Однако если проект рассматривать как долгосрочный, с периодом планирования 25 лет, то решение кардинально меняется (рис. 4).
Во втором случае лучшим решением для организации-заказчика уже будет являться выбор кабеля с уровнем защиты 85 кА, которое принесет компании дополнительный возможный доход в размере 6 млн руб.
Выводы
Решения, принимаемые сегодня при проектировании ОКМ, должны быть обоснованными и учитывать все множество факторов, способных повлиять на конечный результат проекта.
Проектирование ОКМ на территории с повышенной грозовой активностью требует, чтобы проектировщики учитывали все многообразие воздействия грозы на ОК, в том числе направление движения грозового облака относительно трассы ОК. Эту задачу позволя-
СП
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ет решить предложенная в статье модель с учетом критерия Массе.
Полученные выражения позволяют предусмотреть защиту от грозового воздействия и просчитать экономическую выгоду от применения более обоснованного решения. ■
Литература
1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика / 4-е изд., перераб. и доп. М.: «ДЕЛО» АНХ, 2008. 1104 с.
2. Колесников О.В. Особенности грозовых воздействий на оптические кабельные линии и мер их защиты применительно к районам Крайнего Севера Европейской части России: Автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.12.13. М., 2006. 16 с.
3. Сиднев С.А., Зубилевич А.Л., Царенко В.А. Выбор грозо-стойкого кабеля по экономическим критериям в условиях неопределенности // Т-Сотт. 2014. № 9. С. 25-27.
Формирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг
С.Ш. ОСТАНИНА,
профессор кафедры экономики ФГБОУВПО «КНИТУ», д.э.н.
Formation of the system of payment for housing and communal services
To align the existing differentiation in the
country during the transition period was
introduced a national program of grants,
providing additional regional preferences that
are designed to take into account the solvency
of citizens.
В рамках формирования новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг все жилищные услуги были выведены на 100-процентную оплату населением в целях обеспечения минимального уровня предельных издержек в отрасли и перво-
Для выравнивания сложившейся дифференциации в Республике Татарстан на переходный период была введена республиканская программа предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, предусматривающая дополнительные региональные преференции, которые разработаны с целью учета платежеспособности граждан.
степенной реализации принципов самоокупаемости предприятий жилищно-коммунального комплекса. Все это сделало жилищно-коммунальную отрасль Республики Татарстан достаточно привлекательной для частного капитала.
аа нпн ••..... Key words:
ПНЕ пп housing services, subsidies, grants,
financial status of the citizens
№ 4 • 2014 ВеККАЧЕСТВА
79
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
1Ш КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
3
3
В результате сегодня почти весь многоквартирный жилищный фонд обслуживается частными предпринимателями. Ряд коммунальных услуг оплачивается потребителями в полном объеме. Дотировались только самые затратные отрасли коммунального комплекса, такие как теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и лифтовое хозяйство. Причем субсидии-дотации предоставлялись организациям комплекса в полном объеме, по фактически предоставленным услугам, что позволило: ^ стабилизировать финансовое состояние организаций отрасли;
обеспечить соблюдение платежной дисциплины по отношению к контрагентам; повысить ответственность за качество предоставляемых услуг и реализовать экономические механизмы управления организациями в рыночных условиях. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1.07.2002 г. № 490 в 2003 г. в рамках проводимого эксперимента по применению новой экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Казани осуществлен переход на предоставление субсидий на оплату жилого помещения на лицевые счета, открытые в кредитных учреждениях [1].
Внедрена система банковского процессинга в жилищно-коммунальном комплексе и органах социальной защиты, население адаптировано для работы с банковскими учреждениями. Апробация механизма предоставления субсидий в денежной форме малообеспеченным слоям населения (около 50% жителей республики) была проведена в г. Казани. При этом не было допущено ни одного нарушения сроков выплаты субсидий, был обеспечен нормальный уровень собираемости платежей. Все это создало основу для проведения эксперимента в масштабах всей республики [2].
В соответствии с требованиями федерального законодательства с 2005 г. в республике все виды государ-
век| КАЧЕСТВА № 4 • 2014
ственной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг (в том числе льгот отдельным категориям граждан) переведены в форму денежных выплат.
Внедрение 100-процентной оплаты экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг закономерно привело к существенной дифференциации их стоимости в разрезе районов республики. При этом бывшая система оплаты жилищно-коммунальных услуг основывалась на выравнивании абсолютных сумм платежей населения по районам при сохранении различных уровней платежей от совокупной стоимости услуг. Для выравнивания сложившейся дифференциации в республике на переходный период была введена республиканская программа предоставления субсидий, предусматривающая дополнительные региональные преференции. Они разработаны с целью учета платежеспособности граждан и включают в себя субсидии, предоставляемые при превышении установленного предельного роста платежа населения за жилищно-коммунальные услуги [3].
На основе стоимостных характеристик потребительских бюджетов и уровня пакетированности жилищно-коммунальных услуг по конкретным городам и районам республики определены значения предельного уровня роста платежа населения за жилищно-коммунальные услуги. Эти значения построены по принципу прогрессивной шкалы, то есть чем выше совокупный семейный доход, тем меньше государственная помощь и тем выше рост собственных платежей. Все домохозяйства сгруппированы по уровню доходов, каждая группа имеет свой максимально допустимый уровень роста.
Об актуальности внедрения региональных программ социальной поддержки населения свидетельствует и достигнутый уровень собираемости платежей, значение которого с начала текущего года составляет более 96%. ■
Литература
1. Могила А.А. ЖЭК. За что мы платим. Что нам должны. Как платить меньше. Что делать, если... . М.: Эксмо, 2007. 128 с.
2. Моисеев В.О. Методология анализа и оценки эффективности региональных экономических систем. Казань: Издательство Казанского университета, 2003. 140 с.
3. Жилищная реформа в Российской Федерации: Справочник нормативной документации и комментарии / Авт.-сост. В.В. Павленко, Е.И. Таранцова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 320 с.