Научная статья на тему 'Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности'

Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3224
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Елена Викторовна

В статье определяется значимость волонтерской деятельности для становления личности подростка. Автор отмечает, что формирование социальной компетенции школьников обусловлено потребностью общества в социально активных членах, способных принимать ответственные решения и участвовать в социально значимой деятельности во благо других. В статье предпринята попытка анализа состояния изученности вопросов, связанных с формированием социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковалева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Teenagers’ Social Competence by means of Volunteers Activities

The article defines the importance of volunteers’ activities for a teenager personal growth. The author considers that the formation of schoolchildren’s social competence is stipulated by the demand of a society in the socially-active members who are able to make responsible decisions and take part in socially-important activities pro bono. Here is made an attempt to analyze the previous studies in the field of teenagers’ social competence formation by means of volunteers’ activities.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности»

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGICS

УДК 317 : 316.354.4

Е. В. Ковалева

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье определяется значимость волонтерской деятельности для становления личности подростка. Автор отмечает, что формирование социальной компетенции школьников обусловлено потребностью общества в социально активных членах, способных принимать ответственные решения и участвовать в социально значимой деятельности во благо других. В статье предпринята попытка анализа состояния изученности вопросов, связанных с формированием социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, благотворительность, волонтерство, волонтерская деятельность, социальная компетенция, социальная компетентность, формирование социальной компетенции подростков

Ye. V. Kovalyova

FORMATION OF TEENAGERS' SOCIAL COMPETENCE BY MEANS OF VOLUNTEERS ACTIVITIES

The article defines the importance of volunteers' activities for a teenager personal growth. The author considers that the formation of schoolchildren's social competence is stipulated by the demand of a society in the socially-active members who are able to make responsible decisions and take part in socially-important activities pro bono. Here is made an attempt to analyze the previous studies in the field of teenagers' social competence formation by means of volunteers' activities.

Key words: state youth policy, charity, volunteering, volunteers' activities, social competence, formation of teenagers' social competence

Сегодня в условиях повышенной прагма-тизации общества, которая вызвана навязанными извне ориентирами на сверхзначимость для человека финансового благополучия, конкурентоспособности и карьерного успеха, обострилась проблема взращивания «человеческого в человеке» (В. И. Слободчиков). Данная проблема усугубляется еще и тем, что духовные ориентиры предшествующих поколений перестают быть таковыми для молодого поколения, являющегося индикатором различных общественных трансформаций. Понятия добра, зла, ответственности, порядочности, дружбы, милосердия, человеколюбия перестают быть доминантными в сознании моло-

дых людей. Сложившееся ситуация подтверждает, что идет борьба двух тенденций — «духовно-нравственной и рыночной вульгарно-прагматической — в ментальном пространстве российской культуры в целом и педагогической культуры в частности» [18, с. 3].

Для утверждения духовно-нравственной ориентации в культуре России важно, по убеждению специалистов в области социологии, психологии, педагогики, содействовать добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи. Эта убежденность зиждется на том, что современный мир остро нуждается в молодых людях, стремящихся к развитию созидатель -ной активности. Именно она способствует реа-

лизации человеческого потенциала и помогает молодым людям стать творцами социальной реальности, способными конструктивно взаимодействовать с другими людьми во имя достижения общих целей, реализации совместных интересов и сохранения единых ценностей.

Государственная молодежная политика в России отвечает этим потребностям российского общества. Так, в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» отмечается необходимость формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.

В «Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» подчеркивается значимость развития практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространения добровольческой деятельности (волонтерства). Согласно данному документу, отдельное внимание должно быть уделено популяризации идеи добровольчества, особенно среди молодежи. В этой связи важным направлением современной государственной молодежной политики на всех уровнях (уровне образовательных учреждений в том числе) является формирование социальной компетенции подрастающего поколения посредством волонтерской деятельности. Формирование данной компетенции зависит от основных характеристик жизни общества: экономического и политического уклада, историко-культурных особенностей, организации общественных отношений.

Необходимость формирования данной компетенции школьников обусловлена потребностью общества в социально активных членах, способных принимать ответственные решения и участвовать в социально-значимой деятельности во благо других. Таким образом, вопросы формирования социальной компетенции школьников посредством волонтерской деятельности приобретает важное общественно-государственное значение, так как высокий уровень ее сформированности будет способ-

ствовать успешной социализации молодежи, а в дальнейшем — ее адаптации к будущей профессиональной деятельности, участию в гражданском развитии нашей страны.

Отметим, что для поиска теоретических доказательств значимости формирования социальной компетенции школьников посредством волонтерской деятельности мы обратились к исследованиям Г. П. Бобренковой, И. Н. Григорьева, О. И. Холиной, Г. А. Кипкеевой, Т. В. Пуш-каревой, В.Н. Мельниковой, М. Р. Благодаровой, Т. А. Нигматуллиной, Р. В. Кадырова, В. Н. Ши-робокова, Ю. В. Паршиной, В. В. Тен, Е. А. Ро-маненко, Т. П. Царапина и др.

Изучение работ Г. П. Бобренковой, Т. А. Ниг-матуллиной, рассматривающих волонтерское движение как фактор роста социально-политической активности молодежи в современной России и компонент государственной молодежной политики, помогло утвердиться во мнении, что добровольчество сегодня приобретает системно-политический характер, благодаря формированию правовых основ государст -венной молодежной политики по содействию и поддержке добровольчества [2, 10]. Особо Г. П. Бобренкова подчеркивает, что сегодня добровольчество становится фактором накопления человеческого капитала в контексте задач инновационного и модернизационного развития нашей страны [2].

В контексте нашего исследования мы соглашаемся с мнением Г. П. Бобренковой о том, что включение добровольчества в учебно-воспитательный и образованный процесс способствует приобретению молодежью знаний по современным технологиям организации добровольческой деятельности, социальному проектированию. Волонтерская деятельность способствует также формированию у подростков (молодежи) общественно значимых ценностей и ориентаций; создает условия для развития у подростков и молодежи организаторских способностей и умений.

В исследованиях Т. В. Самодуровой волонтерское движение рассматривается как эффективная стратегия решения социально-педагогических проблем российского общества [15].

В работах Ю. В. Паршиной, которая убеждена в необходимости добровольчества как значимого ресурса развития общества, подчеркивается мысль о том, что само общество всегда будет нуждаться в помощи молодых людей при решении таких важнейших вопросов современности, как просвещение, экология, защита прав людей [12].

Осмыслению волонтерства как социального феномена современного российского общества, стремящегося стать гражданским, помогли исследования О. И. Холиной [20, 21, 22].

И. Н. Григорьев подчеркивает, что волонтерская деятельность — один из наиболее распространенных видов общественной активности; она опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и милосердия [3].

Положения о том, что молодежное добровольчество является формой вовлечения молодежи в социальную практику с целью реализации своего потенциала, а также способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции, — выдвигаются в работах В. В. Тен, Е. А. Романенко. Небезынтересным для нас стало рассмотрение содержательного наполнения этапов развития добровольчества в России, которые предложила Н. В. Тарасова, отметившая, что добровольческая деятель -ность на благо общества всегда рассматривалась как неотъемлемая составляющая проявления гражданского самосознания личности.

Исследование состояния изученности вопросов, касающихся формирования социальной компетенции школьников посредством волонтеркой деятельности, с нашей точки зрения, необходимо начать с трактовки понятий «благотворительность», «волонтерство», «волонтерская деятельность», а затем — «социальная компетенция», «формирование социальной компетенции школьников посредством волонтерской деятельности». Для этого необходимо рассмотреть исторические, философские, психологические и социальные аспекты изучаемых феноменов — благотворительности и волон-терства.

Обращаясь к этимологии слова «благотворительность», мы выделяем две составные его части — благо и творить. Творить — как глагол — предполагает действие человека по «умножению» благого и доброго.

В «Исторических портретах и этюдах» российский историк В. О. Ключевский, останавливаясь на теме благотворительности, отмечает, что это слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. «Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо перед несчастным случаем, пред страждущим человеком с вопросом, что делать — и все будут готовы помочь, кто чем может» [5, с. 106].

Современный исследователь Н. В. Тарасова продолжает мысль авторитетного российского историка и подчеркивает, что в любом обществе есть люди, которые готовы помочь нуждающимся. В то же время в каждой от -дельной стране масштабы помощи (или добровольческой деятельности), уровень ее развития зависят от исторических, социальных, культурных, политических и экономических факторов [17, с. 46].

В этой связи считаем, что феномен добровольчества в России важно рассматривать как неотъемлемую часть культуры российского народа, который «взрастил» такие ценности как бескорыстная и жертвенная помощь ближнему, милосердие, «нищелюбие» (В. О. Ключевский), сопереживание, «всеобщая солидарность» (В. С. Соловьев).

Этот вывод созвучен с убеждением Е. А. Луговой, обосновавшей, что феномен добровольчества необходимо рассматривать как часть менталитета и культуры русского народа.

Можно согласиться с мнением Г. П. Бобрен-ковой, что лишь в течение последнего десятилетия в результате предпринимаемых совместных общественно-политических усилий в Российской Федерации постепенно создаются предпосылки формирования институциональных механизмов содействия развитию волонтерства

(добровольчества) [2, с. 72]. Успешно реализуется ряд проектов («Успех в твоих руках», «Шаг навстречу»). Для граждан Российской Федерации наиболее известен проект «Доброволец России», апробированный в процессе подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани в 2013 г., а в дальнейшем — во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Таким образом, во время проведения таких крупных мероприятий огромное количество молодых людей смогли принести пользу обществу, реализуя программы добровольческой деятельности. Не случайно молодежное добровольчество в современной России называют наи -более эффективным способом оптимизации социальной ситуации в обществе [21, с. 299].

Рассматривая развитие добровольчества в России, мы разделяем мнение исследователя С. В. Коневой, что на всех его этапах ярко проявляется феномен консолидации людей в связи с возникшей угрозой (военная угроза, угроза смены власти). Консолидации сил относительно возникшей «здесь и теперь» жизненной проблемы находила свое воплощение в различных формах поддержки и помощи нуждающимся [6, с. 421].

Для того, чтобы предложить рабочее определение понятию «волонтер», первоначально рассмотрим его трактовку в словарях. Так, в словаре С. И. Ожегова волонтерство означает добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения [11].

Отметим, что мы отождествляем понятия «волонтерство» и «добровольчество». Обратившись к работам О. И. Холиной, мы нашли трактовку понятия «волонтерство» («добровольчество») как способа выстраивания социальных отношений, развития и нахождения применения своим моральным, духовным качествам, получения новых знаний [21, с. 71]. Деятельность волонтера направлена не только на поддержку и помощь «другому», но и — по образному высказыванию А. А. Ухтомского —

на «заражение себя хорошим» [19, с. 368]. Для осуществления помощи и поддержки окру -жающих тебя людей необходимо развивать установку (свою доминанту) «на лицо другого», т. е. учиться понимать окружающих, преодолевать эгоистические устремления, становиться при этом «заслуженным собеседником» (А. А. Ухтомский).

Мы приходим к выводу, что деятельность волонтера отличается гуманистическим содержанием и включает в себя эмоциональный и ценностный аспекты. В этой связи нам близки и понятны слова известного ученого: «С того момента, как человек решится однажды вынести свою установку (свою доминанту) на Собеседника вне и помимо себя, приходит что угодно, но не „покой": начинается всё растущий труд над собой и ради другого, т. е. всё больший и больший уход от себя в жизнь для ближайшего, встречного человека» [19, с. 365]. Как призыв сегодня звучат слова А. А. Ухтомского: «Я говорю теперь другими словами: нужно неусыпное и тщательное изо дня в день воспитание в себе драгоценной доминанты безраздельного внимания к другому, к alter ego. Только тогда, когда будут раскрыты уши для всех, нищета афинского чудака не помешает узнать в нем Сократа, из последнего оборванца будешь черпать крупицы любви и правды и для того, кого нарочито любишь, будешь действительно надежным и верным другом, открытым ему до прозрачности» [19, с. 363].

Волонтерство, являясь социальным явлением или социальным феноменом современного российского общества, можно рассматривать как форму гражданского участия в общественно полезных делах, а также как способ коллективного взаимодействия. В контексте изложенного предлагаем рабочее определение понятия «волонтерство» (добровольчество) как гуманистически ориентированного способа выстраивания социальных отношений между людьми, направленного на помощь и взаимопомощь между людьми, с целью развития установки «на лицо другого» (А. А. Ухтомский). Раскрывая свое видение понятия

«волонтер», отметим, что это тот человек, который помогает другим по своей воле и согласию, видит социальную значимость своей работы, ощущает свою необходимость.

Участвуя в волонтерской (добровольческой) деятельности, которая рассматривается как безвозмездная (индивидуальная или коллективная) общественно-полезная деятельность, осуществляемая кем-либо на основе своей доброй воли и свободного выбора в пользу индивидам, социальным группам, находящимся в сложных жизненных условиях или общества в целом, волонтеры изменяют к лучшему социальную действительность [10, с. 42]. Подчеркнем, что волонтерская (добровольческая) зиждется на ряде принципов: ответственность, отражение личной позиции, добровольность.

Думаем, что именно принцип добровольности волонтерской деятельности особо способствует тому, что взрослеющий человек может реализовать себя в ней максимально.

На основе изложенного предлагаем следующее определение понятия «волонтерская деятельность». Это бескорыстная, социально полезная и социально значимая деятельность, которая может осуществляться индивидуально или коллективно. Она изменяет к лучшему социальную действительность и несет добро и благо обществу, включающему и самого волонтера (добровольца).

Для нашей работы представляет интерес вывод И. А. Зимней о важности пяти ключевых компетенций, которые были приняты Советом Европы и оглашены в докладе В. Хуг-махера в 1996 г. Мы со всей уверенностью можем назвать первые три — социальными. Это следующие компетенции: «...способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к овладению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом

на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция» [4, с. 42].

Рассматривая понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность», отметим, что в различных источниках они рассматриваются как общее собирательное понятие, указывающее на уровень социализации человека. Высокий уровень социализации вполне можно обозначить показателем эффективного формирования социальной компетенции подростков. Представим трактовки понятия «социализация».

В словаре по психологии социализация обозначается как процесс и результат освоения и активного воспроизводства индивидуального социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [13, с. 494].

По сути, с точки зрения известного российского ученого Л. А. Степашко, социализация есть отражение в гуманитарном знании граней единого целостного процесса становления человека, жизнедеятельность которого развертывается как «вхождение» в социум и культуру [16, с. 8]. В контексте нашего исследования можно предполагать, что формирование социальной компетенции посредством волонтерской деятельности способствует этому «вхождению» в социум.

Обращение к работам А. В. Мудрика позволило утвердиться во мнении, что в социализации заложен внутренний конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления [8, с. 248]. «Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением. Обособление — это процесс автономизации человека в обществе» [7, с. 247-248]. Соотношение степени адаптации и обособления и является внутренним содержанием (сущностью) процесса социализации человека, подростков в частности [8, с. 21]. По нашему мнению, в процессе волонтерской деятельности подросток имеет возможность и обособиться, и адаптироваться для того, чтобы одновременно быть независимым, само-

стоятельным от социума и чувствовать поддержку социума.

Затронув вопросы социализации подростков, считаем уместным на основе научной литературы предложить характеристику этого этапа развития человека. А. А. Реан подчеркивает, что в подростковом возрасте активно формируется самосознание; у подростка вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. Таким образом постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, способствующая дальнейшему построению поведения взрослеющего человека. «В Я-концепции имеется констатирующий реальный образ Я в настоящее время, а также Я-перспективное, то есть то, на что Я-реальное ориентировано» [14, с. 111].

Д. И. Фельдштейн, раскрывая особенности подросткового периода, высказывает мысль о том, что в этот период расширятся жизненное пространство подростка как в географическом смысле (у него возникает интерес к путешествиям и т. п.), так и в смысле расширения социального окружения. И к самым существенным трансформациям жизненного пространства ученый относит изменения во временном измерении. «Впервые появляется будущее как психологический детерминант личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальных фактов развития личности. Подростковый этап — период наиболее серьезных изменений во временной перспективе. Это изменение отчасти можно охарактеризовать как изменение масштаба: вместо дней, недель или месяцев теперь оперируют годами» [24, с. 135].

Для нашей работы представляется важным то, что Д. И. Фельдштейн определяет положение подростка как положение маргинальной личности. Подросток не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Этот вывод для нас становится дополнительным аргументом

в пользу того, чтобы назвать подростковый возраст сензитивным для участия в волонтерской деятельности, так как посредством этой деятельности юный человек осознает свою значимость и необходимость как взрослый.

Характерными чертами поведения маргинальной личности Д. И. Фельдштейн, на основе работ К. Левина, называет эмоциональную неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональную напряженность, конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [24, с. 136].

В. С. Мухина в своей работе приходит к значимой для нашего исследования мысли: «...каждое историческое время дарует нам подростков, которые размышляют о смысле жизни, о духовном в человеке, о своем предназначении в жизни, как и обо всем другом, ценимом человечеством во все времена. Едва притронувшись к возвышенному, подросток тут же стремится поделиться своими чувствами и мыслями со сверстником. Он не может не делиться, делиться — это его насущная потребность» [9, с. 420]. Эта мысль вселяет в нас надежду на то, что те подростки, которые уже смогли включиться в волонтерскую деятельность, осознавшие ее личную, социальную значимость, смогут поделиться своими ощущениями с другими сверстниками (пока не решившимися участвовать в ней).

«В то же время, — пишет в своей работе В. С. Мухина, — каждое историческое время формирует и других подростков, тяжелых для себя и окружающих. Эти подростки кучкуются возле злачных мест, присваивая агрессивные формы воздействия на окружающих. И здесь они делятся друг с другом своим опытом. Для некоторых подростков именно в этом возрасте судьба как бы уже предопределена: разнополюсные ориентации в отрочестве уже определили жизненный путь, внутреннее отношение к себе и другим. Но жизнь в действительно -сти куда сложнее: неожиданные катаклизмы в один момент могут сломать подростка или долго не давать ему прийти в себя; в то же

самое время в его жизни может произойти такое событие, в результате которого он как бы заново увидит мир, в его сознании произойдет переворот, и он станет „другим человеком"» [9, с. 421].

Мы уверенны, что участие в волонтерской деятельности может быть именно таким событием, которое поможет не только «стать другим человеком», но и выбрать путь «к себе лучшему» (С. Л. Рубинштейн).

Обобщая изложенное, мы приходим к нескольким выводам. Подростковый возраст — сензитивный для участия в волонтерской деятельности, поскольку «делиться — насущная потребность подростка» (В. С. Мухина). Так как подросток находится в «положении маргинальной личности» (Д. И. Фельдштейн), ему жизненно необходимо «приблизиться» к миру взрослых и доказать (взрослым и сверстникам), что и он есть такой. Это возможно посредством волонтерской деятельности.

На основе изложенного предлагаем следующее рабочее определение понятия «формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности». Это процесс целенаправленного, долговременного влияния внешних и внутренних факторов, в результате которого взрослеющий человек с «мятежным огнем свободы и ответственности» (Г. С. Абрамова) благодаря поддержке значимого взрослого в социально значимой

деятельности обретает важные качества: ответственность, инициативность, заботливость, сострадание к нуждающимся в его помощи людям, а также обеспокоенность за судьбу своей отчизны, стремление преобразовать социальную действительность вокруг себя.

Сущность «формирования социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности» состоит, по нашему мнению, в выработке взрослеющим человеком личностных смыслов волонтерской деятель -ности как деятельности для «других», в проектировании соответствующей стратегии человеческого роста, в обретении опыта взаимо -действия с людьми разных возрастов и социального положения, в «восхождении к себе лучшему» (С. Л. Рубинштейн) и «заражения себя хорошим» (А. А. Ухтомский).

Анализ научной литературы, касающейся вопросов развития человека в подростковый период, помог прийти к выводам: подростковый возраст сензитивен для вовлечения взрослеющих людей в волонтерскую деятельность, которая в итоге содействует формированию их социальной компетенции. Данный период занимает особое место в общем процессе развития человека как личности, поскольку построение характера, структуры и состава деятельности юного человека взаимосвязано с общей направленностью его нравственных представлений и социальных установок.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — 6-е изд. — М.: Акад. проект: Альма

Матер, 2006.

2. БобренковаГ. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учеб.-метод. по-

собие. — М.: Сотис. — 2013.

3. Григорьев И. Н. Волонтерская деятельность как основа формирования гражданской активности моло-

дежи: моногр. — Тамбов: Бизнес — Наука — Общество, 2011.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода

в образовании. — М: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. — 2004.

5. Ключевский В. О. Афоризмы, исторические портреты и этюды, дневники. — М.: Мысль, 1993.

6. Конева С. В. Связь социального воспитания и волонтерской деятельности // Вестн. Тюм. Обл. гос. ин-та

развития регион. образования. — 2013. — № 2. — С. 418-422.

7. Мудрик А. В. Психология и воспитание. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2006.

8. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для вузов. — М.: Акад., 2004.

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учеб. для вузов. — 11-е изд., перераб.

и доп. — М.: Акад., 2007.

10. Нигматуллина Т. А. Развитие волонтерского движения как часть молодежной политики России: социо-

культурный анализ // Вестн. Каз. технол. ун-та. — 2013. — № 17. — Т. 16. — С. 289-292.

11. Ожегов С. И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений /

Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. — М.: Локид-Пресс, 2005.

12. ПаршинаЮ. В. Волонтерское движение и его истоки в России // Изв. Волгогр. Гос. пед. ун-та. —

2009. — № 9. — С. 106-109.

13. Психология: слов. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М:

Политиздат, 1990.

14. Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

15. Самодурова Т. В. Волонтерское движение как эффективная стратегия решения социально-педагогиче-

ских проблем российского общества: аналит. обзор материалов конф. // Мир, где нет чужих. Вып. 1: материалы 1-й Междунар. науч.-практ. конф., Благовещенск, 27 апр. 2010 г. / отв. ред. А. А. Гар-куша. — Благовещенск: БГПУ, 2010. — С. 53-56.

16. СтепашкоЛ. А. Философия и история образования: учеб. пособие для вузов. — М.: Моск. психол.-

социал. ин-т: Флинта, 1999.

17. ТарасоваН. В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое

образование в России. — 2012. — № 4. — С. 46-52.

18. Уткин А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного обра-

зования: XVIII — нач. XX вв.: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 2013.

19. Ухтомский А. А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002.

20. Холина О. И. Институциализация волонтерства в структуру российского гражданского общества:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

моногр. — М.: ЦИУМиНЛ. — 2013.

21. Холина О. И. Особенности волонтерского движения в России // Общество и право. — 2012. —

№ 5 (42). — С. 296-299.

22. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория

и практика общественного развития. — 2011. — № 8. — С. 71-74.

23. Царапина Т. П. Развитие волонтерства в молодежной среде: моногр. — Пермь: Перм. гос. техн. ун-т,

2011.

24. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М: Междунар. пед. акад.,

1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.