Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития и модернизация экономики и финансов России'

Формирование стратегии развития и модернизация экономики и финансов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСЫ / ПРОБЛЕМЫ / ОПЫТ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЙ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпин Игорь Семенович

В статье рассматривается опыт финансово-экономических реформ в РФ, проблемы, тормозящие развитие отечественной экономики, стратегия ее развития, выбор рациональной стратегии модернизации промышленности России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the experience of the financial-economic reforms in Russia, the problems hindering the development of the national economy, its development strategy, the choice of a rational strategy for the modernization of the Russian industry

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития и модернизация экономики и финансов России»

стрхжьегшлу ^а^ёашил и мхуд^шшущил эштожшш и, филатсо& сРоссми,

В статье рассматривается опыт финансово-экономических реформ в РФ, проблемы, тормозящие развитие отечественной экономики, стратегия ее развития, выбор рациональной стратегии модернизации промышленности России.

Реформы, стратегия, модернизация экономики, финансы, проблемы, опыт, промышленная политика, инновационной развитие.

а последние 30 лет Россия прошла три крупных фазы в своем развитии:

'_/ - экономические преобразования 80-х гг. XX в. М.С. Горбачева, прово-

димых с целью построить социализм с «человеческим лицом»; (Л я - реформы Б.Н. Ельцина (1991-1999 гг.), направленные на построение ры-

ночной экономики, включившие и так называемой переходной экономики России;

- экономические и финансовые преобразования В.В. Путина, Д.А. Медведева с 2000 г. до н.в. провозглашавшие курс на стратегию модернизации Российской экономики, построение социально-ориентированной рыночной экономики и создание социального государства.

По существу, реформы Горбачева М.С. были направлены на стратегию развития экономики близкую к пути развития КНР. Однако распад Советского союза и назревшая революционная ситуация в РФ положили конец указанным планам и привели к развитию рыночных преобразований в России. Наряду со сложностью перестройки политической и социально-экономической системы существенно осложнили развитие национальной экономики экономические и финансовые кризисы, потрясшие до основания экономику РФ.

Две волны кризисов экономического (1992 - март 1997 гг.) и финансового (1998 г.) нанесли серьезный ущерб российской экономике, но, начиная с 1999 г., экономика страны начала выходить из кризисного состояния, чему способствовала девальвация рубля (ее эффект был исчерпан к 2005 г.) и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, позволившая накопить за счет роста продаж углеводородов огромные золотовалютные резервы и стабилизационный фонд. Их цели, как было обозначено в Послании Президента Федеральному собранию:

- обеспечить резкий рост ВВП и снижение вдвое уровня бедности населения;

- придание нового качества экономическому росту;

- повышение конкурентоспособность экономики.

Многие из указанных целей начали успешно осуществляться. Однако новая волна мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. привела к определенному экономическому спаду, резкому снижению финансовых резервов для его преодоления и замедлению модернизации российской экономики.

В настоящее время благодаря стабилизации финансово-экономического положения в мире и в РФ вновь встала проблема модернизации в РФ.

Все это требует достаточно серьезного внимания государства. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.

Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преиму-

ществ. Прежде всего это:

- высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, самореализацию личности в интересах общества;

- высокий научно-технический потенциал по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов;

- наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств, соответствующих требованиям мирового рынка;

- значительные масштабы свободных производственных мощностей в обрабатывающей промышленности, позволяющие быстро увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью;

- богатые природные ресурсы, удовлетворяющие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;

- значительные валютные резервы, позволяющие последовательно расширять использование рублей в международных расчетах, ремонетизируя российскую экономику;

- огромная территория и емкий внутренний рынок;

- исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами;

- большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно поднять уровень инвестиционной активности.

Доминирующий сегодня технологический уклад начал складываться в целостную систему в 1950-60-е гг. и составил технологическую основу экономического роста после 1970-х гг. Его ядром являются микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации и связи. Стереотипы "общества потребления" 1950-60-х гг. замещаются ориентирами качества жизни.

Современная российская пореформенная модель экономики России, к сожалению, отягощена существенными недостатками, к которым относятся:

- чрезмерная концентрация экономических и финансовых ресурсов в отдельных, преимущественно сырьевых отраслях и производствах;

- недоступность долгосрочного банковского кредита на инвестиционные цели для многих средних и малых организаций, ограниченность ресурсной базы, обнаруживаемая банковской системой при кредитовании крупнейших проектов;

- медленное обновление активной части основных производственных фондов;

- отсутствие должного спроса на высококвалифицированные научные и инженерно-технические кадры;

- недопустимо низкая доля продукции, создаваемой на основе применения новых технологических укладов;

- недостаточная эффективность государственного регулирования;

- отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала;

- низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора;

- слабая интеграция России в международные хозяйственные связи;

- высокий уровень зависимости от конъюнктуры мировых цен и т.п.

Сегодня страну продолжают душить монополии, оставшиеся от прежних времен (цены на энергоносители доводятся до мировых, при условии, что курс рубля по сравнению валютами развитых стран занижен в 1,5-2 раза), а государство, по существу, помогает им в этом, практически безоговорочно принимая навязываемые условия. Успешная борьба с монополизмом ведется лишь на местах, усиливаясь в последнее время.

Американский ученый М. Голдман в книге «Утерянные возможности» указывает, что реформы в России идут с таким трудом, потому что советские монополии, против которых они были направлены, укрупнились и называются иначе, а мнимое изобилие представлено дорогим импортом.

Как следует из прогнозов долгосрочного технико-экономического развития, предел устойчивого роста доминирующего сегодня технологического уклада будет достигнут во втором десятилетии XXI в.

Будущая модель социально-экономического развития России будет характеризоваться:

- автоматизацией, информатизацией, экологизацией;

- модернизацией производства;

- ориентацией на качество;

- интенсификацией развития АПК;

- превращением научно-образовательного комплекса в главную движущую силу общества;

- преимущественным инвестированием в человеческий капитал;

- активным развитием социальной сферы и отношений.

Глобализация мирохозяйственных связей между странами и регионами мира и предстоящее вступление России в ВТО ставят особенно остро проблему социально-экономического развития России, создания высококонкурентной экономики и бизнеса, способных в перспективе на равных взаимодействовать и конкурировать с фирмами Запада.

В свою очередь, реализация этой задачи требует разработки долгосрочной стратегии развития экономики и бизнеса, позволяющей России занять достойное место среди наиболее развитых в экономическом отношении стран мира.

Произведенный нами анализ показывает, что возможны четыре стратегии экономического развития нашей страны с позиции решения различных стратегических задач, которые можно реализовать за 15-20 лет (см. рис.1)

Основные варианты стратегии развития экономики РФ

* 1 4.

В оен н о-п ром ы ш ле н н ая стратегия Ресурсная стратегия Стабилизационная (поддерживающая) стратегия Инновационная стратегия

Рис. 1. Варианты стратегии экономического развития России на перспективу в XXI в.

Наиболее перспективной из представленных стратегий является инновационная стратегия.

Однако ее реализация требует приведения непростых преобразований в плане реформирования системы государственного управления, ЖКХ, энергетики и других важных сфер развития экономики.

При разработке и реализации многих программ важно не только обеспечить организационно-финансовую сторону этих программ, но и согласовать интересы различных влиятельных групп, без чего невозможно реализовать перспективные программы.

В этом плане автор разделяет позицию вице-президента РСПП И.Юргенса в том, что для обеспечения инновационной стратегии развития экономики РФ необходимо увязать инновационные проекты общей логикой, целями, системой воплощения.

Придется пройти целый ряд болезненных преобразований, которые временно создадут трудности для всего населения, и в первую очередь для наиболее уязвимых его слоев. Речь идет о реформах промышленности, АПК, ЖКХ, здравоохранения, образования, естественных монополий. Все это в краткосрочном, а иногда и в среднесрочном плане приводит к повышению стоимости различного рода услуг и даже к временному снижению благосостояния граждан. Но, не пройдя через модернизацию, мы будем просто тратить деньги, закачивать их в не реформированные институты, которые будут эти средства сжигать, не выдавая нужного результата. И мы никогда не приблизимся к тем способам управления, к тому устройству общества, которые гарантируют странам «золотого миллиарда» высокий уровень качества жизни, предсказуемость и стабильность.

Сейчас в стране приняты и рассматриваются на перспективу программы, которые как раз ведут к инновационному развитию. Так что у этой стратегии уже есть определенный фундамент. Но пока он не бесспорен. При подготовке и реализации программ игнорируются интересы влиятельных групп российского общества, что является фундаментальной причиной неудач предпринятых ранее попыток модернизировать страну.

Например, в плане В. Путина поставлена задача - выделить каждой семье по отдельной квартире. Если эта задача не будет согласована с интересами самих жителей, которые будут получать новое жилье, предпринимателей, муниципалитетов, то она неизбежно войдет в противоречие между этими группами. И хотя все стремятся ее реализовать, ничего не получится.

У людей вызывает отторжение повышение цен за квадратный метр. Не в восторге и муниципалитеты, которые контролируют ЖКХ и снимают пенки с увеличения тарифов. Зачем им новые собственники, объединенные в товарищества? У бизнесменов, которые должны увеличить темпы строительства, также нет стимула для этого. Зачем им строить новые заводы, если можно просто повысить цены на цемент и пиломатериалы.

Таким образом, без создания коалиции интересов потребителей и производителей, без сильного антимонопольного законодательства и регулирования, не предусмотрев своего рода компенсационных сделок для проигравших, некоторые из кардинальных реформ продвинуть практически невозможно. Это довольно сложная задача - на стыке экономики, психологии, социологии и политики. Но, не попытавшись именно таким путем решить стоящие перед нами сложные проблемы, мы опять столкнемся с большими трудностями.

Участники реформ должны быть уверены: если на каком-то этапе они что-то временно потеряют, то это будет компенсировано. Например, если преобразования требуют серьезного сокращения работающих в той или иной отрасли, то надо провести анализ возрастных групп и обеспечить людям предпенсионного возраста достойный выход на заслуженный отдых. Такой компенсационный маневр вполне можно применить в отношении тех, кто будет проигрывать в ходе модернизации промышленности, АПК, здравоохранения или образования. Или придумать что-то иное, например, прямые или косвенные субсидии тем людям, благосостояние которых временно пострадает.

Решение аналогичных сложных проблем, возникающих с реализацией различных приоритетных национальных проектов, позволит обеспечить успешную реализацию инновационной стратегии развития экономики Российской Федерации и регионов.

Успешная реализация инновационного развития экономики предполагает разработку эффективной промышленной политики, выбор которой определяется следующими факторами:

- экономическим и финансовым положением страны;

- наличием ресурсов и возможностями их разработки;

- составом, уровнем квалификации и степенью дешевизны рабочей силы;

- уровнем научно-технического развития отраслей науки и производства;

- развитием авангардных технологий и накопленным научно-техническим потенциалом.

С учетом указанных факторов на уровне государства могут применяться различные стратегии (направления) промышленной политики (см. рис. 2).

Рис. 2. Различные стратегии (направления) промышленной политики государства

Более подробно содержание этих стратегий раскрывается в табл. 1.

Таблица 1

Разновидности направлений (стратегий) промышленной политики государства

№ п/п Наименование направления (стратегии) промышленной политики Содержание, построение направления промышленной политики Названия стран мира, ориентирующихся на данное направление

1 2 3 4

1. Сырьевая стратегия (направление) промышленной политики Ориентация на преимущественное развитие: 1. Разведки и добычи сырьевых и топливно-энергетических ресурсов: руды (медной, никелевой и т.н.), разработки нефтегазовых месторождений 2. Первичной переработки и транспортировки ресурсов через систему трубо- и газопроводов Нефтедобывающие страны Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), страны по добыче и переработке руд черных и цветных металлов, золота, алмазов и др. (Чили, ЮАР)

1 2 3 4

2. Стратегия (направление) дублирования 1. Преимущественная ориентация на развитие обрабатывающих отраслей промышленности: Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея и др.)

- развитие машиностроения;

- развитие легкой и пищевой промышленности;

- производство товаров народного потребления;

2. Построение и развитие обрабатывающих отраслей на основе дублирования производства аналогичных товаров наиболее развитых стран на основе:

- закупки патентов и лицензий передовой техники и технологии, и построение на этой основе сначала сборочных (в машиностроении) и конечных производств и операций в других отраслях, а затем технологии изготовления товаров на других стадиях их производства

- ориентация на дешевое отечественное сырье, материалы и энергоносители;

- использование низкооплачиваемой рабочей силы;

- изготовление товаров-аналогов более низкого качества с целью завоевания рынка - применение агрессивной маркетинговой стратегии, ориентированной на захват неустойчивых развивающихся рынков

3. Авангардная стратегия (политика) 1. Ориентация на развитие наиболее передовых отраслей науки и техники и вложение в эту сферу значительных финансовых ресурсов на основе среднесрочных и долговременных программ развития Наиболее развитые капиталистические страны (США, Великобритания, Япония, Германия, Италия, Канада и др.)

2. Создание и торговля новейшими патентами и лицензиями на базе организации и развития центров высокой науки. Разработка и внедрение новейших видов техники и авангардных технологий в производстве.

3. Изготовление высококачественных товаров машиностроения, химической и других отраслей производства, товаров народного потребления.

4. Широкое использование аутсорсинга

4. Комбинированная стратегия развития Промышленная политика, направленная на оптимальное сочетания различных стратегий развития: Россия

-сырьевая стратегия (для группы отраслей сырьевого и топливно-энергетического направления);

-дублирующая стратегия (для неконкурентных отраслей обрабатывающей промышленности);

- авангардная стратегия (для передовых в научно-техническом отношении отраслей науки и производства)

Учитывая колоссальные запасы природных ресурсов в нашей стране, старение значительной массы производственных фондов и наличие целой серии новых технологических производств в космической, атомной и ряде других отраслей индустрии, наиболее перспективной для модернизации экономики страны, является комбинированная стратегия промышленной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

[1] Полтерович В.М. (под ред.) Стратегия модернизации российской экономики. - СПб., 2010.

[2] Харченко Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Харченко Е.В., Верта-кова Ю.В. - 5-е иэд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2011.

[3] Бапакина А.П,, Аносова Л.А., Бабленкова И.И., Цыпин И.С., под ред. Национальные интересы РФ и финансовое оздоровление экономики. Сборник. - М,: ВГНА Минфина России, 2010.

[4] Цыпин И.С. Проблемы модернизации экономики России в XXI веке: Монография. - М.: ВГНА Минфина России, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.