Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности детей и учащейся молодежи как фактор безопасной социализации'

Формирование социальной компетентности детей и учащейся молодежи как фактор безопасной социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
362
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIALIZATION / SOCIAL DEVELOPMENT / RISK / SECURITY / HARMLESS SOCIALIZATION / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Першина Татьяна Валентиновна

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения безопасной социализации личности. На основе существующих в науке подходов обосновывается сущность и содержание социальной компетентности и процесса ее формирования, делается вывод о необходимости формирования социальной компетентности детей и учащейся молодежи в контексте создания условий для их безопасного развития в процессе социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN CHILDREN AND STUDENTS AS A FACTOR OF HARMLESS SOCIALIZATION

The paper considers an urgent problem of ensuring person's harmless socialization. On the basis of existing approaches grounded in science, the author substantiates the nature and content of social competence and the process of its formation and concludes that there is a need to develop children and young students' social competence in the context of creating conditions for their harmless development in the process of socialization.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности детей и учащейся молодежи как фактор безопасной социализации»

что учащиеся привыкают к детальному объяснению всего учебного материала учителем и к выполнению действий по образцу. Сталкиваясь с методами обучения, требующими активности, самостоятельности и творческого подхода, учащиеся испытывают серьезные трудности. Следовательно, необходим постепенный переход к новым методам обучения, постепенное увеличение объема предлагаемой самостоятельной творческой и исследовательской работы.

Как показал теоретический анализ литературы и опыт работы по организации и проведению элективных курсов по информатике, наиболее эффективны методы, ориентированные на активную деятельность учащегося и субъект-субъектное взаимодействие учащихся в рамках изучаемого элективного курса. К таким методам относятся метод учебных проектов и модульно-рейтинговый метод организации и проведения занятий в рамках элективного курса по информатике.

Мы считаем, что дополнение программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров поможет сформировать их готовность к разработке и внедрению собственных элективных курсов по информатике.

Список литературы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Информатика и образование. -2003,-№6.-С. 3-13.

2. Кузнецов, A.A. Элективные курсы образовательной области «Информатика» / A.A. Кузнецов // Профильная школа. - 2005. - № 3. - С. 19 - 22.

3. Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования: информационное письмо Министерства образования Российской Федерации от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13. - URL: http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=17153

Лягинова Ольга Юрьевна - старший преподаватель кафедры прикладной информатики Института информационных технологий Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 63-55-27; e-mail: 01ga2312@bk.ru

Lyaginova, Olga Yurievna - Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Institute of Information Technologies, Cherepovets State University.

Tel.: 8 (8202) 63-55-27; e-mail: 01ga2312@bk.ru

УДК 37.013.42

Т. В. Першина

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Т. V. Pershina

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN CHILDREN AND STUDENTS AS A FACTOR OF HARMLESS SOCIALIZATION

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения безопасной социализации личности. На основе существующих в науке подходов обосновывается сущность и содержание социальной компетентности и процесса ее формирования, делается вывод о необходимости формирования социальной компетентности детей и учащейся молодежи в контексте создания условий для их безопасного развития в процессе социализации.

Социализация, социальное развитие, опасность, безопасность, безопасная социализация, социальная компетентность.

The paper considers an urgent problem of ensuring person's harmless socialization. On the basis of existing approaches grounded in science, the author substantiates the nature and content of social competence and the process of its formation and concludes that there is a need to develop children and young students' social competence in the context of creating conditions for their harmless development in the process of socialization.

Socialization, social development, risk, security, harmless socialization, social competence.

В условиях динамичности социальных процессов, нестабильности общественных систем объективно возрастают угрозы социального развития личности. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости обеспечения безопасности развития личности в процессе социализации.

Социализация - непрерывный, многофакторный, противоречивый процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве, когда усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения, закладываются базовые ценностные ориентации. Процесс социализации происходит во взаимодействии личности с окружающей средой, которая сегодня аккумулирует в себе множественные опасности. Поэтому социализация сопровождается наличием комплекса опасностей, под влиянием которых дети могут оказаться в ситуации риска.

Совершенно очевидна необходимость поиска путей обеспечения безопасной социализации детей и учащейся молодежи как наиболее уязвимых социальных групп. Суть безопасной социализации состоит в формировании жизнестойкости личности, способной не просто выживать в условиях угрожающей реальности, а развиваться и совершенствоваться. Отсюда сущностный смысл обеспечения безопасной социализации заключается в создании таких условий жизнедеятельности ребенка, которые будут способствовать гармонизации его физического и психического здоровья, формированию социально значимых качеств личности и социально одобряемых способов поведения, интериоризации общечеловеческих ценностей, удовлетворению потребностей и интересов личности, становлению индивидуальности.

Механизмы обеспечения безопасной социализации, с одной стороны, связаны с деятельностью социальных институтов по созданию безопасной предметно-пространственной, социальной, психологической среды. С другой стороны, они определяются усилиями самой личности, способной идентифицировать угрозы и «выстраивать свой жизненный путь в направлении полной самореализации, где возможные риски будут взвешены и оправданы» [2, с. 4].

В связи с этим в плане изучения проблемы безопасной социализации детей и учащейся молодежи особое значение имеет аспект формирования социальной компетентности как сложного инте-

грального образования, которое проявляется в готовности личности ориентироваться в социальном пространстве.

Несмотря на достаточное количество научных работ по проблеме становления компетентностно-го подхода в образовании, отсутствует единое понимание категории «компетентность» вообще и «социальная компетентность» в частности. Наиболее распространенной точкой зрения (Н.В Калинина, О.Н. Мачехина, Л.В. Мардахаев и др.) является понимание социальной компетентности как совокупности социально значимых качеств и мотивов личности, социальных знаний и умений, обеспечивающих полноценную социализацию человека посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей.

Признание социальной компетентности в качестве интегрального личностного образования позволяет выделить в ее структуре следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

- когнитивный (система социальных знаний);

- операциональный (система социальных умений и навыков);

- субъектный (система социальных мотивов и социально значимых качеств личности).

Анализ предметного содержания социальной компетентности показывает, что она является качественной характеристикой «социального опыта ребенка как результата его социализации» [1, с. 171].

Процесс социализации личности в условиях общества риска, приобретая антисоциальный характер, сам становится источником угроз социального развития ребенка. В этом случае очевидно превращение ребенка в жертву социализации, результатом чего становится отрицательный социальный опыт личности. Чтобы этого не произошло, недостаточно только профессиональных усилий (даже целенаправленных и конструктивных) по созданию безопасной среды социального развития. Необходимо формировать культуру безопасности личности для становления у ребенка готовности и способности определять потенциальные и реальные риски и противопоставлять им социально приемлемые способы поведения. Социально компетентная личность готова к встрече с возможными опасностями и умеет находить выход из сложных жизненных ситуаций с минимальными потерями. Из сказанного следует, что формирование социальной компетентности личности

является необходимым условием безопасной социализации.

Формирование социальной компетентности детей и учащейся молодежи в условиях образовательного учреждения выступает частью целостного учебно-воспитательного процесса и рассматривается как направление социально-педагогической деятельности по становлению у обучающихся ключевых компетенций, необходимых для полноценной интеграции в социум.

Успешность социального функционирования личности в системе социальных отношений детерминирована степенью овладения индивидом системой базовых социальных ролей, среди которых ведущими признаются роль гражданина, работника и семьянина. Поэтому в образовательном пространстве учреждения образования формирование социальной компетентности детей и учащейся молодежи представляет собой процесс освоения последними содержания социальных ролей гражданина, работника и семьянина и сопряженных с ними рисков построения собственного жизненного пути.

В содержании социально-педагогической деятельности по формированию социальной компетентности личности выделяем следующие направления:

- формирование ценностного отношения к социальным ролям гражданина, работника и семьянина;

- создание условий для овладения учащимися системой знаний о содержании социальных ролей и стимулирование ролевого наполнения поведения в соответствии с социальной ситуацией развития;

- развитие социально значимых качеств личности, обеспечивающих личностную готовность к успешному выполнению социальных ролей;

- активное социальное обучение детей безопасным способам реагирования на реальные опасности и угрозы, связанные с выполнением социальных ролей гражданина, работника и семьянина.

Таким образом, для обеспечения безопасной социализации личности необходимо формировать ее социальную компетентность. Являясь направлением социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении, формирование социальной компетентности заключается в создании благоприятных условий для освоения ребенком социальных знаний, умений и навыков, для принятия ценностей и смыслов, для становления

нравственной и психологической готовности личности к безопасному развитию.

В качестве средства формирования социальной компетентности детей и учащейся молодежи в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения целесообразно применять метод социального закаливания. Конкретизируя идеи М.И. Рожкова, разработавшего концептуальные основания социального закаливания [3], считаем возможным утверждать, что предвосхитить все опасности, угрожающие человеку в открытом социуме, нельзя, но можно научить его распознавать опасности и адекватно реагировать на них.

Социальное закаливание - это «педагогически обоснованное провоцирование овладением определенными социальными действиями, позволяющими человеку определиться со своим положением в социальной среде» [3, с. 66], научиться преодолевать реальные опасности и угрозы и выстраивать свой жизненный путь в контексте безопасного развития.

В условиях педагогической опеки у ребенка формируется социальное ожидание благоприятных социальных отношений как нормы, поэтому в реальной жизни он часто не умеет противостоять негативным внешним факторам, содержащим различного рода угрозы. Социальное закаливание предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют развитой рефлексивной позиции и волевых усилий для преодоления опасного влияния среды. В этой связи следует подчеркнуть, что социальное закаливание может выполнять ряд функций:

- регулятивную, позволяющую индивиду судить о степени опасности/безопасности среды и выбирать адекватные ситуации индивидуально-типические способы реагирования на имеющиеся опасности и угрозы;

- компенсаторную, обеспечивающую индивиду различные защиты и создающую благоприятные условия для самореализации в условиях общества риска.

Применение метода социального закаливания в работе с детьми и учащейся молодежью позволяет, во-первых, формировать социальный иммунитет личности к неблагоприятным факторам среды, во-вторых, способствует развитию рефлексивной позиции личности как обращенности к своим индивидуальным особенностям и возможностям сопротивления реальным и потенциальным опасностям и угрозам.

Названные социализирующие эффекты социального закаливания определяют возможность применения метода для формирования социально компетентной личности, готовой к встрече с возможными опасностями и владеющей способами выхода из сложных жизненных ситуаций.

Метод социального закаливания состоит из следующих приемов:

- включение детей в различные реальные и имитируемые ситуации, соответствующие их социальному опыту (моделирование жизненных ситуаций);

- стимулирование самопознания, определение личностной позиции и способа адекватного поведения в предлагаемых ситуациях;

- помощь детям в вариативном проектировании своего поведения на основе рефлексивного анализа (социальные пробы).

Метод - это инструмент педагогической деятельности, с помощью которого осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитанника. Представим технологический механизм педагогического взаимодействия посредством метода социального закаливания. В его структуре выделим следующие действия ребенка, инициированные действиями педагога:

- принятие ситуации социального затруднения;

- анализ прошлого опыта поведения в аналогичной ситуации или актуализация знаний о том, как следует поступить;

- осознание несоответствия требуемого действия имеющимся условиям, ответной реакции окружения;

- возникновение потребности в принятии ответственного решения в ситуации выбора;

- принятие решения в зависимости от мотивов (испытать себя, избежать давления, ослабить

- влияние среды, соответствовать социальным ожиданиям и т.д.);

- исполнение решения в случае положительной внешней реакции на самостоятельно сделанный выбор);

- рефлексия, внесение изменений в свою деятельность, поведение, отношения.

Следует отметить, что если в силу каких-либо причин ситуация социального затруднения индивидом не осмысливается, то никакие действия для ее преодоления не предпринимаются. В случае же принятия складывается устойчивая позиция, помогающая индивиду адекватно реагировать на изменения, происходящие в среде.

Результативность социального закаливания можно определить по следующим показателям:

- сформированность умений разрешать ситуации социального затруднения;

- самостоятельность принятия решения и мера индивидуальной ответственности;

- уровень социальной компетентности личности.

Таким образом, формирование социальной компетентности детей и учащейся молодежи является важной задачей в контексте обеспечения безопасной социализации и требует серьезного научного анализа.

Список литературы

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка/ Н.Ф. Голованова. - СПб., 2004.

2. Маралов, В.Г. Актуальные проблемы обеспечения безопасного развития личности в процессе социализации / В.Г. Маралов // Вестник ЧГУ. - 2008. - № 1. - С. 1 - 4.

3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М., 2000.

Першина Татьяна Валентиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 51-84-15; 8-921-256-75-56.

Pershina, Tatyana Valentinovna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 51-84-15; 8-921-256-75-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.