ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК КАК МЕТОД РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Гетманова Е.В.*, Коптева Н.А.*
Детский сад № 18 «Тополёк», Ставропольский край, Александровский район, с. Калиновское
В статье раскрыты основные теоретические моменты, связанные с развитием речи дошкольника посредством сочинения сказок. Дано частичное описание роли сказки в психическом развитии ребенка-дошкольника. Предложены методы работы по формированию способности к сочинительству сказок.
Ключевые слова: речевое творчество, художественно-речевая деятельность, способности, развитие личности дошкольника.
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.
В дошкольном возрасте дети обладают уникальными возможностями в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.
В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества (УН.Т.) в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том числе и знакомство со сказками, должно носить
* Кандидат психологических наук.
* Воспитатель.
целенаправленный, последовательный характер. Многие учёные подчёркивают, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно-этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) (Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие). Еще ранее (к 2-3 годам) -интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества» (по К.И. Чуковскому). Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности «словотворить» отпадает за ненужностью, то сформи-рованность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение. Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора (Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, Н.М. Пьянкова, О.С. Ушакова и другие). Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.
Любовь к сказке, интерес к ней, как было сказано выше, возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности; игровой. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности.
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамар-ченко и другие). Эти и другие педагоги-исследователи отмечают незаурядные возможности детей дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев (Л.И. Божович, A.M. Боро-
166
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
дич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие). Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.
Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман (A.M. Бородич, В.А. Сухомлинский и другие). Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И, поскольку, словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.
Данные исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть в дошкольном возрасте. Однако в педагогической науке и практике вопросы формирования способности к сочинению сказок у дошкольников мало изучены. Не уточнено понятие самой способности, ее сущность и структура применительно к дошкольному возрасту. Нерешенным остается вопрос о приемлемом возрасте раскрытия этой способности, хотя содержательной стороне этого вопроса (обучение сочинению) уделяется сегодня много внимания.
Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.
Выражая мнение многих ученых, можно сказать, что основу способности к сочинению сказок в дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, которая и является структурой способности: 1-ый компонент: «Язы-
ковое чутье» сказки (по Д.Б. Богоявленской) или «Дар слова» (по К.Д. Ушин-скому) сказки (на ее придумывание - это умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам); 2-й компонент: развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику); 3-й компонент: связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас; 4-й компонент: склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок; 5-й компонент: наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок. Данные компоненты могут и не просматриваться у дошкольника одновременно, но могут быть и исключения.
Существует некоторое количество методов, которые окажут педагогам весомую помощь в развитии речи ребенка, например:
- методы моделирования сказок по их признакам (авторские / народные;
- волшебные / о животных, в стихах / в прозе);
- элементы использования сказкотерапии (по Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неевой) для снятия повышенной агрессивности у детей, создания эмоционально-положительной атмосферы в детском коллективе;
- методы моделирования композиции сказки при ее сочинении (вопросы-схемы к модели «Сложи цветок-сказку»).
Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок могут являться:
- благоприятная среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета «В гостях у сказки», наличие всех видов театра и прочее);
- эмоционально-положительное и культурно-этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;
- активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков рассказывания по воображению.
В заключении можно сделать вывод о том, что дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Однако, отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки. Именно воспитатели и родители должны уделять внимание данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками, их анализа.
168
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 2004.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.
5. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. - М.: Школьная Пресса, 2004.
6. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. -2003. - № 1-12.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: 2002.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Сычева Н.В.*
Детский сад № 97 «Хрусталик» АНО ДО «Планета детства «Лада»,
г. Тольятти
В статье раскрыт опыт работы детского сада № 97 «Хрусталик» по организации инновационной деятельности как функции управления дошкольной образовательной организацией. Освещено содержание всех этапов внедрения инноваций с определением форм работы, сроков и ответственных.
Ключевые слова: инновационная деятельность, этап внедрения инноваций, творческая группа, стажировочная площадка, сопровождение инновационной деятельности.
На современном этапе особое значение в деятельности руководителя дошкольной образовательной организации приобретает, на наш взгляд, функция организации, предполагающая создание таких организационных структур, которые бы обеспечивали выживание, а также гибкость и адаптивность всей системы к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Вместе с тем функция организации взаимосвязана и взаимодействует с други-
* Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.