Научная статья на тему 'Формирование социального воображаемого «Хорошего общества» в блогосфере региона'

Формирование социального воображаемого «Хорошего общества» в блогосфере региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ / "ХОРОШЕЕ ОБЩЕСТВО" / БЛОГОСФЕРА / ЯЗЫК ВРАЖДЫ / REGION / SOCIAL IMAGINARY / "GOOD SOCIETY" / BLOGOSPHERE / HATE SPEECH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коваль Екатерина Александровна, Пронькина Виктория Александровна

В статье рассматривается формирование образа регионального социума в блогосфере. Этот образ является важной составляющей имиджа региона, но в отличие от имиджа в его основе лежит не теория управления, а социальное воображаемое представления людей о том обществе, в котором они живут, а также о перспективах и направлениях развития этого общества. Конструктивным вариантом социального воображаемого является «хорошее общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коваль Екатерина Александровна, Пронькина Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SOCIAL IMAGINARY «GOOD SOCIETY» IN THE BLOGOSPHERE OF THE REGION

The paper discusses the formation of the image of a regional society in the blogosphere. This image is an important component of the image of a region, but unlike the image, it is based not on the control theory but on the social imaginary the ideas of people about the society they live in, as well as about the prospects and directions of development of this society. 'The good society' is a constructive variant of the social imaginary.

Текст научной работы на тему «Формирование социального воображаемого «Хорошего общества» в блогосфере региона»

УДК 316:130.2(470.345)

Е. А. КОВАЛЬ, ФОРМИРОВАНИЕ В. А. ПРОНЬКИНА СОЦИАЛЬНОГО ВООБРАЖАЕМОГО

«ХОРОШЕГО ОБЩЕСТВА» В БЛОГОСФЕРЕ РЕГИОНА

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Нормативные основания "хорошего общества"» (грант Президента РФ МК-5295.2016.6).

Ключевые слова: регион, социальное воображаемое, «хорошее общество», блогосфера, язык вражды

Аннотация. В статье рассматривается формирование образа регионального социума в блогосфере. Этот образ является важной составляющей имиджа региона, но в отличие от имиджа в его основе лежит не теория управления, а социальное воображаемое — представления людей о том обществе, в котором они живут, а также о перспективах и направлениях развития этого общества. Конструктивным вариантом социального воображаемого является «хорошее общество».

Реферат. Введение: социальная природа человека способствует формированию представлений о ценностно-нормативном социальном пространстве и целях развития общества. Исследование социального воображаемого необходимо для выработки управленческих решений, определения тактики и стратегии общественного развития, поддержания оптимальных социальных практик. Перспективным способом изучения социального воображаемого представляется анализ блогосферы. В статье взят образ конкретного региона, Республики Мордовия, сформированного в отдельном сегменте блогосферы.

Материалы и методы: применен метод контент-анализа, объектом которого выбраны сообщения в блогах, в которых упоминается Республика Мордовия или г. Саранск, и комментарии к ним. Анализировались сообщения в «Живом журнале» (Ыуе1оигпа1) с 14 июня по 31 декабря 2016 г.

Результаты исследования: в блогосфере даны негативные, позитивные и аксиологически нейтральные образы регионального социума. На фор-

КОВАЛЬ Екатерина Александровна, доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции в г. Саранске, кандидат философских наук (Россия, г. Саранск) (e-mail: nwifesc@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0069-5335. ResearcherlD: A-5797-2015

ПРОНЬКИНА Виктория Александровна, магистрант 2-го года обучения направления подготовки «Социология» Национального исследовательского Мордовского государственного университета (Россия, г. Саранск) (e-mail: viktoryakeny@gmail.com). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0475-1234

© Коваль Е. А., Пронькина В. А., 2017

мирование негативных образов особое влияние оказывает язык вражды, используемый блогерами для описания ценностно-нормативного пространства, в котором существует региональный социум (на примере Республики Мордовия).

Обсуждение и заключения: оптимальным вариантом социального воображаемого является «хорошее общество» — парадоксальным образом достижимый социальный идеал. Трансляция идеи «хорошего общества» регионального уровня в блогосфере может способствовать объединению членов регионального социума с целью его усовершенствования, консти-туирования и поддержания оптимальной для развития ценностно-нормативной структуры общества. Однако активное обращение к языку вражды в описании и обсуждении проблем региона препятствует формированию такого типа социального воображаемого, как «хорошее общество».

Введение. Каждый человек способен к формированию представлений о своем социальном окружении, о своем месте в обществе, о тех ценностях и нормах, которые разделяются большинством. Эти разделяемые многими представления обеспечивают общность и повторяемость социальных практик, конституируют общество определенного типа, а также образы будущего для этого общества. На наш взгляд, это интересный предмет исследования, требующий междисциплинарного подхода к проблеме.

Понимание содержания социального воображаемого необходимо для конституирования представлений о направлениях развития общества, разделяемых большинством. Без таких представлений осложняются процессы общественного развития, управления, усовершенствования социальных институтов.

Вариантами социального воображаемого могут быть утопии, антиутопии, практопии и др. На наш взгляд, оптимальный вариант социального воображаемого — «хорошее общество». В отличие от утопии, «хорошее общество» достижимо и способно развиваться от хорошего к более хорошему, расширенно воспроизводиться. Безусловное преимущество «хорошего общества» по сравнению с антиутопией заключается в том, что последняя пригодна для выживания, а в «хорошем обществе» создаются условия для достойной жизни его членов.

Современные информационно-коммуникационные технологии дают уникальные возможности конструирования социального воображаемого в виртуальной среде, в частности в блогосфере. При этом осуществляется глубокое вза-

имопроникновение социальной и виртуальной реальностей: представления реальных людей о социальных проблемах, нормах, ценностях, практиках переносятся в блогосферу, где конкретизируются, изменяются, дополняются и затем, уже в измененном виде, оказывают влияние на социальные реалии.

Таким образом, социальное воображаемое, сконструированное в блогосфере, способно оказать реальное воздействие на текущие социальные процессы и явления. Изучение конституируемого в блогосфере социального воображаемого и оценка перспектив формирования «хорошего общества» в определенных социальных масштабах является актуальной научной проблемой.

В статье предпринята попытка проанализировать отдельные характеристики социального воображаемого, конституируемого на региональном уровне (на примере Республики Мордовия), а также соответствие его содержания параметрам «хорошего общества».

Обзор литературы. Понятие «социальное воображаемое» активно используется в социологии и философии. К разработке и концептуализации этого понятия обращаются Дж. Томпсон [1], К. Касториадис [2], Ч. Тейлор [3] и др.

В работе использовано определение Ч. Тейлора, так как, на наш взгляд, он сформулировал его, описывая современное западное общество, т. е. учитывая специфику конкретного региона. Философ определяет социальное воображаемое как систему, в которую «инкорпорированы типовые ожидания, которые мы возлагаем друг на друга, — своего рода общепринятое понимание вещей, позволяющее реализовать коллективные практики, из которых состоит наша социальная жизнь» [3].

«Хорошее общество» мы определяем как достижимый, имеющий самостоятельный онтологический статус, вариант социального воображаемого. В настоящее время в научной литературе описаны различные модели «хорошего общества», обладающего в первую очередь такими характеристиками, как достижимость и приемлемость для жизни (не для выживания). Либеральная модель (Дж. Гэлбрейт [4], У. Липпманн [5]) основывается на таких параметрах, как права и свободы человека и гражданина, материальное благосостояние граждан, возможности для самореализации, исключение дискриминации по полу, возрасту, национально-

сти, религиозным убеждениям и т. п. В коммунитаристской модели «хорошего общества» (А. Этциони [6—9]) акцент делается на таких характеристиках, как мораль, баланс между социальным порядком и индивидуальной автономией. В коммунитаристском «хорошем обществе» население владеет СМИ, что позволяет минимизировать манипуляции социальным воображаемым со стороны властных структур. Модель В. Г. Федотовой [10—12] ориентируется на такие признаки «хорошего общества», как стабильность, безопасность и возможность развития членов социума.

Необходимо отметить, что содержание концепта «хорошее общество» коррелирует с концептом «справедливое общество». Однако далеко не все теории справедливого общества ориентированы на такую характеристику, как реальная достижимость. Философы предлагают различные варианты идеальных моделей справедливого общества [13—16]. В то же время в работах последних лет отражается тенденция, свидетельствующая о необходимости учета социальных реалий при конструировании моделей справедливого общества. В частности, можно отметить работу А. Сена «Идея справедливости», в которой он указывает на то, что рассуждения об идеальном обществе отвлекают нас от более важных задач по улучшению того общества, которое уже есть [17].

Материалы и методы. В качестве основного экспериментального метода исследования социального воображаемого регионального уровня выбран контент-анализ. Он позволяет анализировать объекты в определенном социальном контексте. В качестве единиц контент-анализа выбраны записи в блогах, в которых упоминается конкретный регион — Республика Мордовия, и комментарии к ним. Помимо проблематики записей, акцентируется внимание на аксиологических характеристиках их содержания (позитивные, негативные и нейтральные записи). Единицей счета является комментарий, в котором используется язык вражды.

На одной из самых популярных блог-платформ Рунета «Живой Журнал» (Ь^еЛЪигпа^1 с помощью поиска по ключевым словам «Мордовия» и «Саранск» осуществлялся поиск записей блогеров, пишущих о проблемах, касающихся

1 См.: Ыуе1оигпа1. иИЪ: http://www.livejournal.com/ (дата обращения: 14.06.2016).

Республики Мордовия, в период с 14 июня по 31 декабря 2016 г. Из генеральной совокупности исключены записи с отключенными комментариями, а также записи, где ключевые слова используются, но, исходя из контекста, не составляют основную проблему сообщения. В итоговую выборку вошло 25 записей, касающихся исследуемого региона и в определенной степени отображающих социальное воображаемое регионального уровня.

Результаты исследования. В повседневной жизни человек не часто обращается к анализу проблем в масштабах всего общества или хотя бы в масштабах страны, в которой он живет. В большей степени нас интересуют проблемы, связанные с малыми социальными группами. Мы осмысливаем социальную жизнь в семье, в трудовом или учебном коллективе, в группе по интересам, на уровне отдельного региона.

Регион — это особый срез социальной реальности, который обладает аутентичными характеристиками и способностью к воспроизводству. По мнению В. А. Писачкина и В. В. Козина, регион — «это социальная реальность, морфологическая единица социума, определяемая по физическим и социокультурным параметрам как пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определенный момент времени. Регион — это пространство в географическом отношении, в социальном плане это функционально упорядоченное пространство организации социальных статусов (дистанций)» [18, с. 11]. В этом контексте социальное воображаемое предстает как коллективное представление, образ региона, вербализованный в определенный момент времени.

Разумеется, социальное воображаемое не является константой, оно постоянно меняется, реагирует на происходящие события, поддается манипулятивным и управленческим воздействиям.

Можно предположить, что наиболее распространенными вариантами социального воображаемого являются утопия, антиутопия и «хорошее общество». Утопичные представления о региональном пространстве характеризуются выходом за пределы социальной реальности, поскольку утопия в принципе не достижима. Игнорирование социальных проблем, характерных для любого регионального социума, препятствует их эффективному и оперативному разрешению.

Чувство патриотизма, преданность региональным традициям, следование ценностно-нормативным установкам в гипертрофированном виде из положительных явлений трансформируются в негативные по своим социальным последствиям.

Антиутопия как вариант социального воображаемого характеризуется такими признаками, как апатичность населения, склонность давать исключительно негативные оценки явлениям и процессам социальной действительности и др. Гипертрофированно критическое отношение к социальной действительности, тотальное неприятие любой инициативы власти, конфликтность, препятствующая гражданскому единению, не способствуют улучшению качества жизни населения региона.

Оптимальным вариантом социального воображаемого представляется «хорошее общество». На наш взгляд, при работе с этим концептом необходимо начало системы координат и самого наблюдателя (исследователя) помещать внутрь того общества, которое оценивается как хорошее или плохое. Если общество оценивается извне как плохое, но самим его членам комфортно жить в этом обществе, они воспринимают его как хорошее и стремятся усовершенствовать по мере наличествующих сил и возможностей, то вмешательство внешних сил с целью улучшить общество по своим, внешним параметрам представляется нецелесообразным.

Мы полагаем, что здоровое региональное сообщество адекватно оценивает факты социальной реальности, осмысливает их с учетом общепринятых и индивидуальных ценностно-нормативных позиций и формирует представление о собственном обществе как феномене, далеком от идеала, но приемлемом для жизни. Его можно улучшить, осуществляя и поддерживая одни практики и пресекая другие.

Ч. Тейлор отмечает, что люди «пользовались социальным воображаемым задолго до того, как начали теоретизировать о себе» [3]. Поэтому исследование социального воображаемого предполагает работу не столько с научными теориями, сколько с вербализованными представлениями о структуре регионального социума, отношениях к другим людям и к власти, социальными ожиданиями населения региона, представлениями о системе регионального управления и ценностно-нормативных его характеристиках, включая правовые акты местного и регионального уровня, нормы и ценности,

определяющие межнациональные и межконфессиональные отношения и др. Представления такого рода вербализуются в публичном пространстве, которое существенно расширяется посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. Доступ к такому пространству есть у каждого человека, имеющего выход в Интернет. При этом пользователь Сети может не только получать информацию, но и размещать свою, транслируя ее на широкую аудиторию.

Одна из популярных форм выхода в публичное пространство — ведение блога. Блогер реализует себя в Сети, самостоятельно выбирая тематику записей, управляя аудиторией посредством включения или исключения подписчиков. Блогер как субъект публичного пространства имеет возможность оказывать влияние на вербализацию социального воображаемого. Мы анализировали записи и комментарии к ним, касающиеся проблем регионального социума. При этом перед нами не стояла задача анализировать страницы региональных блогеров. Социальное воображаемое региона может формироваться в том числе людьми, не проживающими в этом регионе.

Социальное воображаемое регионального уровня, транслируемое в блогосфере, на наш взгляд, способно оказывать существенное влияние на имидж региона, его туристическую, инвестиционную, миграционную привлекательность.

Из 25 записей в «Живом журнале», выбранных нами для анализа, 9 записей имеют положительное содержание, 6 — нейтральное, 10 — негативное. При этом язык вражды встречается в комментариях не только к текстам, имеющим негативную аксиологическую модальность, но и к оценочно-нейтральным.

Под языком вражды мы понимаем «слова, выражения, изображения, произносимые или демонстрируемые в публичном пространстве с целью дискриминировать или унизить человека, исходя из его групповой принадлежности вне зависимости от того, идентифицирует он свою принадлежность к этой группе или нет» [19].

Как правило, блогеры воздерживаются от обращения к языку вражды в своем тексте. Лишь в нескольких записях использован язык вражды как в заголовке, так и в тексте записи. В комментариях к записям с положительной эмотив-

ной окраской языка вражды нет. В комментариях к одной нейтральной и большинству негативных записей пользователи прибегают к языку вражды. По результатам анализа до 50 % комментариев к записи содержит риторику ненависти. В таблице даны результаты контент-анализа комментариев к записям с негативной аксиологической модальностью.

Таблица

Интенсивность использования языка вражды в комментариях к записям с негативной аксиологической модальностью

Название записи с негативной аксиологической модальностью* Дата Количество комментариев Количество комментариев, содержащих язык вражды %

Кратко и без видео: новости Мордовии 23.08.2016 49 4 2,0

Привет из Мордовии. Как набирали 90 % голосов у Едра. Вам интересно? А? 20.09.2016 245 17 6,9

Руководство нищей Мордовии закупает за счет бюджета часы за 2 млн рублей? 14.06.2016 7 2 28,5

Велкам то Саранск! 03.11.2016 72 5 6,9

Нападение угревой НКО на Мордовию 09.09.2016 4 2 50,0

Негритянская буча в Саранске... А чем возмутились? В Африке, говорят, также на белых реагируют... 25.11.2016 24 4 16,6

Как в Подмосковье в одном округе столкнулись Европа и Мордовия 28.09.2016 6 1 16,6

Мордовия: 5-летнего мальчика жестоко изъяли прямо из детсада 18.11.2016 2 0 0,0

Секс-скандал в Мордовии: физрук-педофил оказался сторонником ИГ** 01.10.2016 81 9 11,1

А где же хотят служить «истинные мусульмане» России? 31.07.2016 7 0 0,0

* Орфография и пунктуация сохранены.

** Организация признана террористической в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо акцентировать внимание на специфике ассоциативного ряда, демонстрируемого комментаторами блогов,

по отношению к Республике Мордовия и г. Саранску. Чаще всего пользователи ассоциируют Мордовию с Чемпионатом мира по футболу в 2018 г., французским актером Ж. Депардье, тюрьмами, бывшим главой республики — действующим губернатором Самарской области Н. И. Меркушкиным и селом Белозерье.

Преобладание негативного отношения к республике в записях блогов, активное применение языка вражды формирует отрицательный образ региона в виртуальном пространстве, что может повлиять на привлечение туристов в регион, миграционные процессы, инвестирование в экономику региона.

В то же время в блогосфере отражены позитивные и аксиологически нейтральные образы региона, что свидетельствует как минимум о проблематизации антиутопических представлений о регионе и перспективах развития конструктивных вариантов социального воображаемого. Так, за анализируемый период времени количество позитивных и негативных записей практически одинаково (9 и 10 соответственно), в комментариях к 5 из 10 негативным записям язык вражды используется не более чем в 10 % случаев. Комментаторы нейтральных записей не обращаются к языку вражды.

Обсуждение и заключения. От качества социального воображаемого зависит реальная жизнь, ее улучшение или ухудшение. Мы полагаем, что трансляция негативных образов региона в блогосфере препятствует формированию «хорошего общества» на региональном уровне. Особое значение имеет язык вражды, так как описание социального воображаемого регионального уровня на таком языке свидетельствует о неудовлетворительном состоянии ценностно-нормативного пространства внутри региона, о высоком уровне конфликтности в обществе.

Социальное воображаемое регионального уровня (на примере Республики Мордовия), отраженное в блогосфере, характеризуется довольно высоким уровнем негативных социальных ожиданий, использованием языка вражды при описании отношения к власти, представителям отдельных национальностей и религиозных организаций и групп. Однако необходимо учитывать, что негативное отражение социальной действительности в блогосфере — общероссийская тенденция. Использование языка вражды в блогах может

свидетельствовать о популярности антиутопии как типа социального воображаемого.

В целом соотношение позитивных, негативных и ценностно-нейтральных элементов контента блогосферы, касающегося региональной проблематики за исследуемый период, свидетельствует о перспективах формирования «хорошего общества» как достижимой цели развития Республики Мордовия в ближайшем будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Thompson J.B. Studies in the Theory of Ideology. Los Ang.: Univ. of California Press Berkeley, 1984. 374 p.

2. Castoriadis C. The Imaginary Institution of Society. Mass.: The MIT Press Cambridge, 1975. 267 p.

3. Taylor Ch. A Secular Age. Camb.: The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 2007. 376 p.

4. Galbraith J.K. The Good Society: The Humane Agenda. Boston, N. Y., 1997. 160 p.

5. Lippmann W. The Good Society. N. Y.: Grosset and Dunlop, 1956. 38 p.

6. Etzioni A. The Good Society // Seattle J. of Social Justice. 2002. Vol. 1. Iss. 1. P. 83—96.

7. Etzioni A. Die Entdeckung des Gemeinwesens. Ansprüche, Verantwortlichkeiten und das Programm des Kommunitarismus. Stuttgart, 1995. 375 p.

8. Etzioni A. Die Verantwortungsgesellschaft. Individualismus und Moral in der heutigen Demokratie. Fr./M.: Campus-Verlag, 1997. 375 p.

9. Etzioni A. Wie eine gute globale Gesellschaft entsteht // Internationale Politik und Gesellschaft. 2004. № 2. P. 12—30.

10. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.

11. Социальные знания и социальные изменения / отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2001. 284 с.

12. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлемого для жизни общества / отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2003. 182 с.

13. Августин Аврелий. О граде Божием. Минск: Харвест, 2000. 1294 с.

14. Locke J. Two Treatises of Government. Camb.: Camb. Univ. Press, 2003. 464 p.

15. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. 341 с.

16. Nozick R. Anarchy, State, and Utopia. N. Y.: Basic Books, 1974. 368 p.

17. Sen А. The Idea of Justice. Harvard Univ. Press, 2009. 496 p.

18. Писачкин В.А., Козин В.В. Регион как смысловая конструкция в социологии. Практический смысл региональных исследований // Регионо-логия. 2011. № 4. С. 4—12. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17721798 (дата обращения: 31.08.2016).

19. Пронькина В.А. Проблема определения понятия «язык вражды» // Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике: XIX Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Междунар. междисципл. науч. конф. / под общ. ред. В.П. Шалаева. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. С. 51—54. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=26129704 (дата обращения: 31.08.2016).

Для цитирования: Коваль Е.А., Пронькина В.А. Формирование социального воображаемого «хорошего общества» в блогосфере региона // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. № 1(98). С. 92—104.

З.Заявленный вклад авторов:

КОВАЛЬ Екатерина Александровна — научное руководство, теоретический анализ проблемы, интерпретация результатов контент-анализа.

ПРОНЬКИНА Виктория Александровна — подбор методологии исследования, осуществление контент-анализа.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

E. A. KOVAL, V. A. PRONKINA. FORMATION OF A SOCIAL IMAGINARY «GOOD SOCIETY» IN THE BLOGOSPHERE OF THE REGION

The paper was prepared within the research project "Normative foundations of "the good society" (grant MK-5295.2016.6 from the President of the Russian Federation).

Key words: region, social imaginary, "good society", blogosphere, hate speech

Abstract. The paper discusses the formation of the image of a regional society in the blogosphere. This image is an important component of the image of a region, but unlike the image, it is based not on the control theory but on the social imaginary — the ideas of people about the society they live in, as well as about the prospects and directions of development of this society. 'The good society' is a constructive variant of the social imaginary.

Synopsis. Introduction: the social nature of the human being contributes to formation of the views on the value-normative social space and development of the society. Study of the social imaginary is necessary for taking administrative decisions, determining the tactics and strategy of social development and maintaining the optimal social practices. Analysis of the blogosphere seems to be a promising way of studying the social imaginary. The paper examines the image of a particular region, the Republic of Mordovia, formed in a separate segment of the blogosphere.

Materials and Methods: the authors applied the method of content analysis; blog posts mentioning the Republic of Mordovia or the city of Saransk and

comments to them were chosen as the object of the analysis. Posts from the "LiveJournal" from 14 June to 31 December 2016 were analyzed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results: the blogosphere has negative, positive and axiologically neutral images of the regional society. Formation of negative images is significantly affected by the hate speech the bloggers used to describe the value-normative space in which the regional society exists (the case study of the Republic of Mordovia).

Discussion and Conclusions: the optimal variant of the social imaginary is 'the good society', the paradoxically reachable social ideal. Transmission of the idea of 'the good society» at the regional level in the blogosphere may serve to unite the members of the regional society with a view to its improvement, institutionalization and maintenance of the value-normative structure of the society optimal for its development. However, the use of the hate speech when describing and discussing the problems of the region hinders the formation of such a type of the social imaginary as 'the good society'.

REFERENCES

1. Thompson J.B. Studies in the Theory of Ideology. Los Angeles: University of California Press Berkeley; 1984. 374 p.

2. Castoriadis C. The Imaginary Institution of Society. Massachusetts: The MIT Press Cambridge; 1975. 267 p.

3. Taylor Ch. A Secular Age. Cambridge: The Belknap Press of Harvard Uni-versity Press; 2007. 376 p.

4. Galbraith J.K. The Good Society: The Humane Agenda. Boston, New York; 1997. 160 p.

5. Lippmann W. The Good Society. New York: Grosset and Dunlop; 1956. 38 p.

6. Etzioni A. The Good Society. Seattle Journal of Social Justice. 2002. Vol. 1. Iss. 1. P. 83—96.

7. Etzioni A. Die Entdeckung des Gemeinwesens. Ansprüche, Verantwortlichkeiten und das Programm des Kommunitarismus. Stuttgart; 1995. 375 p.

8. Etzioni A. Die Verantwortungsgesellschaft. Individualismus und Moral in der heutigen Demokratie. Frankfurt am Main: Campus-Verlag; 1997. 375 p.

9. Etzioni A. Wie eine gute globale Gesellschaft entsteht. Internationale Politik und Gesellschaft. 2004. № 2. P. 12—30.

10. Fedotova V.G. Horoshee obshhestvo [Good society]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ.; 2005. 544 p.

11. Social'nye znanija i social'nye izmenenija [Social knowledge and social change]. Moscow: IF RAN; 2001. 284 p.

12. «Horoshee obshhestvo». Social'noe konstruirovanie priemlemogo dlja zhizni obshhestva ["Good society". Social design of a society acceptable for life]. Moscow: IF RAN; 2003. 182 p.

13. Augustine Aurelius. O grade Bozhiem [The City of God]. Minsk: Harvest Publ.; 2000. 1294 p.

14. Locke J. Two Treatises of Government. Cambridge: Cambridge University Press; 2003. 464 p.

15. Rawls J. Teorija spravedlivosti [A theory of justice]. Novosibirsk; 1995. 341 p.

16. Nozick R. Anarchy, State, and Utopia. New York: Basic Books; 1974. 368 p.

17. Sen A. The Idea of Justice. Harvard University Press; 2009. 496 p.

18. Pisachkin V.A., Kozin V.V. Region kak smyslovaja konstrukcija v sociologii. Prakticheskij smysl regional'nyh issledovanij [Region as Notional Construction in Sociology. Practical Meaning of Regional Researches]. Regionologiya = Regionology. 2011; 4:4—12. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=17721798 (accessed 31.08.2016). (In Russ.)

19. Pronkina V.A. Problema opredelenija ponjatija «jazyk vrazhdy» [The problem of defining the concept of "hate speech"]. Rossija v prostranstve global'nyh transformacij: v fokuse nauk o cheloveke, obshhestve, prirode i tehnike: XIX Vavilovskie chtenija = Russia in the space of global transformations: the focus of the human, social, natural and technology sciences: the 19th Vavilov Readings. Yoshkar-Ola: PGTU, 2016. P. 51—54. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=26129704 (accessed 31.08.2016). (In Russ.)

KOVAL Ekaterina Aleksandrovna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Law Enforcement Activities and Enforcement Proceedings, Middle Volga Institute (Branch) of Russian State University of Justice in the City of Saransk (Saransk, Russian Federation) (e-mail: nwifesc@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0069-5335. ResearcherID: A-5797-2015

PRONKINA Victoria Aleksandrovna, 2nd Year Student Pursuing a Master's Degree in Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation) (e-mail: viktoryakeny@gmail.com). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0475-1234

For citation: Koval E.A., Pronkina V.A. Formation of a Social Imaginary «Good Society» in the Blogosphere of the Region. REGIONOLOGIYA = REGIONOLOGY. 2017; 1(98):92—104.

Contribution of the authors:

KOVAL Ekaterina Aleksandrovna — academic advising, theoretical analysis of the issue, interpretation of the results of the content analysis.

PRONKINA Victoria Aleksandrovna — selection of the research methodology, implementation of the content analysis.

All authors have read and approved the final manuscript.

Поступила/Submitted 11.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.