Научная статья на тему 'Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов в транспортной логистике'

Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов в транспортной логистике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1513
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / TRANSPORT LOGISTICS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / TRANSPORT PSYCHOLOGY / ПОДГОТОВКА ЛОГИСТОВ / TRAINING LOGISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатен Юлия Владимировна

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов по транспортной логистике в системе высшей школы. Обоснована необходимость в профильных специалистах, владеющих не только фундаментальными теоретическими знаниями и практическими умениями в области технологии транспортных процессов, но и владеющих социально-психологическими навыками при решении комплексных проблем транспортной логистики. Автор подробно анализирует и раскрывает содержание основных структурных компонентов социально-психологической компетентности логистов: когнитивного, коммуникативного, управленческого, рефлексивного и мотивационного. Определяет перечень профессионально важных социально-психологических знаний, умений, навыков, а также психологических характеристик личности, необходимых для успешной деятельности выпускника. С целью формирования социально-психологической компетентности студентов автором было спроектировано содержание и учебно-методическое обеспечение дисциплины «Транспортная психология», предусмотренной учебным планом по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов». Отличительными особенностями курса являются не только профессионально ориентированное содержание социально-психологических знаний, умений и навыков, но и активное применение инновационных методов обучения, которые повышают активность студентов, их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности, позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в моделируемых или реальных ситуациях профессиональной деятельности в транспортной сфере. Особое внимание автор уделяет подробному описанию организации проектной деятельности студентов при обучении транспортной психологии. В статье приведены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлявшейся на базе Института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, по формированию социально-психологической компетентности будущих специалистов в области организации авиационных перевозок и комплексной безопасности на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатен Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERTS IN TRANSPORT LOGISTICS

The article is devoted to the training of specialists in transport logistics in higher education. The necessity in specialists, possessing not only fundamental theoretical knowledge and practical skills in the field of technology of transport processes, but also possess the social and psychological skills in solving complex problems of transport logistics. The author analyzes in detail and reveals the contents of the main structural components of social psychological competence of logistics: cognitive, communicative, managerial, motivational and reflexive. Specifies the list of professionally important socio psychological knowledge, skills, and psychological characteristics of the personality needed for the success of the graduates. In order to form the socio-psychological competence of the students, it was designed by the author of the content and teaching and methodical maintenance of discipline «Transport Psychology», provided the curriculum toward training 03.23.01 «Technology of transport processes.» Distinctive features of the course is not only professionally oriented content of socio-psychological knowledge and skills, but also active use of innovative teaching methods that increase the activity of the students, their motivation for teaching and professional activities, allow to pass from passive assimilation of knowledge to their active use in simulated or real situations of professional activity in the transport sector. Particular attention is given to the detailed description of the organization of design activity of students in the training of transport psychology. The article presents the results of experimental work carried out on the basis of the Samara University Institute of aviation equipment, the formation of socio-psychological competence of the future experts in the field of air transport and integrated transport security.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов в транспортной логистике»

УДК 378.147

Гатен Ю.В.

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

E-mail: gaten.ssau@mail.ru

формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов в транспортной логистике

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов по транспортной логистике в системе высшей школы. Обоснована необходимость в профильных специалистах, владеющих не только фундаментальными теоретическими знаниями и практическими умениями в области технологии транспортных процессов, но и владеющих социально-психологическими навыками при решении комплексных проблем транспортной логистики.

Автор подробно анализирует и раскрывает содержание основных структурных компонентов социально-психологической компетентности логистов: когнитивного, коммуникативного, управленческого, рефлексивного и мотивационного. определяет перечень профессионально важных социально-психологических знаний, умений, навыков, а также психологических характеристик личности, необходимых для успешной деятельности выпускника.

С целью формирования социально-психологической компетентности студентов автором было спроектировано содержание и учебно-методическое обеспечение дисциплины «Транспортная психология», предусмотренной учебным планом по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов». отличительными особенностями курса являются не только профессионально ориентированное содержание социально-психологических знаний, умений и навыков, но и активное применение инновационных методов обучения, которые повышают активность студентов, их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности, позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в моделируемых или реальных ситуациях профессиональной деятельности в транспортной сфере. особое внимание автор уделяет подробному описанию организации проектной деятельности студентов при обучении транспортной психологии.

В статье приведены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлявшейся на базе Института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, по формированию социально-психологической компетентности будущих специалистов в области организации авиационных перевозок и комплексной безопасности на транспорте.

Ключевые слова: транспортная логистика, социально-психологическая компетентность, транспортная психология, подготовка логистов.

В настоящее время логистическая инфраструктура является важной подсистемой практически всех отраслей отечественной экономики, а специалисты в области транспортной логистики являются значимыми партнерами любой конкурентоспособной компании. Технология транспортных процессов - это менеджмент и маркетинг разных видов транспорта, составляющих единую транспортную систему. Область профессиональной деятельности логистов включает: технологию, организацию, планирование и управление технической и коммерческой эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических средств, организацию на основе принципов логистики рационального взаимодействия видов транспорта, а также организацию системы взаимоотношений по обеспечению безопасности движения на транспорте.

Решение производственно-технологических, расчетно-проектных, эксперименталь-

но-исследовательских и организационно-управленческих задач сложных транспортных, производственных систем требуют от выпускника владения уникальным сочетанием естественно-технических, экономических и гуманитарных знаний, умений и навыков. Преподаватели учебных дисциплин, управляя учебными процессами, ориентируют студентов на достижение сформулированных в учебных программах целей и получение соответствующих результатов - конкретных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. При этом формулировки требований к профессиональным компетенциям, зафиксированные в программах учебных дисциплин, как правило, не вызывают нареканий со стороны представителей профессионального сообщества. Более того, в стандартах прямо указывается,

что обучающийся может выбрать в образовательном процессе значимые элементы содержания и соответствующие им формы учебной деятельности [1]. Несмотря на это, за последние несколько лет в нашем сообществе сформировалось весьма устойчивое убеждение в существовании некоего противоречия между потребностями логистических компаний в компетентных выпускниках вузов, готовых к профессиональной деятельности, и реальными профессиональными возможностями молодых специалистов. Практика работы передовых логистических компаний показала, что выпускнику вуза для успешного решения реальных проблем транспортной логистики и управления цепями поставок необходимо, но не достаточно обладать комплексом знаний и компетенций, приобретенных при освоении основных образовательных программ [2].

Одной из причин, на наш взгляд, является дефицит психологически подготовленных профильных специалистов, владеющих не только фундаментальными теоретическими знаниями в области технологии транспортных процессов, но и имеющих опыт практической работы в условиях реальной профессиональной деятельности, готовых к самостоятельному решению современных сложных практических задач в условиях рыночной среды транспортного бизнеса.

Проблема подготовки специалистов в сфере транспортной логистической деятельности входит в круг большого числа исследователей. Отдельные аспекты данной проблемы рассмотрены в работах О.В. Лизневой [3], Г.Г. Левки-на, Т.А. Мугака, С.Б. Гнатко [4], И.Д. Белонов-ской [5], [6], Д. Курочкина, В.И. Стычковой [7], И.Ю. Сольской, О.А. Фрейдмана [8] (о формировании компетенций профессиональных компетенций студентов-логистов), В.М. Ни-колашина, А.С. Синицыной [9], В.С. Лукин-ского [10], Е.В. Носковой [11], Ю.А. Гай-нутдиновой, В.М. Приходько, В.В. Борщ, З.С. Сазоновой (о подготовке специалистов в сфере инновационных логистических технологий и систем), Г.Е. Герасимовой, Е.С. Ситниковой [12], В.А. Мамаевой [13], В.Я. Буйленко,

Ю.А. Коротковой [14] (об организации производственных практик и лабораторных работ у студентов-логистов). Между тем, в выполненных к настоящему времени исследованиях недостаточно внимания уделяется проблеме социально -психологиче ской компетентно сти специалистов по транспортной логистике.

Необходимость формирования социально-психологической компетентности будущих специалистов в области технологии транспортных процессов обусловлена следующими аспектами:

- большой сложностью и высокими скоростями протекания транспортных процессов. Вследствие этого логисту необходимо осуществлять контроль не только за множеством параметров, но и за быстропротекающими процессами, удерживать в памяти большой объем информации оперативного и справочного характера. Это увеличивает нагрузки на нервно-психическую деятельность работающего в сфере транспорта человека и создает напряженность труда;

- повышением степени автоматизации управления транспортных процессов, что требует от специалиста транспортной сферы ответственности за принимаемые решения и высокой готовности к действиям в нестандартных и конфликтных ситуациях;

- необходимостью принимать оригинальные, творческие решения в условиях неопределенности, многокритериальности рыночной среды, характерной для перспективных инновационных логистических бизнес - технологий [15];

- осуществлением организационно-управленческой деятельности в транспортной организации, групповой работы в составе коллектива исполнителей и деловой коммуникации с клиентами при перевозках пассажиров и грузов.

Основываясь на анализе ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» [16], профессионограмм трудовой деятельности логистов [17] и требований транспортно-логистических компаний к квалификации выпускника, мы определили перечень личностных и профессионально важных психологических качеств, необходимых для успешной деятель-

ности будущего специалиста: профессиональное внимание (способность к концентрации внимания, хороший уровень переключаемости и объема внимания), склонность к работе со знаковой информацией (цифрами, формулами, таблицами, картами, схемами, расчетами), развитое пространственное восприятие, системное аналитическое мышление, прогностические способности, коммуникативные и организаторские склонности, нервно-психическая устойчивость, конфликтоустойчивость, ответственность, креативность, мотивированность на успех в трудовой деятельности.

В результате собственного теоретического и диагностического исследования мы выявили следующие компоненты социально - психологической компетентности специалиста в области технологии транспортных процессов:

- когнитивный компонент, включает научные знания по различным отраслям психологии, необходимые для успешной профессиональной деятельности в системе транспортных служб;

- коммуникативный компонент, представляющий собой взаимосвязанные группы перцептивных умений, умений профессионального общения и специальных ко ммуникативных техник по управлению конфликтами в области логистической деятельности;

- управленческий компонент - готовность и способность профессионально выполнять управленческие функции в области организации производства и труда на транспорте;

- рефлексивный компонент - осознание себя как субъекта профессиональной деятельности в транспортной сфере;

- мотивационный компонент, который включает установки на использование психологических знаний и умений при достижении целей и решении поставленных задач, постоянное профессиональное самосовершенствование.

Социально-психологическую компетентность специалиста в области технологий транспортных процессов мы рассматриваем как способность применять психологические знания и умения, проявлять профессионально-важные психологические качества в области технологии, организации, планирования и управления

транспортными системами, обеспечивающую мобильное и эффективное решение комплексных проблем транспортной логистики.

В целях углубления психологических знаний, умений и навыков, необходимых при решении профессиональных задач, для студентов Института авиационной техники, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (воздушный транспорт), на кафедре философии и истории Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Транспортная психология».

Задачами освоения дисциплины являются: 1) формирование у студентов представлений об основных понятиях общей психологии, социальной психологии, психологии труда, инженерной психологии, психологии управления и делового общения; 2) развитие социально-психологической компетентности; 3) совершенствование умений и навыков по использованию психологических приемов в профессиональной деятельности.

В результате обучения студент должен:

- знать: общие теоретические категории фундаментальной и прикладной психологии; основные индивидуально-психологические и личностные особенности людей; основные закономерности динамических процессов в социальных группах; психологические особенности деятельности в нестандартных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; психологические аспекты обслуживания пассажиров на внутренних и международных воздушных линиях; психологические факторы надежности транспортного процесса;

- уметь: использовать в практической деятельности основные закономерности транспортной психологии; составлять психологическую характеристику личности клиента; определять собственное психическое состояние и пользоваться приемами эмоциональной саморегуляции; оценивать межличностные отношения и разрешать конфликтные ситуации между участниками транспортного процесса; использовать в практической деятельности основные

психофизиологические особенности управления транспортными средствами и системами;

- владеть: методами психологических исследований состояния и динамики показателей качества системы организации перевозок грузов и пассажиров на транспорте; навыками делового общения в сфере транспортного обслуживания; методами предотвращения массовой паники; технологиями профайлинга в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Содержание разделов (модулей) дисциплины включает:

1. Транспортная психология как исследовательская и проектировочная дисциплина. Основные задачи и функции транспортной психологии. Основные категории транспортной психологии. Место транспортной психологии в системе научного знания. История развития и предпосылки возникновения транспортной психологии как науки в России и за рубежом.

2. Основные направления транспортной психологии. Методологическое, психофизиологическое, системотехническое и эксплуатационное направления. Результаты современных психологических исследований в области авиационной, космической, железнодорожной и морской психологии.

3. Принципы и методы исследования в транспортной психологии. Основные методологические принципы транспортной психологии. Системный подход. Психологические методы. Физиологические методы. Математические методы. Имитационные методы. Методы психологических исследований состояния и динамики показателей качества системы организации перевозок грузов и пассажиров на транспорте.

4. Особенности и классификация транспортных человеко-машинных систем. Психологический анализ транспортных происшествий. Психологические факторы надежности транспортного процесса.

5. Особенности профессионального общения работников службы организации перевозок на транспорте. Вербальные и невербальные ко ммуникации при обслуживании клиентов. Производственные конфликты: причины, функ-

ции, динамика. Основные технологии, методы и тактики урегулирования производственных конфликтов. Деловое общение в сфере транспортного обслуживания. Психологические особенности ко ммерческих переговоров и деловой переписки.

6. Психология деятельности в нестандартных и экстремальных ситуациях в транспортном процессе.

Психология поведения людей в общественных местах. Толпа и закономерности ее поведения. Массовая паника: факторы, механизмы, предотвращение и ликвидация.

Применение профайлинга в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Методика выявления потенциально опасных лиц. Психологическое сопровождение антитеррористической деятельности. Психическое состояние сотрудников во время антитеррористической деятельности. Психологическая помощь пострадавшим в результате террористических актов с захватом заложников. Психологическое обеспечение переговорной деятельности. Психологические приемы и позиции переговорщиков. Стабилизация психологической обстановки.

7. Психологические особенности управленческой деятельности в организации транспортного обслуживания.

8. Психология профессиональной деятельности. Психические состояния в профессиональной деятельности работников транспортной сферы. Содержание профессионального стресса и пути его преодоления. Сущность, содержание и структура социально-психологической компетентности специалистов в области транспортных процессов. Профессиональное развитие личности.

В учебном процессе активно используются разнообразные образовательные технологии, в том числе интерактивные методы обучения: творческие задания, работа в малых группах, деловые игры, кейс-метод (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), презентации, метод проектов, дискуссии, «круглые столы», тренинги, интерактивные лекции. По сравнению с традиционными методами ведения занятий в интерактивном

обучении познавательная деятельность осуществляется в форме совместной работы студентов, когда все участники взаимодействия обмениваются информацией, сообща решают проблемы на основе анализа социально-психологических факторов, моделируют профессиональные ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.

Одним из ведущих методов обучения студентов на занятиях по транспортной психологии являются профессионально направленные проектные задачи и задания, которые являются аналогом производственных проблем. Проектная деятельность студентов предполагает выявление актуальной проблемы и определение цели проекта, формирование представлений о ходе выполнения предстоящей работы, непосредственное включение студентов в конкретных средовых условиях, анализ трудностей и, наконец, реализация проекта. На первоначальной ступени обучения решаются задачи невысокого уровня проблемности и познавательной самостоятельности студентов. Постепенное усложнение проектных заданий позволяет решать задачи творческие, исследовательские, развивающие психологическое мышление и социально-психологическую компетентность студентов. Например, нами были разработаны различные типы задач и заданий студентам, направленные на развитие умений по использованию психологических приемов в профессиональной деятельности:

- составление психологического портрета сотрудника или пассажира с использованием метода наблюдения;

- выработка эффективных сценариев взаимоотношений с пассажирами/клиентами транспортных компаний;

- анализ причин производственно-трудового конфликта и выбор оптимальной тактики по его успешному урегулированию;

- выявление критических и подозрительных признаков, свидетельствующих о неблагонадежности персонала на транспортных предприятиях;

- проведение контрольного опроса пассажиров для обеспечения авиационной безопасности;

- разработка программы проведения деловых переговоров и встреч в транспортной сфере.

Актуальным компонентом в подготовке будущего логиста является формирование готовности к управлению производственно-технологическими рисками. По мнению И.Д. Бе-лоновской, управление риском представляет собой профессионально-личностное качество, определяющее возможность и результативность объективных, сознательных и грамотных действий по установлению характера производственно-технологических рисков и решению задач локализации, компенсации и ликвидации возможных негативных последствий деятельности производственных предприятий [18]. В этой связи проектная деятельность те сно связана с научно-исследовательской работой студентов по изучению инженерно-психологических аспектов аварий и катастроф в транспортной человеко-машинной системе. Задачами подобных проектов являются: поиск и сбор документальным методом данных о крупнейших происшествиях на железнодорожном, водном, автомобильном, воздушном транспорте; инженерно-психологический анализ исследуемых аварий (выявление роли человеческого фактора в их возникновении, особенности работы операторов и работников транспортных служб, их профессиональный отбор, уровень компетенции, психические состояния и действия во время экстремальной ситуации); возможности предотвращения катастрофы; установленные причины и дальнейшие последствия аварии; разработка социально-психологических рекомендаций по профилактике транспортных происшествий для руководителей и сотрудников данной отрасли.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанной нами методики формирования социально-психологической компетентности студентов в рамках дисциплины «Транспортная психология» осуществлялась на базе Института авиационной

техники Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева. В констатирующем и формирующем этапах эксперимента приняли участие 115 студентов, обучающихся по следующим профилям: «Организация авиационных перевозок» и «Комплексная безопасность на транспорте». На первом этапе эксперимента было проведено обследование студентов в целях определения уровня сфор-мированности их социально-психологической компетентности. Диагностическими методами здесь выступали самооценка, тестирование, беседы, наблюдение. Нами были использованы следующие методики:

- диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности Л.И. Уман-ского, И.А. Френкеля, А.Н. Лутошкина, А.С. Чер-нышова;

- диагностика межличностных отношений А.А. Руковишникова;

- психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина, А.С. Чернышева, Н.П. Фетискина [19];

- методика диагностики социально-психологических установок личности в моти-вационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

Первичная диагностика не выявила наличия очень высокого уровня социально-психологической компетентности студентов:

высокий уровень имели 15,6%, средний - 35,4%, низкий 49% студентов. Экспериментальная работа по повышению уровня социально-психологической компетентности студентов дала позитивные результаты. В ходе эксперимента произошли существенные изменения: 34,5% студентов продемонстрировали высокий уровень социально-психологической компетентности, 51,2% - средний и 14,3% студентов остались на низком уровне сформированности исследуемой компетентности.

Таким образом, для повышения качества подготовки специалистов по транспортной логистике существенное значение имеют:

1) формирование в процессе обучения социально-психологической компетентности, обеспечивающей эффективное решение комплексных проблем в транспортной сфере;

2) проектирование профессионально ориентированного содержания дисциплины «Транспортная психология» с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов;

3) внедрение в учебных процесс инновационных методов обучения, повышающих активность студентов, их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности и позволяющих перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в моделируемых или реальных ситуациях в профессиональной среде.

9.08.2016

Список литературы:

1. Белоновская, И.Д. Конструирование вариативной образовательной програ ммы в инженерно-технической подготовке / И.Д. Белоновская, К.Е. Цветкова // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №2. - С. 30-31.

2. Приходько, В.М. Подготовка логистов в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса / В.М. Приходько, В.В. Борщ, З.С. Сазонова // Высшее образование. - 2014. - №11. - С. 128-129.

3. Лизнева, О.В. Формирование профессиональных компетенций будущих операционных логистов / О.В. Лизнева // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - №3-1 (68). - С. 32-34.

4. Левкин, Г.Г. Практико-ориентированный подход при подготовке логистов / Г.Г. Левкин, , Т.А. Мугак, С.Б. Гнатко // Инновационные технологии в современном образовании: сборник трудов по материалам III Международной научно-практической интернет-конференции. - Москва: ООО «Научный консультант», 2016. - С. 427-430.

5. Approaches to Training of Engineering Program Students for Innovative Activity / I.D. Belonovskaya etc. / 18th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2015) 44rd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy 20-24 September

2015, Palazzo dei Congressi, Florence, Italy. - Р. 941-943.

6. Белоновская, И.Д. Инновационные задачи ресурсосбережения в теории и практике инженерной подготовки будущих бакалавров [Электронный ресурс]: монография / И.Д. Белоновская, О.С. Манакова, К.Е. Цветкова. - Оренбург: ОГУ, 2015.

7. Стычкова В.И Технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов (средствами иностранного языка) / В.И. Стычкова, Ф.Ю. Кукуев // Высшее образование сегодня. - 2014. - №4. - С. 12-17.

8. Сольская, И.Ю. Исследование рынка специалистов по логистике / И.Ю. Сольская, О.А. Фрейдман // Мир транспорта. -

2016. -Том 14. - №1. - С. 236-244.

9. Николашин, В.М. Транспортные логисты: подготовка и рынок труда / В.М. Николашин, А.С. Синицына // Мир транспорта. -2010. - №10. - С. 150-152.

10. Лукинский, В.С. Состояние системы подготовки логистов в Северо-Западном регионе России / В.С. Лукинский, Е.В. Но-скова // Логистика. - 2013. - №1. - С. 28-31.

11. Лукинский, В.С. Система высшего образования в области логистики в Санкт-Петербурге (часть I) / В.С. Лукинский, Е.В. Но-скова // Логистика. - 2015. - №6. - С. 40-47.

12. Герасимова, Г.Е. Опыт организации ознакомительной практики у студентов-логистов / Г.Е. Герасимова, Е.С. Ситникова // Логистические системы в глобальной экономике. - 2012. - №2. - С. 94-97.

13. Мамаева, Б.А. Опыт реализации профессиональных компетенций выпускников-логистов в рамках реализации практик / Б.А. Мамаева // Труды Международной научно-практической конференции «Транспорт-2015». - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2015. - С. 205-206.

14. Буйленко, В.Я. Журнал лабораторных работ по курсу «Транспортная психология» / В.Я. Буйленко, Ю.А. Короткова. - М.: МАДИ, 2014. - 28 с.

15. Николашин, В.М. Подготовка специалистов в сфере инновационных транспортных логистических технологий и систем / В.М. Николашин, А.С. Синицына // Железнодорожный транспорт. - 2011. - №3. - С. 68-70.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 марта 2015 года №165.

17. Горбунова, М.В. 333 современные профессии и специальности: информационных профессиограмм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С. 182-184.

18. Белоновская, И.Д. Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно-технологическими рисками / И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2015. -№1. - С. 32-40.

19. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

Сведения об авторе: Гатен Юлия Владимировна, доцент кафедры философии и истории Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева, кандидат педагогических наук 443086, г Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: gaten.ssau@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.