Научная статья на тему 'Формирование стратегии государства и экономические интересы субъектов малого предпринимательства'

Формирование стратегии государства и экономические интересы субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / MACROECONOMIC STRATEGY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STATE ECONOMIC POLICY / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосельцева Галина Борисовна, Рассказова Наталья Валерьевна

Актуальность и цели. В настоящее время в России существует необходимость разработки макроэкономической стратегии страны, предполагающей преодоление стагнации экономики. Данная стратегия должна отвечать интересам различных участников экономики, включая субъекты малого предпринимательства, что способствует стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Цель данного исследования выявление необходимых мер проведения политики государства на основе учета экономических интересов субъектов малого предпринимательства. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута на основе анализа концептуальных положений, методических разработок, трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития малого предпринимательства, государственного регулирования экономики. Результаты. В работе проведен анализ реализуемой в России экономической политики государства в отношении субъектов малого предпринимательства, предложены необходимые меры по ее совершенствованию в условиях кризиса. Выводы. Стратегия социально-экономического развития России, предполагающая отказ от инерционно-сырьевой модели экономики и переход на траекторию устойчивого развития, должна учитывать экономические интересы субъектов малого предпринимательства, что возможно на основе формирования и развития социально-экономического партнерства государства, предпринимательства и общества, функционирующего на принципах взаимовыгодности и паритета, разделения полномочий, ответственности и рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MAKROECONOMIC STRATEGY OF THE STATE AND ECONOMIC INTERESTS OF SUBJECTS SMALL BUSINESS

Background. In the present in Russia there is a need of development of macroeconomic strategy of the country assuming overcoming of the economy stagnation. This macroeconomic strategists has to answer the inquiries of various of subjects economy, including consider economic interests of subjects of small business as, carrying out various social and economic functions, these subjects promote the stabilization of a social and economic situation in the country. The objective of this research is the identification of necessary measures of carrying out the policy of the state on the basis of the accounting economic interests of subjects of small business. Materials and methods. The realization of the research's objective was reached on the basis of the analysis of conceptual provisions, methodical research, works of domestic and foreign scientists on the problems of development of small business, state regulation of economy. Results. In the work the analysis of the economic policy of the state concerning subjects of small business realized in Russia is carried out, necessary measures for its improvement in the conditions of crisis are offered... Background. In the present in Russia there is a need of development of macroeconomic strategy of the country assuming overcoming of the economy stagnation. This macroeconomic strategists has to answer the inquiries of various of subjects economy, including consider economic interests of subjects of small business as, carrying out various social and economic functions, these subjects promote the stabilization of a social and economic situation in the country. The objective of this research is the identification of necessary measures of carrying out the policy of the state on the basis of the accounting economic interests of subjects of small business. Materials and methods. The realization of the research's objective was reached on the basis of the analysis of conceptual provisions, methodical research, works of domestic and foreign scientists on the problems of development of small business, state regulation of economy. Results. In the work the analysis of the economic policy of the state concerning subjects of small business realized in Russia is carried out, necessary measures for its improvement in the conditions of crisis are offered. Conclusions. The strategy of social and economic development of Russia assuming the refusal of inertial and raw model of economy and transition to a trajectory of a sustainable development has to consider economic interests of subjects small business that is possible on the basis of formation and development of social and economic partnership of the state, business and society functioning on the principles of mutual benefit and parity, division of powers, responsibility and risks. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии государства и экономические интересы субъектов малого предпринимательства»

УДК 338.222

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Г. Б. Новосельцева, Н. В. Рассказова

FORMATION OF MAKROECONOMIC STRATEGY OF THE STATE AND ECONOMIC INTERESTS OF SUBJECTS SMALL BUSINESS

G. B. Novoseltseva, N. V. Rasskazova

Аннотация. Актуальность и цели. В настоящее время в России существует необходимость разработки макроэкономической стратегии страны, предполагающей преодоление стагнации экономики. Данная стратегия должна отвечать интересам различных участников экономики, включая субъекты малого предпринимательства, что способствует стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Цель данного исследования - выявление необходимых мер проведения политики государства на основе учета экономических интересов субъектов малого предпринимательства. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута на основе анализа концептуальных положений, методических разработок, трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития малого предпринимательства, государственного регулирования экономики. Результаты. В работе проведен анализ реализуемой в России экономической политики государства в отношении субъектов малого предпринимательства, предложены необходимые меры по ее совершенствованию в условиях кризиса. Выводы. Стратегия социально-экономического развития России, предполагающая отказ от инерционно-сырьевой модели экономики и переход на траекторию устойчивого развития, должна учитывать экономические интересы субъектов малого предпринимательства, что возможно на основе формирования и развития социально-экономического партнерства государства, предпринимательства и общества, функционирующего на принципах взаимовыгодности и паритета, разделения полномочий, ответственности и рисков.

Ключевые слова: макроэкономическая стратегия, государственная экономическая политика, малое предпринимательство, экономические интересы.

Abstract. Background. In the present in Russia there is a need of development of macroeconomic strategy of the country assuming overcoming of the economy stagnation. This macroeconomic strategists has to answer the inquiries of various of subjects economy, including consider economic interests of subjects of small business as, carrying out various social and economic functions, these subjects promote the stabilization of a social and economic situation in the country. The objective of this research is the identification of necessary measures of carrying out the policy of the state on the basis of the accounting economic interests of subjects of small business. Materials and methods. The realization of the research's objective was reached on the basis of the analysis of conceptual provisions, methodical research, works of domestic and foreign scientists on the problems of development of small business, state regulation of economy. Results. In the work the analysis of the economic policy of the state concerning subjects of small business realized in Russia is carried

out, necessary measures for its improvement in the conditions of crisis are offered. Conclusions. The strategy of social and economic development of Russia assuming the refusal of inertial and raw model of economy and transition to a trajectory of a sustainable development has to consider economic interests of subjects small business that is possible on the basis of formation and development of social and economic partnership of the state, business and society functioning on the principles of mutual benefit and parity, division of powers, responsibility and risks.

Key words: macroeconomic strategy, state economic policy, small business, economic interests.

Введение

Современное социально-экономическое развитие общества, обозначенное усилением роли науки и инноваций, нелинейно, неоднозначно и существует в сложном взаимном переплетении интересов, целей и реальных перспектив. Определяющая роль в разрешении существующих противоречий социально-экономического и политического характера принадлежит государству даже в странах, для которых характерны либеральные экономические традиции.

Возможности развития современной экономики, подверженной рискам и угрозам XXI в., определяются не только эволюционными процессами, но и разработанной государственной макроэкономической стратегией. В настоящее время в России назрела необходимость пересмотра исчерпавших себя взглядов на модернизацию страны и разработки теоретических предпосылок для преодоления стагнации реформационного процесса. Поэтому с начала 2000-х гг. активизировалась деятельность по разработке стратегии социально-экономического развития России как в научных кругах [1-3], так и в государственных структурах. В итоге Правительством РФ было принято несколько вариантов «Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу» (на 2001-2004 гг., 2003-2005 гг., 2006-2008 гг.) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008 г.) [4], которые являлись попыткой сформировать макроэкономическую стратегию развития.

Однако нарастающие кризисные явления 2014-2016 гг., сопровождающиеся снижением макроэкономических показателей развития российской экономики, свидетельствуют о нереализованных в предшествующий период продекларированных мероприятиях и существовании структурных проблем. Так, в 2015 г. произошло сокращение ВВП на 2,8 % (с 63038,4 млрд руб. в 2014 г. до 61249, 4 млрд руб. в 2015 г.), в 2016 г. - на 0,2 % (до 61097,5 млрд руб.), наблюдалось снижение производительности труда во всех отраслях экономики (индекс производительности труда в целом по экономике в 2014 г. составил 100,9 %, в 2015 г. - 96, 8 %) и т.д. [5, 6].

Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства

Залогом успеха формирования и реализации макроэкономической стратегии являются взаимодействия государства и бизнеса, основанные на согла-

совании их экономических интересов. Особая роль в данном процессе принадлежит согласованию экономических интересов государства и субъектов малого предпринимательства, поскольку именно последние, выполняя важные социально-экономические функции, способствуют социально-экономической стабилизации в стране [7]. В этой связи важна оценка состояния государственной политики, проводимой в отношении субъектов малого предпринимательства.

В теоретических работах исследователи выделяют разные подходы к проведению государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства. Первый подход основан на целенаправленном и последовательном развитии макросреды бизнеса и равном учете экономических интересов всех субъектов предпринимательства. В этом случае проводится реформирование налоговой системы и законодательства о конкуренции, расширяются масштабы приватизации, осуществляется процесс дерегулирования и либерализации деятельности предприятий. Например, во Франции отсутствуют масштабные программы развития малого предпринимательства, хотя существуют программы поддержки отдельных национальных ремесел.

Второй подход выражается в наличии программ поддержки предпринимательства, преимущественно субъектов малого предпринимательства. Для данного подхода характерна строгая классификация, определяющая принадлежность предприятий к крупному или мелкому предпринимательству. В этом случае, если предприятия отнесены к разряду малых, они могут рассчитывать на определенный вид государственной поддержки. По сути, государственная политика в области предпринимательства сводится к разработке целевых программ, эффективных механизмов финансирования посредством субсидий, дотационных займов или налоговых льгот.

В ряде стран, например в Великобритании, существует смешанный подход, предполагающий государственную поддержку предпринимательства, в том числе и малого, который на практике реализуется в виде разнообразных мероприятий, опирающихся на партнерство государства, бизнеса и общественного сектора. В данном случае государство пытается проводить такую макроэкономическую политику, которая учитывает интересы всех субъектов экономики.

Приведенные выше примеры взаимодействия государства и бизнеса свидетельствуют о том, что при решении проблем, носящих системный характер, лишь последовательные действия государства способны привести к положительным результатам. При этом необходимо отметить, что общей мировой тенденцией является уменьшение прямого патернализма и переход к формам непрямого стимулирования предприятий в наиболее высокотехнологичных конкурентных отраслях.

В России государственная политика в отношении субъектов малого предпринимательства, во-первых, строится на принципах патернализма, особенностью которого является наличие ограниченных возможностей сотрудничества бизнеса и государства, поскольку государство при низком уровне доверия в обществе вынуждено усиливать механизмы государственного распределения, что не соответствует общемировым тенденциям развития экономики. Во-вторых, основным продекларированным приоритетом данной госу-

дарственной политики является реализация системы мер по поддержке субъектов малого предпринимательства и учету их интересов с целью ускорения экономического развития, увеличения занятости и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Однако, по мнению ряда экономистов [8, 9] и предпринимателей, в России существуют лишь отдельные разрозненные меры и мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства, которые в условиях отсутствия базовых возможностей для развития приобретают подчас клановый, коррупционный характер. Так, некоторыми чиновниками применяется практика продвижения на рынке отдельных фирм, создание для них благоприятных условий для получения государственных заказов и контрактов.

Вместе с этим правительство предпринимает попытки по разработке и реализации сбалансированной программы, направленной на развитие малого предпринимательства. В частности, последним документом, направленным на развитие малого предпринимательства, является Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий» («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года). В качестве цели стратегии выдвигается идея развития «сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости». Достижение этой цели обозначается конкретными показателями развития малого предпринимательства, например, увеличение оборота малых предприятий в 2,5 раза (в реальном выражении); увеличение в 2 раза производительности труда (в реальном выражении); увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 % и др. Реализация Стратегии основывается на следующих принципах: легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, разработка мероприятий на основе учета интересов субъектов малого предпринимательства, оказание поддержки быстроразвивающимся малым предприятиям, создание условий для развития малого предпринимательства, обеспечение предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий.

Также в Стратегии в наиболее общем виде предложены основные мероприятия и даты их реализации, которые приведут к достижению поставленной цели. Например, в качестве одного из способов стимулирования спроса на товары и услуги субъектов малого предпринимательства предлагается расширить участие малых предприятий в закупках товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами, для чего необходимо определить конкретных заказчиков до конца 2016 г. [10]. Следует отметить, что ответственное за данное мероприятие АО «Корпорация "МСП"» обеспечило доступ к закупкам 35 «конкретных заказчиков», преимущественно предприятий с государственным участием [11].

Безусловно, Стратегия способствует формированию государственной экономической политики государства с учетом интересов субъектов малого предпринимательства. Вместе с этим рекомендательный характер Стратегии по поддержке малого предпринимательства для региональных органов власти может не привести к реализации поставленной цели. Кроме того, дифференциация развития регионов и наличие кризисных трендов в экономике также являются сдерживающими факторами развития субъектов малого предпринимательства.

В целом можно констатировать, что сложившаяся система государственной поддержки малого предпринимательства в России отражает состояние макросреды и ее институтов. Поэтому проводимые мероприятия государства в отношении субъектов малого предпринимательства не всегда учитывают их интересы и не приносят желаемого результата по превращению данных субъектов в один из ведущих факторов развития национальной экономики.

Разработка государственной экономической политики на основе учета экономических интересов субъектов малого предпринимательства

Среди проблем, требующих своего разрешения в ближайшее время, приоритет следует отдать мерам в области налогового законодательства и финансового регулирования. В сфере налогового регулирования можно предложить введение «налоговых каникул» для всех вновь созданных предприятий и производств или образованных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений. Например, «налоговые каникулы» могут включать временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения. Данные мероприятия особенно актуальны в кризисных условиях и могут послужить основой роста и увеличения производства, повышения выживаемости бизнеса.

В экономике России практика введения «налоговых каникул» используется только для индивидуальных предпринимателей, что предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе применять налог по ставке 0 % в течение двух налоговых периодов. Льготы предоставляются предпринимателям, которые выбрали упрощенную или патентную систему и реализуют свою деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах [12]. Перечисленные мероприятия дают дополнительные стимулы и возможности для открытия собственного дела, так как при использовании данных льгот предпринимателю необходимо оплатить лишь страховые взносы, которые идут в накопительную часть пенсии.

Вместе с этим прослеживаются ограничительные возможности использования налоговых льгот субъектами малого предпринимательства. По нашему мнению, в качестве стимулирующей меры необходимо ввести дифференциальную шкалу налогообложения для субъектов малого предпринимательства,

что позволит облегчить налоговый груз в условиях кризиса и направить средства на развитие бизнеса. Дифференциальная шкала налогообложения актуальна для предприятий, использующих общую систему налогообложения. Возможны различные варианты налогообложения в зависимости от выбранного критерия, например, прогрессивная шкала налогообложения прибыли в зависимости от размера прибыли (подобным образом осуществляется налогообложение малых предприятий в Великобритании) или использование дифференциальных ставок налогообложения предприятий различных отраслей, т.е. актуальные для экономики направления деятельности (например, инновационные производства) должны получать льготы.

Помимо налоговых изменений, влияющих на реализацию экономических интересов субъектов малого предпринимательства, необходимо принять ряд решений в области финансовой поддержки. В настоящее время деятельность по кредитованию субъектов малого предпринимательства находит поддержку в ряде кредитных институтов, таких как «Сбербанк», ВТБ, Россель-хозбанк, Промсвязьбанк, Альфа-банк, Газпромбанк и др. Как учреждение, созданное для поддержки малого и среднего бизнеса, позиционируется ОАО «МСП Банк».

В 2015 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13, 14] на базе акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий"» создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация), которое должно осуществлять деятельность в качестве государственного института развития малого и среднего предпринимательства. Одной из основных функций Корпорации является предоставление банковских гарантий по кредитам и иным долговым обязательствам.

Несмотря на предпринимаемые государством меры, за период 20142016 гг. по оценке ЦБ РФ объемы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства уменьшились: в 2013 г. предоставлено кредитов на сумму 8 064 759 млн руб., в 2014 г. - 7 610 594 млн руб., в 2015 г. -5 462 073 млн руб., в 2016 г. - 5 302 114 млн руб. [15]. По данным «Индекса Опоры Я8Б1» (ежеквартального исследования настроений малого и среднего бизнеса), во втором квартале 2016 г. лишь 8 % малых и средних компаний брали кредиты [16].

Анализ проблемы кредитования субъектов малого предпринимательства позволяет выделить сдерживающие данный процесс факторы:

- снижение предпринимательской активности, являющейся следствием замедления темпов экономического роста российской экономики;

- высокие процентные ставки и жесткие условия получения кредитного финансирования;

- отсутствие отрегулированных механизмов кредитного обеспечения и банкротства (с последующим удовлетворением требований кредиторов);

- необходимость повышенных резервов по кредитам, выданным заемщикам малого предпринимательства вследствие непрозрачности и неполноты предоставленной отчетности;

- низкая финансовая грамотность представителей малого предпринимательства.

В качестве решения проблемы кредитования субъектов малого предпринимательства банками можно предложить следующие мероприятия:

- увеличение сроков и объемов финансирования субъектов малого предпринимательства;

- расширение перечня видов деятельности, подпадающих под льготное кредитование;

- обеспечение доступного механизма поручительства субъектов малого предпринимательства.

Другой действенной мерой в области финансирования субъектов малого предпринимательства является создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства субъектам малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов значительно упрощает доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам. Положительным примером создания и функционирования гарантийных фондов являются Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская области, Республика Удмуртия, Ханты-Мансийский АО и другие. По информации Минэкономразвития РФ в настоящее время осуществляют свою деятельность 80 гарантийных фондов [17]. В 2012 г. были обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму 96,23 млрд руб., в 2013 г. - 113,93 млрд руб., в 2014 г. -112,8 млрд руб. [18]. Поэтому необходимо и в дальнейшем создавать условия для развития действующих фондов.

В качестве одного из направлений развития государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства должны стать меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Решение данной проблемы является актуальным по ряду причин: во-первых, среди факторов, ограничивающих деловую активность субъектов малого предпринимательства, первостепенным, по мнению предпринимателей, является недостаточный платежеспособный спрос [19]. Снижение реальных доходов населения в 2014-2016 гг. привело к сокращению потребления продукции, изготовленной субъектами малого предпринимательства. Во-вторых, санкционные меры, введенные рядом стран в отношении Российской Федерации, стимулировали реализацию политики импортозамещения. По прогнозам аналитиков, в ближайший период времени наиболее перспективными отраслями для импортозамещения будут являться станкостроение (импорт составляет около 90 %), тяжелое машиностроение, текстильное производство, электронная промышленность, медицинское производство, фармацевтическое производство. Импортозамещение будет осуществляться при условии наличия предприятий с соответствующими произ-

водственными мощностями, способных выпускать качественный, конкурентоспособный продукт по соответствующим ценам. Кроме того, снижение импорта возможно при условии развития и стимуляции новых технологий и дополнительно созданного производства. В итоге, по оценке Минпромторга России, при реализации политики импортозамещения к 2020 г. произойдет снижение импорта в разных отраслях с 90 до 50 %. Основными отраслями импортозамещения для реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства являются сельское хозяйство, фармацевтика, производство медицинского оборудования и оборонно-промышленный комплекс. Необходимо отметить, что особое значение должно отводиться возможностям взаимодействия малых и крупных предприятий в обозначенных отраслях, а также привлечение к государственным закупкам и заказам.

В качестве мероприятий по стимулированию спроса на товары и услуги субъектов малого предпринимательства можно предложить:

- организацию местными органами власти постоянно действующих ярмарок и выставок, особенно для сельскохозяйственных производителей;

- обеспечение субъектов малого предпринимательства государственными заказами;

- государственные закупки продукции малых предприятий;

- формирование механизмов, способствующих выходу субъектов малого предпринимательства за пределы местного рынка.

Одним из важных направлений стимулирования субъектов малого предпринимательства является выделение федеральных, региональных, муниципальных заказов. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20 % государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Это позволяет субъектам малого предпринимательства, работающим по государственным контрактам, получать доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности.

Субъекты малого предпринимательства предъявляют устойчивый экономический интерес к получению государственных заказов и, следовательно, возможности гарантированного получения дохода. Однако реальность такова, что возможность реализовать свой экономический интерес в системе государственных закупок и контрактов ограничивается существующей структурой системы государственных закупок в России, которая вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Минэкономразвития рекомендует заказчикам не платить аванс субъектам малого предпринимательства, чтобы избежать возможности мошенничества. Это означает, что субъекты малого предпринимательства вынуждены изымать из оборота существенные денежные средства, что тормозит развитие данных предприятий.

Другим негативным фактором получения государственного заказа субъектами малого предпринимательства является непрозрачность процедуры

предоставления контракта. Система «откатов», сговора участников контрактных отношений является распространенным явлением и снижает конкурентные основы проводимых мероприятий, что в конечном итоге приводит к монопольным эффектам деятельности субъектов малого предпринимательства и качественно снижает конкурентную рыночную среду.

К действенным мерам развития экономических интересов субъектов малого предпринимательства в рамках реализации государственной стратегии социально-экономического развития можно отнести стимулирование выхода субъектов малого предпринимательства на внешний рынок. В данном случае показательным является иностранный опыт участия государственных организаций в стимулировании экспорта. Например, в Ирландии реализуется «Национальная программа связок», предполагающая установление субподряда местных поставщиков с транснациональными компаниями, организующими производство в Ирландии. Ирландское Агентство по промышленному развитию возглавило консорциум агентств, функцией которого являлось выявление потенциальных возможностей осуществления поставок в некоторых секторах и создание группы местных производителей. Этим производителям были предложены услуги по поддержке при закупках и другая помощь в развитии их бизнеса. В программе приняли участие более 200 иностранных и 83 местных фирм. Итогом такого взаимодействия стал рост продаж поставщиков на 83 %, рост занятости - на 33 %. Кроме того, в период с 1985 по 1992 г. отделения иностранных компаний в 2 раза увеличили свои местные закупки сырья и на 1/3 - закупки услуг, а в 2001 г. сумма закупок, поддерживаемых Агентством, выросла до 10 млрд евро [20].

Однако все значительные изменения в области поддержки малого предпринимательства получат положительные результаты тогда, когда различные мероприятия будут проводиться властями не только в собственных интересах или интересах незначительной группы предпринимателей. Проводимые мероприятия должны осуществляться в условиях высокой степени информированности предпринимателей, быть прозрачными в правовом отношении.

Согласование экономических интересов государства и субъектов малого предпринимательства как основа устойчивого развития экономики

Стратегия социально-экономического развития России, предполагающая отказ от инерционно-сырьевой модели экономики и переход на траекторию устойчивого развития, должна учитывать экономические интересы субъектов малого предпринимательства, что возможно на основе формирования и развития социально-экономического партнерства государства и предпринимательства, функционирующего на принципах взаимовыгодности и паритета, разделения полномочий, ответственности (в том числе и социальной) и рисков.

В России формирование партнерских взаимодействий различных субъектов экономики можно отнести к началу 1990-х гг. Практика показывает, что развитие социально-экономического партнерства имеет определенную логику и зависит от сложившейся ситуации и задач, решаемых государством и предпринимательством в экономической среде.

В настоящее время актуальным является развитие социально-экономического партнерства государства и субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственных проектов, программ. Возникающее при этом партнерство государства и бизнеса имеет различные преимущества. Прежде всего, выделяются взаимовыгодность и результативность социально-экономического партнерства как для государства, так и для бизнеса: государство получает дополнительные возможности для решения своих задач, связанных с рационализацией структуры общественного производства и с предотвращением социальной напряженности, бизнес - благоприятные условия хозяйствования и возможность получения прибыли. Взаимовыгодное партнерство государства и предпринимательства создает основу для благоприятного развития социально-экономической системы посредством реализации различных проектов. В конечном счете выигрывает общество как множество потребителей создаваемых более качественных материальных и нематериальных благ. Развитие социально-экономического партнерства в данном направлении в России позволяет активизировать субъекты малого предпринимательства, повысить уровень доверия к власти.

Условием развития социально-экономического партнерства является формирование правового пространства, которое способствует становлению гражданского общества. Совершенствование нормативной базы партнерства касается регулирования социально-трудовых отношений, определения сфер ответственности хозяйствующих субъектов, установления штрафных санкций, разрешения коллективно-трудовых споров, соблюдения коммерческой тайны, социальных стандартов. Улучшение нормативно-правовой базы должно осуществляться не только на федеральном, но и региональном уровне, повышая ее адекватность экономической действительности. Эффективно функционирующие законы служат одним из условий стабильного развития социально-экономической системы.

Основной формой реализации социально-экономического партнерства государства и субъектов малого предпринимательства является сорегулиро-вание (co-regulation), под которым понимаем способ многостороннего управления экономическими процессами посредством совместных усилий различных субъектов экономики, организаций и государства. Организации и системы сорегулирования способствуют уменьшению противоречивости экономических интересов различных субъектов. Формы сорегулирования различны: долгосрочные публичные договоры о сотрудничестве; участие в целевых комплексных программах; выполнение заказов для государственных и муниципальных нужд; совместные проекты государства и бизнеса; государственная поддержка малого предпринимательства; саморегулирование, т.е. передача отдельных функций государственных органов негосударственным организациям.

Сорегулирование предполагает участие представителей субъектов малого предпринимательства в государственных регулирующих структурах при решении определенных вопросов. Особенно это актуально при решении экономических проблем на местном уровне. Однако прямое участие в системах сорегулирования для отдельных субъектов малого предпринимательства не

является привлекательным, поскольку участие в таких системах требует определенных затрат, но не приносит прямых выгод в виде конкурентных преимуществ. Поэтому экономические интересы субъектов малого предпринимательства могут представлять не отдельные предприниматели, а бизнес-структуры или общественные организации.

Примером делегированного сорегулирования может служить деятельность общественной организации «Опора России», отстаивающей интересы малого предпринимательства. По собственным оценкам данной организации, она объединяет более 110 некоммерческих организаций по всей стране и имеет 80 региональных отделений. «Опора России» действует в тесном взаимодействии с государственными органами законодательной и исполнительной власти, научными и исследовательскими учреждениями, другими бизнес-объединениями, средствами массовой информации. В частности, руководители и эксперты организации принимают активное участие в разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого предпринимательства, проводят общественную экспертизу принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, участвуют в разработке способов устранения экономической основы коррупции [21].

Однако, несмотря на усилия, предпринимаемые «Опорой России», значительная часть бизнесменов неохотно участвует в различных объединениях предпринимателей. По некоторым данным, реально в нашей стране консолидировано около 5 % предпринимателей. Хотя в странах Запада в подобных организациях малого бизнеса задействовано около 60 % предпринимателей [22].

Перспективной формой согласования экономических интересов субъектов малого предпринимательства и государства является развитие саморегулирования (self-regulation), которое можно определить как регулирование различных рынков и сфер деятельности самими хозяйствующими субъектами, без прямого вмешательства государства, по установленным участниками формализованным нормам и правилам. При этом нормы саморегулирования могут дополнять, расширять или ужесточать нормы государственного регулирования. В некоторых случаях саморегулирование действует в тех сферах, где по каким-либо причинам отсутствует формальное законодательное регулирование. Кроме этого, если система саморегулирования сформировалась раньше, чем государственное регулирование, государство может не вмешиваться в данную сферу. По сути, саморегулирование является альтернативным способом регулирования и преодоления фиаско рынка государством.

Процесс саморегулирования осуществляется посредством организаций -объединений экономических субъектов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на основе установленных ими правил, и центрального агента. Субъекты экономики делегируют организации саморегулирования право на выполнение следующих функций:

- разработку системы правил и стандартов деловой практики;

- мониторинг за соблюдением этих стандартов и правил;

- выработку и применение системы санкций за нарушение правил (как минимум - к членам организации, как максимум - ко всем участникам рынка);

- формирование собственной процедуры внесудебного разрешения споров как между членами ассоциации, так и с потребителями [23].

В России деятельность организаций саморегулирования определяется Федеральным законом от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в котором саморегулирование трактуется как самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательства. Саморегулирование направлено на установление стандартов и правил бизнеса, а также контроль соблюдения требований указанных стандартов. Реализация данной политики осуществляется через объединения предпринимателей - саморегулируемые (некоммерческие) организации [24].

Внедрение саморегулирования для субъектов малого предпринимательства является, с одной стороны, естественным результатом эволюционного развития экономики. Преимущества распространения саморегулирования должны привести к формированию той институциональной среды развития, в которой нуждается малое предпринимательство. Практика внедрения данного института в нотариальной, арбитражной, оценочной деятель-ностях, в которых велико количество малых предприятий, показала преимущественно положительные результаты.

Вместе с тем активное насаждение организаций саморегулирования отраслевого типа «сверху» может привести к повышению издержек предпринимателей и потребителей, что сделает субъекты малого предпринимательства неконкурентоспособными, особенно в отраслях, где лидирующие позиции занимают крупные предприятия. Вопрос о формировании в таких отраслях собственных саморегулирующих организаций малого предпринимательства является достаточно проблематичным в современных условиях. Это связано, прежде всего, с низкой активностью предпринимателей в вопросах, которые не касаются ведения бизнеса. Преобладающая часть предпринимателей, выполняя разнообразные функции, занята решением тактических вопросов своего бизнеса, поставленного в условия выживания.

По своей экономической природе организации саморегулирования в первую очередь отвечают интересам собственных членов. Однако их функционирование взаимосвязано с экономическими интересами других субъектов экономики: потребителей и государства. Так, согласование экономических интересов потребителей и участников организаций саморегулирования предполагает формирование определенной процедуры рассмотрения жалоб потребителей и внесудебного разрешения споров. Этот механизм согласования экономических интересов в настоящее время недостаточно развит в России, но в будущем имеет перспективы. Требование к наличию механизмов разрешения споров с потребителями существует фактически во всех нормативных актах и других документах, определяющих характерные признаки организаций саморегулирования. Наличие таких механизмов является для общества сигналом того, что саморегулирование направлено на обеспечение интересов и его участников, и всего общества. В итоге можно констатировать, что развитие саморегулирования может обеспечивать более высокий уровень общественного благосостояния по сравнению с другими институциональными альтернативами.

Одной из важных функций организаций саморегулирования в России является защита коллективных интересов субъектов предпринимательства в процессе взаимодействия с государственными структурами. Идеальная модель саморегулирования предполагает обеспечение такой системы, при которой государство вмешивается только в случае невозможности разрешения проблемы другими способами, и выгоды от государственного вмешательства превышают связанные с ним издержки. Поэтому развитие саморегулирования предпринимательства может рассматриваться как важный составной элемент макроэкономической стратегии, направленный на дерегулирование экономики. На практике в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» [25] для членов организаций саморегулирования предусмотрен упрощенный порядок осуществления государственного контроля.

Заключение

Формирование стратегии социально-экономического развития России должно осуществляться с учетом экономических интересов субъектов малого предпринимательства. Такой подход является основой для перехода экономики на траекторию устойчивого инновационного развития. Установление диалога между государством и бизнесом, повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, консолидация и повышение самосознания бизнес-ассоциаций, выступающих как более организованная сила, являются неотъемлемой частью согласования экономических интересов на основе формирования социально-экономического партнерства государства и малого предпринимательства. Формируя новый уровень взаимоотношений между обществом и бизнесом, социально-экономическое партнерство способствует повышению благосостояния, что в свою очередь способствует устойчивости социально-экономической системы.

Библиографический список

1. Винслав, Ю. Итоги и уроки российской экономики на рубеже столетий / Ю. Вин-слав // Российский экономический журнал. - 2003. - № 2. - С. 3-14.

2. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л. И. Абалкина. - М. : Экзамен, 2004. - 608 с.

3. Ясин, Е. Г. Нерыночный сектор / Е. Г. Ясин // Структурные реформы и экономический рост. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2003. - URL: http://www.liberal.ru/articles/1067

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. - URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs

5. Национальные счета. - М. : Росстат, 2015. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

6. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2016 год. - М. : Росстат, 2017. - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/ Stg/d01/19.htm

7. Рассказова, Н. В. Экономические интересы малого предпринимательства и проблема устойчивого развития социально-экономической системы / Н. В. Рассказова // Экономические науки. - 2009. - № 3. - С. 226-230.

8. Виленский, А. В. Формирование институциональной макросреды малого бизнеса в России : дис. ... д-ра экон. наук / Виленский А. В. - М., 2006. - 364 с.

9. Колесникова, Л. А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике / Л. А. Колесникова ; под ред. Б. К. Злобина. - М. : Эдитори-ал УРСС, 2001. - 276 с.

10. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года») : распоряжение Правительства РФ № 1083-р от 02.06.2016 // Собрание законодательства РФ. - 2016. -№ 24. - Ст. 3549. - URL: http://www.pravo.gov.ru

11. Корпорация МСП. Разделы МСП планов закупки. - URL: http://corpmsp. ru/malomu_i_srednemu_biznesu/obespechenie-dostupa-k-goszakupkam/informatsiya-dlya-subektov-msp-35/

12. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон № 477-ФЗ от 29.12.2014 // Государственная система правовой информации (официальный интернет-портал правовой информации) - URL: http://www.pravo.gov.ru

13. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства : указ Президента Российской Федерации № 287 от 05.06.2015 // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон № 156-ФЗ от 29.06.2015 // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

15. Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах // Центральный Банк РФ. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/

16. Государство готово поддержать кредитование малого бизнеса опорным банком // ТАСС. Информационное агентство. - URL: http://tass.ru/ekonomika/3528305

17. О Гарантийных фондах России // Фонд содействия кредитования малого бизнеса Москвы. - URL: http://mosgarantfund.ru/garantiynye-fondy/o-garantiynykh-fondakh-rossii/

18. Малое и среднее предпринимательство в России : сб. ст. - М. : Росстат, 2015. -URL: http://www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Россия в цифрах. - М. : Росстат, 2016. - URL: http://www.gks.ru

20. Доклад о мировом развитии 2005. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех : пер. с англ. - М. : Весь мир, 2005. - С. 75-76.

21. Опора России. - URL: http://www.opora.ru

22. Основными клиентами российских предприятий МСБ являются компании этого же сектора // Новости малого бизнеса. - 2004. - № 21 (264). - С. 5. - URL: http://businesspress.ru

23. Андрианов, В. Теория саморегуляции рыночной экономики: новая концепция устойчивого развития / В. Андрианов. - М. : РИО «ФАЦ», 2007. - 389 с.

24. О саморегулируемых организациях : федер. закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 : [в ред. ФЗ от 22.07.2008 № 148-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.04.2009 № 62-ФЗ] //

Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru 25. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) : федер. закон № 134-ФЭ от 08.08.2001 // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

Новосельцева Галина Борисовна

доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет

E-mail: galina-nvs@rambler.ru

Рассказова Наталья Валерьевна кандидат исторических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет E-mail: ras-nat@mail.ru

Novoseltseva Galina Borisovna doctor of economic sciences, professor, sub-department of economic theory and international relations, Penza State University

Rasskazova Natalia Valeryevna candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of economic theory and international relations, Penza State University

УДК 338.222 Новосельцева, Г. Б.

Формирование стратегии государства и экономические интересы субъектов малого предпринимательства / Г. Б. Новосельцева, Н. В. Рассказова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 1 (21). -С. 17-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.