А.Ф. АНДРЕЕВА
Анна Феликсовна АНДРЕЕВА — аспирантка кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.
В 1993 г. окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, в 1998 г. — Санкт-Петербургский государственный университет. Автор 8 публикаций.
Область научной специализации — подготовка кадров для сферы туризма, экономика и организация непрерывного профессионального образования.
^ ^ -Ф-
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА*
Туризм сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей хозяйства во всем мире. Мировой кризис, хотя и отразился негативно на отрасли, но в меньшей степени, чем на ряде других отраслей. Данные Всемирной туристской организации ООН (UN World Tourism Organisation— UNWTO) показывают, что, несмотря на пессимистические прогнозы и реальное уменьшение числа туристов в 2009 г. до 877 млн человек, в 2010 г. уже произошел рост количества туристских прибытий во всем мире до 935 млн (7 % по сравнению к предыдущему году), а в 2011 г. мировой туристический поток вырос на 4,4 % и достиг уровня 980 млн человек. По данным экспертов UNWTO, хотя в 2012 г. рост замедлится до 3-4 %, но к 2030 г. туристов будет насчитываться около 1,8 млрд человек ежегодно [6].
Всемирная туристская организация подсчитала, что на долю туризма приходится 3,2 % мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта — 9,4 %, при этом в туриндустрии работает 7,6 % трудоспособного населения планеты. По оценкам министра спорта, туризма и молодежной политики РФ В. Мутко, в организациях индустрии туризма в нашей стране работает более 1 млн человек. [1]. Такой уровень занятости в сфере труизма как в мире, так и в России повышает требования к системе подготовки кадров для индустрии гостеприимства. По данным Ростуризма, в России занимается подготовкой кадров для туризма 401 образовательное учреждение высшего и среднего профессионального образования. Российские вузы ежегодно выпускают около 25 тыс. специалистов для этой сферы, однако это покрывает потребность туризма в специалистах лишь на 55 %, при этом около 80 % работающего в туризме персонала — сотрудники среднего звена. В то же время сложившаяся к настоящему времени структура выпускников системы профессионального образования не соответствует потребности рынка в специалистах в разрезе квалификационных уровней. Так, в целом по России наблюдается непрерывный поступательный рост числа обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, при одновременном снижении этого показателя в учреждениях среднего и, особенно, начального профессионального образования: с 2000 по 2009 г. число обучающихся в системе высшего профессионального образования (ВПО) возросло в 1,6 раза, а снижение числа обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) достигло 60 и 20 % соответственно [3]. Структура вакантных рабочих мест, по данным
ГРНТИ 06.71.45 © А.Ф. Андреева, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л.В. Хоревой.
ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в целом по экономике представлена в таблице.
Таблица
Оценка структуры вакантных рабочих мест по уровню образования, % [5, с. 145]
Уровень образования 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Высшее профессиональное 19,1 20,3 24,7 23,3 24,9 27,3
Среднее профессиональное 23,9 36,1 27,6 24,4 25,0 27,0
Начальное профессиональное 16,1 7,8 17,0 18,5 18,0 17,9
Среднее (полное) образование 24,0 23,3 23,2 21,6 21,3 21,5
Остальные 17,0 12,5 7,5 12,2 10,8 6,3
Министерство образования и науки РФ в 2007 г. разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 г., этот прогноз опирался на отраслевые и региональные программы развития экономики [4]. По всем группам специальностей, согласно прогнозу, в 2015 г. число выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364,75 тыс. человек. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312,64 тыс. человек. В период составления прогноза уже наблюдалась избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, и она будет сохраняться по таким группам специальностей, как «Гуманитарные науки», «Экономика и управление». Избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2015 г. (в 1,6 раза) будет происходить за счет именно этих групп специальностей. Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высока практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по ряду укрупненных групп специальностей, и прежде всего по группе «Сфера обслуживания».
Гармонизация спроса и предложения должна идти в направлении создания институционального механизма непрерывного профессионального образования путем формирования комплексов по подготовке кадров в рамках взаимосвязанных разноуровневых образовательных учреждений. Организационно-экономический механизм функционирования системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в сфере туризма должен основываться на единстве организации, технологии и управления, сбалансированном функционировании организационной и экономической подсистем образования и способствовать формированию компетенций на протяжении всей трудовой деятельности человека, наделяя его способностями легко ориентироваться в современных экономических условиях, быть конкурентоспособным на рынке труда и достигнуть высокого социально-профессионального статуса [2].
Непрерывное образование может быть оценено с точки зрения не только необходимости и целесообразности, но и его распространения среди населения различных стран. Отметим, что Россия по широте распространения непрерывного образования находится в последней трети европейских стран, причем как по распространенности формально организованных видов непрерывного образования, так и по самообразованию среди населения. В то время как в таких странах, как Австрия, Словения, Люксембург, Дания, Финляндия, Швеция, более 70 % населения в возрасте 25-64 лет так или иначе участвуют в программах непрерывного образования, причем высока доля лиц, занимающихся самообразованием [3].
Следует отметить, что данные по России в части непрерывного образования, согласно результатам опросов, показывают значительно более низкий уровень участия населения страны в этом процессе в сравнении с европейскими странами. По оценкам экспертов, в России только около 30 % населения включено в программы непрерывного образования, и только 25 % занимаются самообразованием. Если исходить из официальной статистики, в нашей стране число обучающихся в системе профессионального образования на 10 тыс. жителей выше, чем во многих зарубежных странах. Данное противоречие может быть частично объяснено тем, что оценка охвата населения системой непрерывного образования строилась на базе опросов, а не переписей, что дает определенные искажения в характеристике процесса.
В рамках развития непрерывного образования в сфере туризма автором предложена концептуальная модель интегрированной образовательной структуры «колледж-вуз», выступающей базовым элементом по подготовке бакалавров (и как перспективная возможность — магистров). В рамках данной концептуальной модели учреждения СПО и ВПО взаимодействуют с субъектами управления и регулирования образования на различных уровнях (в том числе с общественными структурами), а также при необходимости могут взаимодействовать с учреждениями начального профессионального и до-профессионального образования. Принципиальная схема такой модели представлена на рисунке. Цифрами обозначены следующие элементы:
1 — выпускники системы общего среднего образования, в том числе абитуриенты учреждений различного уровня (НПО. СПО, ВПО);
2 — выпускники института довузовской подготовки;
3 — выпускники системы НПО, поступающие в вуз по соответствующему направлению;
4 — выпускники колледжа (СПО), поступающие в вуз по соответствующему направлению подготовки или работающие после окончания СПО в туристском комплексе;
5 — выпускники базового комплекса («колледж-вуз»), получившие степень бакалавра, продолжающие обучение на последипломном уровне или повышающие квалификацию;
6 — взаимодействие туристского комплекса с системой образования по реализации дополнительного профессионального образования по востребованным специальностям полного цикла подготовки;
7 — взаимодействие системы образования и туристского комплекса по трудоустройству выпускников, прошедших полный цикл подготовки в интегрированном образовательном комплексе;
8 — выпускники ВПО, работающие по специальности;
9 — взаимодействие туристского комплекса с системой образования по реализации дополнительного профессионального образования по востребованным специальностям на уровне квалификации «бакалавр»;
10 — координация и регулирование туристского рынка региональными органами власти;
11 — координация и регулирование образовательного комплекса региональными органами власти;
12 — координация на уровне федеральных и региональных органов власти системой образования и развитием туризма;
13 — взаимодействие базового образовательного комплекса «колледж-вуз» с федеральными органами власти по реализации государственной политики в области образования;
14 — координация на уровне рекомендаций общественных организаций по совершенствованию государственной политики в сфере профессионального образования в туризме;
15 — взаимодействие интегрированного образовательного комплекса с общественными организациями в сфере формирования образовательной политики и развития туризма.
Предлагаемый нами подход к созданию концептуальной модели интегрированной системы непрерывного профессионального образования в туризме позволяет, с одной стороны, решать приоритетные задачи в сфере образования, важные как для государства, так и для туристского бизнеса, а с другой стороны, в максимальной степени диверсифицировать источники финансирования образовательных учреждений и повысить их общую заинтересованность в результатах деятельности по подготовке кадров.
Общественные организации: — Общественный совет при Минобрнауки РФ; — Национальная академия туризма и др.
14
Федеральные органы власти: — Минобрнауки РФ; — Мин. спорта, туризма и молодежной политики и др. структуры
15
1
Учреждения системы среднего (общего) образо-
Институт довузовской подготовки (специализированные школы, подготовительные курсы)
22
И
12
13
11
Региональные органы власти (для СПб.):
— Комитет по образованию; — Комитет по науке и высшей школе; — Управление по туризму и др.
ю
Базовый комплекс «колледж-вуз» по подготовке кадров в сфере туризма
Система СПО — колледж, готовящий кадры для индустрии гостеприимства
Система ПНО — подготовка в целом для сферы сервиса
ш
ш
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
И
Туристский комплекс регионального или межрегионального уровня, (туристский кластер)
Рис. Концептуальная модель интегрированной системы непрерывного профессионального образования в туризме
ЛИТЕРАТУРА
1. Виталий Мутко встретился с представителями турбизнеса. URL: http://www.businesstravelrussia.ru/novosti-otrasli/vitaliy-mutko
2. Герман M.B. Проблемы российской системы профессионального образования и ключевые направления их решения//Вестник Томского государственного университета. Сер. «Экономика». 2010. № 2 (10). С. 42-44.
3. Индикаторы образования. 2011: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011.
4. Информационное сообщение Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon. gov.ru/press/reliz/5045,print/
5. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Оценка структуры вакантных рабочих мест // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (13-14 октября 2010 г.). Кн. I. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010.
6. UNWTO World Tourism Barometer. 2011. 8 декабря. URL: http://www.e-unwto.org