Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации'

Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1040
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / СУБЪЕКТ РОСС ИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES / INTEGRATION / GLOBAL ECONOMY / FOREIGN TRADE / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / EXPORT / IMPORT / FOREIGN INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линецкий Александр Федорович

Приведено авторское определение стратегии развития внешнеэкономической деятельности субъекта Федерации, предложены научные подходы к ее разработке и формированию. Показана динамика и разработан комплекс мер в стратегию развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Линецкий Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Strategy for the Foreign Economic Activities Development in the Subject of the Russian Federation

The article presents authors definition of the strategy for foreign economic activities development in the subject of the Federation and suggests scientific approaches to its formation. There is shown the dynamics and elaborated the complex of measures into the strategy for foreign economic development of the Sverdlovsk oblast.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации»

УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/25-26/2011

^ Линецкий Александр Федорович

Кандидат экономических наук, доцент

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны:

8 (343) 266-13-47, 8-912-24-78-789 E-mail: lin-af@mail.ru

Ключевые слова

внешнеэкономическая

деятельность

интеграция

мировая экономика

внешняя торговля

субъект российской федерации

экспорт

импорт

иностранные инвестиции

Аннотация

Приведено авторское определение стратегии развития внешнеэкономической деятельности субъекта Федерации, предложены научные подходы к ее разработке и формированию. Показана динамика и разработан комплекс мер в стратегию развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области.

Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации (субъекты Федерации), получив в 1993 г. конституционное право осуществлять международные и внешнеэкономические связи [1, пп. «о» п. 1 ст. 72 гл. 3], активно включились в данный процесс. По мере наращивания субъектами Федерации нормативноправовой базы и опыта внешнеэкономической деятельности (ВЭД) акцент в этой сфере все более перемещается на региональный уровень, что обусловливает повышение их роли в дальнейшей интеграции России в мировую экономику.

Важнейшее значение для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации (российских регионов) имеет разработка, формирование и реализация эффективной стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона.

По мнению автора, стратегия развития ВЭД субъекта Федерации - комплекс согласованных планов действий органов государственной власти субъекта Федерации, территориальных представительств федеральных органов власти в сфере координации внешнеэкономической деятельности, а также ее участников и всех институтов, связанных с содействием осуществлению внешнеторговой, инвестиционной и других видов ВЭД, разработанный на основе анализа состояния внутреннего и внешнего рынков, опирающийся на экономический потенциал региона.

Разрабатывается стратегия развития ВЭД субъекта Федерации учетом его специализации, экономического потенциала, опыта практического осуществления международных и внешнеэкономических связей, исходя из установленных приоритетов в развитии внешнеэкономического сотрудничества. Этапы формирования стратегии, их цели и содержание приведены в табл. 1.

Грамотно сформированная региональная стратегия развития ВЭД позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на реализации внешнеэкономического потенциала и тем самым обеспечить эффективность развития международной и внешнеэкономической деятельности региона.

Стратегия развития ВЭД субъекта Федерации должна содержать все возможные механизмы развития и государственной поддержки международной и внешнеэкономической деятельности, в том числе программы стимулирования экспорта и импор-тозамещения, приоритетные и перспективные направления развития ВЭД, комплексные меры по развитию инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей, улучшению внешнеэкономического имиджа и повышению инвестиционной привлекательности, предусматривать совершенствование кадрового и информационного обеспечения ВЭД, развитие законодательной базы внешнеэкономической деятельности и др. (см. рисунок).

Стратегия развития ВЭД региона не может противоречить приоритетам внешнеэкономической политики страны и должна способствовать экономическому росту национальной экономики в целом. Она устанавливает и регулирует экономические связи региона с иностранными государствами в области внешнеторговой и инвестиционной деятельности, включает в себя экспортную и импортную стратегию.

Экспортная внешнеторговая стратегия должна быть направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных товаров региональной экономики и стимулирование производства этих товаров, для чего и используется бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР.

Импортная внешнеторговая стратегия субъекта Федерации должна

Formation of the Strategy for the foreign Economic Activities Development in the Subject of the Russian federation

Aleksandr F. Linetsky

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prnf. of Global Economics Dprt.

The Urals State University

of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: 8 (343) 266-13-47,

8-912-24-78-789

E-mail: lin-af@mail.ru

In 1993 the subjects of the Russian Federation (subjects of the Federation) were granted the constitutional right to carry out international and foreign economic relations [1; sub-paragraph "o", paragraph 1, article 72, chapter 3], and they have actively joint this process. As the regions' legal framework for foreign economic activities (FEA) and their experience grew the focus in this field was shifting more and more to regional level and this finally led to the regions' increased role in Russia's integration into global economy.

For further progress in the foreign economic activities of the RF subjects it is important to formulate and realize effective strategy for FEA development.

In the author's opinion, the strategy for the FEA development in the subject of the Federation is a complex of agreed actions of the local authorities and local representative offices of the federal authorities concerning coordination of the foreign economic activities and its participants and all institutions assisting foreign trade, foreign investment and other types of foreign economic activities. This complex is designed on the basis of foreign and domestic markets survey and relies heavily on the region economic potential.

The strategy for the FEA development in the subject of the Federation is built up according to its specialization, economic potential, experience in cultivating cultivating international and foreign economic relations, and taking into account the established priorities in promoting foreign economic cooperation. The stages of the strategy formation, their objectives and content are given in the table 1.

Regional strategy for the FEA development which is adeptly built allows concentrating the efforts and resources on the realization of the foreign economic potential and thus making region's international and foreign economic activities quite efficient.

The strategy must incorporate all possible mechanisms of the FEA development and government support including export incentives programs; import substitution

programs; prioritized and perspective directions of the FEA development; complex measures to enhance FEA infrastructure, promote foreign economic image, raise investment attractiveness, improve the maintenance of the FEA staff and information and provide FEA legal framework etc. (picture).

Strategy for region FEA development must comply with the priorities of the country foreign economic policy and contribute to the national economic growth generally. The strategy establishes and regulates region's economic relations with foreign countries in the area of foreign trade and investment activities and includes export and import strategies.

Export foreign trade strategy must aim to sell competitive products of the regional economy in the global market and encourage the production of them. Budget funding, loans, R&D funding are typically used for the latter.

The objective of the import foreign trade strategy in the subject of the Federation must be to control the import of foreign goods and services to the regional market and interact effectively with federal authorities.

The strategy for the FEA development in the subject of the Federation enables the subject to present its competitive advantages and benefit from them, to improve foreign economic image and raise investment attractiveness for foreign partners.

In the author's view, testing of the above-mentioned suggestions on the example of the Sverdlovsk oblast to form regional strategy for the FEA development can be of practical interest.

In conditions of post-crisis period the RF foreign trade as 2010 results say resumed its growth. Foreign trade in the Sverdlovsk oblast recovered as well (table 2) even though the indicators are given without figures covering its trade with the Republic of Kazakhstan, because after July, 1 2010 when customs formalities at the Russia-Kazakhstan border within the

Key words

foreign economic activities integration global economy foreign trade

subject of the Russian federation

export

import

foreign investment

Summary

The article presents author's definition of the strategy for foreign economic activities development in the subject of the Federation and suggests scientific approaches to its formation. There is shown the dynamics and elaborated the complex of measures into the strategy for foreign economic development of the Sverdlovsk oblast.

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/25-26/2011

Таблица 1- Этапы формирования стратегии развития ВЭД субъекта Федерации

Этап Цель Информационная и аналитическая база для разработки Содержание

1 подготовительный мониторинг и прогноз изменения внутренних и внешних факторов определение целей и задач функционирования внешнеэкономического комплекса региона

2 Сбор и анализ исходной информации мониторинг и анализ тенденций развития вЭД, в том числе по ее видам (внешняя торговля, производственная кооперация, инвестиционное сотрудничество и др.) оценка текущего состояния и прогноз развития внешнеэкономической деятельности региона

3 определение приоритетов в развитии вэд Специализация и конкурентные преимущества субъекта Федерации обоснование приоритетов в развитии вЭД

4 разработка перспективных направлений и комплекса мер по развитию вЭД перечень внешнеэкономических приоритетов план перспективных направлений и мероприятий по развитию вЭД субъекта Федерации

5 оформление стратегии развития вЭД региона информация, подготовленная на предварительных этапах разработки стратегии введение, содержание, заключение стратегии развития вЭД региона и необходимые приложения

быть направлена на регулирование ввоза на рынок региона иностранных товаров, работ и услуг, на взаимодействие с федеральными органами государственной власти.

Стратегия развития внешнеэкономической деятельности субъекта Федерации позволяет показать и использовать все конкурентные преимущества территории, улучшить внешнеэкономический имидж и повысить инвестиционную привлекательность субъекта Федерации для иностранных партнеров.

На взгляд автора, представляет практический интерес апробация некоторых вышеизложенных подходов на примере Свердловской области при формировании стратегии развития ВЭД региона.

В условиях посткризисного перио-

да внешняя торговля Российской Федерации по итогам 2010 г. возобновила свой рост. Также увеличились объемы внешней торговли Свердловской области (табл. 2). Причем показатели Свердловской области приведены без учета ее торговли с Республикой Казахстан, так как в связи с отменой с 1 июля 2010 г. таможенного оформления товаров на российско-казахстанской границе в рамках Таможенного союза эта официальная статистическая информация в настоящее время отсутствует.

В рейтинге субъектов Федерации по объему внешней торговли Свердловская область занимает 5-е место после Москвы, Московской области, Санкт Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. Доля Среднего Урала во внеш-

неторговом обороте России в последние годы составляет примерно 2%. При этом, как следует из табл. 2, доля Свердловской области в российском экспорте выше (более 2%), чем в российском импорте (менее 2%).

Динамика объема поступлений иностранных инвестиций в экономику России в целом и экономику Свердловской области в 2008-2010 гг. приведена в табл. 3. Ее данные говорят о том, что в условиях посткризисного периода рост поступлений иностранных инвестиций как в целом в экономику России, так и в экономику Свердловской области возобновился. Однако доля Свердловской области по этому показателю за три последних года снизилась с 2,02 до 1,27%.

Для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности и повышения инвестиционной привлекательности конкретного субъекта Федерации - Свердловской области -автор предлагает включить в стратегию развития ВЭД Среднего Урала следующие приоритетные направления и комплексные меры.

организационные меры, подготовка и повышение квалификации в сфере вэд

• Разработка региональной программы стимулирования экспорта продукции глубокого передела на основе конкурентных преимуществ региона.

• Разработка региональной программы импортозамещения.

• Разработка и реализация мероприятий по интенсификации внешнеэкономической деятельности Свердловской области.

• Организация и проведение обучающих семинаров с участниками

Стратегия развития ВЭД субъекта Федерации

Table 1 - Formation stages of the strategy for the FEA development in the subject of the Federation

stage ojective Information and analytical sources for elaboration Content

1 To prepare Monitoring and forecast of the changes in internal and external factors Setting up the objectives and tasks for functioning of the region foreign economic complex

2 To collect and analyze primary data Monitoring and analysis of the FEA development trends including the analysis by its types (foreign trade, production cooperation, investment cooperation etc) Evaluating current state and forecasting region's FEA development

3 To identify the FEA development priorities Specialization and competitive advantages of the subject of the Federation Grounding the priorities in FEA development

4 To elaborate perspective directions and a set of measures to develop FEA The list of foreign economic priorities planning perspective directions and measures to develop FEA in the subject of the Federation

5 To draw up the strategy for region's FEA development Information obtained during previous stages Introduction, content and conclusion of the strategy for the region's FEA development and required appendices

Customs Union were abolished official statistical information is missing.

In the rating of the RF subjects by foreign trade the Sverdlovsk oblast is ranked the fifth after Moscow, the Moscow oblast, Saint-Petersburg and the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra. Middle Urals share in the Russian foreign trade turnover recently has amounted to approximately 2%. At that as the table 2 suggests the Sverdlovsk oblast total share in Russian export is higher (more than 2%), than in Russian import (less than 2%).

The dynamics of the foreign investment in Russia and in the Sverdlovsk oblast is presented in the table 3. The data suggest in post-crisis period growth of the foreign investment both to the Russian economy and to the Sverdlovsk oblast economy resumed. Yet Sverdlovsk oblast share in the overall foreign investment for the last three years has decreased from 2.02 to 1.27%.

To further develop foreign economic activities and increase investment attractiveness of the RF subject - the Sverdlovsk oblast - the author proposes to include into the strategy for FEA development the following top directions and complex measures:

oRGANizATioNAL MEAsuREs,

PROFESSIONAL TRAINING

AND QUALIFICATION IMPROVEMENT

IN THE SPHERE OF FOREIGN

ECONOMIC ACTIVITIES

• Drawing up regional export incentives program for high value added products on the basis of region's competitive advantages.

• Drawing up regional import substitution program.

• Intoducing and implementing measures to intensify FEA in the Sverdlovsk oblast.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Arranging seminars with FEA participants and representatives of the higher education institutions to capture topical issues of FEA development.

• Encouraging the realization of the oblast program for managers training for the needs of the national economy.

• Organizing meetings with enterprises' representatives to brainstorm ideas concerning perspective cooperation projects with particular countries.

• Stimulating the development of the foreign economic activities with CIS countries for the reason that a few decades ago we enjoyed close cooperation with them. Lately their share in Russian foreign trade fell (more than three times) from its maximum - 44.8% in 1993 to the very minimum of 14.6% in 2010.

• Formulating and realizing the complex of measures to support FEA at the

municipal level. Local authorities appear to be mostly outside FEA legislation and the limits of their power remain rather vague. In addition, the legislation does not specify the role of regional authorities in coordination of municipalities' international and foreign economic relations.

• Inviting foreign investors to finance high-tech, innovative projects that are based on modern scientific-technological developments and the latest state-of-the-art technologies.

• Designing the system of legal and organizational support of large investment projects and programs.

• Streamlining the mechanism for settling property disputes. The situation when the courts take completely opposite decisions does not favour new investors.

Strategy for FEA development in the subject of the Federation

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/25-26/2011

Таблица 2 - Внешняя торговля Свердловской области в 2008-2010 гг. [2], млрд дол. США

Субъект Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт

2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010

российская Федерация 763,5 495,2 625,4 467,6 301,7 396,4 295,9 193,5 229,0

Свердловская область 14,0 10,2 12,3 9,9 7,4 8,9 4,1 2,8 3,4

доля, % 1,83 2,05 1,96 2,11 2,45 2,24 1,38 1,44 1,48

Таблица 3 - Иностранные инвестиции в экономику Свердловской области

в 2008-2010 гг. [3], млрд дол. США

Субъект 2008 2009 2010

российская Федерация 103,8 81,9 118,0

Свердловская область 2,1 1,4 1,5

доля, % 2 О, 2, 1,7 1,27

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.

ВЭД и представителями вузов по актуальным проблемам развития внешнеэкономической деятельности.

• Активизация реализации областной программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства.

• Организация и проведение совещаний с участием представителей хозяйствующих субъектов для выработки перспективных проектов сотрудничества с каждой конкретной страной.

• Стимулирование развития внешнеэкономической деятельности со странами СНГ, с которыми у нас еще недавно были широкие кооперационные связи. В последние годы доля во внешней торговле с данными странами сократилась (более чем в три раза) с максимальной - 44,8% в 1993 г. до минимальной - 14,6% в 2010 г.

• Разработка и реализация комплекса мер по стимулированию внешнеэкономических связей на уровне муниципальных образований, которые пока, в большей части, находятся за пределами нормативно-правового регулирования, так как остаются неясными объем их полномочий и роль органов государственной власти субъектов РФ в координации международных и внешнеэкономических связей муниципальных образований.

• Привлечение иностранных инвесторов к финансированию высокотехнологических, инновационных проектов, основанных на современных научно-технических разработках и новейших прогрессивных технологиях.

• Создание системы юридического и организационного сопровождения крупных инвестиционных проектов и программ.

• Упорядочивание механизма рассмотрения споров, связанных с отношениями собственности. Ситуации, когда суды, обладающие равной компетенцией, принимают по одному и тому же делу диаметрально противоположные решения, не способствуют привлечению новых инвесторов.

мероприятия по улучшению внешнеэкономического имиджа и повышению инвестиционной привлекательности региона

• Проведение презентаций и позиционирование возможностей Свердловской области и ее экономического потенциала в международном сообществе.

• Организация официальных приемов правительственных и деловых делегаций из других стран в Свердловскую область, в том числе в форме участия в ежегодных форумах и выставках, проводимых в Екатеринбурге, а также обеспечения участия делегаций Свердловской области в выставках и деловых форумах, проводимых в зарубежных странах.

• Укрепление конкурентных преимуществ предприятий и организаций Свердловской области, формирование имиджа области как территории высокого качества продукции и эффективного менеджмента в преддверии вступления России в ВТО.

• Создание общих благоприятных условий для воплощения имеющегося потенциала в конкретные инвестиционные проекты, привлекательные и убедительные для иностранного инвестора.

меры по развитию инфраструктуры вэд

• Дальнейшее расширение сети официальных представительств иностранных государств в г. Екатеринбурге.

• Развитие сети представительств Свердловской области за рубежом.

• Дальнейшая реконструкция аэровокзального комплекса международного аэропорта «Кольцово».

• Развитие транспортно-логистической системы Свердловской области, обеспечивающей:

- наличие современной и развитой транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике области;

- стимулирование развития транзитных перевозок через Свердловскую область;

- увеличение емкости и эффективности региональной товаропроводящей сети и оптимизация взаимодействия элементов системы;

- повышение качества и объема логистических услуг, в том числе путем интеграции отдельных звеньев и формирования единого информационного пространства;

- достижение синергетического эффекта с другими программами развития области.

• Создание новых (или относительно новых) и активизация действующих институтов развития бизнеса, в том числе:

- корпорации развития Среднего Урала;

- центра (рабочей группы, комиссии) при Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей (работодателей) по оказанию консультаций в подготовке документов для проведения расследований против недобросовестных иностранных конкурентов;

- инвестиционного фонда Свердловской области (его цель - расширить бюджетную поддержку инвестиционной деятельности, финансировать создание инфраструктуры для реализации приоритетных региональных проектов);

Table 2 - Sverdlovsk oblast foreign trade in 2008-2010yrs. [2], billion U.S. dollars

subject Foreign trade turnover Export Import

2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010

russian Federation 763,5 495,2 625,4 467,6 301,7 396,4 295,9 193,5 229,0

sverdlovsk oblast 14,0 10,2 12,3 9,9 7,4 8,9 4,1 2,8 3,4

share, % 1,83 2,05 1,96 2,11 2,45 2,24 1,38 1,44 1,48

compiled from the Rf federal customs service data.

Table 3 - Foreign investment into the Sverdlovsk oblast economy in 2008-2010 yrs. [3],

billion U.S. dollars

subject 2008 2009 2010

russian federation 103,8 81,9 118,0

sverdlovsk oblast 2,1 1,4 1,5

share, % 2,02 1,7 1,27

compiled from the federal state statistic service data.

MEASURES TO PROMOTE

FOREIGN ECONOMIC IMAGE AND

RAISE REGION'S ECONOMIC

ATTRACTIVENESS

• Giving presentations and positioning the Sverdlovsk oblast opportunities and its economic potential in the international community

• Holding official functions for government and business delegations from foreign countries in the Sverdlovsk oblast, for example, in the form of foreigners participation in annual forums and exhibitions hosted in Ekaterinburg. This also implies that Sverdlovsk oblast delegations in their turn take part in similar international events.

• Strengthening the competitive advantages of the Sverdlovsk oblast enterprises and organizations, building the oblast image as an area of high quality products and effective management in anticipation of Russia's WTO accession.

• Creating general favorable economic conditions for realization of existing potential in concrete investment projects that are promising and compelling for foreign investors.

MEASURES TO ENHANCE FEA

INFRASTRuCTuRE

• Keeping on extending the network of foreign countries representative offices in Ekaterinburg.

• Establishing a network of the Sverdlovsk oblast representative offices abroad.

• Modernizing Koltsovo, the Ekaterinburg international airport.

• Developing transport and logistics system of the Sverdlovsk oblast that provides:

- availability of modern transport and logistics infrastructure to ensure effective goods distribution and lower transport costs for regional economy;

- stimulation of transit traffic in the Sverdlovsk oblast;

- capacity and efficiency increase of the regional goods distribution network and optimization of the interaction between system's elements;

- enhancement of the logistics services quality and scope through integration of individual units and formation of a single information space;

- achieving synergy with other oblast development programs

• Creating new (or relatively new) and making use of present business development institutions among which there are:

- middle Urals development corporations;

- the center (a working group, a commission) at the Sverdlovsk Regional Union of Industrialists and Entrepreneurs (employers) that provides advice on the preparation of documents for investigations against unscrupulous foreign competitors;

- the Sverdlovsk oblast investment fund (its goal is to extend budget support for the investment activities and fund the infrastructure for the implementation of strategic regional projects);

- special economic zones at the regional level;

- regional industrial clusters;

- the network of testing laboratories and centers (their goal is to provide the opportunity to test out high-tech products independently);

- innovative development areas;

- public-private partnership mechanisms;

- single window services carried out on behalf of the investor (customer). The system encompasses getting all necessary permits for investment projects in federal, regional governments and local authorities.

IMPROVEMENT OF THE FEA

LEGISLATION

• It is vitally essential to adopt legally an accurate procedure to get registration and accreditation, licenses and permits related to investment activities, and impose strict deadlines on registration authorities for considering the applications.

• In the Sverdlovsk oblast legislation there must be recorded the possibility to adjudicate disputes both in local courts of competent jurisdiction in accordance with

the principles of territorial jurisdiction and in international legal institutions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• It is necessary to design regional regulations that stimulate:

- high value-added export;

- import substitution industries;

- the decrease of the tax burden on newly founded high technology export-oriented production;

- making preferential tax loans if there are created the objects of intellectual industrial property and the profit is allocated for the export-oriented production and that the loan is used to introduce innovations and to encourage export.

In conclusion we would like to point out that in conditions of the post-centralized economy and post-crisis period the role of the Russian regions in the RF foreign economic activities is constantly growing, thus the foreign economic activities of the subjects of the Russian Federation become an important factor of the Russia's integration into global economy.

This leads to the necessity of carrying on continue improvement of the management system and development of the foreign economic activities at federal, regional and municipal levels. Particular significance this issue acquires due to the forthcoming accession of the Russian Federation to the World Trade Organization as a major factor for its integration into global economy. At this it is highly important to build up an effective strategy for foreign economic activities development in the subject of the Russian Federation using the author's suggestions which can be used by every Russian region. ■

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/25-26/2011

І

0

І

Источники

1. Конституция Российской Федерации. http://www.constitution.ru/

2. Федеральная таможенная служба РФ. http://www.customs.ru

3. Федеральная служба государственной статистики. 11В1_: ГМр/Лм^.д!^™

4. Капустина Л. М. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве. Екатеринбург: УРО РАН, 2000.

5. Мальцев А. А. Экономико-статистический анализ развития внешнеэкономического комплекса экономического района: методологические аспекты (на примере Урала). Екатеринбург: УрГЭУ, 2008.

6. Татаркин А. И., Линецкий А. Ф. Развитие внешнеэкономической деятельности России на основе использования особенностей социально-экономического комплекса региона // Экономика региона. 2009. № 1(17). Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2009.

- особых экономических зон регионального уровня;

- территориально-производственных кластеров;

- сети испытательных лабораторий и центров (цель создания - обеспечение возможности проведения независимых испытаний высокотехнологичной продукции);

- территорий инновационного развития;

- механизмов государственночастного партнерства;

- служб «единого окна», осуществляющих от имени инвестора (заказчика) согласование и сбор необходимой разрешительной документации для реализации инвестиционного проекта в федеральных, региональных органах власти и органах местного самоуправления.

развитие

и совершенствование законодательной базы вэд

Необходимо законодательно установить четкий порядок регистрации и аккредитации, получения лицензий и разрешений, связанных с инвестиционной деятельностью, и ввести жесткие сроки для регистрационных органов при рассмотрении соответствующих заявлений.

В законодательстве Свердловской области должна быть зафиксирована возможность рассмотрения споров как в местных судах компетентной юрисдикции в соответствии с принципами территориальной подведомственности, так и в международных юридических институтах.

Обеспечить разработку областных нормативно-правовых актов, способствующих:

Финансово-экономический механизм поддержания инфраструктурного развития через модель государственночастного партнерства 1

Дубровский Валерий Жоресович

Доктор экономических наук, профессор, директор Института непрерывного образования, заведующий кафедрой экономики предприятий

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-57-40 Е-mail: dubr@usue.ru

Ключевые слова

финансово-экономическии

механизм

ресурсное обеспечение

государственно-частное

партнерство

инфраструктурное развитие

Кузьмин Евгений Анатольевич

Младший научный сотрудник управления по научноисследовательской работе

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-45 Е-mail: kuzmin@usue.ru

Аннотация

Описывается финансово-экономический механизм поддержания инфраструктурного развития через средства ресурсного обеспечения. Предлагается авторское видение подходов к расчету регулируемых инфраструктурных тарифов, а также процесса формирования фондов целевого капитала с целью управления финансовыми рисками при реализации проекта государственно-частного партнерства.

Инновационное развитие национальной экономической системы в современном мире невозможно без учета как специфических, характерных только для отдельной территории, особенностей ведения хозяйственной деятельности, так и условий создания новых точек роста путем объединения усилий со стороны государственных исполнительных органов и частного бизнеса. Такое взаимодействие реализуется в модели государственночастного партнерства (ГЧП) как одной из наиболее успешных форм развития инновационных технологий, создания новых предприятий и организаций, ориентированных на экспорт инноваций в другие страны.

Необходимость прорывного развития для любой национальной экономики возникает в силу различных причин. К основным из них можно отнести теку-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-12-66006а/У.

- развитию экспорта продукции глубокого передела;

- созданию и развитию импортозамещающих производств;

- снижению налоговой нагрузки на вновь созданные наукоемкие экспортоориентированные производства;

- предоставлению льготных налоговых кредитов при условии, что создаются объекты интеллектуальной промышленной собственности и прибыль направляется в экспотоориен-тированные производства, а такжеч-то кредит будет использоваться для введения инноваций в хозяйственный оборот и стимулирования экспорта.

В заключение отметим, что в условиях постцентрализованной экономики и посткризисного периода роль российских регионов во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации постоянно повышается.

Внешнеэкономическая деятельность ^ субъектов Федерации становится важным фактором дальнейшей интеграции России в мировую экономику.

Это обусловливает необходимость совершенствования системы управления и развития внешнеэкономической деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Особую значимость данная задача приобретает в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации как важнейшим фактором ее интеграции в мировую глобализированную экономику. Большое значение при этом имеет разработка и формирование эффективной стратегии развития ВЭД субъекта Федерации с использованием предложенных автором научных подходов, которые могут быть применены каждым регионом Российской Федерации. ■

References

1. The Constitution of the Russian Federation. http://www.constitution.ru/

2. Official website of the RF Federal Customs Service. URL: http://www.cus-toms.ru

3. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: http / / www.gks.ru

4. Kapustina L.M. The region in global and national economic space. Ekaterinburg: Urals branch of the Russian Academy of Sciences, 2000.

5. Maltsev A.A. Economic-statistical analysis of foreign economic complex development of the economic area: methodological aspects (on the example of the Urals). Ekaterinburg: USUE Publisher, 2008.

6. Tatarkin A.I., Linetsky A.F. The development of the foreign economic activities in Russia using specific features of the region social economic complex // Region's economy. 2009. № 1 (17). Ekaterinburg: Institute of Economics (Urals branch of the Russian Academy of Science), 2009.

Financial-Economic Mechanism to Maintain Infrastructure Development through the Public-Private Partnership Model

щее состояние объектов инфраструктуры, не позволяющее эффективно наладить ведение бизнеса. В данном случае дополнительные издержки, возникающие в силу несовершенства инфраструктуры, существенным образом снижают конкурентоспособность предприятий и организаций - резидентов национальной экономики. Другим немаловажным моментом является возрастающая степень глобализации мировой экономической системы, что определяет особые требования к организации отношений с другими странами.

Рассматривая механизм государственно-частного партнерства, стоит отметить его институциональный характер. Помимо непосредственных участников - государства и частного бизнеса, в этот процесс органически встраиваются организации, играющие вспомогательную роль в данном виде взаимоотноше-

Key words

FiNANciAL-EcoNoMic MEcHANisM resource provision public-private partnerships infrastructure development

Summary

The article describes the implementation of economic and financial mechanism that maintains infrastructure development through the resource supply. In the author's vision there are presented some approaches to the calculation of the regulated infrastructure tariffs and to the formation of the endowment fund to manage financial risks in public-private partnership projects.

Valery Zh. Dubrovsky

Dr. Sc. (Ec.), Professor,

Director of the Institute of continuous Education, Head of Enterprises Economics Dprt.

The Urals State University

of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 257-57-40

E-mail: dubr@usue.ru

Yevgeny A. Kuzmin

Jr. Researcher of Dprt. for Scientific Research

The Urals State University

of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-17-45

E-mail: kuzmin@usue.ru

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.