ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
пропорциональна объему партии. Здесь нужно желание районных руководителей и воля нашего губернатора. Во-вторых, обеспечение военных, расположенных на территории области. Сегодня торги на поставку военным проводятся в основном в г. Москве. Пробиться туда северянину с его менталитетом трудно. Но еще в первое свое пребывание на посту президента
В.В. Путин обещал дать указание министерству обороны, чтобы территории обеспечивали свои воинские соединения всем, что производит та или иная область или республика, и это было бы правильно. То, что касается обеспечения УФСИНа, то здесь вопрос решен: картофель выращивается совместно с местными сельхозтоваропроизводителями. Привлечение населения будет работать при условии организации поставок животных, кормов и закупок выращенного скота, картофеля, овощей созданными и создаваемыми торгово-закупочными кооперативами на селе, при этом необходимо помочь нашей областной
потребкооперации «открыть второе дыхание» в работе хорошо зарекомендовавшим себя заготконторам в каждом районе и заготпунктам при каждом магазине потребкооперации.
Не следует недооценивать и такой вид деятельности, как заготовка и переработка дикорастущих ягод, грибов и лекарственных трав. В той или иной степени этим занимается практически всё население сельской местности, хотя труд этот является оцениваемым не в должной мере, и крестьяне, как правило, вынуждены сдавать дары леса перекупщикам (зачастую осуществляющим свою деятельность неофициально) по неоправданно низким ценам [8].
Все эти меры возможны к реализации при условии сохранения государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, а также постоянного внимания министерства сельского хозяйства области и руководителей муниципальных образований территорий.
Литература
1. Зыкова Н.В. Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий развития аквакультуры в системе устойчивого функционирования экономики региона // Российское предпринимательство — 2010. — №12. — Вып.2. — С.183-188.
2. Сельское хозяйство, охота и лесоводство по городам и районам Архангельской области в 2005-2010 годах. — Архангельск: Архангельскстат, 2011.
3. Внесение удобрений и проведение работ по химической мелиорации земель в сельскохозяйственных организациях по городам и районам Архангельской области под урожай 2010 года. — Архангельск: Архангельскстат, 2011.
4. Администрация Архангельской области: официальный сайт — URL: http://www.dvinaland.ru/
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области: официальный сайт — URL: http://arhangelskstat.gks.ru/
6. Архангельская область в цифрах. 2012 /Федер. служба гос. статистики, Архангельскстат. — Архангельск, 2013. — 242 с.
7. Россия в цифрах. 2012 / Росстат. — М., 2012. — 573 с.
8. Кононов О.В., Иконникова О.В., Зыкова Н.В. Диверсификация сельской экономики: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. — 2011. — №11 (2). — С. 151-155.
9. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года — http://www.dvinaland.ru/economy/ strategy.
10. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). — М.: Росстат, 2013. — 191 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ*
Н.В. Зыкова,
заведующая кафедрой Института управления (г. Архангельск),
кандидат экономических наук zykovanv@gmail.com
Л.В. Коновалова,
доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (г Архангельск),
кандидат экономических наук 536341@gmail.com
Современная социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию. В качестве основных механизмов формирования системы устойчивого развития можно назвать диверсификацию сельской экономики, развитие местного самоуправления, информатизацию села и др.
Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, диверсификация, территориальное общественное самоуправление.
УДК 332.142 (338.43.01/02:470.11) ББК 65.32/65.9 (2 Рос 231)
Улучшение жизни на селе и развитие сельской экономики является одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий в современных условиях предполагает расширение источников занятости, увеличение доходов сельского населения, создание нормальных условий жизни.
Исследователи (Баутин В.М., Козлов В.В., Мерзлов А.В. и др.) дают следующее определение устойчивого развития сельской местности: «Это стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других (несельскохозяйственных) товаров и услуг,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ РК «Русский Север:
история, современность, перспективы» 2013. — Архангельская область, проект № 13-12-29003
398
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
а также общественных благ — сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, предоставление рекреационных услуг, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов); расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере» [1].
Сельские территории обычно рассматривают как совокупность трех подсистем: экономической, социальной и экологической. Иногда к указанным элементам добавляют также политическую, культурную и информационную подсистемы (см., например, [2]).
Крутиков В. К., Федорова О. В. [3] выделяют следующие составляющие устойчивого развития сельских территорий:
• Развитие производства: удовлетворение потребностей населения в продукции сельского и лесного хозяйства, а также в продукции несельскохозяйственных отраслей.
• Социально-демографическое развитие: рост сельского населения, преодоление бедности, повышение уровня жизни и ее качества, уменьшение оттока молодежи и трудоспособного населения и т.д.
• Структурные преобразования: создание новых экономических и административных структур, нацеленных на удовлетворение нужд местного населения и «клиентов» сельского региона.
• Хозяйственный и социальный контроль над территорией: обслуживание инженерных коммуникаций и обеспечение общественного порядка, охрана природных ресурсов.
• Культурное и духовное развитие: сохранение сельским населением духовных ценностей и культурного наследия.
• Рекреация: создание альтернативных рабочих мест и условий для отдыха населения.
• Охрана природы: сохранение окружающей среды, содержание культурного ландшафта и особо охраняемых территорий региона.
В конце 2010 г. Правительство РФ приняло программноцелевой документ — Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. Согласно приведенным в этом документе данным, территория России превышает 17 млн кв. км, из которых 402,6 млн га (23,6%) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн человек (27% общей численности населения страны), в т.
ч. трудовые — 23,7 млн. При этом социальная ситуация на селе является крайне сложной. Так, массовым явлением остается бедность. На селе проживает свыше 40% всего малоимущего населения России. Крайне низок уровень обеспеченности селян объектами социальной инфраструктуры, жильем [4].
Необходимость решения этих острых социальных проблем стала одной из основных причин разработки концепции. Под «устойчивым развитием сельских территорий» в концепции понимается такое развитие села, при котором обеспечиваются рост, диверсификация и повышение эффективности сельской экономики, стабилизация численности населения и увеличение продолжительности жизни, полная и продуктивная занятость трудоспособного населения, повышение уровня и качества жизни, рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала.
До 2020г. предполагается, в частности, замедлить процессы депопуляции и стабилизировать демографическую ситуацию в сельской местности, повысить уровень рождаемости, снизить уровень смертности. Планируется также сократить долю сельского населения с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума с 41 до 15%, повысить занятость трудоспособных селян с 57,2 до 85%, обеспеченность жильем — с
22,3 до 32 кв. м на человека, значительно улучшить транспортное, бытовое и социальное обслуживание [3].
Реализация государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года осуществляется в 2 этапа. На I этапе (2011-2013 годы) реализуются меры, направленные на совершенствование нормативноправового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий. На II этапе (2014-2020
годы) предполагается рост ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках предлагаемой к разработке федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года. Это позволит к концу II этапа значительно повысить уровень занятости и доходов сельского населения, снизить распространение бедности, улучшить среду обитания и на этой основе замедлить процессы депопуляции и расширить количество регионов со стабильным и растущим сельским населением.
Кроме того, в 2013-2020 гг. сельское хозяйство будет получать из государственного бюджета компенсацию до 35 процентов средств, потраченных аграриями на модернизацию производства, в том числе на приобретение техники и оборудования. Государственную программу поддержки сельского хозяйства планируется финансировать из двух источников: 1,5 трлн рублей собираются выделить из федерального бюджета, а еще 770 млрд — из региональных [5].
Современная социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию. При этом важно учесть, что в каждом регионе имеются общие для всех проблемы, но также важно выявить специфические проблемы каждого региона [6].
За прошедшие 10-15 лет положение сельских территорий Архангельской области значительно ухудшилось, обострились социально-экономические, демографические, экологические проблемы. Несмотря на огромные природные богатства, область остается депрессивным регионом с низким уровнем и качеством жизни сельского населения. Характерными чертами демографической ситуации в сельской местности Архангельской области стали сокращение продолжительности жизни; рост смертности среди мужского населения трудоспособного возраста, миграционный отток из села; обезлюдение сельских территорий; ухудшение воспроизводственной структуры сельского населения. Среди сельских поселений Архангельской области, особенно удаленных и труднодоступных, немало депрессивных территорий, в которых по экономическим, экологическим и социальным основаниям отсутствуют условия и стимулы для самостоятельного территориального развития. Полная реабилитация таких территорий возможна далеко не всегда. Применительно к одним для этого нет достаточных (финансовых и административных) ресурсов. Применительно к другим — отсутствует и сама потребность в восстановлении их прежней докризисной роли. Депрессивные территории рано или поздно становятся центром политического, социальноэкономического напряжения, они в первую очередь требуют вмешательства государства и изменения государственной политики по отношению к ним. Поэтому, в сельских территориях такого статуса необходимо снять первичную аномальную остроту проблем, оздоровить ситуацию для последующего перехода к новому типу развития. При этом под оздоровлением следует понимать реализацию системы мер административно-правового, финансового и социально-экономического характера, обеспечивающих приведение в соответствие с требованиями дня ключевых параметров жизнедеятельности любых территорий: рабочих мест, населения, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры [7].
Основные условия и проблемы функционирования сельских территорий Архангельской области:
1. Низкий уровень занятости и доходов — отсутствие привлекательных рабочих мест, тяжелые условия труда, увеличение разрыва между городом и селом по уровню доходов населения, низкая поддержка личных подсобных хозяйств и иного индивидуального бизнеса, бедность сельского населения, разрушение трудового и генетического потенциала села, снижение занятости при дефиците квалифицированной рабочей силы,
399
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения, тяжелая демографическая ситуация, непрестижность проживания в сельской местности, рост иждивенческих настроений (люмпенизация, алкоголизация сельского населения, наркомания).
2. Разрушение социальной инфраструктуры — недостаточное обустройство сельских поселений, отсутствие базовых условий социального комфорта, сокращение сети малокомплектных сельских школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений, учреждений здравоохранения, культуры и спорта, недостаточные объемы жилищного строительства.
3. Социальное обеспечение сельского населения — проблемы повышения квалификации и овладения новыми профессиями, развития образования и культуры проведения досуга, снижение доступности социально-культурных услуг, недостаточная пропаганда здорового образа жизни, труднодоступность для части сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых услуг.
4. Дифференциация уровня и качества жизни на селе — обезлюдение удаленных сельских территорий.
5. Недостаточный уровень развития малого бизнеса — неполная оценка потенциалов сельских территорий для правильного выбора эффективных направлений бизнеса, затрудненный доступ к кредитным ресурсам на сельских территориях, сложность и большие издержки, связанные с правовым оформлением земельных участков, ограниченный доступ сельского населения к рынкам сбыта продукции и материально-технических ресурсов, недооцененность вклада малых сельхозпредприятий и ЛПХ в обеспечение устойчивости сельской экономики, самозанятости и продовольственной безопасности.
6. Слабое развитие механизмов peaлизации рыночных отношений — слабое использование современных механизмов регионального маркетинга, слишком длинные производственно-сбытовые цепочки, большое количество посредников, слабый уровень развития биржевой и иной оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией.
7. Низкий уровень диверсификации сельской экономики — неразвитость несельскохозяйственного сектора
8. Недостаточный уровень развития кооперации и интеграции
9. Низкий уровень инновационности сельской экономики
10. Нерациональное использование природных ресурсов — неполное использование природно-ресурсного потенциала сельских территорий, недостаточный уровень восстановления возобновляемых природных ресурсов, особенно плодородия почвы, лесных насаждений, проблема замещения невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми, деградация земельного фонда, загрязнение водных ресурсов, сокращение запасов питьевой воды, деградация лесного фонда.
11. Поляризация развития сельских территорий — увеличение межрегиональных и внутрирегиональных социальноэкономических различий, наличие отсталых и депрессивных сельских территорий
12. Устаревшая инженерно-коммунальная инфраструктура — проблемы сбора, хранения и утилизация твердых бытовых отходов, недостатки экологического воспитания населения, слабое развитие безотходных и малоотходных технологий.
13. Низкий уровень использования природного потенциала при развитии сельской экономики.
14. Недостаточный уровень научного, консалтингового и кадрового обеспечения сельского развития — низкий уровень связи научных учреждений с производством и другими потребностями села, слабое развитие информационной и консультационной деятельности на сельских территориях, недостаточное число квалифицированных специалистов по развитию в районных и сельских администрациях, отсутствие соответствующих специальностей в вузах, несовершенство существующей системы показателей сельского развития на муниципальном и региональном уровнях, нехватка информации о передовых методах развития сельских территорий, недостаточные усилия по повышению привлекательности образа сельской жизни, привлечению на сельские территории горожан,
иностранцев, обладающих ноу-хау и могущих стать примером для местного населения
Решение этих проблем невозможно без существенной государственной поддержки, особенно необходимой малым формам хозяйствования на этапе их становления. В Архангельской области реализуется целый ряд программ, обеспечивающих поддержку села по итогам которых в 2012 году введено в строй 17,5 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения на участках автомобильных дорог Архангельск — Онега и Котлас — Сольвычегодск — Яренск. Построено 250 км лесных дорог комплексного назначения. Приобретено 43 единицы специализированной техники и оборудование для тушения лесных пожаров. Для организации работы переправы в муниципальном образовании «Верхнетоемский муниципальный район» приобретены паром и буксир. Также приобретен плавучий причал для остановочного пункта Реушеньга в городе Архангельске. Для работы в труднодоступных населенных пунктах Архангельской области приобретено 2 передвижных пункта технического осмотра.
Оказана поддержка 228-ми субъектам малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе по созданию собственного бизнеса, субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидированию уплаты первого взноса при заключении договора лизинга оборудования [9].
В качестве основных механизмов формирования системы устойчивого развития можно назвать диверсификацию сельской экономики, развитие местного самоуправления, информатизацию села и др.
Функционирование сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка обостряет конкуренцию, что приводит к сокращению занятости трудовых ресурсов, и как следствие, снижению доходов, уровня и качества жизни, оттоку трудоспособного населения из сельской местности. Предотвратить массовую безработицу поможет развитие новых видов предпринимательской деятельности. Одним из важнейших направлений развития экономики сельских территорий России является стратегия диверсификации, предполагающая дополнение традиционных отраслей специализации новыми отраслями.
В настоящее время у специалистов в области стратегического менеджмента нет единого подхода к пониманию диверсификации. Существует множество различных определений этого понятия. Некоторые из них заслуживают особого внимания. Например, Романов А.П. дает следующее определение: «диверсификация (изменение, разнообразие) — это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента изделий, видов услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле диверсификация — проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности» [10].
В.П. Сладкевич считает, что: «Диверсификация — приложение усилий фирмы в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы фирма не стала слишком зависимой от одного рынка или товарной группы [11].
Зуб А.Т. приводит следующее определение: «Диверсификация — процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства» [12].
Определение, данное И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, выглядит следующим образом: «Диверсификация — это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих» [13].
В российской экономической литературе диверсификация определяется как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связны с основной сферой ее деятельности». В условиях рыночной экономики, когда создаются предприятия различной формы собственности и существенно расширяются возможности их слияния, распада, купли-продажи
400
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
основных производственных фондов, процесс диверсификации становится присущим и отечественной экономике [13].
Коллектив авторов (О.В. Иконникова, О.Д. Кононов, В.В. Гин-тов, Н.В. Зыкова) под диверсификацией сельскохозяйственной деятельности понимает освоение новых видов продукции и услуг, направленных на создание рабочих мест и стабилизацию социально-экономической ситуации в сельской местности. То есть это выход за пределы традиционных сельскохозяйственных видов деятельности, что является объективной необходимостью сегодняшнего дня. Диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения являются одними из важнейших задач, решение которых будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий [7].
Основной целью диверсификации, как правило, является обеспечение выживания организации, усиление ее конкурентоспособности и повышение прибыльности.
Существуют два главных типа диверсификации:
1. Связанная — представляет собой новую область деятельности, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).
2. Несвязанная диверсификация — новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Данный вид диверсификации охватывает направления деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью организации. Диверсификация оправдана, если возможности для роста предприятия в рамках производственной цепочки ограничены, позиции конкурентов очень сильны, а рынок базовой продукции находится в стадии спада. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов или сфер деятельности.
Специфическими особенностями сельской местности Архангельской области являются: суровые природно-климатические условия неблагоприятные для ведения сельского хозяйства; нерациональная отраслевая специализация и слабая диверсифицированность промышленности; особенности расселения населения; вредное воздействие климата на здоровье населения; повышенные энергозатраты; слабо развитая транспортная сеть. Именно они определяют необходимость диверсификации сельской экономики региона как фактора повышения доходов и качества жизни сельского населения [7].
В сложившихся условиях эффективными и социально привлекательными направлениями несвязанной конгломератной диверсификации могут стать развитие аквакультуры и сельского туризма.
К основным организационно-экономическим предпосылкам диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий можно отнести:
• сокращение объемов производства традиционных видов сельскохозяйственной деятельности;
• неадаптированность сельскохозяйственных производителей к потребностям рынка;
• низкий уровень технической оснащенности, кадровой и финансовой обеспеченности производственной и коммерческой деятельности;
• увеличение количества малых и индивидуальных предпринимателей (крестьянских и фермерских хозяйств);
• высокий уровень сельской безработицы. Среди безработных основную долю составляют женщины и молодежь;
• низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы на селе, обусловленная неразвитым рынком жилья и отсутствием системы профессионального обучения и переобучения кадров.
Преимущества диверсификации заключаются в том, что она может быть необходима для того, чтобы организация могла выжить в течение продолжительного времени; способствует эффективному использованию избытка средств; предоставляет возможность производства более широкого набора товаров
или услуг; может быть хорошим маршрутом выхода из отрасли, находящейся на спаде; ориентирована на прибыль; помогает снижать зависимость от одного продукта или рынка; возможно возникновение эффекта масштаба и синергии; может значительно усилить рыночную власть компании в отношении покупателей; помогает повысить кредитоспособность организации; уменьшает и распределяет риск.
Недостатки диверсификации обусловлены тем, что она требует знаний и опыта внедрения новых продуктов или услуг; возможны значительные инвестиции в новую технологию; для получения прибыли необходимо время; могут возникнуть поведенческие проблемы; высокий риск; требует значительных резервов денежных средств; при ее реализации может возникнуть опасность переноса усилий с имеющегося предприятия на новые.
На возможности диверсификации сельского хозяйства могут влиять следующие внешние факторы:
1. Местный рынок труда и местная экономика. Отсталость последней воздействует не только на уровень безработицы, но и на жизнеспособность несельскохозяйственных предприятий, зависящих от местного спроса на товары и услуги. Поэтому политические меры, способные стимулировать рост местной экономики, например, оказание поддержки при создании средних и малых предприятий или привлечение городских коммерческих предприятий в сельские районы имеют важное значение для обеспечения многопрофильных источников средств к существованию сельских домохозяйств.
2. Инфраструктура транспорта и телекоммуникаций. Качество и плотность местной инфраструктуры оказывают влияние, как на несельскохозяйственные предприятия, так и на трудоустройство. В случае многоотраслевых предприятий инфраструктура определяет, насколько легко можно будет доставлять факторы сельскохозяйственного производства и вывозить продукцию, оказывая таким образом воздействие на жизнеспособность предприятия.
В Архангельской области более трети поселенческих муниципальных образований и 20% сельских поселений расположены за пределами транспортной доступности, находятся на расстоянии более 70 км от райцентра. Труднодоступные сельские поселения не имеют круглогодичной транспортной доступности наземным транспортом. К ним относятся территории с ограниченными сроками завоза продукции (товаров), срок транспортной доступности которых в период завоза продукции (товаров) всеми видами транспорта, за исключением воздушного транспорта, менее 180 дней [7].
Внутренние факторы
1. Уровень образования. Более высокий уровень образования или навыков открывает более широкие возможности на рынке труда. Также это очень важно для расширения деятельности или организации нового предприятия.
2. Возраст. Пожилые люди скорее всего не станут открывать новое предприятие или устраиваться на работу далеко от дома. Они, вероятнее всего, будут получать пенсии и другие трансфертные платежи, которые снизят необходимость поиска доходов из других источников. С данной точки зрения такие программы, как ранний выход на пенсию и оказание молодым фермерам поддержки в обустройстве, могут иметь важное значение для создания потенциальной основы для многопрофильности.
3. Доступность капитала. Для открытия несельскохозяйственного предприятия необходим начальный капитал для закупки специализированного оборудования или выполнения бюрократических требований.
4. Социальная сеть. Ее существование называют одним из важных предварительных условий осуществления диверсификации. Социальные контакты за пределами хозяйства могут помочь созданию условий для организации успешного несельскохозяйственного предприятия. Это может быть, например, совместный маркетинг предприятий агротуризма, обмен опытом или предоставление неформального кредита.
5. Представления и предпочтения. Если существует мнение, что «переход к несельскохозяйственной деятельности оз-
40 1
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
\Ь
начает, что фермер — неудачник», или предпочтение всецело отдается сельскохозяйственной деятельности перед работой в несельскохозяйственном секторе, то диверсификация может быть затруднена.
Диверсификация снижает зависимость от сельскохозяйственной деятельности и вносит значительный вклад в развитие сельских районов [14].
На селе необходимо развивать институты и формы организации экономической и социальной жизни, которые помогали бы реализовать насущные потребности подавляющей части населения, активизировали предпринимательскую, организационную и инновационную деятельность селян. Роль таких «центров» могут выполнять организации территориального общественного самоуправления (ТОС).
Для повышения качества жизни сельского населения одной лишь государственной поддержки явно не достаточно — здесь важна, прежде всего, активность самих селян. Если жители деревни не в состоянии самоорганизоваться для решения проблем обустройства территории, обслуживания объектов совместного пользования и т.п., то помощь сверху порождает иждивенчество и приводит к еще более тяжелым последствиям.
Развитие институтов гражданского общества — общественных объединений, некоммерческих организаций — одно из основных условий современного самоуправления, привлечения населения к реализации проектов развития территорий. Во всем мире материальная поддержка развития сельских поселений и бизнеса на этих территориях, культуры и организации досуга в обязательном порядке предполагает активное участие общественности в их реализации. Таким образом, устойчивость развития сельских поселений, в первую очередь, зависит от местных инициатив. Наиболее перспективной формой взаимодействия власти и общества является Территориальное общественное самоуправление (ТОС).
В статье 27 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
В Архангельской области государственная поддержка территориального общественного самоуправления осуществляется в рамках областного закона от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления».
Для комплексного и системного подхода к развитию ТОС были разработаны мероприятия в рамках ведомственной целевой программы Архангельской области «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2011-2012 годы».
В настоящее время осуществляется подготовка специальных кадров для самоуправляющих организаций — преподава-телей-наставников, так называемых тьюторов* которые смогут обучать местных жителей, курировать работу по развитию территориального общественного самоуправления и претворять в жизнь инициативы регионального правительства в районах области.
С 2006 года ТОСами Архангельской области было реализовано большое количество различных социально значимых проектов, начиная от строительства дорог и реконструкции мостов, заканчивая уборкой территории поселений и реставрацией памятников. Распределение проектов ТОС по приоритетным направлениям показано на рис. 1.
Экологическая культура и безопасность
2%
Рис. 1. Распределение проектов ТОС по приоритетным направлениям
В рамках реализации проектов ТОС создаются дополнительные рабочие места, проводятся мероприятия по сохранению уникальной северной культуры и традиций, благоустройству населенных пунктов, пропаганде здорового образа жизни, поддержке наиболее незащищенных слоев населения.
Ежегодно министерство экономического развития Архангельской области проводит районные конкурсы по реализации инициатив граждан в рамках проектов территориального общественного самоуправления (см. рис.2). Благодаря этим проектам в селах и деревнях построены спортивные и детские площадки, отремонтированы мосты, построены колодцы, возрождаются народные традиции и промыслы, организуется досуг местных жителей. Люди начали сами решать проблемы территории. Четверть всех реализуемых проектов связана с культурной деятельностью. В одной только деревне Кижма Мезенского района уже реализованы 11 различных инициатив.
Рис. 2. Динамика количества проектов ТОС в Архангельской области
* Тьютор — [англ. tutor < лат. tutor защитник, опекун] в англосаксонских странах: куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный руководитель студента. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. [Электронный ресурс]. - URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/
402
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В 2010 году для участия в конкурсах было представлено 182 проекта по четырем приоритетным направлениям: сохранение исторического и культурного наследия, народных традиций и промыслов, развитие въездного туризма; благоустройство территории, природоохранная деятельность; развитие физической культуры и спорта; поддержка социально уязвимых групп населения. Победителями были признаны 123 проекта. Для поддержки общественных инициатив на их реализацию из областного бюджета было направлено 5,5 млн рублей.
Например, в Вельском районе ТОС «Надежда» реализовал проект «Шунемская вотчина», предполагающий создание туристической тропы. Жители благоустроили территорию вокруг памятников архитектуры XVIII-XIX веков (пожарной башни и курной избы). Полностью обустроили родник, приобрели лодку для организации речных экскурсий. Сегодня туристический маршрут готов к запуску. Управление культуры и туризма и управление образования муниципалитета прорабатывают варианты проведения экскурсий учащимися школ.
В конкурсах 2011 и 2012 годов приняли участие все муниципальные районы Архангельской области. Всего для участия в конкурсе было представлено 680 проектов. По итогам конкурсов победителями признан 421. Наибольшее число проектов (48% от общего числа) было представлено по направлению «благоустройство населенного пункта», 25% — по направлению «сохранение и использование местного исторического, культурного наследия, сохранение народных традиций и промыслов», 22%
— по направлению «развитие физической культуры и спорта», 5%
— по направлению «поддержка социально-уязвимых групп».
Результаты проектов ТОС в рамках активной проводимой государственной политики Архангельской области в 2011 году: 20 моста, 41 колодец и водоем, 15 тыс.п.м. тротуарных дорожек, более 4 тыс. кв.м дорог, 27 детских и 29 спортивных площадок, 8 памятников духовного наследия, 6 памятников воинской славы, школа, детский сад, 9 туристических объектов, 5 домов творчества, 2 пастбища, более 20 благоустроенных дворов, переправа, причал и др.
Ежегодно происходит увеличение фонда поддержки ТО-Сов. Если в 2011 году он составлял 11 млн рублей, то в 2013 год — 21 млн
ТОС даёт возможность проявить себя активным людям, которые не только предлагают идеи по развитию той или иной территории, но и сами способны изменить жизнь к лучшему. Задача власти — поддержать эти инициативы, создать максимально благоприятные условия для их реализации. Территориальное общественное самоуправление аккумулирует инициативу
людей, идущую с мест и позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и бюджетные средства для развития конкретных территорий. Поддержка ТОСов — это одно из стратегических направлений в развитии региона.
На 1 июня 2013 года в регионе было зарегистрировано 634 ТОСа. Популярность этого общественного движения постоянно растет: сегодня в нем задействованы почти 20 процентов северян. Развитие ТОС формирует активное гражданское общество, постепенно меняя менталитет северян с потребительского («дайте денег») на партнерский («для своей территории сделаем сами»).
В июле 2013 года члены совета по развитию ТОС при губернаторе Архангельской области приняли решение о создании в Поморье концепции развития территориального общественного самоуправления. Эта концепция позволит развивать инициативы граждан, проекты, которые важны для них самих и актуальны для каждой отдельно взятой территории, поддерживать их начинания не только сегодня, но и в будущем. Работа над документом уже началась. Специалисты готовят правовую базу, оценивают современное состояние ТОС в области, основные направления и формы развития движения территориального общественного самоуправления. Когда основа концепции будет готова, стратегический документ представят на открытое обсуждение широкой общественности, чтобы северяне могли высказать свои предложения.
Поморье является одним из лидеров по разработке нормативно-правовой основы государственной поддержки территориального общественного самоуправления. В области выстроена эффективная система работы с ТОСами, в которую включены и государственные органы, и муниципалитеты. Причём финансирование проектной деятельности ТОС идёт не только за счёт областного и местного бюджетов, но и из других источников.
В Архангельской области с 2014 года планируется реализация государственной программы «Комплексное развитие муниципальных образований Архангельской области и государственная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций», в рамках которой предполагается содействие социально-экономическому развитию муниципальных образований Архангельской области; поддержка территориального общественного самоуправления, творческих общественных инициатив.
Таким образом, скоординированность действий региональных властей и местных органов общественного самоуправления является необходимым условием дальнейшего развития сельских территорий.
Литература
1. Баутин В.М., Козлов В.В., Мерзлов А.В. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 312 с.
2. Иконникова О.В. Основные подходы к определению понятия «устойчивое развитие сельских территорий» // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 1. — С. 349-352.
3. Крутиков В.К., Федорова О.В. Развитие сельских территорий: инновации, диверсификация. — Калуга: ЗАО «Типография Флагман», 2011. — С.12
4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р
5. Информационный портал Лента.ги [Электронный ресурс]. — URL: http://lenta.ru/news/2012/11/12/selo/
6. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий: информ. изд. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. — 112 с.
7. Оценка эффективности мероприятий по возрождению сельских территорий Архангельской области и перспектив их развития в условиях современной государственной политики / О.В. Иконникова, О.Д. Кононов, В.В. Гинтов, Н.В. Зыкова. — М.: Архангельск: Институт управления, 2011. — 152 с.
8. Составлено по: Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий: информ. изд. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. — 112 с.
9. Официальный сайт Правительства Архангельской области [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dvinaland.ru/
10. Романов А.П., Жариков И.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — С.17.
11. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. — К.: МАУП, 2003. — С.49.
12. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — С. 254.
13. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. — СПб.: Питер, 2005. — С. 209.
14. Давыдова С., Чаплин Х. Подходы на основе фермерских хозяйств к диверсификации доходов на пути к вступлению в ЕС: Матер. семинара ФАО «Коммерциализация ферм и диверсификация доходов на пути к вступлению в ЕС». Прага. 2-6 ноября 2003. — С.27.
403