Научная статья на тему 'Формирование стратегического плана нефтяной компании на основе разработки ключевых показателей эффективности'

Формирование стратегического плана нефтяной компании на основе разработки ключевых показателей эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1148
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / БИЗНЕС-СЕГМЕНТ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТАДИЯ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиндуллина Э.И.

В статье рассмотрены теоретические основы формирования стратегического плана на предприятии, подробно рассмотрена система сбалансированных показателей, как один из наиболее востребованных методов стратегического планирования, предложены этапы разработки ключевых показателей эффективности бизнес-сегмента «Добыча» с учетом стадий разработки месторождений и уровней управления компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гиндуллина Э.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегического плана нефтяной компании на основе разработки ключевых показателей эффективности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 338.984

Э.И.Гиндуллина

Студент 4 курса Института нефтегазового бизнеса Уфимский государственный нефтяной технический университет

г. Уфа, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы формирования стратегического плана на предприятии, подробно рассмотрена система сбалансированных показателей, как один из наиболее востребованных методов стратегического планирования, предложены этапы разработки ключевых показателей эффективности бизнес-сегмента «Добыча» с учетом стадий разработки месторождений и уровней управления компании.

Ключевые слова

Стратегия развития, стратегическая цель, бизнес-сегмент, система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности, стадия разработки нефтяного месторождения

Стратегическое планирование является одной из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения[2]. Основная задача стратегического планирования в организации состоит в обосновании стратегической цели и последовательного ее достижения[4]. Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия.

Стратегическое планирование до последнего времени было типичным лишь для крупнейших компаний, но ситуация стала меняться, и все больше компаний, находящихся в нише среднего бизнеса, начинают задаваться этими вопросами.

Процесс стратегического планирования в компании представляет собой следующий алгоритм:

- определение миссии и целей компании;

- анализ среды, который включает в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон компании, ее возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;

- выбор стратегии и ее реализация;

- оценка и контроль выполнения.

В современных условиях для формирования стратегического плана развития предприятия существует множество методов и инструментов стратегического планирования [3]. Наиболее перспективным и значимым является система сбалансированных показателей, которая более детализировано представлена системой ключевых показателей эффективности.

Система сбалансированных показателей трансформирует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям: финансовая составляющая, клиентская составляющая, внутренние бизнес-процессы, обучение и повышение квалификации. Это позволяет формулировать стратегию в нескольких перспективах, более конкретно подходить к разработке целей, своевременно определять слабые места и принимать меры по их устранению, корректировать стратегию развития в соответствии с текущими показателями [1].

Система сбалансированных показателей является инструментом стратегического менеджмента, который дает возможность связать конкретные стратегические цели компании с текущей деятельностью сотрудников на каждом уровне управления, и осуществлять контроль за реализацией стратегии и достижением показателей, предусмотренных стратегическим планом развития компании.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

КПЭ бизнес-сегмента «Добыча» должны учитывать стратегию развития нефтегазодобывающей компании [2]. Стратегической целью бизнес-сегмента «Добыча» является рост объемов добычи нефти.

Компания владеет как зрелыми месторождениями, так и новыми, поэтому формирование системы ключевых показателей предлагается проводить в соответствии со стадиями разработки месторождений. В таблице 1 предложены КПЭ бизнес-сегмента «Добыча» с учетом стадии разработки месторождений.

Таблица 1

КПЭ бизнес-сегмента «Добыча»

Направление КПЭ

1 Бизнес-процессы Добыча на зрелых месторождениях - Объем добычи нефти, млн. т - Средний дебит действующих скважин, т/сут. - Коэффициент извлечения нефти, % - Количество действующих нефтедобывающих скважин, шт. - Себестоимость добычи нефти, руб./т - Коэффициент травматизма,% - Коэффициент утилизации ПНГ, %

Добыча на новых месторождениях - Объем добычи нефти из новых скважин, млн. т - Средний дебит новых скважин, т/сут. - Коэффициент извлечения нефти, % - Ввод в эксплуатацию новых скважин, шт. - Себестоимость добычи нефти, руб./т - Коэффициент травматизма,% - Коэффициент утилизации ПНГ, %

Рост запасов - Доказанные запасы, млн. т - Возможные запасы, млн. т - Вероятные запасы, млн. т - Коэффициент восполнения запасов нефти, % - Коэффициент обеспеченности запасами нефти, лет

Финансовые показатели - Чистая прибыль бизнес-сегмента, млн. руб. - EBITDA бизнес - сегмента, млн. руб. - CAPEX бизнес-сегмента, млн. руб.

Персонал - Коэффициент текучести кадров, % - Затраты на обучение, млн. руб.

Предложенные КПЭ бизнес-сегмента «Добыча» необходимо каскадировать по уровням управления. Показатели каскадируются сверху вниз от компании до конкретных участков добычи. Каскадирование КПЭ бизнес-сегмента «Добыча» представлено на рисунке 3. 2.

Предложенная методика разработки КПЭ и их каскадирование в соответствии со стадиями разработки месторождений в бизнес - сегменте «Добыча» позволяет осуществлять контроль за результативностью выполнения поставленных задач, обеспечивает высокую степень достижения стратегических целей нефтяной компании, помогает выявлять возможные проблемы и своевременно принимать меры по их устранению.

На основе разработанной системы КПЭ, можно сформировать новый, уточненный стратегический план бизнес-сегмента, который будет учитывать стадии разработки месторождений (новые и зрелые) и несколько перспектив (бизнес-процессы, финансовая и клиентская составляющая).

Таким образом, можно сказать, что формирование стратегического плана нефтяной компании не может осуществляться без детализированного изучения отдельных бизнес-сегментов. Ключевые показатели эффективности являются той системой оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование системы ключевых показателей эффективности дает организации возможность оценить свое положение на пути к достижению поставленной стратегической цели.

Список использованной литературы:

1 Антонов И.В. Сбалансированная система показателей в контроллинге (на примере нефтегазового холдинга) // Аудит и финансовый анализ. - 2006. - №1. - С. 5-10.

2 Буренина И.В., Варакина В.А. Система единых показателей оценки эффективности деятельности вертикально - интегрированных нефтяных компаний // Науковединие. - 2014. - №1.-C. 36-50.

3 Ижбердеев Р.Р., Казаева Л.М., Халикова М.А. Механизм формирования оптимальной инвестиционной программы нефтяной компании // Науковединие. - 2014. - №2. - С. 25-42.

4 Колпаков В.М. Методы управления / В.М. Колпаков: Учеб.пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - К.: МАУП, 2003. - 368 с.

5 Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. - М.: Экзамен, 2005. - 286 с.

6 Халикова М.А., Дудорова Ю.И. Особенности разработки ключевых показателей эффективности нефтегазодобывающих компаний бизнес-направлении «Разведка и добыча» с учетом стадий разработки месторождений // Науковедение. -2015. - Том 7. - №3.

© Гиндуллина Э.И., 2016

УДК 336 .7

Гирфанова Г. Т., студентка 2 курса Булатова А. И., к.с.н.,доцент ИНЭФБ, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

Аннотация

Экономическая среда мира постоянно меняется и развивается. Наша страна Россия развивается наряду с другими странами и внедряет новые технологий во все сферы жизни населения, в том числе и в экономическую сферу. Но существует ряд проблем, которые необходимо решать для плодотворного развития экономики Российской Федерации.

Ключевые слова

Платежная система, пластиковые банковские карты, безналичные расчеты, скиммер, фишинг.

На современном этапе рыночной экономики происходит внедрение и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов. Банковская платежная карта — это один из важных атрибутов безналичного расчета. В экономически развитых странах платежная карта это один из важных атрибутов в сферы торговли. Операции совершенные платежными картами определяют связанность банковской системы и общества.

В промышленно развитых странах оплата товаров и услуг безналичным путем достигает 90 % в общей структуре всех денежных операций. [1]

В российской экономике существует проблема на рынке платежных карт.

Использование платежных карт в нашей стране уступает среднестатистическим показателям в странах Европы. Это можно объяснить тем, что в результате финансовых кризисов 1998 и 2008 годов в большей степени пострадал банковский сектор. [1]

В большинстве экономически развитых стран расчеты платежными картами являются неотъемлемой частью сферы торговли и услуг. В России слабо развитая инфраструктура в области банковских карт не дает приблизиться к максимальному уровню безналичных расчетов. Несмотря на это, сегодня, рынок банковских карт демонстрирует быстрые темпы роста, которые вместе с темпами экономического роста будут продолжать свое развитие и более глубокое внедрение в экономическую жизнь населения. Увеличение количества карт будет достигать 100 % в год, а обороты, связанные с картами будут возрастать на 50-60 %. С ростом потребительского рынка, развивается бизнес, связанные с выпуском банковских карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.