Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции студентов факультета иностранных языков'

Формирование социокультурной компетенции студентов факультета иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кедровских О.С.

В статье речь идет о значимости формирования социокультурной компетенции студентов высшего учебного заведения, что продиктовано изменением социокультурного контекста иностранного языка. В процессе обучения необходимо использовать такие приемы обучения иностранного языка, которые обеспечивают возможность выхода за границы учебной языковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции студентов факультета иностранных языков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070 4. Лавущенко В.П., Иванов А.Ф. Электронный корпоративный университет - инновационный проект в области образования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. №1. С.117-119.

© А.Ф. Иванов, О.Г. Миндиярова, 2015

УДК 378

О.С.Кедровских

Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет

Г. Челябинск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация

В статье речь идет о значимости формирования социокультурной компетенции студентов высшего учебного заведения, что продиктовано изменением социокультурного контекста иностранного языка. В процессе обучения необходимо использовать такие приемы обучения иностранного языка, которые обеспечивают возможность выхода за границы учебной языковой среды.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, социокультурная компетенция, социокультурный подход, культуроведческий компонент.

Присоединение России к Болонскому процессу, вхождение страны в мировое информационное общество, расширение международных связей актуализируют необходимость владения иностранными языками и культурой. Качественное овладение языком позволит осуществить иноязычное общение в целях достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества, установления межнациональных и личных контактов. Перед вузами встала задача обеспечения выпускника не только набором определенных знаний, умений и навыков, но и рядом общекультурных и профессиональных компетенций.

Во ФГОС третьего поколения акцентируется значимость формирования социокультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку.

Актуальность проблемы формирования социокультурной компетенции студентов в процессе изучения иностранных языков обусловлена необходимостью:

- включения социокультурной компетенции в перечень основных требований макета ФГОС третьего поколения;

- усиления гуманитарности ВПО - социокультурного содержания образования, связанного с обогащением студентов универсальными и национально - специфическими ценностями своей и иных культур;

- реализации требований к специалистам, предъявляемых современными социально - экономическими условиями РФ и в мире.

В последнее время изменился социокультурный контекст иностранных языков, что привело к появлению новых потребностей в изучении языков и культур. Поэтому одним из приоритетных направлений современного языкового образования является социокультурный подход. Он предполагает такую организацию обучения иностранному языку, при которой создаются условия для того, чтобы научить студентов ориентироваться в различных типах культур и цивилизаций, соотносимых с ними норм общения, адекватно объяснять явления и факты и использовать эти ориентиры для выбора стратегий взаимодействия при решении личностно значимых задач и проблем.

Таким образом, следует отметить, что студенты должны быть способными строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, понимая и принимая особенности их общения. Известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

расцвечиваются новыми красками иной культуры. Студентам необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, они должны иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Самым действенным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. Ввиду того, что большинство студентов не имеют такой возможности, необходимо искать эффективные пути и способы развития социокультурной компетенции вне языковой среды.

Что же понимается под термином «социокультурная компетенция»?

Социокультурная компетенция - совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально -культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.

Под социокультурной компетенцией можно также понимать весь комплекс знаний студентов о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, языке, достижениях культуры и науки, обычаях, традициях, свойственных определенному обществу и характеризующих его, формирование которой происходит в одновременном процессе обучения иностранному языку и приобщения личности к культуре и народным традициям страны изучаемого языка.

Исходя из специфики возрастных особенностей обучающихся, Ариян М.А. выделяет следующие задачи, связанные с развитием социокультурной компетенции. В ходе обучения необходимо решать задачи, направленные на совершенствование качеств самого обучаемого:

- осознание себя в мире, в своей культуре, осознание того, что обучаемый является частью своей культуры;

- доброжелательность ко всем людям, независимо от расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств;

- понимание неприкосновенности человеческой жизни, доброта, милосердие;

- широта познавательных интересов, стремление и способность к самообразованию;

- осознание ценности общения для установления взаимопонимания, в том числе между людьми (народами) - носителями различных языков и культур.

На занятиях иностранного языка решаются и задачи, связанные с оптимизацией взаимодействия обучаемого с окружающим миром:

- умение принимать приемлемый в социокультурном плане способ речевого и неречевого поведения в условиях межкультурной коммуникации;

- социокультурная наблюдательность, способность строить общение в соответствии с особенностями ситуации и собеседника;

- осознание причастности к происходящему в семье, классе, школе, городе, стране, мире.

Для решения перечисленных задач и формирования социокультурной компетенции потребуется такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый из студентов осознает себя активным субъектом деятельности, чей творческий потенциал востребован окружающими. Это может быть достигнуто, если используемые приемы обучения иностранным языкам способны «погрузить» обучаемого в социальную среду, искусственную или естественную, обеспечить возможность выхода за границы учебной языковой среды.

Таким образом, привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранному языку необходимо для достижения основной практической цели - формированию способности к общению на изучаемом языке, что делает студента не только образованным, но и культурным, учит мыслить и применять знания в реальной жизни.

Список используемой литературы:

1. Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения// Вопросы философии.- 1988. № 6.- С.31- 43.

2.Ариян М.А. Технологии социально-развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения средней школы [Текст] / М.А. Ариян // ИЯШ. - 2008. № 7.- С. 2 - 8.

© О С. Кедровских, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 378.1

В.В. Краснощеков

заместитель директора института международных образовательных программ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Н.В. Семенова доцент кафедры высшей математики Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

А.В. Краснощеков студент 3 курса Инженерно-экономического института Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ НА НЕСТАНДАРТНУЮ ВУЗОВСКУЮ ТЕМАТИКУ

Аннотация

В статье рассмотрен новый подход к тематическому наполнению заданий по теории вероятностей. Показаны причины повышения мотивации студентов при проектируемом подходе. Приведены примеры заданий по тематике статистики деятельности вузов.

Ключевые слова Мотивация студентов, наука второго рода, теория вероятностей.

Авторами издано учебное пособие по теории вероятностей и математической статистике [1] с грифом Учебно-методического объединения по университетскому политехническому образованию. В учебном пособии собрано около 1500 заданий, носящих характер типовых [2]. Тематика заданий значительно расширена по сравнению с существующими учебными пособиями.

В специальной работе авторы представили результаты анализа тематики заданий по теории вероятностей и математической статистике, собранных в общепризнанных и новых учебных пособиях [3]. По тематике задания можно условно разделить на три группы. К первой группе относится так называемая вероятностная «классика» - шары, карты, кости, монетки, выстрелы, числа, буквы, лотереи, абстрактные события. Ко второй группе - условно профессионально ориентированные задачи, оперирующиеся с деталями, изделиями, агрегатами, связью, транспортом, измерениями и т.д. Третья группа - задания на социальную тематику - студенческая жизнь, медицина, демография и т.п. В изданиях последних лет в качестве тематического фона появляются фирмы, страхование, а также сюжеты литературного и фантастического характера. Их популярность подтверждается включением смягченных вариантов таких задач в официальные задания по ЕГЭ. «Юмористические» задания напоминают известные задачи Григория Остера, полюбившиеся уже не одному поколению детей и взрослых [4].

При создании пособия [1] авторы принципиально отказались от вероятностной «классики». Это сделано по нескольким причинам, описанным в работе [3]. Главной из этих причин является необходимость создания мотивации студентов к изучению теории вероятностей. Например, задачи про разноцветные шарики в ящиках и корзинах абсолютно лишены мотивационного элемента. Они лишь способствуют формированию отношения студентов к теории вероятностей как к очередной «скучной» дисциплине, оторванной от реальной жизни. На задачах такого плана следует готовить математиков и других студентов -будущих профессионалов в области точных наук. В настоящее время существует противоречие между потребностями общества и государства в таких выпускниках и нежеланием абитуриентов посвящать свою жизнь точным наукам. Данное противоречие носит глобальный, всемирный характер. Потребности рынка диктуют необходимость массового высшего образования, для которого не подходят модели высшей школы, окончательно оформившиеся к середине ХХ века. Соответственно, следует отрешиться от мифа о возможности единого подхода к математической подготовке в вузе. Действительно, вероятностную «классику» следует оставить «элитарному» высшему образованию, а профилированные и житейские задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.