Научная статья на тему 'Формирование социально-технологической культуры менеджеров'

Формирование социально-технологической культуры менеджеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖЕРЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIALLY-TECHNOLOGICAL CULTURE / MANAGERS / THE COMPETENCE / SOCIAL REGULATION / SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабинцев В. П., Шаповал Ж. А.

В статье рассматриваются результаты социологической диагностики уровня социальнотехнологической культуры современных российских менеджеров. Представлена организационно-технологическая модель управления формированием социально-технологической культуры менеджеров, включающая три блока: информационно-аналитический; организационный и инструментальный. Обосновывается тезис о том, что развитие социально-технологической культуры предполагает не только формирование профессиональных и личностных компетенций, но и утверждение в сознании менеджеров социально-технологических ценностей и смыслов, мотивацию к применению социальных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бабинцев В. П., Шаповал Ж. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manager’s social and technological culture formation

This article describes the results of sociological diagnosis of social and technological culture level of modern Russian managers. Organizational and technological management model of social and technological manager’s culture is given, this model includes three units: informational and analytical, organizational and instrumental. The thesis is proved that social and technological culture development supposes not only professional and personal competence formation, but also consolidation of social and technological values and senses, motivation to application of social technologies in the mind of managers.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-технологической культуры менеджеров»

В. П. Бабинцев, д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой социальных технологий, Ж. А. Шаповал, канд. социол. наук, ассистент, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, shapoval@bsu.edu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРОВ*

Идея широкого внедрения социальных технологий в процесс управления приобретает в настоящее время аксиоматический характер. В частности, обосновывая ее, Л. Я. Дят-ченко подчеркивает: «В управлении лучше всего проявляется эффективность техноло-гизации, поскольку важнейшим показателем действенности управления является ориентация на энергичное и быстрое действие, своевременное принятие решения и оперативное его выполнение. Эти обстоятельства требуют усиления внимания исследователей и практиков к разработке социальных технологий на государственном уровне, т. е. комплекса методов и способов, позволяющих оптимально, с высокой эффективностью организовать сложную, многогранную деятельность по формированию в нашем обществе рыночной экономики с присущими ей специфическими социальными отношениями и институтами, становлению демократических форм общественной и государственной жизни и т. п.»1

Повышенный интерес к изучению проблематики социальных технологий в различных научных и образовательных центрах

В последние годы среди преподавателей учреждений ВПО осталось мало работников, имеющих опыт практической деятельности. Привлечение же специалистов из числа действующих менеджеров затруднено в силу отсутствия значимых для них стимулов.

страны вполне логичен. И она активно исследуется в ряде таких центров. В частности, в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете, Уральском федеральном университете. Оригинальная школа исследований сложилась и в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ»). Для этой школы характерно последовательное выстраивание системы исследования социальных технологий, их внедрения, формирования и развития соци-= ально-технологической культуры (СТК).

В 2009-2011 гг. на базе НИУ «БелГУ» ежегодно проводились международные симпозиумы «Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста». Интерес именно к этому аспекту проблемы был предопределен его крайне слабой изученностью в отечественной социологии, а также тем обстоятельством, что проводимые Центром социальных технологий НИУ БелГУ исследования выявили комплекс проблем социально-технологической подготовки российских менеджеров.

* Статья подготовлена при поддержке проекта П439 от 12 мая 2010 года «Управление формированием социально-технологической культуры менеджеров», выполняемого в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Показательны в данной связи результаты проведенного Центром социальных технологий Белгородского государственного университета об- = щероссийского исследования по проблеме формирования социально-технологической культуры менеджеров (2010-2011 гг., руководитель — Л. Я. Дятченко. Опрошены 3 экспертов, 700 менеджеров, 700 сту- : дентов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», 200 преподавателей). В качестве экспертов выступали ученые из различных городов, вузов и НИИ.

Исследование выявило несколько проблем. Первая связана со сравнительно низкой способностью менеджеров к стратегическому управлению, особенно в том случае, когда речь идет о разработке и реализации проектов и программ. Несмотря на то, что идея проектного управления формально находит все больше сторонников, реализовать ее в полной мере трудно из-за профессиональной неготовности исполнителей. При этом наибольшие трудности в данной связи испытывают специалисты в сфере государственного и муниципального менеджмента. Более того, ситуация вряд ли будет существенно меняться в позитивном отношении в ближайшее время, поскольку недостаточно эффективным является обучение стратегическому управлению и управлению проектами будущих менеджеров. Показательно, что в ходе нашего исследования каждый четвертый студент отрицал получение им знаний в области проектного управления, а 17 % — в сфере стратегического управления.

Вторая проблема — недостаточные навыки технического обеспечения управленческого процесса, главным образом, его документационного сопровождения. Ее истоки вновь коренятся в особенностях образовательного процесса в вузах, ориентированного преимущественно на освоение теории, но не на выработку навыков практической работы, в частности, работы с документами. Ситуация осложняется тем, что в последние годы среди преподавателей учреждений ВПО осталось мало работников,

Для нашего общества типично недостаточное внимание к когнитивному аспекту социальных технологий в процессе профессионального обучения будущих специалистов, в том числе и специалистов в области управления.

имеющих опыт практической деятельности. Привлечение же специалистов из числа действующих менеджеров затруднено в силу отсутствия значимых для них стимулов. В результате из стен вузов обычно выходят менеджеры, которые способны более или менее квалифицированно интерпретировать различные концепции менеджмента, = анализировать предельно общие вопросы, но испытывают затруднения при организации проектной группы и даже — при написании простого заявления или докладной записки, связанной с выполнением работ.

Разумеется, отмеченная проблема стоит с различной степенью остроты для отдельных вузов. Но она, несомненно, имеет место. Не случайно 24 % опрошенных нами студентов признали, что они не умеют документально оформлять проекты и программы.

Третья проблема связана с недостаточным владением современными кадровыми технологиями, что отмечает 15 % респондентов из числа действующих менеджеров. В основе ее, по нашему мнению, лежат те же причины, что и у предыдущей. Дополнительно эта проблема осложняется фактором молодости специалистов в сфере управления. Очевидно, что кадровая работа востребует не только усвоенные в ходе обучения знания, но предполагает умение разбираться в людях, знание особенностей их поведения, в том числе и поведения в организации. Менеджеры (а среди них, как показало наше исследование, преобладают люди в возрасте до 40 лет (более 67 %)) такими навыками, как правило, не обладают.

В качестве основных причин недостаточного владения основными технологиями управления менеджеры чаще всего называют нехватку опыта (32,86 %). Недостаток знаний стоит на втором месте — 24,14 %. Подобное распределение ответов довольно характерно для современной российской ситуации и отражает реальное положение вещей. Для нашего общества типично недостаточное внимание к когнитивному аспекту социальных технологий в процессе профессионального обучения будущих

специалистов, в том числе и специалистов в области управления. Показательно в данной связи, что 57,71 % опрошенных нами студентов имеют представление о социальных технологиях. При этом 35,57 % этих респондентов получили его из СМИ и сети Интернет, и лишь 7,14 % — в ходе учебных занятий. Очевидно, в этой связи не следует удивляться тому, что в овладении социальными технологиями менеджеры-практики ориентируются не на теоретические знания, а на практический опыт.

Суть проблемы заключается не только в том, что специалисты мало знают о социальных технологиях и имеют недостаточные навыки их применения. В большинстве своем они не поднимаются до осознания необходимости их освоения.

В ходе опроса все эксперты согласились с тем, что в качестве самостоятельного элемента процесса обучения будущих менеджеров необходимо выделять их социально-технологическую подготовку.

Но, по мнению многих экспертов, необходимость социально-технологической подготовки менеджеров в полной мере осознают меньшинство работодателей, руководителей образовательных учреждений, преподавателей и студентов. Правда, большинство экспертов отметили, что эту необходимость представители данных когорт осознают «отчасти», но подобная формулировка, по нашему мнению, свидетельствует: проблемой формирования социально-технологической подготовки в ходе обучения менеджеров серьезно никто не занимается. В отношении же руководителей органов управления образованием эксперты предельно критичны. Большинство экспертов (53,33 %) высказали мнение, что значимость данной проблемы они вообще не осознают.

Недооценку идеи социально-технологической подготовки менеджеров 43,33 % экспертов связывают с тем, что социальные технологии не рассматриваются организаторами обучения в качестве научно обоснованного инструмента менеджмента. По мнению 40 % экспертов, социально-технологи-

Наличие знаний и навыков

применения социальных технологий в современных

российских условиях не гарантирует менеджеру профессионального и личного жизненного успеха.

ческая подготовка не закреплена в образовательных стандартах; 33,33 % полагают, что мало квалифицированных преподавателей, способных обеспечить внедрение элементов такой подготовки в образовательный процесс; столько же придерживаются мнения, что отсутствует базовый уровень социально-технологической подготовки населения в целом. По мнению 26,67 %, лишь незначительное число ученых и специалистов занимаются внедрением социально-технологической подготовки в практику менеджмента.

Таким образом, теория и практика формирования социально-технологической культуры и социально-технологического мышления менеджеров в современной России формулируются на крайне неблагоприятном социальном фоне. И один из главных барьеров в данном случае определяется тем, что наличие знаний и навыков применения социальных технологий в современных российских условиях не гарантирует менеджеру профессионального и личного жизненного успеха.

В данной связи представляется необходимым найти системное решение проблемы формирования социально-технологической культуры российских менеджеров, под которой мы понимаем комплекс диспозиций личности, выражающийся в формировании и развитии у человека умений и навыков поведения, обеспечивающих достижение профессиональных и жизненных целей при помощи сознательного использования социальных технологий. Эти диспозиции выражаются в наличии у менеджера двух групп компетенций, представляющих собой систему стандартов (алгоритмов) поведения. Содержательный аспект модели включает в себя комплекс параметров (характеристик), обеспечивающих реализацию этих алгоритмов как в профессиональной сфере, так и в области индивидуально-личностного развития. Управление процессом формирования и развития социально-технологической культуры менеджеров в содержательном отношении может быть определено как комплекс научно обоснованных процедур

создания условий для максимально возможной реализации стандартов поведения, а также их формирования и модификации.

При этом речь идет не только о формировании пяти профессиональных компетенций (прогностической, солюшен-компе-тенции — компетенции принятия решений, организационной, аналитической и ресурсной) и трех личностных (жизнеопреде-ляющей, регламентирующей и ресурсной), но и утверждении в сознании менеджеров социально-технологических ценностей и смыслов, а также о мотивации их к применению социальных технологий.

Определение структуры компетенций не является произвольным. В основу ее положена технологическая структура управленческого цикла. Согласно концепции М. Маркова, этот цикл может быть разделен на четыре процедуры, к числу которых относятся формулировка цели, принятие решения, организация социального действия и анализ результатов1. К их числу мы считаем возможным добавить процедуру обеспечения процесса управления. Компетенции жизнеобеспечения определяются в соответствии с моделью формирования жизненной стратегии Ю. М. Резника и Е. А. Смирнова2.

В свою очередь, управление формированием социально-технологической культуры менеджеров представляет собой институционализированную систему решений и действий, обеспечивающих перевод социально-технологических стандартов на уровень индивидуального сознания, их интериоризацию.

Эти действия целесообразно разделить на три основных блока: информационно-аналитический, организационный и инструментальный.

Информацион- --

но-аналитический блок предполагает разработку и внедрение системы оценки социально-технологической культуры менеджеров и практики ее формирования. В основу системы целесообразно положить разработанную И. В. Бурмыкиной технологию оценки социально-технологической культуры менеджеров (рис. 1).

Необходимость социально-технологической подготовки менеджеров в полной мере осознают меньшинство работодателей, руководителей образовательных учреждений, преподавателей и студентов.

Несмотря на значительный эвристический потенциал предложенной технологии, приходится констатировать, что она, во-первых, ориентирована только на социологическую диагностику состояния социально-технологической культуры; во-вторых, распространяется исключительно на будущих менеджеров; в-третьих, не учитывает организацию процесса формирования социально-технологической культуры.

На основе проведенных исследований мы предлагаем дополнить технологию диагностикой организационной стороны процесса, которая должна включать в себя оценку экспертами, будущими и действующими менеджерами комплекса параметров:

— состояние нормативно-правовой основы формирования и развития социально-технологической культуры;

— качество кадрового обеспечения образовательного процесса;

— полнота методического обеспечения образовательного процесса;

— эффективность стимулирования и мотивации будущих и действующих менеджеров к повышению уровня социально-технологической культуры.

Кроме того, мы считаем необходимым в ходе диагностики не ограничиваться результатами экспертных и иных социологических исследований, но использовать результаты профессионального тестирования, включающего показатели сформированно-сти основных социально-технологических компетенций. При этом такая оценка должна осуществляться в отношении не только будущих, но и действующих менеджеров.

Модель оценки управления процессом формирования социально-технологической культуры менеджеров представлена на рис. 2.

= Организационный блок предполагает ин-ституционализацию управления процессом формирования социально-технологической культуры менеджеров в регионе. Создание данного блока представляется наиболее сложной задачей, поскольку в данном процессе участвуют самые различные акторы, нередко преследующие свои частные или кор-

Разработка методик оценки социально-технологической культуры менеджера

Экспертная технология оценки СТК в профессионально значимых ситуациях Экспертная технология оценки СТК в образовательном процессе Самооценка СТК студентами

-1-' 1 1

Определение набора профессионально важных для оценки СТК ситуаций Определение механизмов оценки элементов СТК Разработка инструментария самооценки СТК

1 1 1

Выбор экспертной группы работодателей Определение периодичности и времени оценки элементов СТК Определение периодичности и времени оценки элементов СТК

1 1 1

Измерения и статистическая обработка результатов оценки Измерения и статистическая обработка всех элементов СТК Измерения и статистическая обработка результатов самооценки

1 1 1

Обработка результатов и построение модели, расчет коэффициента детерминации Свертка параметров СТК и построение модели, расчет коэффициента детерминации Обработка результатов и построение модели, расчет коэффициента детерминации

Методы: 1. Коэффициент конкордации 2. Сравнение с результатами эталонной экспертной оценки по сумме квадратов разностей

I

Выбор оптимальной методики оценки СТК

Рис. 1. Технология оценки социально-технологической культуры будущих менеджеров

в интерпретации И. В. Бурмыкиной1

поративные интересы. Задача заключается в том, чтобы добиться координации их усилий, баланса интересов и — как следствие — достижение эффекта эмерджентности.

Решить задачу возможно на основе программно-целевого управления, объединив различных акторов в рамках единого регионального проекта управления формированием социально-технологической культуры менеджеров. Организационная модель реализации проекта представлена на рис. 3.

В соответствии с предложенной схемой проект разрабатывается и реализуется по инициативе органов власти субъекта Российской Федерации как один из элементов

общей стратегии (долгосрочной целевой программы) региональной кадровой политики, включающей в себя (в числе других задач) комплекс решений и действий, направленных на повышение качества менеджмента. Примером такой программы в Белгородской области является долгосрочная целевая программа «Формирование и развитие системы кадровой политики» на 2011-2015 гг.

К проекту необходимо подключить работодателей, образовательные учреждения, будущих и действующих менеджеров, общественные формирования и, при возможности, представителей международного

образовательного пространства. В результате может быть создан своеобразный государственно-общественный консорциум, от имени которого предлагается заказ на разработку концепции и самого проекта. Одновременно создается группа управления проектом, которая может функционировать

в рамках совета по кадровой политике при главе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Группу разработчиков проекта целесообразно создавать из представителей работодателей, государственных и муниципальных чиновников, институтов гражданского общества и ученых.

Содержательная составляющая оценки

Экспертная технология оценки СТК

в профессионально значимых ситуациях

Экспертная технология оценки СТК

в образовательном процессе

Оценка состояния СТК (ключевые компетенции) Оценка состояния системы управления формированием и развитием СТК

Профессиональные - прогностическая - солюшен-компетенция - организационная - аналитическая - ресурсная Личностные - жизнеопределяющая - регламентирующая - репрезентативная - нормативно-правовая основа - качество кадрового обеспечения - полнота методического обеспечения - эффективность стимулирования и мотивации к повышению уровня СТК

Интерпретация данных

Измерения и обработка результатов

Определение периодичности и времени оценки

Определение объекта оценки

Разработка инструментария оценки

Технологическая составляющая оценки

Рис. 2. Модель оценки управления процессом формирования социально-технологической культуры менеджеров

IV дискуссия

■ журнал научных публикаций

Работодатели

Менеджеры

Обучающиеся

Региональные органы власти и управления

Концепция проекта

Проектировщики (проектная группа)

Региональный проект формирования социально-технологической культуры менеджеров

1

Группа управления проектом

Образовательные учреждения

Общественные формирования

Рис. 3. Организационная модель реализации проекта управления формированием социально-технологической культуры менеджеров

Инструментальный блок обеспечивает методы достижения целей участников процесса формирования социально-технологической культуры менеджеров, способы их мотивации к решению возникающих проблем.

Проблема в данном случае заключается в том, что управление формированием социально-технологической культуры менеджеров не может быть эффективно осуществлено на основе административной (жесткой) модели. Прежде всего, потому, что административное управление предполагает существование ситуации унификации. Она выражается в формировании одномерной картины социальной среды, определяющейся тезаурусом субъекта управления. Идея полифонии окружающих миров, которая наиболее адекватна реальности, неорганична административному мышлению. Его носители усматривают (и совершенно правомерно) в такой возможности предпосылку организационной и идеологической дезорганизации системы управления. Унификация проявляется в преимущественном использовании апробированного в ходе длительного опыта алгоритма управления. В основе его лежит определение цели,

детерминированное, как уже отмечалось выше, тезаурусом субъекта управления. За этим следует волевое решение и его «про-давливание» с помощью всех видов наличных ресурсов при условии жесткого контроля за исполнителями.

Но подобный подход в рассматриваемой ситуации контрпродуктивен, поскольку, во-первых, речь идет о воздействии на объекты, имеющие различный социальный статус (будущие менеджеры; менеджеры, занятые в частных компаниях; государственные и муниципальные чиновники; менеджеры, работающие в бюджетных организациях). Во-вторых, имеется в виду воздействие на человеческую личность, при котором административное давление довольно часто ведет к сопротивлению и неадекватной реакции.

В этих условиях целесообразно применять так называемое «мягкое управление», соответствующее субъектно-субъектной модели социального взаимодействия, в рамках которой ни один из участников не пытается использовать другого в качестве средства достижения собственных целей, но отношения строятся на основе заинтересованного пар-

тнерства1. Управленческие технологии, построенные на основе этой парадигмы, должны формироваться с учетом необходимости использования субъектного и интерсубъектного потенциала личности2.

Основной технологией в данном случае становится социальное регулирование, обеспечивающееся сочетанием разнообразных методов. В литературе рассматриваются различные классификации методов регуляции. Н. С. Да-накин, в частности, предлагает использовать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— компаративную регуляцию, основанную на личном примере и наглядных образцах поведения;

— ситуационную регуляцию, предполагающую оперативную корректировку поведения в конкретных условиях;

— ценностную регуляцию, требующую переориентации сознания и поведения человека на более значимые ценности и жизненные смыслы;

— экономическую регуляцию, опирающуюся на использование системы материальных вознаграждений, стимулирующих труд служащих;

— коммуникативную, связанную с изменением режима общения3.

На основе проведенного исследования мы полагаем, что наиболее перспективными регулятивными технологиями управления формированием социально-технологической культуры менеджеров являются, во-первых, нормативное регулирование; во-вторых, регулирование путем целенаправленного формирования организационной культуры. Нормативная регуляция предполагает закрепление стандартов профессиональной деятельности в служебных документах. В свою очередь, формирование организационной культуры, дополняя нормативную регуляцию, объединяет, практически, все процедуры регулирования. Эта деятельность может рассматриваться как наиболее перспективная комплексная технология воздействия на ценностно-смысловой и мотивационный элементы профессиональной компетентности.

Таким образом, в общем виде предлагаемая модель упрапвления формированием

Управление формированием социально-технологической культуры менеджеров не может быть эффективно осуществлено на основе административной (жесткой) модели.

социально-технологической культуры менеджеров может быть представлена в виде схемы (прилож. 1).

= Предложенная модель рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система. Несмотря на значительное число акторов, установка на саморазвитие, «самодостраивание» системы управления формированием социально-технологической культуры менеджеров должна стать ведущей, а сама модель должна принять характер автопоэзисной системы, способной самонастраиваться и самодостраиваться в ответ на изменения внутри организации и во внешней среде. Для этого следует лишь инициировать желательные для субъекта управления тенденции.

1. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М.; Белгород: Центр социальных технологий, 1993. С. 4.

2. Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М.: Прогресс, 1972. С. 76-77.

3. Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). — М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002.

4. Бурмыкина И. В. Управление формированием и развитием социально-технологической культуры современного менеджера. — Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2009. С. 195.

5. Батурин В. С. Новая парадигма социальной деятельности как определяющее условие построения правового государства // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.) Т. 2: Социальная философия и философия политики. — Екатеринбург, 1999. Ч. 2. С. 102-103.

6. Наймушин А. И. Технология как атрибут деятельности // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.) Т. 2: Социальная философия и философия политики. — Екатеринбург, 1999. Ч. 2. С. 41.

7. Данакин Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. — Белгород: Центр социальных технологий, 1996. С. 200-208.

Организационно-технологическая модель управления формированием СТК менеджеров

Приложение 1

Внешние условия ---1----

Хронотопическая сеть Актуально-праксеологическая сеть Коммуникативная сеть

Мотивация к социально-технологической деятельности

Действующие менеджеры

Будущие менеджеры

Учебно-научный процесс в образовательных учреждениях

Информационно-аналитический блок

Оценка состояния СТК

Оценка системы

управления формированием и развитием СТК

Организационный блок

Региональный проект формирования СТК менеджеров

Инструментальный блок Технологии регуляции

Субъекты управления

Организационная среда и корпоративная культура

Внутренняя среда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.