of self-regulation of emotional States, methods and techniques of recovery after stress. Such methods of mental self-regulation as: autogenic training, muscle relaxation, meditation, respiratory gymnastics and visualization, contributing to the preservation of the psychological health of first-year students in a complex adaptation period, are considered. The results obtained during the implementation of the complex psychological and pedagogical impact on students in the adaptation period in order to increase their stress resistance are characterized by practical significance.

Keywords: stress, stress resistance, resistance to stress, stressful situation, mental self-regulation, psychological health, coping-stress behavioral strategy.

Несмотря на обширное количество работ, посвященных проблеме изучения стрессоустойчивости, интерес к данной проблеме до сих пор не иссякает. Напротив, эта проблема с каждым годом становится всё более популярной для изучения. И это легко объяснить тем, что современный ритм жизни жестко диктует свои условия, поэтому избежать стрессовых ситуаций практически невозможно: стресс сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Студенты-первокурсники уже на начальном этапе своего обучения сталкиваются со многими трудными для них жизненными ситуациями, способными привести к переживанию ими стресса: зачастую смена места жительства, как следствие, - разлука с привычным для них окружением, сравнительная свобода студенческой жизни, адаптация к новым условиям проживания. Все это порождает у них эмоциональные переживания и делает их более уязвимыми к стрессовым воздействиям.

Социальная, культурная, экономическая разнородность студенческой группы также может выступить фактором, способствующим развитию психологического стресса у студентов-первокурсников. Современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, за счет чего у них нередко наблюдается негативное отношение к учебной деятельности. При этом особую роль в развитии стрессов у студентов-первокурсников играют ситуации, связанные с учебой, экзаменами. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся высшей школы, поскольку необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзамену, создает дополнительное напряжение для обучающегося. К этому можно добавить нарушение режима сна и бодрствования, привычного образа жизни в период сессии. Поэтому неудивительно, что во время экзаменационной

педагогические науки

Теплякова Ирина Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ...

сессии студенты сталкиваются с большим количеством стрессогенных факторов, приводящих в итоге к развитию выраженного стресса уже на начальном этапе обучения.

Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности студента. А постоянно переживаемый первокурсниками стресс и его последствия представляют подчас достаточно серьезную угрозу их психологическому здоровью. Однако стоит отметить, что именно в этот период формируется будущий профессионал, уровень стрессоустойчивости которого непосредственно повлияет на успешность деятельности и стиль жизни в дальнейшем. Именно поэтому на первый план должна выходить забота о сохранении психологического здоровья обучающихся.

Таким образом, проблема исследования и формирования стрессоустойчивости у студентов-первокурсников на сегодняшний день, когда ритм жизни становится всё более интенсивным, несомненно актуальна.

Слово «стресс» с английского языка переводится как давление, нажим, напряжение, или внешнее воздействие, создающее это состояние [1].

Впервые же стресс как реакцию организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия описал Ганс Селье [2], [3].

Р. Лазарус под стрессом понимал нервно-эмоциональное напряжение, превышающее способности организма к адекватному ответу на экстремальное воздействие [4].

В наше время в соответствии с системным подходом стресс изучается с позиций физиологического, психологического и поведенческого уровней.

По мнению Р. Лазаруса, стресс физиологической природы представляет собой непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. Он считает, что физиологический и психологический стрессы отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. При психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны [4].

Общеизвестен тот факт, что стрессовые реакции «запускаются» как реальными событиями, так и воображаемыми, в связи с чем становится весьма важной устойчивость к стрессу, выступающая важным фактором сохранения нормальной работоспособности и эффективного взаимодействия с окружением. О высокой устойчивости к стрессу можно говорить лишь тогда, когда многочисленные затруднительные ситуации приводят к порождению благоприятных первичных и вторичных оценок, что, в свою очередь, препятствует возникновению разрушительных последствий стресса и способствует конструктивному взаимодействию с ним.

До настоящего времени категория стрессоустой-чивости не приобрела однозначной трактовки. Данное понятие могут заменять на синонимичные: эмоциональная, психологическая, психофизиологическая, моральная, морально-психологическая, эмоционально-волевая устойчивость, устойчивость личности и т.д.

Среди множества определений стрессоустойчивости, когда ее определяют и как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации (Б.Х. Варданян) [5], и как интегративное свойство человека, характеризующееся необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности (В.А. Бодров и А.А. Обознов)

[6], и как качество личности, состоящее в совокупности нескольких компонентов: психофизиологического, эмоционального, мотивационного, волевого, информационного и интеллектуального [7], [8], наиболее полным нам представляется определение Марии Тышковой, определяющей стрессоустойчивость как:

1) способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении;

2) способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональнее напряжение, возникающее под воздействием стрессоров;

3) способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации [9].

Полученные в ходе теоретического осмысления проблемы выводы позволили нам определить цель экспериментального исследования: выявить уровень сфор-мированности стрессоустойчивости у студентов-первокурсников.

Исследование, проведенное автором на базе отделения педагогического, социального и специального образования педагогического института Иркутского государственного университета с целью оценки исходного уровня сформированности стрессоустойчивости у студентов-первокурсников (всего было опрошено 78 чел.), свидетельствует о том, что для 47% студентов-первокурсников характерны низкие показатели устойчивости к стрессу: из них уровень стрессоустойчивости ниже среднего продемонстрировали 40% испытуемых, низкий уровень стрессоустойчивости диагностирован у 7% опрошенных. Средний уровень стрессоустойчивости выявлен у 37% испытуемых, уровень выше среднего - у 13% опрошенных, и высокий уровень стрессоустойчивости продемонстрировали 3% испытуемых.

Результаты качественного анализа проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: низкие показатели по данному тесту характеризуют студентов, как не способных противостоять действию стресс-факторов. Эти испытуемые обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. У них возможны нервно-психические срывы.

В то время как высокий уровень устойчивости к стрессу свидетельствует о высокой способности организма сохранять нормальную работоспособность в стрессовой ситуации. Студенты с высоким уровнем стрессоустойчивости достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, они не конфликтны и обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Вместе с тем, данные, полученные с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [10], проведенной с целью выявления доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий, свидетельствуют о том, что стратегия решения задачи выявилась у подавляющего большинства опрошенных (99%), что, в свою очередь, свидетельствует об осознании студентами-первокурсниками необходимости найти выход из стрессовой ситуации. Эмоциональное реагирование на стрессовую ситуацию продемонстрировали чуть больше половины опрошенных студентов (54%). Этих испытуемых характеризуют эмоциональные «всплески» при переживании стрессовых ситуаций, резкие перепады настроения, а также «выплеск» всех переживаний либо на окружающих, либо на себя (в форме аутоагрессии). Стратегия избегания была выявлена у 82% испытуемых. Эта стратегия характерна для тех студентов, кто откладывает решение проблемы или вовсе не желает с ней разбираться. Несмотря на то, что у них наблюдается осознанное отношение к стрессовой ситуации, и они признают не-

Teplyakova Irina Vladimirovna FORMATION OF STRESS ...

pedagogical sciences

обходимость её решения, ответственность за это брать на себя пока не готовы по каким-либо причинам. В качестве подвидов избегания выделяют стратегии отвлечения и социального отвлечения. В рамках данного исследования стратегия отвлечения была выявлена у 72% опрошенных, а стратегия социального отвлечения проявилась у 13% респондентов. В этом случае ближайшее окружение обучающегося может его поддержать, отвлечь, помочь найти выход из стрессовой ситуации.

Также можно отметить одну особенность: проявление нескольких копинг-стрессовых поведенческих стратегий одновременно у большинства испытуемых, свидетельствующих, на наш взгляд, о ситуативности проявления данных стратегий в зависимости от обстоятельств и отношения студента к стрессовой ситуации. Таким образом, почти половина опрошенных студентов (47%) продемонстрировали низкие показатели устойчивости к стрессу (уровень стрессоустойчивости ниже среднего и низкий), и при этом наиболее часто обучающиеся прибегают к стратегии избегания при решении своих проблем (82% опрошенных).

Как правило, сам стресс и стрессовые ситуации не опасны для человека и не вредят его здоровью. Но происходит это только в случае адаптации организма к ситуации в период напряженного воздействия на него, и нагрузка при этом на организм не должна быть запредельной. Следует учитывать, что у каждого организма существуют свои уровни резервных возможностей, т.н. «адаптационной энергии». Именно этим объясняются индивидуальные различия в ответной реакции на одну и ту же стрессовую ситуацию [11].

Из всего вышесказанного следует, что необходимо формировать стрессоустойчивость у студентов-первокурсников. Им необходимо научиться выдерживать высокий уровень учебной нагрузки, управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях для сохранения психологического здоровья, вовремя мобилизовывать свои внутренние ресурсы для преодоления стрессовой ситуации.

Опыт нашей работы наглядно показывает, что для предупреждения переживания стрессовых ситуаций студентами-первокурсниками необходима, прежде всего, работа по организации сопровождения в адаптационный период. Данный опыт работы автора ранее уже был описан в статье «Сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников педагогического вуза: опыт куратора» [12].

При формировании стрессоустойчивости можно выделить три основные задачи: управление стрессогенно-стью ситуации, управление своим состоянием и восстановление после стресса.

Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния стрессорных факторов во многом зависит от умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции [13].

При всем многообразии существующих средств и методов коррекции стресса и повышения стрессоустой-чивости, наиболее приемлемым и действенным средством, на наш взгляд, является психологический тренинг, основанный на методах психической саморегуляции [14]. Психологический тренинг при этом выступает формой активного обучения, позволяющей студентам «самоформировать» определенные навыки и умения со-владания со стрессовой ситуацией, анализировать возникающие ситуации с разных точек зрения и развивать в себе способности самопознания [15], при том, что в тренинге можно сочетать самые разные формы обучения - лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на апробацию необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника. Сочетание различных форм обучения обеспечивает гораздо более эффективное усвоение материалов тренинга, чем в рамках традиционных занятий, и способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее,

чем на традиционных занятиях [16].

Повышению стрессоустойчивости студентов будет способствовать соблюдение определенных условий ее формирования в процессе психологического тренинга. Прежде всего, работу необходимо начинать с формирования знаний о стрессе, его причинах, способах его преодоления, и о стрессоустойчивости. Также необходимо сформировать у студентов представление о методах психической саморегуляции и основах управления стрессом. И наконец, обучить их основным навыкам саморегуляции эмоциональных состояний, способам и техникам восстановления после пережитого стресса.

Принято считать, что человек может влиять на самого себя тремя способами, которые в той или иной степени применяются в психической саморегуляции: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова. Овладение методикой психической саморегуляции позволяет развить повышенную восприимчивость к самообращениям, самопобуждению, самоприказу и т.д. У прошедших обучение психической саморегуляции снижается склонность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и растерянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности способствует укреплению психологического здоровья [17].

В настоящее время существует значительное количество методических разновидностей саморегуляции, которые успешно применяются на практике. Наиболее известными и распространенными из них являются: аутогенная тренировка (аутотренинг), способствующий снятию симптомов стрессорного воздействия, обеспечению полноценного отдыха телу и уму от физических и психических нагрузок, в основе которой лежит применение специальных приемов психического самовоздействия, формул самовнушения, позволяющих оказывать влияние на процессы, происходящие в организме, в том числе, не поддающихся в обычных условиях контролю сознания [17]; мышечное расслабление (релаксация), способствующая снятию (или ослаблению) нервно-психического напряжения и, следовательно, предупреждению и преодолению стрессовых состояний; дыхательная гимнастика, помогающая студентам стабилизировать эмоциональное состояние; медитация - состояние расслабленной сосредоточенности, благодаря которому происходит снятие психоэмоционального напряжения, умственной и физической усталости; и наконец, визуализация - представление образов - метод, направленный на развитие способности управлять своим состоянием посредством образов. «Включение» картинки, вызывающей приятное воспоминание, в стрессовой ситуации позволяет не «зацикливаться» на отрицательных эмоциях.

Таким образом, психологический тренинг открывает широкие возможности для овладения студентами-первокурсниками вышеперечисленными методами и приемами психической саморегуляции, что, в свою очередь, может способствовать эффективному предупреждению и успешному преодолению стрессовых состояний у студентов на начальном этапе обучения и формированию у них стрессоустойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мюллер В. К. Новый англо-русский русско-английский словарь: 250000 слов и словосочетаний с двусторонней транскрипцией : [12+] / В. К. Мюллер. - М. : Хит-книга, 2017. - 862, [1] с.

2. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1979. - 123 с.

3. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви / Пер. с англ. - Л. : Медицина, 1970. - С. 178-208.

педагогические науки

Теплякова Ирина Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ...

5. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б. Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процеся.

- М. : Наука, 1983. - С. 542-543.

6. Бодров В. А. Состема психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора / В. А. Бодров, А. А. Обознов // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 4. - С. 32-44.

7. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин // Молодой ученый.

- 2012. - № 9. - С. 243-246.

8. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И. А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 2. - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46005.htm.

9. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / М. Тышкова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 27-33.

10. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т. Л. Крюкова. - изд. 2-е, исправленное, дополненное. - Котрома : КГУ им. Н.А. Некрасова - Авантитул, 2010. - 64 с.

11. Съедин С. И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья / С. И. Съдин // Мир психологии.

- 2002. - № 4. - С. 235-245.

12. Теплякова И. В. Сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников педагогического вуза: опыт куратора / И. В. Теплякова // Дискуссия. - 2016. - № 3 (66). - С. 127-132.

13. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. - М. : Наука, 2001. - 192 с.

14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - СПб. : 2006. - 256 с.

15. Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция седьмая. Психологический тренинг как форма развивающей работы / М. Р. Битянова // Школьный психолог. - 2004. - № 46. - С. 86-93.

16. Вачков И. В. психологический тренинг / И. В. Вачков // Народное образование. - 2001. - № 9. - С. 185193.

17. Шингаев С. М. О применении методов психической саморегуляции для сохранения психического здоровья преподавателя вуза / С. М. Шингаев, Ю. М. Якимов // Инновации в образовании. - 2003. - № 2. - С. 29-34.

Статья поступила в редакцию 27.01.2018 Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.