Научная статья на тему 'Формирование социокультурных компетенций учащихся старших классов школ ( на примере Смоленского региона)'

Формирование социокультурных компетенций учащихся старших классов школ ( на примере Смоленского региона) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / VALUE COMPETENCES / SCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIO-CULTURAL SPACE / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матейко Наталья Вячеславна

В статье анализируется набор ценностных компетенций учащихся старших классов современных российских школ на примере Смоленского региона. Выявляются различные направления совершенствования развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior School Pupils' Socio-Cultural Orientations Forming (On the Model of Smolensk Region)

The article analyzes a set of value orientations of senior school pupils in Russia on the model of Smolensk region. The article points out different ways of personal development improvement

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурных компетенций учащихся старших классов школ ( на примере Смоленского региона)»

УДК [373.032]:[316.613] (470.332)

ББК 74.200.5

Матейко Наталья Вячеславна

аспирант кафедра педагогики Смоленский государственный университет г. Смоленск Mateyko Nataliya Vyacheslavna Post-graduate Chair of Pedagogics Smolensk State University Smolensk

Формирование социокультурных компетенций учащихся старших классов школ ( на примере Смоленского региона)

Senior School Pupils’ Socio-Cultural Orientations Forming (On the Model of Smolensk Region)

В статье анализируется набор ценностных компетенций учащихся старших классов современных российских школ на примере Смоленского региона. Выявляются различные направления совершенствования развития личности.

The article analyzes a set of value orientations of senior school pupils in Russia on the model of Smolensk region. The article points out different ways of personal development improvement.

Ключевые слова: ценностные компетенции, школьное образование, воспитательный процесс, социокультурное пространство, социокультурная компетентность.

Key words: value competences, school education, educational process, sociocultural space, socio-cultural competence.

В настоящее время общество переживает сложный этап переоценки социальных и нравственных норм жизни. Данный процесс протекает сложно, нередко сопровождаясь деформацией ценностных ориентиров, серьезным искажением социокультурных компетенций, представлений о престижности образования, профессионализма, культуры.

Каждое поколение выстраивает собственную модель жизнедеятельности -социокультурное пространство, состоящее из определенных значений ведущих понятий, системы символов, системы ценностей, социокультурных компетенций и норм. Именно в данном пространстве происходит идентификация личности, как социального субъекта и профессионала. Плотность, охват культурно значимых смыслов в деятельности и отношениях

людей мы называем социокультурным пространством. Оно характеризуется насыщенностью любого социального объекта социокультурной компетентностью и смысловым содержанием с точки зрения его соответствия культуре данного общества.

В условиях стремительно набирающего обороты процесса мировой интеграции выдвигаются новые требования к личности, главным достоянием которой должна стать общая культура и общечеловеческие ценности, способность и желание самостоятельно совершенствоваться в своей деятельности и участвовать в формировании социокультурной компетентности.

Однако, актуальные социокультурные процессы настолько динамичны, что их констатация, а тем более детальное рассмотрение, требуют выработки новых взглядов на изучение социокультурных компетенций.

Компетенция и компетентность - понятия сравнительно новые, а следовательно, обуславливают необходимость конкретизации и уточнений. Последние годы в научной литературе появилось большое количество работ, в которых содержатся различные определения компетентности. Круг данных определений настолько широк и порой противоречив, что можно смело утверждать перед современной наукой стоят задачи, связанные с определением, выделением и обоснованием компетенций (базовых, ключевых, надпредметных, предметных и других) и их структуры, разработкой подходов к их оценке как результату образования.

Так, Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, отмечает: «Компетенции - это обобщенные и глубоко сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, ... способность действовать и выживать в данных условиях» [4:46].

Исследователь Л.М.Митина подчеркивает: «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности» [7:27].

По утверждению А.В. Хуторского, компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов

деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Исследователем определен перечень ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе. Автор выделяет семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная,

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социальнотрудовая, компетенция личностного самосовершенствования [6:27].

По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова природа компетентности является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающегося своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно - ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [1: 9].

В условиях социокультурного пространства все данные выше определения делают акцент на деятельностный подход к компетенциям. Однако обратимся к анализу сущности ценностного подхода. Так, французский философ М.Дюфрен в своем, как он назвал, «инвентарном описании природных категорий» выделил три класса ценностей: блага, обращенные к обладанию, -приятное, полезное и прекрасное; блага, обращенные к познанию - истинное; блага, обращенные к уважению, - священное, гуманное, справедливое.

О.Г. Дробинский и В.П. Тугаринов подразделяют ценности на две группы: ценности жизни (жизнь, здоровье, радость жизни, общение с людьми и т.д.) и ценности культуры - материальные (техника, жилище, пища, одежда и пр.), социально-политические (общественный порядок, мир, безопасность,

свобода, равенство, человечность), духовные (образование, наука, искусство) [3:262].

Однако, необходимо отметить, что ценности создаются обществом в процессе его развития, они же за тем и определяют развитие этого общества, и жизнь социума начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей.

Таким образом, ценностные ориентации являются ориентирами человеческой деятельности, побуждающими к выполнению социальнозначимых целей и имеющими в своей основе формирование мышления и мировоззрения.

Ценности находятся в обществе, так как ценности - это общественное бытие предмета, явления и т.д. Поэтому процесс переоценки ценностей происходит постоянно, вместе с развитием общества и индивида.. Ценностный подход позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации школьника на ценности и социокультурную компетентность.

В определении А.Ю. Поленовой социокультурная компетентность определяется как способность личности сознательно и продуктивно действовать в ситуации неопределенности. Позитивно решать жизненно важные задачи социума, субъективно осмысливая возможности вариантов ответного поведения всех, вступая с ней в социальное взаимодействие, принимая различные формы культурного самовыражения и творчества позитивно ориентированных социальных групп и отдельных индивидов при освоении ими социального пространства [8:15].

Т.В. Боровикова рассматривает социокультурную компетентность с позиции ценностного подхода и подчеркивает «социокультурная компетентность проявляется в деятельности и органично связана с ценностными отношениями к деятельности, личной заинтересованностью этой деятельностью» [2:8].

В своих исследованиях М. С. Каган отметил, произошедшие в ХХ веке катаклизмы показали, что только организация совместных действий народов может позволить сохраниться человеческому роду. И именно по этой причине

сегодня начинают выкристаллизовываться новые системы ценностей, с новой иерархией их взаимодействий и новой доминантой. Высшее место в этой иерархии должны занять экзистенциальные ценности, которые, в свою очередь, определяют смысло - жизненные позиции [5:205].

Основываясь на взглядах Т.В. Боровиковой, А.Ю. Поленовой, М.С. Кагана сформулируем определение социокультурной компетентности. Социокультурная компетентность, по нашему мнению,- это интеграция знаний, умений, навыков, способствующих самореализации старших школьников в определении смысло-жизненных позиций обеспечивающих формирование нравственной устойчивости личности: противостоять жизненным испытаниям в условиях освоения ими социокультурного пространства. Социокультурная компетентность определяется как способность и готовность к реализации знаний, умений, навыков, практического опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.

Ориентированность процесса обучения на развитие социокультурной компетенции учащихся старших классов, совершенствование их самообразовательной деятельности, а также развитие общей культуры должны рассматриваться сегодня в качестве общей стратегии образования (ценностносмысловых, ценностно-уставных, ценностно-ориентированных компетенций). Социокультурная компетенция выступает как цель и результат подготовки обучающегося к социокультурному взаимодействию с обществом.

Современные социокультурные условия актуализируют необходимость воспитания у современных школьников социокультурных компетенций и системы ценностных отношений к своей Родине, ее духовной самобытности. У современной молодёжи изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почёт, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализма, коллективизма и др., присущим советскому периоду.

Система социокультурной компетентности, как и всякая другая система, успешно развивается и функционирует лишь при определенных условиях.

Данными условиями нами рассматриваются пути и способы взаимодействия комплекса мер учебно-воспитательного процесса, направленного на становление социокультурной компетентности. Рассмотрев современные социокультурные условия, в которых осуществляется воспитание компетенций школьников и, выделив факторы, детерминирующие данный процесс, мы пришли к ряду выводов, связанных с учетом выявленных обстоятельств в воспитании компетенций школьников:

- воспитание компетенций школьников в образовательном процессе обусловлено сложившимися в обществе социокультурными условиями и факторами;

- воспитание социокультурных компетенций старшеклассников должно соответствовать «духу» нового тысячелетия, для которого характерно осознание человечеством необходимости единства и выработки единого ценностного сознания, что обусловлено теми угрозами, которые появились для человечества в новом тысячелетии. В связи с этим приоритетными должны стать: воспитание у школьников ценностного отношения к человечеству, человеку, к Отчизне, малой Родине, природе; воспитание способности к сотрудничеству и диалогу.

Ученые подчеркивают нестабильность современного социального мира, которая во многом ослабила традиции российского патриотического воспитания (М.Г. Агаев, Л.И. Аманбаева, С.Ф. Анисимов, А.А. Аронов, Л.М. Архангельский, М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, Ф.Б. Горелик,

В. А. Датский, А.Н. Зайчиков, Г.М. Лисеенко, В.В. Макаров, Р. Л. Рождественская, и др.). Однако именно в патриотизме всегда выражена гордость за своих предков, за историю своей страны, нации, народа. Именно он выражает народный дух, готовность к преодолению тех препятствий, которые ставит история перед народом и обществом.

Для того чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания и формирования у старшеклассников социокультурных компетенций на современном этапе проведена экспериментальная работа среди учащихся 10-11 классов средней школы №12 и гимназии эстетического

профиля г. Смоленска. В мониторинговом исследовании участвовало 160 учащихся. Оно включало в себя ряд вопросов затрагивавших направления на выявления нравственных ценностей.

Разделяя понимание имеющихся проблем, попытаемся выяснить, что же для наших учеников означает слово патриотизм, значимы ли для них понятия Родины и Отечества. Так, из 160 опрошенных школьников - 68% заявили, что патриотизм для них это - национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; согласились с тем, что патриотизм очень важное качество актуальное для нашего общества. И лишь 13,4% выбрали ответ, что патриотизм сегодня не актуален, не современен, несвойственен сегодняшней молодежи.

Чтобы узнать, что сегодня для учеников означает понятие Родина, мы задали им вопрос «Значимы ли для Вас понятия Родины и Отечества?» - 84,8% опрошенных ответили да, 8,1% - ответили, нет, и 7,1% - затруднились дать ответ. В целом можно канстатировать, что современные школьники обладают «чувством» Родины.

На вопрос «Кто в большей степени повлиял на формирование Ваших патриотических чувств» 52,8% опрошенных ответили - школа, 50,5% ответили

- родители, 32,8% - окружающие люди, друзья, и 10,3% - СМИ.

Таким образом, приведенные данные подчеркнули факт, что дальнейшее развитие патриотизма, патриотических чувств должно стать важным направлением воспитательной работы. Реализация концепции патриотического воспитания в школе возможна посредством изучения богатого отечественного духовного опыта поколений; путем формирования в сознании учащихся чувства любви к своему Отечеству на основе чётко определённой мотивации, основанной на идеи служения Отечеству в разных его проявлениях; в ходе широкого выбора форм участия в мероприятиях патриотической направленности; на основе разработки учебных программ, учебнометодических материалов по организации патриотического воспитания, а также благодаря использованию многообразных педагогических форм и средств с учётом возрастных особенностей воспитуемых.

Например, на вопрос «Какими нравственными качествами должен обладать молодой человек, для того чтобы получить престижную работу и максимально реализовать свои возможности?» самыми распространенными ответами были выбраны: расчетливость - 59,8%, предприимчивость - 61,8%, чувство ответственности - 73,4%, надежность - 83,4%. Учащиеся гимназии включали в этот список порядочность - 75,5% , честность - 68,3%, гуманизм -88,9%, дружелюбие - 67,0%.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ученики школы при выборе качеств, необходимых для получения престижной работы, опирались на принятый в обществе стандартный набор качеств, необходимых для адекватного взаимодействия с другими членами социума и приобретения определенного социального статуса. Учащиеся гимназии в первую очередь выбирали качества, соответствующие морально-нравственным ценностям общества.

Среди прочих, был задан вопрос: «Вы смотрите в будущее с.», из предложенных вариантов ответов около 50% опрошенных все же смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом, 35 % - спокойно без всяких надежд и иллюзий и 15% - смотрят в будущее с тревогой и неуверенностью.

Следовательно, задача современной школы заключается в формировании основополагающих констант мышления и поведения. Такое формирование возможно при условии обращения к подлинным ценностям, присущим нашему национальному менталитету, культуре и др.

Анализ социокультурных компетентностей учащихся старших классов школ, на примере Смоленского региона, позволяет констатировать, что у учащейся молодежи уже в старшем школьном возрасте происходит не только жизненное, профессиональное, но и ценностно-личностное самоопределение. Осмысливая накопленный социокультурный опыт, выбирая идеал, приобщаясь к российскому варианту ценностей, у старшеклассников выстраивается целостная система ценностей, формируются убеждения и мировоззренческие представления о целостной картине мира. Именно поэтому важно обратить внимание педагогов на возможности этого периода для становления духовной

культуры учащихся в целом. [2:15]. Таким образом, главной задачей при формировании социокультурной компетентности учащихся старших классов остается формирование нравственной устойчивости личности: противостоять жизненным испытаниям в условиях освоения ими социокультурного пространства.

Библиографический список

1. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А.Болотов, В.В.Сериков //Педагогика, 2003. - №10

2. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников. -Соликамск, СГПИ, 1999. - 264с.

3. Дробинский О.Г. Мир оживших предметов/ О.Г.Дробинский. - М,: Политиздат, 1967.- 262с

4. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников / Н.Ф. Ефремова // Высшее образование в России. - 2010. - №4. - С.43-48.

5. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. - СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. - 205с

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы// Народное образование, 2003, №2.

7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности/ Л.М.Митина. - М., 2002

8. Поленова А.Ю.. Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. - дис. канд. пед. наук : Ростов н/Д, 2006 -194 с.

Bibliography

1. Bolotov, V.A. Competence Model: From Idea to Educational Programme / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogics, 2003. - №10.

2. Borovikova, T.V. Schoolchildren’s Economic Culture Forming / T.V. Borovikova. -Solikamsk: Solikamsk State Ped. Institute, 1999. - 264 p.

3. Drobinsky, O.G. The World of Revived Objects / O.G. Drobinsky. - Moscow: Politizdat, 1967. - 262 p.

4. Kagan, M.S. Philosophical Value Theory / M.S. Kagan. - St. Petersburg: “Petropolis”, 1997. - 205 p.

5. Khutorskoy, A.V. Key Competences as a Component of Personality-Oriented Paradigm / A.V. Khutorskoy // Public Education, 2003. - № 2 - P. 5-10.

6. Mitina, L.M. Psychology of Competitive Personality Development / L.M. Mitina. -Moscow, 2002. - 120 p.

7. Polenova, A.Yu. Studying Youth’s Socio-Cultural Competence Forming by Means of Written Communication. - Candidate’s Thesis in Pedagogics. - Rostov-on-Don, 2006. - 194 p.

8. Yephremova, N.F. Ways of Competence Evaluation of the First-Year Students / N.F. Yephremova // Higher Education in Russia. - 2010. - № 4. - P. 43-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.