Научная статья на тему 'Формирование социально приемлемых форм поведения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование социально приемлемых форм поведения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1990
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махова Алена Константиновна

Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме переноса многих нравственных эталонов во внутренние мотивы поведения детей с интеллектуальной недостаточностью и реализации полученных умений и навыков в конкретных жизненных ситуациях в адекватных коррекционно-развивающих приемах обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Махова Алена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально приемлемых форм поведения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.211.24

Махова Алена Константиновна

Аспирант кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета ГОУ ВПО «МПГУ», kafedra.d.d@yandex.ru, Москва

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИя СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Аннотация. Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме переноса многих нравственных эталонов во внутренние мотивы поведения детей с интеллектуальной недостаточностью и реализации полученных умений и навыков в конкретных жизненных ситуациях в адекватных коррекционно-развивающих приемах обучения.

Ключевые слова: задержка психического развития, социализация, поведение, личность, мотив, интеграция.

Makhova Alena Konstantinovna

Postgraduate student of faculty of pre-school defectology of "MPSU", kafedra.d.d@yandex.ru, Moscow

FORMING OF SOCIAL PROSPERITY OF CONDUCT OF CHILDREN WITH MENTAL DELAYS

Abstract. This article is devoted to an acute topic in a modem remedial pedagogy that is the problem of prompting transfer of moral beliefs to intrinsic grounds of behavior of children with mental delays, and realization of received knowledge and skills in vital life situations within special educational programmes.

Keywords: mental delays, socialization, conduct, personality, prompts, integration.

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с ЗПР составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции.

Многие авторы (М. С. Певзнер [1], Е. С. Слепович [5] и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуа-тивности поведения. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-педагогиче-

ской работы с данной категорией детей, в настоящий момент недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию социально приемлемых форм поведения. Также неразра-ботана система методов, способствующих переносу многих нравственных эталонов во внутренние мотивы поведения детей с интеллектуальной недостаточностью, которые в свою очередь определяют окончательный процесс формирования свойств личности.

Именно поэтому вопрос научно-методического обеспечения данного пути работы с дошкольниками рассматриваемой категории остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики.

Важным компонентом в структуре психических новообразований детей старшего дошкольного возраста является деятельность, в процессе которой, ребенок, не только знакомится с конкретными действиями, но и усваивает задачи и мотивы отношений, возникающие между людьми. А. Н. Леонтьев [3] ввел термины: «знаемые» и «реально-действующие» мотивы. В норме наблюдается максимальное соответствие между данными видами мотивов. Нормально развивающиеся дети знают об этих параметрах, они их привлекают и вызывают гордость. Дети стремятся занять определенное социальное положение, утвердить свою личностную позицию. У детей с ЗПР наблюдается расхождение между знаемыми и реально-действующими мотивами. Дети знают о большем количестве потенциальных побудителей,

чем реально следует. Эти свойства не привлекают их, отсюда и демонстрация неготовности к полноценному социальному взаимодействию и подлинной интеграции в социум.

С целью подтверждения теоретического анализа существующих положений и выявления актуального состояния сфор-мированности представлений о нормах и правилах поведения людей, нами было проведено исследование социальной направленности поведения у детей с ЗПР. В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР. Данное исследование включало в себя следующие методики: педагогическое и психологическое наблюдение за детьми в свободном общении и совместной деятельности; социометрический тест.

Анализ результатов изучения социально приемлемых форм поведения у детей с ЗПР позволил выделить три уровня испытуемых по степени сформированности социальной направленности детей на сверстников (см. рис. 1).

Дети ЗПР

■ 1 Уровень 23%

■ 2 уровень 50%

■ 3 уровень 27%

Бала: 30 де|ей ЗПР

Рис. 1. Распределение испытуемых с ЗПР по результатам изучения сформированности социально приемлемых форм поведения

1 уровень, соответствующий высокому уровню развития, который характеризуется отсутствием отрицательных стереотипы поведения (23% испытуемых). Дошкольники этой группы не всегда объективно оценивали поступок сверстника, в основном ориентируясь на внешнюю сторону его поступка

без анализа причин, что свидетельствует о недостаточном понимании детьми принятых норм поведения.

2 уровню были отнесены 50% детей с ЗПР, которые характеризовались средней степенью социальной направленности поведения. Дети данного уровня проявляли пассивный характер поведения, были полностью погружены в себя. Обращались к окружающим только в случае необходимости, при этом отдавая предпочтение педагогу. Некоторые простейшие правила были знакомы детям, но они недостаточно осознавались и поэтому не определяли их поведения в свободной деятельности.

3 уровню было отнесено 27% дошкольников с ЗПР, соответствующему низкий уровень развития, поведение которых расценивалось как агрессивное по отношению к сверстникам. Их действия и поступки чаще всего определялись сиюминутными желаниями и эмоциями, что свидетельствует о слабом развитии произвольного поведения. Дети данного уровня никогда не признавали неправильности своего поведения оставались безразличными к замечаниям и наказаниям.

Таким образом, диагностика наглядно демонстрирует, что у детей не сложилась целостная система мотивов поведения, применяемых на практике, а также не выработалось умение проявлять сочувствие к сверстникам, сопереживание, оказание ему реальной помощи в повседневном общении. В силу чего дети с ЗПР демонстрируют не-сформированность социально приемлемых форм поведения, что грозит усугублению отклонений и торможению способов ценностного вхождения ребенка в социум и адаптации к нему.

При определении путей совершенствования межличностных процессов следует не только использовать разные методические приемы, но и учитывать необходимость создания таких условий, в которых происходило бы осознанное восприятие детьми образцов межличностного взаимодействия и реализация полученных умений и навыков в конкретных жизненных ситуациях в адекватных коррекционно-развивающих программах обучения. С целью чего нами был разработана и внедрена система коррекционно-педагогических приемов по фор-

мированию социально приемлемых форм поведения в существующую программу воспитания и обучения детей с ЗПР.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. расширение представлений о выбор адекватной модели поведения и анализ конкретных ситуаций общения;

2. создание ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности;

3. создание эмоционального отношения к нравственным категориям;

4. коррекция формального усвоения нравственных норм, неустойчивого, поверхностного отношения к сверстникам.

Обучение велось в течение учебного года в старшей группе ГОУ Д/С компенсирующего вида N° 1472 г. Москвы. Специальные коррекционные занятия проводились один раз в неделю во второй половине дня, не нарушая сетки занятий с обязательным закреплением в повседневной деятельности. Протяженность занятий по времени варьировалась от 30 до 35 минут.

При разработки обучающего эксперимента мы использовали игры и методические рекомендации по социализации детей с нормальным интеллектуальным развитием, применяемые Я. З. Неверович [4]; Е. С. Сле-пович [5] и др. модифицировав и адаптировав их применительно к испытуемым с ЗПР.

Были использованы следующие методические условия и приемы:

1. Знакомство с произведениями художественной литературы с определенными нравственными ситуациями. Данный этап работы был направлен на формирование у детей представлений о морально-этической норме, о некоторых правилах общественного поведения, знакомство со средствами реализации потребности в социальном взаимодействии на основе художественной деятельности.

Прежде чем обратиться к рассказу или сказке, содержащей нравственную ситуацию, мы проводили с детьми беседы для выявления особенностей понимания ими социально приемлемых норм взаимоотношений с другими людьми. Затем мы предлагали детям послушать короткие рассказы, участниками которых являются сами дети. Далее шло нацеливание детей на самостоятельное

разрешение описанной неблагоприятной ситуации. Тем самым детям давалась возможность высказаться в тех или иных ситуациях и самостоятельно применить усвоенное ранее правило нравственного поведения.

2. Создание экспериментальных ситуаций на выявление личностной заинтересованности. Знания ребенком социальных ценностей, норм, правил взаимоотношений с людьми не всегда становится регулятором его сознательного, социально одобряемого поведения. Особенно данный вопрос качается детей с проблемами в развитии в силу их слабой ориентации на другого человека и неспособности проявлять сочувствие.

Данный цикл занятий был проведен средством вживания и разыгрывания роли в играх-драматизациях с определенной нравственной коллизией. Игры-драматизации проводились на материале знакомых по предшествующему циклу произведений художественной литературы (сказок, рассказов), которые, в свою очередь, позволили детям овладеть необходимыми знаниями, сформировать у них представления о взаимоотношениях людей. Благодаря драматизации дети учатся моделировать социальные отношения, что позволяет им осознать последствия совершенных поступков и способствует формированию нравственных мотивов поведения.

3. Организация практических ситуаций на побуждение детей к оказанию на этой основе реальной помощи. Многие эталоны социального поведения уже знакомы детям, поскольку на протяжении длительного временного периода они находились в организованном детском коллективе. Однако они мало учитывались дошкольниками в процессе общения со сверстниками. Вероятно, это связано с тем, что у детей с ЗПР чрезвычайно затруднен самостоятельный перенос образцов социального поведения в практику общения. Возможность практического применения усвоенных социальных отношений в повседневном общении с людьми осуществлялась посредством создания ситуаций практического действия, в которых дети оказывались перед необходимостью совершить положительный поступок по отношению к сверстнику (помочь, поделиться, угостить) без просьбы и оценить собственное поведение.

4. Проведение реальных повседневных ситуаций нравоучительного характера. Наряду обучения «на моделях» важна тренировка навыков для выстраивания теоретических знаний и соответствующих им поступкам в единую цепочку в сознании и поведении ребенка. Для осуществления переноса «зна-емых» мотивов в «реально-действующие», повседневные ситуации, предполагалось регулировать реальное поведение ребенка.

С целью закрепления практических умений и навыков общения в группе детей анализировались конкретные ситуации общения, создавались конфликтные ситуации, в которых требовался нравственный выбор, выбор адекватной модели поведения, проявления интеллектуальной и нравственной активности, а также перенос нового совместно полученного социального опыта на конструктивные формы совместной деятельности.

Дети ЗПР

ш 1 Урппгнь 60%

■ ?урппгнь 27%

■ 3 урииипь 13%

Ьаза: 30 детей ЗІІР

Рис. 2. Распределение испытуемых трех групп по результатам наблюдения за сформированно-стью поведенческого компонента социальных отношений

Результаты повторного изучения социально приемлемых форм поведения у детей с ЗПР показали следующее: дети стали более внимательными друг к другу, их взаимоотношения стали носить выраженный

положительный эмоциональный характер. Меньше стало конфликтных ситуаций, а, если они и были, то разрешались самостоятельно и более спокойно. Дети научились сами видеть ситуации, в которых требуется их помощь, и оказывать ее другим детям. Таким образом, проведенная работа позволила привить детям с ЗПР социально приемлемые формы поведения и перевести многие эталоны во внутренние мотивы поведения (рис. 2).

В целом результаты проведенной работы продемонстрировали нам эффективность коррекционно-педагогической работы, а также положительную динамику в личностном и социальном развитии детей с ЗПР. Для нас стал совершенно бесспорным тот факт, что задача формирования умения проявлять сочувствие, сопереживание, оказывать необходимую практическую помощь своему сверстнику должны занять равноценное место среди других задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения любого типа.

Библиографический список

1. Власова Т. А, Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. -173 с.

2. Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития/Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М.: Академия, 2005. -С. 147-159.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. -С. 251-261.

4. Неверович Я. З. Роль эмоциональных образов в превращении знаниевых мотивов в реально действующие у детей дошкольного возраста. // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общества. Дошкольное воспитание. -Т. 2. - М.: Педагогика, 1976. - С. 108-111.

5. Слепович Е. С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск: Нар. асвета, 1985. -С. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.