Научная статья на тему 'Формирование системы представлений о пожарной безопасности у младших школьников'

Формирование системы представлений о пожарной безопасности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплан Яна Борисовна

В статье доказывается, что отсутствие сформированных представлений о пожарной безопасности у детей 7-10 лет приводит к гибели и травматизму во время пожаров. Для совершенствования противопожарной подготовки вводится спасательный и эвакуационный хронотоп система представлений, которая позволяет научить детей адекватным действиям при пожаре, а значит, сохранить им жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы представлений о пожарной безопасности у младших школьников»

КОНСУЛЬТАЦИИ

Я. Б. Каплан

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье доказывается, что отсутствие сформированных представлений о пожарной безопасности у детей 7-10 лет приводит к гибели и травматизму во время пожаров. Для совершенствования противопожарной подготовки вводится спасательный и эвакуационный хронотоп - система представлений, которая позволяет научить детей адекватным действиям при пожаре, а значит, сохранить им жизнь.

The lack of fire safety education of 7-10 year old children leads to deaths and injuries at fires. In order to improve fire safety training process a rescue and evacuation chronotop is introduced - a system of notions that allows to teach children adequate actions at fires and hence save their lives.

В повседневной жизни любой человек старается избежать возможных опасностей, в том числе и пожаров. Однако понимание беды, возможности гибели людей не всегда доступно детскому восприятию. Не каждый ребенок в полной мере может представить себе, что незначительное, на первый взгляд, возгорание способно привести к пожару, разбушевавшемуся огню, гибели людей в нем, и дети не понимают, как трудно бороться с огнем. Дошкольники и дети младшего школьного возраста чаще всего сами становятся причиной пожара, получают тяжелые травмы и ожоги из-за того, что вовремя не получили личностно значимую информацию об опасности игр с огнем.

Министерством по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Министерством образования и науки проводится большая организационная работа по профилактике пожаров и снижению риска гибели детей при пожарах, вкладываются средства в осуществление программ по пожарной безопасности, но, несмотря на это, количество погибших и травмированных во время пожаров детей, к сожалению, почти не снижается, а в отдельные годы даже возрастает. Так, например, в Свердловской области в 2001 г. в огне погибло 35 детей, получили травмы на пожарах 42 ребенка; в 2003 г. погибло тоже 35 детей, травмировано 38 детей; в 2005 г. погибло 28 детей, травмирован 41 ребенок (статистические данные Главного управления МЧС России по Свердловской области). В прошедшем 2007 г. зарегистрировано некоторое снижение количества погибших из-за пожаров детей, но, к сожалению, полученных травм было на 6 случаев больше по сравнению с 2006 г., хотя в настоящее время учащиеся 14-х классов изучают курс «Культура безопасности жизнедеятельности» (в недавнем прошлом - ОБЖ), в состав которого входит раздел «Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

В соответствии с распределением учебного времени в рамках курса «Культура безопасности жизнедеятельности» теме «Пожарная безопасность» уде-

ляется в 1-м классе всего 5 часов. За 4 теоретических занятия предполагается изучение роли огня в жизни человека, причин возникновения пожара, условий горения, дыма как опасного фактора пожара, действий в случае возникновения пожара, правил пожарной безопасности в новогодние праздники, цены ложных вызовов о пожаре, основных правил пожарной безопасности, назначения противопожарной службы. Предусматривается и одно практическое занятие «Практические действия при угрозе возникновения пожара в доме».

Во 2-м классе отводится всего 4 часа на тему «Пожарная безопасность». Из них в течение трех часов предполагается изучить следующие вопросы: история возникновения пожарного дела в России; пожарная безопасность в жилом доме; опасные факторы, возникающие при пожаре; способы защиты органов дыхания; действия при возникновении пожара в школе; первичные средства пожаротушения. Только 1 час отводится на проведение практического занятия «Действия при угрозе и возникновении пожара в школе».

В 3-м классе теме «Пожарная безопасность» посвящается всего 3 часа, в течение которых школьники должны ознакомиться со следующими вопросами: пожар и его последствия; алгоритм действий учащихся при возникновении пожара в закрытом помещении; травмы, наиболее часто встречающиеся при пожаре; знакомство с порядком оказания первой помощи при ожогах; дружины юных пожарных (ДЮП); права и обязанности членов ДЮП.

И, наконец, в 4-м классе теме «Пожарная безопасность» тоже уделяется лишь 3 часа, в течение которых предусматривается знакомство с опасными факторами пожара, правилами пользования газовой плитой, электробытовыми приборами и печным отоплением, мерами пожарной безопасности при проведении новогодних праздников, причинами возникновения пожара в лесу, оказанием первой помощи при ожогах. На практические занятия конкретно по пожарной безопасности учебное время не отводится совсем.

Итак, младшие школьники должны иметь представление об опасностях, угрожающих человеку на пожаре, чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать полученные знания для укрепления здоровья, безопасного поведения в различных жизненных обстоятельствах, адекватно действовать в конкретных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни человека. Однако анализ причин возникновения пожаров показывает, что у детей недостаточно сформированы представления о пожарной безопасности, ослаблен контроль со стороны взрослых за поведением детей и организацией их досуга. Ребенок в возрасте 7-10 лет совершенно не представляет, как можно противодействовать опасности, в чрезвычайной ситуации часто теряется и не всегда может действовать осознанно, так как у него недостаточно знаний и умений и совершенно нет навыков - умений, доведенных до автоматизма, реализуемого без непосредственного участия сознания.

На первом этапе формирования системы представлений пожаробезопасного поведения мы решили выявить уровень знаний младших школьников в области пожарной безопасности. С этой целью мы тестировали учащихся 14-х классов МОУ СОШ № 62 г. Екатеринбурга. Тест включал 23 проблемных вопроса, на каждый из которых предлагалось по 4-5 вариантов ответов. Во-

просы условно классифицировались как информационные, профилактические и ситуационно-деятельностные. После первичной обработки результатов тестирования был сделан следующий вывод: у младших школьников нет четких представлений ни о пожароопасных веществах, предметах и жидкостях, ни об осторожном обращении с огнем, ни об алгоритме действий в ситуации возможного возгорания.

У детей не сформирована система визуальных, аудиальных, кинестетических и одоральных представлений (модальностей), которые связаны с каждым из пяти чувств. Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, своеобразно взаимодействуя с психикой, складываются в определенную систему. Почти все сведения, поступающие в мозг посредством органов чувств, переводятся в смысловую форму и образуют субъективные «переживания» - представления о воспринимаемом мире. Хотя органы чувств устроены у людей примерно одинаково, все мы представляем явления каждый по-своему, неким неповторимым и уникальным образом. Системы представления исполняют роль особого языка переживаний, активно влияют на поведение людей. Этот «язык» распространяется на все психические процессы, происходящие в сознании: мышление, память, воображение и восприятие. И внешний мир, и подсознание поддерживают связь с сознанием посредством основополагающих систем представлений. Кроме того, у каждого человека время от времени происходит смешение всех представлений: у кого-то больше развито зрительное восприятие, у кого-то слуховое, некоторые каналы могут быть не развиты, а информация, полученная по этим каналам, не будет восприниматься. Наблюдается интерференция представлений: наиболее яркие гасят второстепенные и последние не оказывают влияния на поступки детей.

Чтобы сформировать систему представлений о пожарной безопасности у младших школьников, нужно вначале выработать представления о пожарной опасности, а затем - о пожарной безопасности. У школьников существуют явные пробелы в знаниях: в результате анкетного опроса учащихся младших классов было выявлено, что из 255 опрошенных детей только 10% первоклассников, 22% второклассников, 35% третьеклассников и 70% учащихся 4-х классов к пожароопасным относят такие предметы, как утюги, спички, зажигалки, настольные лампы и аэрозольные баллончики. Рассказывая ребенку, почему нельзя играть со спичками, зажигалками, нужно стремиться к тому, чтобы он осознал, что эти пожароопасные предметы - не игрушки, а огонь - не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о причине тяжелых бедствий для людей. Таким способом у младших школьников можно сформировать представление о пожарной опасности.

Систематизированные представления о пожарной безопасности у детей должны вырабатываться с самого раннего возраста. У них необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем и умения адекватных действий в чрезвычайной ситуации: ведь чем младше дети, тем меньше у них знаний, но в то же время они в большей степени представляют опасность как виновники случайного и даже преднамеренного возгорания. Для детей младшего школьного возраста баловство со спичками может показаться вполне безобидной заба-

вой, но задача педагогов и родителей - отучить ребенка от таких развлечений. Однако запреты, как показывает практика, провоцируют детей втайне испробовать действие пожароопасных веществ и предметов. Следовательно, запрещать это детям нельзя, интерес младших школьников нужно удовлетворять. Поэтому необходимо проводить занятия по правильному и безопасному обращению с пожароопасными предметами и жидкостями до приобретения обучаемыми представлений о пожарной опасности и безопасности, а также устойчивых навыков осторожного обращения с огнем. Тем самым зажигательные средства теряют свою почти магическую власть над детьми.

Во время пожара для многих детей характерна пассивно-оборонительная позиция: ребенок в пылающем доме от страха может спрятаться под кровать, в шкаф или иное укромное место вместо того, чтобы покинуть горящее помещение и позвать на помощь. Так, в среднем 25% первоклассников считают, что, проснувшись в задымленной комнате, нужно прятаться от дыма в укромное место вместо того, чтобы скатиться с кровати и ползти к двери, 79% учащихся 2-х и 3-х классов и даже 4% четвероклассников ответили также. Во время пожара у них нет шансов на спасение.

Страх парализует ребенка, поэтому он не может самостоятельно спастись от огня, не может действовать рационально. У детей плохо развита пространственно-временная ориентация - умение находить выход из задымленного помещения, выбирать пути эвакуации в условиях дефицита времени, но если у младших школьников грамотно сформировать систему представлений о пожарной опасности и безопасности, то ребенок сможет действовать в чрезвычайной ситуации, во всем полагаясь на навыки - почти без контроля сознания, так как оно может быть блокировано страхом перед огнем, дымом, пожаром. У детей должна быть выработана активно-оборонительная установка. Так, например, после проведения занятий с учащимися экспериментальных 2-х и 3-х классов знания о предстоящих действиях учеников изменились в лучшую сторону: менее 5% второклассников ответили, что будут прятаться в задымленной комнате, а третьеклассники вообще не дали таких ответов.

Младшие школьники должны получить кинестетические представления о действиях при пожаре. Они должны знать о том, как правильно передвигаться в задымленном помещении, как надевать ватно-марлевые повязки, а также как действовать не только правильно, но и очень быстро: ведь в современных условиях, когда воспламеняются и тлеют токсичные синтетические материалы с большой дымообразующей способностью, счет идет иногда на минуты и даже секунды. В данном случае фактор времени для совершения правильных действий становится важнейшим. Вот почему кинестетические представления о пожарной безопасности должны обладать потенциальной возможностью к быстрой актуализации.

Несмотря на все предпринимаемые профилактические меры, пожары случаются довольно часто, и очевидно, что необходимо добиваться того, чтобы поведение детей не становилось причиной этих пожаров. Полностью устранить это вряд ли удастся, ведь дети могут оказаться в огне и не по своей вине, но надо научить их действовать в целях спасения собственной жизни

при пожаре, подготовить к эвристическим действиям в чрезвычайной ситуации. Так, на вопрос о том, как определить, что за закрытой дверью пожар, меньше половины учащихся 1-3-х классов ответили верно: первоклассники -28%, второклассники - 39%, третьеклассники - 32%, и только большинство учеников 4-х классов (64%) дали правильные ответы.

В современной жизни от ребенка требуется все больше самостоятельности, которая проявляется, в том числе, и в умении вести себя рационально в разного рода чрезвычайных ситуациях. Возраст 7-10 лет является одним из так называемых кризисных возрастов. Это связано, прежде всего, с изменением социального статуса ребенка в сочетании с интенсивным биологическим созреванием. Данная возрастная категория является проблемной еще и потому, что, к сожалению, по статистике, большинство погибших при пожарах - это дети, не достигшие 10 лет. В то же время этот возраст (7-10 лет) является наиболее благоприятным для обучающего взаимодействия по формированию представлений о пожарной безопасности. Такие дети более адекватно относятся к эвристическим действиям в условиях мощного страхогенного фактора - пламени, дыма, огня. Младшие школьники уже социально организованы - посещают школу, в отличие от детей дошкольного возраста, многие из которых не определены в детские сады и совершенно не готовы к самоспасению.

В возрасте 7-10 лет дети проявляют особый интерес к способности различных материалов к воспламенению, но в результате неосторожного обращения с пожароопасными предметами этот интерес часто приводит к пожарам, поэтому детям категорически запрещается бесконтрольно иметь с ними дело. Путем доверительного общения со школьниками можно добиться того, чтобы они использовали горючие вещества только в присутствии взрослых.

Как показало проведенное тестирование, многие ученики начальной школы даже не представляют себе, что к пожароопасным жидкостям относится, например, уксусная кислота (об этом знают в среднем 3% учащихся), ацетон (3-11%), резиновый клей (1-3%). Большинство учащихся 1-4-х классов считают пожароопасной жидкостью только бензин (82, 76, 74 и 61% соответственно). И лишь 8% учащихся 1-2-х классов, 15% третьеклассников и 31% четвероклассников знают, что все эти жидкости пожароопасны. Кроме того, детям необходимо научиться различать жидкости по запахам, ведь это сформирует устойчивые одоральные представления. Некоторые жидкости не только пожароопасны, они еще и токсичны, что тоже опасно для детей, поэтому очень важно подготовить к эвристическим действиям их одоральную систему: огнеопасные жидкости обладают резким специфичным запахом, который заранее предупреждает об угрозе воспламенения.

В младшей школе нужно говорить об опасности пожаров и демонстрировать способы их тушения, но при этом очень важно обратить внимание младших школьников на то, что они ни в коем случае не должны тушить пожар самостоятельно, а в первую очередь обязаны покинуть горящее помещение и только потом сообщить о случившемся в единую службу спасения. Это четкая последовательность действий, которую нельзя нарушать. В предложенном нами тестировании был задан вопрос о том, что делать, если в квартире

начался пожар? В среднем 10% первоклассников, 5% второклассников, 6% третьеклассников и 2% учащихся 4-х классов ответили, что начнут тушить пожар самостоятельно. Это также потенциальные жертвы принципиально неверных действий. Но если правильные эвристические действия для младших школьников указаны во втором варианте ответа: 1 - надо выяснить, что горит; 2 - немедленно покинуть помещение; 3 - вызвать пожарных, закономерно возникает вопрос-противоречие: зачем же тогда обучать младших школьников первоначальным умениям тушения, если они должны, обнаружив пожар, срочно покинуть помещение? Ученикам младшего школьного возраста педагогически целесообразно передать более значительный багаж знаний и умений, которым можно было бы воспользоваться в старшем возрасте. Имея сформированные кинестетические представления о правильных действиях во время пожара, они могли бы избежать виктимного участия в чрезвычайной ситуации, а попав в нее, действовать без риска для жизни и здоровья. Если упустить время, в старшем школьном возрасте эти знания будут восприниматься само собой разумеющимися, т. е. очевидными, а поэтому - излишними. К подробному описанию действий не будет никакого внимания, вот почему школьники среднего и старшего возраста полноценно их не усвоят и соответственно не будут готовы к их применению на практике. Мы считаем, что целесообразно сформировать педагогический хронотоп - наиболее рациональное или даже единственно спасительное сочетание действий в определенном времени и пространстве.

Представления о пожарной безопасности нужно вырабатывать именно у младших школьников. Главное заключается не в том, чтобы воспитывать в детях страх перед всем, что горит, а в формировании представлений о пожарной безопасности как жизненно необходимом знании. В предложенном нами тестировании младшим школьникам был задан вопрос: ночью ты просыпаешься в задымленной комнате - твои первые действия? При первоначальном тестировании, например, во 2 «а» классе верно ответили лишь 24% учащихся, а уже после проведения экспериментальных занятий на тот же самый вопрос дали правильные ответы 81% учеников. В то время как во 2 «б» и 2 «в» классах, не участвовавших в экспериментальных занятиях, показатели изменились, но незначительно: с 10 до 20% во 2 «б» классе и с 37 до 43% во 2 «в» классе.

Одной из задач формирования системных представлений о пожарной безопасности является снижение порога сознательного восприятия и самостоятельной организации деятельности ребенка. Так, например, при возникновении пожара ребенок, почувствовав запах дыма и актуализировав свои одо-ральные представления, или увидев огонь (визуальные представления), или услышав характерный треск, шум, не должен молчать, а обязан немедленно сообщить об этом и действовать разумно. Для этого и проводятся в учебных заведениях практические тренировки по эвакуации детей на случай возникновения пожара. Однако учитель может растеряться, стать источником нерешительности и даже поддаться панике, поэтому необходимо научить детей действовать самостоятельно: услышал треск огня, почуял запах дыма, увидел

пламя - беги, оказался в безопасном месте - сообщи о пожаре. При этом, прежде чем покинуть помещение, младшие школьники должны убедиться в том, что там никто не остался, а если оказались нуждающиеся в помощи, то надо быть готовым к действиям по спасательному хронотопу: они должны оказать информационную и эвакуационную помощь, ведущую к спасению людей, которые не могут самостоятельно покинуть помещение.

У младших школьников целесообразно сформировать поведенческо-де-ятельностный хронотоп, связанный с формированием системы представлений о быстрых и эффективных действиях в определенном пространстве и в ограниченном времени. Важно добиться правильных действий в условиях смертельной угрозы из-за дефицита времени. У младших школьников должен быть выработан и эвакуационный хронотоп: убеждение о необходимости быстро покинуть помещение при первых признаках пожара, не создавая при этом опасности для себя и окружающих.

Опытно-поисковая работа показала, что за промежуток времени в 15 часов, выделенных на изучение темы «Пожарная безопасность» курса КБЖ в начальной школе, почти нереально трансформировать полученную информацию в личностно-ценные знания и умения, а о навыках не может быть и речи. К сожалению, в данной программе много внимания уделяется вопросам, которые для младших школьников не имеют прямого отношения к сохранению их здоровья и жизни. Например, в 1-м классе запланировано изучение условий, при которых происходит процесс горения. Но что такое горение? Это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, характеризующийся самоускоряющимся химическим превращением и сопровождающийся выделением большого количества тепла и света. И для того, чтобы произошло горение, необходимы три составляющих: источник зажигания, горючее вещество и окислитель. Это и есть классический «треугольник огня», когда при отсутствии хотя бы одной из составляющих возникновение пожара невозможно. Такую информацию ученику

1-го класса очень трудно понять и усвоить. При этом происходит невосполнимая утрата учебного времени, которого не хватает даже для формирования информационного хронотопа.

Во 2-м классе запланировано изучение опасных факторов пожара: пламя, искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода. Безусловно, обращение к этим вопросам полезно, однако дети младшего школьного возраста не понимают химической и физической сущности этих процессов. В старших классах есть целый ряд учебных дисциплин (химия, физика и др.), позволяющих подробно изучить процессы горения, а также воздействие опасных факторов пожара на человека. В то же время основной задачей курса КБЖ в рамках младшей школы должно стать обучение детей правильному алгоритму действий в той или иной чрезвычайной ситуации: надо учить тому, что делать, как делать, и самое главное, в течение какого времени, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей.

Большинство вопросов, выносимых на изучение темы «Пожарная безопасность» программы курса КБЖ, вообще невозможно рассмотреть в рамках отведенных 3-5 часов. Так, например, основы оказания первой медицинской помощи, конечно, нужно изучать, но сделать это качественно в условиях малого количества времени нельзя, поэтому разумнее было бы выучить с детьми телефоны экстренных служб, чтобы для оказания первой медицинской помощи можно было вызвать бригаду квалифицированных специалистов по мобильному телефону. Так как на сегодняшний день во многих семьях уже нет стационарных телефонов, дети не могут ими пользоваться. Это очень затрудняет формирование информационного хронотопа. Поэтому сейчас разрабатывается проект создания единого номера спасения, куда можно обратиться с телефона любого оператора сотовой связи не только в случае пожара, но и при возникновении чрезвычайной ситуации.

Еще более парадоксально выглядят вопросы для изучения в 4-м классе. Так, например, внимательно прочитав данную программу, мы можем увидеть, что учащиеся старшего класса начальной школы должны снова знакомиться с опасными факторами пожара, которые они уже изучали во 2-м классе. Тогда же они должны были познакомиться с эксплуатацией электроприборов и газовой плиты, а в 1-м классе - с правилами пожарной безопасности при проведении новогодних праздников. Таким образом, у школьников возникает иллюзия знаний правил пожарной безопасности, а в экстренной ситуации они теряются. Так стоит ли возвращаться к изученному ранее, учитывая, что эти дети стали взрослее, следовательно, можно постепенно переходить к более сложным вопросам, связанным непосредственно с действиями ребенка по сохранению своего здоровья и жизни в случае возникновения пожара.

Очевидно, что традиционными учебными средствами нельзя добиться желаемых результатов. Слишком малое количество часов, выделенных в учебном плане на изучение основ пожарной безопасности, не позволяет в полном объеме передать, а тем более закрепить полученные знания, сформировать умения и навыки. Важную роль в создании представлений о пожарной безопасности у младших школьников играет внеклассная работа, витагенное образование, в рамках которых необходимо не только пополнять багаж знаний ребенка в данном направлении, но и создать условия, способствующие отработке хронотопа действий при пожаре. Поэтому основной акцент необходимо перенести на внеклассную и внешкольную работу, которую могут проводить не только преподаватели курса КБЖ, но и классные руководители, а также инспекторы государственного пожарного надзора, задача же педагога КБЖ - контролировать результаты витагенного образования.

Задачи профилактической работы с детьми в области пожарной безопасности можно определить следующим образом:

1. Знакомство с пожарной опасностью и безопасностью.

2. Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.

3. Выработка навыков осторожного обращения с огнем.

4. Формирование знаний, умений и навыков правильных действий в случае возникновения пожара.

Рассматривая традиционный учебный процесс на уроках КБЖ, мы можем увидеть, что школьник занимает пассивную позицию: слушает, запоминает, воспроизводит то, что излагает педагог. Это формирует знания на уровне поверхностного знакомства и мало развивает ученика. Низкий уровень знаний в значительной степени объясняется качеством проведения занятий: стандартами, шаблонами, однообразием, формализмом, скукой. Всем понятно, что беседы о том, как действовать при пожаре, малоэффективны, они несут лишь информацию, которая не трансформируется в знания. Так, например, практически каждый из младших школьников знаком с литературным произведением С. Я. Маршака «Кошкин дом». Детям его читали и родители, и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, ставили спектакли по данному произведению, но важная информация о причине пожара в доме кошки детьми усвоена не была. Только чуть больше половины первоклассников - 54%, 71% второклассников, 79% третьеклассников и 67% четвероклассников знают истинную причину пожара - неправильная эксплуатация печи и выпавший уголек из топки. То есть примерно от 21 до 45% детей разных возрастных категорий когда-то воспринимали эту информацию, но никак не смогли ее актуализировать.

В современных условиях необходимо добиться пересмотра содержания и форм обучения с тем, чтобы новыми, нетрадиционными средствами осуществлять актуализацию ранее усвоенных знаний. Основными методами обучения, на наш взгляд, должны стать наглядные и, что важнее, практические. Меньше всего в изучении курса КБЖ следует уделять внимания словесным методам. О том, что вербальное обучение не отличается особой эффективностью, стало ясно уже в XVII в. благодаря выдающимся трудам Яна Амоса Ко-менского. Разумеется, сложно, а в некоторых случаях и невозможно смоделировать внезапное возгорание и действия при пожаре, но изучение произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом» целесообразно совместить с выполнением практических действий, например, по вызову пожарных на место происшествия, а также закрепить теоретические знания о первичных средствах пожаротушения. Детям гораздо интереснее и важнее освоить практический материал, они должны научиться действовать быстро, знать алгоритм правильных действий при пожаре.

Для формирования представлений о пожарной безопасности у учащихся 1-4-х классов эффективнее всего использовать игру - форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра организуется взрослыми для решения обучающей задачи, это одно из средств активизации учебного процесса. Так, например, перед учащимися 3-4-х классов можно и нужно поставить следующую задачу: покинуть учебный класс с завязанными глазами или ушами. Происходит блокировка визуальной или аудиальной системы восприятия (глаза, уши), но хотя это и игровой момент, он является мощным фактором формирования системы представлений о пожарной безопасности. При этом активизируются ауди-альная, кинестетическая и даже одоральная системы представлений.

Проанализировав результаты тестирования младших школьников, можно сделать следующий вывод: особенно низкий уровень представлений о пожарной безопасности отмечен у первоклассников и второклассников. У учеников 3-4-х классов процент правильных ответов более высокий, но и у данной возрастной категории возникли определенные трудности в тех вопросах, которые мы классифицируем как ситуационно-деятельностные (например, алгоритм действий при пожаре, эксплуатация газового оборудования, оказание первой медицинской помощи). Прослеживается четкая тенденция: чем сложнее проблемная ситуация, тем меньше правильных ответов у младших школьников, т. е. степень усложнения созданных проблемных ситуаций обратно пропорциональна степени правильных ответов.

Литература

1. Горбачева Л. А. Занятия с учащимися 1-3-х классов средней общеобразовательной школы по правилам пожарной безопасности: Метод. рекомендации для учителей начальных классов. - Свердловск, 1991. - 129 с.

2. Мироненко О. А., Рак Н. Б. Огневушка-Поскакушка. Из опыта организации работы с детьми в летний период. - Екатеринбург: ГОУ ДОД «Дворец молодежи», 2005. - 32 с.

3. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учеб. пособие. -

2-е изд., испр. и доп. - М.: ВНИИПО, 2005. - 148 с.: ил.

4. Репин Ю. В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.