Научная статья на тему 'Формирование системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы'

Формирование системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИЯ / БАКАЛАВР ТЕХНОЛОГИИ / ИНДУСТРИАЛЬНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА / PROFI LE SCHOOL / TECHNOLOGY / THE BACHELOR OF TECHNOLOGY / INDUSTRIALLY-TECHNOLOGICAL DIRECTION / ENGINEERING PEDAGOGICS / SYSTEM OF BRANCH PREPARATION OF THE BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калекин А. А.

Переход общешкольного образования на профильность обучения старшеклассников потребовал изменить содержание подготовки в вузе бакалавра технологического образования.Рассматривается на базе инженерной педагогики предложенная система отраслевой профессиональной подготовки в вузе бакалавра технологии для его работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYSTEM OF BRANCH VOCATIONAL TRAINING OF THE BACHELOR OF TECHNOLOGY OF PROFILE SCHOOL

Transition of comprehensive schooling to vocational training of senior pupils has demanded formation to change the preparation maintenance in HIGH SCHOOL of the bachelor of technological formation. The offered system of branch vocational training in HIGH SCHOOL of the bachelor of technology for its work at profi le school (classes) with industrially technological direction is considered on the basis of engineering pedagogics.

Текст научной работы на тему «Формирование системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы»

Подобные сдвиги были и в показателе мышечной памяти. Если разница в точности воспроизведения усилия до педагогического эксперимента была равна между правой и левой рукой 1,62 кг при Р < 0,05, то после него она снизилась до 0,24 кг при несущественных различиях между показателями. В контрольной группе выраженность асимметрии температурного и силового показателя при измерении до эксперимента была достоверна и примерно равной с данными опытной группы. После периода педагогического эксперимента направленность и выраженность различий остались прежними.

Как известно, в состоянии предболезни происходит более выраженное рассогласование функций, и особенно симметричных показателей. Вышеприведенные сдвиги подтверждают положительное воздействие занятий по программе са-мооздоровления на организм студента-спортсмена на стадии предболезни на показатели регуляции вегетативных функций и мышечного аппарата.

После выполнения программы эксперимента в опытной группе отмечен 61% - улучшение показателей, 35% - без изменений и 4% - ухудшение. В контрольной группе улучшение отметили за этот период времени 25,44% студентов. При этом по показателям самочувствия выявлены чёткие различия по ведущим показателям в сторону более лучших данных у опытной группы: по улучшению сна - на 61,8%, улучшение настроения - 32,7%, умственной работоспособности - на 25,7%, по физической работоспособности - на 30,06%, снижению общей заболеваемости - на 67%.При этом по простудным заболеваниям и общей заболеваемости улучшение студенты контрольной группы не отметили совсем.

Таким образом, выявлены явные положительные эффекты выполнения программного материала самооздоровления именно на важнейшие

показатели, определяющие функциональное состояние студентов.

В целях выяснения воздействия цикла самоо-здоровления на организм студентов-спортсменов было проведено исследование антиинфекци-онной резистентности их организма с помощью бактотеста (Полиевский, А.А. Иванов, В.В. Церябина,2011).

Определение антиинфекционной резистентности проводилось с использованием стерильных чашек Петри стандартного размера со средой Коростелёва (мясо-пептонный агар с 1% маннита и 0,5 мл спиртового 1,5% раствора бромтимол-блау). Результаты оценки бактотеста отражены в таблице 4.

Анализ данных теста аутомикрофлоры кожи у студентов показал, что индивидуальные значения были в пределах, характерных для состояния предболезни. Статистически достоверные различия между группами в начале цикла самооздо-ровления ( Р > 0,05) не были выявлены из-за большого разброса индивидуальных значений.

Улучшение состояния антимикробной резистентности организма студентов-спортсменов опытной группы после эксперимента проявилось в значимом снижении числа колоний в отпечатках с кожи на 17,6 отпечатка (Р< 0,05) по сравнению с контрольной группой, где количество колоний незначительно повысилось на 7,1 колонии при Р > 0,05.

Выявленные различия свидетельствуют о более высоком уровне антиинфекционной резистентности студентов в состоянии предболезни после цикла самооздоровления, что подтверждено значением его влияния для поддержания неспецифического антиинфекционного иммунитета и подъёма защитных сил организма студентов-спортсменов в состоянии предболезни.

Таблица 4

Результаты изучения неспецифической антиинфекционной резистентности студенток-медиков в динамике цикла АИС (кол-во колоний микробов)

До цикла стимуляции После цикла стимуляции

Опытная группа Контрольная Опытная группа Контрольная

56,4 ±4,3 59,1 ±5,8 38,8 ±3,7 66,2 ±6,2

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Эффективность технологии прослежена как по функциональным показателям ведущих для деятельности студента-спортсмена систем, так и посредством итогового анкетного опроса самочувствия. Наряду с неспецифическим эффектом повышения иммунитета выявлены сдвиги профильного характера в зависимости от специфики предболезни. Этапность технологии определения сути предпатологии определяли по сопоставлению требований к организму, диагноза с практическими рекомендациями по характеру и дозировке нагрузок, по карте домашних заданий и дневнику самоконтроля.

Основой программного материала явились физиолого-педагогические эмоциогенные оздоровительно-мотивационной направленности средства и технологии повышенной привлекательности заданий с приёмами выработки стойкого интереса. Выявлено, что эффект повышается при комплексировании средств минимизации состояния предболезни, что в конечном итоге обеспе-

чивает не только оптимальное функциональное состояние, но и здоровье и более высокую физическую и умственную работоспособность.

Оценивая в целом результаты педагогического эксперимента, следует отметить, что разработанная технология самооздоровления студентов при донозологических, преморбидных состояниях и срыве адаптации эффективна и особо актуальна в свете прогрессирующего снижения уровня здоровья студентов, в равной мере спортсменов или нет, незнания и нежелания выстроить систему своего оздоровления.

Учитывая спортивно-учебные сверхнагрузки, неблагоприятную экоклиматическую составляющую образа жизни и высокий процент (особенно сезонного характера) студентов в состоянии предболезни, решение этой проблемы является ведущей составной частью разработки Концепции здорового образа жизни спортивных вузов (Иванов А.А., Полиевский С.А., 2010; Блеер А.Н., Иванов А.А., Полиевский С.А, Лаптев А.П.. 2011).

Библиографический список

1. Блеер А.Н., Иванов А.Аю, Полиевский С.А, Лаптев А.П. Концепция формирования здорового образа жизни «Здоровый образ жизни - норма жизни РГУФКСМиТ» (Под научной редакцией ректора РГУФКСМиТ члена-корреспондента РАО ,д.п.н., проф. Блеера А.Н.) М, РГУФКСМиТ, 2011. 19 с.

2. Иванов А. А., Полиевский С.А. Актуализация системы самооздоровления студентов-спортсменов// Журнал «Образование и саморазвитие». № 6(22). 2010 С. 24-32.

3. Иванов А.А., Полиевский С.А. Сравнительный анализ оценки функционального состояния организма студентов-спортсменов с помощью экспресс-анализатора частоты пульса «Олимп» и данных температурной асимметрии//Лечебная физкультура и спортивная медицина. №5(89), 2011. С.17-20.

4. С.А. Полиевский, А.А. Иванов, В.В. Церябина Неспецифическая антиинфекционная резистентность организма студентов-спортсменов в состоянии предболезни//Лечебная физкультура и спортивная медицина. №3(87), 2011. С.20-26.

A.A. IVANOV, S.A. POLIYEVSKY THE EFFICIENCY OF THE TECHNOLOGY OF SELF-IMPROVEMENT OF A STUDENT-ATHLETE IN THE CONDITION BEFORE ILLNESS

This paper gives a rationale and test the effectiveness of the technology of self-improvement a student-athlete in the statepredbolezni based on non-traditional means to restore health and to stimulate increased attractiveness.

Provides functional effects, and survey data of students before and after the self-healing system programmy. Authors. believe students - athletes in the premorbid state component of the concept of healthy lifestyle sports schools.

Key words: immunity, overvoltage, self-improvement, the state before a disease, functional asymmetry.

А.А. КАЛЕКИН

заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета, кандидат технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ E-mail: KalekinOGU@yandex.ru Тел.: (4862) 7612 06

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Переход общешкольного образования на профильность обучения старшеклассников потребовал изменить содержание подготовки в вузе бакалавра технологического образования.Рас-сматривается на базе инженерной педагогики предложенная система отраслевой профессиональной подготовки в вузе бакалавра технологии для его работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.

Ключевые слова: профильная школа, технология, бакалавр технологии, индустриальнотехнологическое направление, инженерная педагогика, система отраслевой подготовки бакалавра.

Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране, начиная с общешкольного образования, научнотехнологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития [1,8].

Научно-педагогический опыт в области трудового обучения и воспитания школьников инициировал разработку концепции технологического образования, реализующейся в образовательной области «Технология» [10].

На переднем крае технологического образования и профессионального самоопределения школьников при выборе будущих профессий, особенно в сфере современного материального производства, стоит учитель технологии (ныне бакалавр технологического образования согласно ФГОС ВПО направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Технология»).

Проблема профессиональной подготовки бакалавра технологического образования имеет определенную специфику особенно для работы

© А.А. Калекин

в профильной школе (классах) с индустриальнотехнологическим направлением, которое в большей степени, чем другие направления про-филизации ориентирует старшеклассников на выбор профессий после окончания школы в сфере современного материального производства.

Если под технологической деятельностью человека понимать активное отношение к окружающему миру и последовательность действий при целесообразном преобразовании материалов, энергии и информации для создания материальных и духовных ценностей в интересах людей, то она занимает центральное место в структуре его трудовой деятельности. Следовательно, одной из главных функций бакалавра технологического образования является передача школьникам опыта осуществления этой деятельности. Но для того, чтобы четко представлять ту или иную отрасль современного материального производства, бакалавру технологического образования необходима специальная, более углубленная подготовка, названная нами отраслевой профессиональной подготовкой.

Отраслевая профессональная подготовка будущего бакалавра технологического образования по сравнению с традиционной в вузах отличается

367^—1?

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

тем, что здесь знания, умения и навыки выпускника соизмеряются с определенной отраслью материального производства. Такой выпускник способен грамотно ориентировать школьников на выбор технологических профессий.

Под технологической профессией понимается род трудовой деятельности человека, требующий специальной подготовки для работы в сфере современного индустриально-технологического производства при создании материальных ценностей в интересах общества. Не случайно сегодняшние выпускники школ в основном идут на получение гуманитарных специальностей, а не технологических, т.е. не ориентируют себя на получение специальностей в сфере материального производства. Поэтому следует подчеркнуть важность индустриально-технологической подготовки учащихся в школе, формирование у них трудовой мотивации и подготовки к дальнейшей социальной адаптации в сфере современного материального производства.

В Орловском государственном университете на кафедре технологии и предпринимательства с 1995 г. проводятся исследования по совершенствованию подготовки учителей технологии (ныне бакалавров технологического образования) применительно к работе их в профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации, которые привели к разработке и реализации в высшем профессиональном образовании соответсвующей системы [3,4,5].

Система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологического образования

- совокупность взаимодействующих преемственных технологических образовательных программ различных специализаций, отражающих специфику отраслей сферы материального производства (в рамках общих требований ФГОС ВПО направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»), средств, методов и процессов, составляющих концепцию целостной подготовки в вузе бакалавра технологического образования для его работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.

В исследовании установлено, что научной базой системы отраслевой профессиональной подготовки в вузе будущего бакалавра технологии

может служить инженерная педагогика, разработанная А. Мелецинеком, А.А. Кирсановым, В.М. Жураковским, В.М. Приходько и И.В. Федоровым для инженерного образования, но скорректированная для подготовки бакалавров технологии, названная нами условно инженерной педагогикой профильной школы[6,7].

Под системой отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологического образования мы понимаем: во-первых, содержание системы; во-вторых, сущность, закономерности и принципы обучения в предлагаемой системе; в-третьих, систему методов и средств синтеза нового знания; в-четвертых, условия формирования в вузе знаний, умений и навыков будущего бакалавра технологического образования. Мы рассматриваем систему отраслевой профессиональной подготовки выпускника вуза не только как форму, метод и средство формирования технологических знаний отраслей производства, умений и навыков у будущего бакалавра технологического образования, но и как методологию целостности процесса его обучения, воспитания и развития.

Профессиональная подготовка будущего бакалавра технологического образования для работы в профильной школе с индустриально -технологическим направлением профилизации в значительной степени определяется уровнем его отраслевой подготовки. Исходя из этого, основной комплексной задачей подготовки будущего бакалавра технологического образования для работы в профильной школе является формирование у него отраслевых технологических знаний, главной составляющей его профессиональной компетентности.

Разрабатывая систему отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологического образования для работы в профильной школе, мы стремились укрепить предметную систему обучения, определив сущность, роль и значение общетехнических и технологических дисциплин [9].

Под общетехническими дисциплинами в педагогическом образовании мы понимаем учебные предметы, в содержание которых входят основы современных знаний технических наук. Преподавание общетехнических дисциплин в педагогическом образовании направлено на овладение студентами системой общетехнических

знаний, умений и навыков преобразовательной деятельности, на развитие технического мышления и метаязыка специальности. Изучение общетехнических дисциплин способствует формированию у студентов научно-технической картины мира, пониманию техники как средства преобразующей деятельности человека.

Под технологическими дисциплинами мы понимаем учебные предметы, в содержание которых входят основы знаний техники и технологии отраслей современного материального производства, как, например, в нашем исследовании, строительного и сельскохозяйственного. Преподавание технологических дисциплин в педагогическом образовании направлено на получение будущими бакалаврами знаний основных технологических процессов отраслей материального производства, овладение умениями и навыками обращения с простейшими орудиями труда, а отсюда с основными профессиями этих отраслей, что очень важно для бакалавра технологического образования в его педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Знакомство с отраслями сферы современного материального производства через общетехнические и технологические дисциплины является практической основой системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологического образования для работы в профильной школе с индустриальнотехнологическим направлением профилизации.

Под эффективностью системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологического образования понимается повышение уровня сформированности его общетехнических и технологических знаний и готовности их применения на практике за счет отраслевого подхода к содержанию обучения в вузе, способного своими личностными качествами грамотно приобщать старшеклассников к профессиональному выбору будущей технологической деятельности в сфере современного материального производства.

Перед коллективом кафедры технологии и предпринимательства ОГУ при подготовке учителей технологии (ныне бакалавров технологического образования) были поставлены следующие задачи.

1. Теоретически обосновать и доказать необходимость использования предложенной инженерной педагогики в концепции отраслевого подхода к подготовке в вузе бакалавра технологии для работы в профильных школах (классах) с индустриально- технологическим направлением профилизации.

2. Сформировать понятийно-терминологическое обеспечение концепции отраслевого подхода к подготовке в вузе бакалавра технологии: «инженерная педагогика школы», «система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы», «общеинженерная компетенция бакалавра технологии».

3. Разработать и описать содержание и структуру концепции системы отраслевой профессиональной подготовки в вузе бакалавра технологии профильной школы.

4. На основе сформированной концепции отраслевого подхода разработать и внедрить модель системы отраслевой профессиональной подготовки в вузе бакалавра технологии профильной школы.

5. Разработать творчески развивающую технологию обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, являющимся предметной составляющей модели системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии.

6. В соответствии со сформированной концепцией отраслевого подхода к обучению и созданной моделью разработать и апробировать в условиях вуза систему отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии.

7. Разработать комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе при реализации системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии.

Научная новизна нашего исследования заключается в следующем.

1. Осуществлено комплексное психологопедагогическое исследование по разработке и обоснованию концепции отраслевого подхода к профессиональной подготовке бакалавра технологии, ориентированной на его работу в профильных школах (классах) с индустриальнотехнологическим направлением профилизации. Ведущей авторской идеей концепции является положение о том, что по сравнению с традици-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

онной технологией обучения будущих учителей (ныне бакалавров) в вузе здесь знания, умения и навыки выпускника соизмеряются с определенными отраслями сферы материального производства за счет отраслевых специализаций или регионального компонента учебного плана (в нашем случае, например, «Строительство и ремонт индивидуального жилья» и «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)»). Бакалавр с такой подготовкой способен ориентировать старшеклассников через уроки технологии и элективные курсы на выбор технологических специальностей сферы современного материального производства данного региона после окончания ими школы.

2. Научной базой концепции отраслевого подхода к подготовке бакалавров технологии предложена и обоснована инженерная педагогика как самостоятельное направление в общей педагогике, которое, взаимодействуя с приоритетными направлениями развития педагогических и технических наук, технологиями и техникой, поможет решить теоретические и практические проблемы технологического образования молодежи [6,7].

3. Дано терминологическое определение

понятий: «инженерная педагогика школы»,

«система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы», «общеинженерная компетенция бакалавра технологии».

4. Предложенная концепция системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии базируется:

а) на дидактических принципах: связь обучения с отраслями сферы материального производства региона; направленность обучения на решение во взаимосвязи профессиональных задач обучения, воспитания и развития; сочетание различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения в профильной школе; сочетание различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения в профильной школе;

б) на положениях: связь фундаментальности и профессиональной направленности подготовки; интеграция предметной и методической составляющих; учет внутрипрофессиональной

дифференциации, характерной для деятельности бакалавра технологии; инновационность педагогических задач в области использования средств новых технологий обучения; вовлечение в учебный процесс достижений новых технологий отраслей сферы материального производства.

5. Разработана и внедрена модель системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии. Обоснованы дидактический аспект построения модели, содержательно-методический аспект ее наполнения материалами общетехнических и технологических дисциплин, психологический аспект (мотивационный, стимулирующий), а также эмоциональные факторы при трансформации модели в педагогическую систему.

6. Спроектирована система отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии, включающая: цели, содержание, методы и средства, организационные формы. Основной целью системы является подготовка в вузе бакалавра технологии с общеинженерной компетенцией для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников в сферу современного материального производства.

7. Определены условия формирования общеинженерной компетенции будущего бакалавра технологии: личная направленность процесса обучения; изменение роли преподавателя; открытость процесса познания, свобода пользования различными информационными источниками, а также определены средства их реализации в вузе: активизация, междисциплинарность, мотивация, стимулирование, применение научных результатов педагога в своей преподавательской работе, комплекс педагогических ситуаций, творческих заданий, активизация самостоятельной работы студента.

8. Разработана и внедрена в учебный процесс творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, в основу которой положены принципы: последовательности реализации элементов модели педагогической системы; полноты и целостности реализации блоков модели; прогнозирования и гарантированности результатов реализации технологии обучения; наличия признаков технологичности и критериев достижения

цели образовательного процесса (дидактичность целеполагания, реализация общедидактических принципов, профессионально ориентированного отбора содержания, обоснованного выбора форм, методов и новых информационных средств обучения, реализация принципов формирования общеинженерной компетенции обучающихся, обеспечение реализации внутренней и внешней обратной связи посредством современного инструментария, соответствие результата поставленным целям).

9. Теоретически обоснован комплекс учебнометодического обеспечения учебного процесса при реализации системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии (на примере авторского курса «Гидравлика и гидравлические машины») [2].

Теоретическая значимость кафедральных исследований заключается в следующем.

1. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ технологического образования в условиях модернизации современной общеобразовательной школы.

2. Обосновано использование инженерной педагогики для подготовки бакалавров технологии. Определены объект, предмет и задачи исследований в инженерной педагогике применительно к технологическому образованию школьников.

3. В исследовании уточнены понятия в подготовке бакалавра технологии: профессиональная (образовательная) компетентность с общеинженерной компетенцией путем выявленных новых реалий и задач в подготовке старшеклассников к активному участию в жизни общества; образовательный потенциал за счет преимуществ отраслевой подготовки в сфере материального производства; творческая активность как качество личности, характеризующее уровень её социализации и степень результативности целенаправленного труда; творческий интеллектуальный потенциал удовлетворяющий интерес старшеклассников к сложным приборам и профессиям; индустриально-технологические способности, отвечающие требованиям профильной школы и способствующие профессиональному самоопределению школьников в области материального производства; профессиональная культура определяющая формирование экономической культуры, культуры труда и правовой культуры

в связи с переходом на рыночную экономику общества.

4. Определены концептуальные основы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе (классах) с индустриальнотехнологическим направлением профилизации.

5. Выявлены структура и подходы в реализации профессиональной подготовки будущих бакалавров технологии, способных в профильных школах ориентировать старшеклассников на выбор технологической деятельности после окончания школы.

6. Разработанная концепция отраслевого подхода к подготовке бакалавра технологии в вузе служит теоретической основой для дальнейшего исследования в области технологического образования школьников в нашем обществе.

Практическая значимость результатов исследования состоит в следующем.

1. Разработаны и реализованы в высшем педагогическом образовании две новые отраслевые специализации специальности «Технология и предпринимательство» (ныне направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Технология»): «Строительство и ремонт индивидуального жилья» и «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)».

2. Разработан комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе при реализации системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии, включающий:

- программы общетехнических и технологических дисциплин подготовки будущих бакалавров технологии;

- учебные пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» (специальностей 050502 «Технология и предпринимательство» и 050501 «Профессиональной обучение»), ныне бакалавров направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Технология».

3. Разработанная творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам нацелена на формирование у будущего бакалавра технологии за счет отраслевой профессиональной подготовки про-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гностических знаний, умений и навыков, необходимых для их реализации в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.

4. Изданный и внедренный учебнометодический комплекс позволяет бакалаврам технологии реализовать полученные технологические знания отраслей производства при работе как в городских, так и в сельских профильных школах.

5. Приемы и методы активизации творческой деятельности студентов при изучении авторского курса «Гидравлика и гидравлические машины» пригодны как для общетехнических и технологических, так и для других дисциплин предметной подготовки. Особенно эффективна реализация принципа непрерывного формирования и развития творческого мышления студентов при выполнении ими заданий реального курсового и дипломного проектирования.

6. Бакалавр технологии, получивший в вузе отраслевую профессиональную подготовку,

способен эффективно использовать свои знания также в специальных (коррекционных) школах-интернатах, где урокам технологии отводится до 80% учебного времени.

7. Реализация отраслевой профессиональной подготовки студентов - будущих бакалавров технологии, ориентированных на работу в школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации, в Орловском государственном университете ведется в 1995 г. на факультете технологии, предпринимательства и сервиса на основе рекомендаций данного исследования [2,3,4,5].

В связи с модернизацией российского образования дальнейшим возможным направлением исследования может стать совершенствование рассмотренной системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологического образования в условиях многоуровневой системы образования: бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура.

Библиографический список

1. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах Под. ред. Г.Н. Никольской. М.: Изд. фирма ,, Кумир”, 2001. 728с.

2. Калекин А.А. Гидравлика и гидравлические машины: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» /

A.А. Калекин. М.: Мир , 2005. 512 с.

3. Калекин А.А. Проектирование педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы: Монография Орел: ОГУ, 2009. 220 с.

4. Калекин А.А. Методология педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы: Монография Орел: ОГУ, 2009. 62 с.

5. Калекин А.А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: Монография Орел: ОГУ, 2009. 478 с.

6. Кирсанов А. А. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И.В. Фёдоров. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. 498с.

7. Кирсанов А. А. Методология инженерной педагогики / А.А. Кирсанов, В.М. Жураковский,

B.М. Приходько, И.В. Фёдоров. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. 215с.

8. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана. Граф, 2006. 368с.

9. Стайнов Г. Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин: Монография М.: Педагогика Пресс, 2002. 200с.

10. Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. М.: Эслан, 2007. 243с.

A. A. KALEKIN

FORMATION OF SYSTEM OF BRANCH VOCATIONAL TRAINING OF THE BACHELOR OF TECHNOLOGY OF PROFILE SCHOOL.

Transition of comprehensive schooling to vocational training of senior pupils has demanded formation to change the preparation maintenance in HIGH SCHOOL of the bachelor of technological formation.

The offered system of branch vocational training in HIGH SCHOOL of the bachelor of technology for its work at profile school (classes) with industrially - technological direction is considered on the basis of engineering pedagogics.

Key words: profile school, technology, the bachelor of technology, industrially-technological direction, engineering pedagogics, system of branch preparation of the bachelor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.