Научная статья на тему 'Формирование системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в условиях перехода на кассовое обслуживаниев органы казначейства России'

Формирование системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в условиях перехода на кассовое обслуживаниев органы казначейства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1101
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА / КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / BUDGET’S EXECUTION SYSTEM / MANAGEMENT OF SOCIAL INSURANCE FUNDS / CASH BUDGET EXECUTION / EXTRABUDGETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седов Владислав Сергеевич

Актуальность. В условиях нестабильности мировой экономики, финансовых рынков, конъюнктуры цен на основные экспортные товары, ухудшения демографической ситуации, сильной дифференциации экономического потенциала, предпринимательской активности в разных регионах Российской Федерации исследование вопросов эффективной организации государственных и муниципальных финансов, к которым относится и социальное страхование, представленное в Российской Федерации государственными социальными фондами, приобретает особую актуальность. Вместе с тем действующий порядок исполнения бюджетов государственных социальных фондов не позволяет реализовать преимущества страхового механизма — возможность временной и территориальной раскладки риска, а также капитализации временно свободных средств. Создание системы исполнения бюджетов таких фондов в условиях современных технологий единого казначейского счета позволит не только повысить маневренность управления средствами социального страхования, но и обеспечить мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов. При этом преимущества такой системы реализуются в условиях минимизации рисков перевода исполнения бюджетов государственных социальных фондов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. Методы. Работа является результатом исследований, которые проводились автором в 2010–2012 годах на основе данных Минфина России, Федерального казначейства, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, теоретических разработках российских и зарубежных авторов. Работа основана на методах эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала, принципах формальной логики. Результаты. Разработаны подходы к исследованию системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов, выявлены общие и специфические принципы системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов, разработаны модели кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных социальных фондов в современных условиях и условиях функционирования казначейства банковского типа, дана оценка преимуществ и рисков перевода исполнения бюджетов государственных социальных фондов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. Перспективы. Разработанные принципы системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов, модели перехода на казначейское обслуживание, предложения по минимизации рисков могут быть использованы органами Федерального казначейства и органами управления государственными социальными фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BUDGET OF PUBLIC SOCIAL FUNDS EXECUTION SYSTEM IN TRANSITION TO SETTLEMENT SERVICES IN RUSSIAN TREASURY

Introduction. Given the instability of the global economy, financial markets, market prices for key export commodities, demographic decline, a strong difference of the economic potential of business activity in different regions of the Russian Federation study on the effective organization of public finances, which include Social Security, presented in Russian Federation public social funds, is particularly relevant. However, the current procedure for the execution of social funds’ budgets does not allow implementing the benefits of the insurance mechanism — the possibility of temporal and territorial layout of risk, and capitalization of temporarily free funds. Creating a system of budgets of these funds in terms of modern technology, will not only improve a single treasury account flexibility management of social insurance, but also to mobilize additional financial resources. The advantages of such a system are realized in terms of minimizing the risks of transfer of social funds’ budgets for settlement services in Federal Treasury. Methods. This article is the result of research conducted by the author in 2010–2012, based on data from the Ministry of Finance of Russia, the Federal Treasury, the Pension Fund, Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Mandatory Medical Insurance Fund, the theoretical research of the Russian and foreign authors. The work is based on empirical research methods (comparison, data collection and research), statistical analysis, synthesis of theoretical and practical material, and the principles of formal logic. Results. Developed approaches to the study of the budget execution system of public social funds, considered general and specific principles of budget execution of the public social funds, cash management services developed models of budgets of public social funds in the current conditions and modalities of the Treasury bank type. Evaluate the benefits and risks of transfers of budgets Public social funds for settlement services in Federal Treasury. Discussion. Developed principles of the budget execution system of public social funds, the models go to treasury services, proposals to minimize the risks can be used the federal treasury and the administration of public social funds.

Текст научной работы на тему «Формирование системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в условиях перехода на кассовое обслуживаниев органы казначейства России»

УДК 336.146 (369.01)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ОРГАНЫ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ

СЕДОВ ВЛАДИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ

аспирант кафедры «Государственные и муниципальные финансы»

Финансового университета, Москва, Россия Е-таН: gabon08@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Актуальность. В условиях нестабильности мировой экономики, финансовых рынков, конъюнктуры цен на основные экспортные товары, ухудшения демографической ситуации, сильной дифференциации экономического потенциала, предпринимательской активности в разных регионах Российской Федерации исследование вопросов эффективной организации государственных и муниципальных финансов, к которым относится и социальное страхование, представленное в Российской Федерации государственными социальными фондами, приобретает особую актуальность. Вместе с тем действующий порядок исполнения бюджетов государственных социальных фондов не позволяет реализовать преимущества страхового механизма - возможность временной и территориальной раскладки риска, а также капитализации временно свободных средств. Создание системы исполнения бюджетов таких фондов в условиях современных технологий единого казначейского счета позволит не только повысить маневренность управления средствами социального страхования, но и обеспечить мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов. При этом преимущества такой системы реализуются в условиях минимизации рисков перевода исполнения бюджетов государственных социальных фондов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства.

Методы. Работа является результатом исследований, которые проводились автором в 2010-2012 годах на основе данных Минфина России, Федерального казначейства, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, теоретических разработках российских и зарубежных авторов. Работа основана на методах эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала, принципах формальной логики.

Результаты. Разработаны подходы к исследованию системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов, выявлены общие и специфические принципы системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов, разработаны модели кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных социальных фондов в современных условиях и условиях функционирования казначейства банковского типа, дана оценка преимуществ и рисков перевода исполнения бюджетов государственных социальных фондов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства.

Перспективы. Разработанные принципы системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов, модели перехода на казначейское обслуживание, предложения по минимизации рисков могут быть использованы органами Федерального казначейства и органами управления государственными социальными фондами.

Ключевые слова: управление средствами социального страхования; система исполнения бюджета; кассовое исполнение бюджета; государственные внебюджетные фонды.

FORMATION OF THE BUDGET OF PUBLIC SOCIAL FUNDS EXECUTION SYSTEM IN TRANSITION TO SETTLEMENT SERVICES IN RUSSIAN TREASURY

VLADISLAV S. SEDOV

Post-graduate student, Chair «Public Finance»,

Financial University, Moscow, Russia Е-mail: gabon08@mail.ru

ABSTRACT

Introduction. Given the instability of the global economy, financial markets, market prices for key export commodities, demographic decline, a strong difference of the economic potential of business activity in different regions of the Russian Federation study on the effective organization of public finances, which include Social Security, presented in Russian Federation public social funds, is particularly relevant. However, the current procedure for the execution of social funds' budgets does not allow implementing the benefits of the insurance mechanism - the possibility of temporal and territorial layout of risk, and capitalization of temporarily free funds. Creating a system of budgets of these funds in terms of modern technology, will not only improve a single treasury account flexibility management of social insurance, but also to mobilize additional financial resources. The advantages of such a system are realized in terms of minimizing the risks of transfer of social funds' budgets for settlement services in Federal Treasury.

Methods. This article is the result of research conducted by the author in 2010-2012, based on data from the Ministry of Finance of Russia, the Federal Treasury, the Pension Fund, Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Mandatory Medical Insurance Fund, the theoretical research of the Russian and foreign authors. The work is based on empirical research methods (comparison, data collection and research), statistical analysis, synthesis of theoretical and practical material, and the principles of formal logic.

Results. Developed approaches to the study of the budget execution system of public social funds, considered general and specific principles of budget execution of the public social funds, cash management services developed models of budgets of public social funds in the current conditions and modalities of the Treasury bank type. Evaluate the benefits and risks of transfers of budgets Public social funds for settlement services in Federal Treasury.

Discussion. Developed principles of the budget execution system of public social funds, the models go to treasury services, proposals to minimize the risks can be used the federal treasury and the administration of public social funds.

Key words: management of social insurance funds; budget's execution system; cash budget execution; extrabudgetary funds.

В 2000 году с вступлением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетной системы Российской Федерации были включены бюджеты государственных социальных фондов1, на эти бюджеты стали распространяться общие принципы бюджетной системы и требования к организации бюджетного процесса, одним из которых является кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства2. Перевод исполнения бюджетов государственных социальных фондов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства неоднократно переносился, последней определенной законодательством датой перехода является 2014 год. При этом вопросы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в научной литературе практически не исследованы, и уж, конечно, трудно согласиться с позицией И. В. Щедриной, что главной задачей деятельности Казначейства России по переводу на кассовое обслуживание бюджетов фондов является «повышение степени достоверности планирования параметров и сроков мобилизации средств государственных внебюджетных фондов для обеспечения сбалансированности федерального бюджета» [1, с 3].

Сложность исследования системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов связана, с одной стороны, с принципом автономии средств социального страхования3, детерминированными отличиями страхового и бюджетного механизма, а с другой стороны, c их включением в общую систему сектора государственного управления. Российская Федерация одна из немногих стран, в которых на средства социального страхования распространяются нормы бюджетного законодательства. В США и

1 Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В статье сознательно используется термин «государственные социальные фонды», поскольку он в большей степени, чем определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации «бюджет государственного внебюджетного фонда», соответствует международным подходам к исследованию форм организации государственных и муниципальных финансов, в соответствии с которыми формы организации социального страхования именуются социальными фондами или фондами социального обеспечения.

2 Ст. 215.1, 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3 Ст. 13 Конвенции 39 Международной организации труда, ст. 4 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

К одним из немногих исследований последнего времени, затрагивающих вопросы исполнения государственных социальных фондов и применения казначейских технологий, относятся диссертации Т. В. Емельяновой «Формирование единой системы управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда Российской Федерации», И. В. Щердиной «Кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов органами казначейства России»; попытка обоснования необходимости распространения казначейских технологий на государственные социальные фонды сделана и в диссертации В. В. Терентьевой «Казначейские технологии как инструмент исполнения бюджета на уровнях бюджетной системы Российской Федерации».

Великобритании доходы и расходы социального страхования включены в состав доходов и расходов соответственно федерального бюджета и бюджета центрального правительства, но при этом трастовое управление средствами социального страхования на стадии исполнения бюджета происходит обособленно от бюджетных средств. В других странах на средства социального страхования распространяются лишь общие для всего сектора государственного управления принципы учета и отчетности. Вместе с тем эксперты международных финансовых организаций отмечают целесообразность распространения единого казначейского счета на все учреждения центрального правительства и их операции, включая фонды социального страхования и другие внебюджетные фонды [2].

Таким образом, одна из центральных проблем в области формирования системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов — учесть специфику таких бюджетов, определенную страховой природой фондов, но одновременно реализовать все преимущества, которые дают современные подходы и техноло-

гии при управлении государственными и муниципальными финансами в рамках бюджетной формы.

Из принятых в научной литературе определений системы [3-9] следует, что для изучения системы исполнения бюджета необходимо выделить ее место в более крупных системах, цель развития, принципы организации, составные элементы и основные процедуры, основной системный признак, подходящий ко всем элементам системы; определить факторы, влияющие на развитие системы. Нами предложены следующие подходы к исследованию системы исполнения бюджетов, в том числе бюджетов государственных социальных фондов.

1. Вслед за В. Ф. Гарбузовым [11, с. 484], Е. В. Маркиной [10, с. 387], М. Л. Седовой [12, с. 7], А. Г. Подойницыной [13, с. 13], Сальваторе Чиаво-Кампо и Даниель Томасси [14] и др. исполнение бюджета нами рассматривается как стадия бюджетного процесса, в ходе которой реализуются бюджетные назначения, основанная на закрепленных принципах и обязательных процедурах. Это, на наш взгляд, вопреки некоторым зарубежным авторам4, не противоречит возможности определения системы исполнения бюджетов как подсистемы управления государственными и муниципальными финансами, включая обязательное социальное страхование, в ходе которого изменяются активы и обязательства публично-правовых образований.

2. Цель системы исполнения бюджета — наиболее полное и своевременное выполнение обязательств публично-правовых образований перед населением, организациями, другими публично-правовыми образованиями, субъектами международного права, при условии эффективного управления средствами соответствующих бюджетов.

3. Как и Е. С. Прокофьев [15, с. 7], Л. В. Шубина [16, с. 9], мы исходим из того, что систему исполнения бюджетов определяют методологические принципы. Такими принципами являются:

1) использование технологии единого казначейского счета применительно к соответствующему бюджету или по мере развития

4 Government Cash Management: Good Practice and a Capacity-Building Framework — http: //siteresources. worldbank. org/FINANCIALSECTOR/ Miscellaneous/20957911/governmentmu0506.html — дата последнего обращения — 12.06.2012

информационных систем — ко всему сектору государственного управления;

2) обеспечение доступности оперативной информации о зачислении средств на счет бюджета, состоянии бюджетных средств, их использовании, процедурах заключения и исполнения контрактов на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд, изменении активов и обязательств соответствующего публично-правового образования для всех заинтересованных пользователей;

3) адаптация к влиянию макроэкономических, природных и иных внешних факторов;

4) возможность использования современных информационных технологий исполнения обязательств физических и юридических лиц при уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы и выплат из бюджета;

5) максимальное сокращение избыточных процедур, документооборота, промежуточных форм отчетности;

6) эффективность управления средствами на счете бюджета, включая качество кассового планирования и отчетности о кассовом исполнении бюджета;

7) результативность и эффективность использования бюджетных средств.

Оценка возможностей современных технологий единого казначейского счета показывает, что их грамотная реализация не нивелирует, а усиливает такие преимущества социального страхования перед бюджетным финансированием социальных расходов, как преодоление остаточного принципа финансирования социальных расходов, возможность капитализации временно свободных средств. Однако с учетом особого характера бюджетов государственных социальных фондов наряду с общими методологическими принципами система исполнения бюджетов государственных социальных фондов должна отвечать таким принципам, как:

а) учет специфики бюджетов государственных социальных фондов;

б) обеспечение автономности средств социального страхования;

в) возможность многовариантности процедур исполнения для бюджетов разных фондов;

г) возможность создания и использования страховых резервов;

д) возможность урегулирования страховых выплат, заявленных в прошлом году;

е) важность обеспечения оперативного информационного обмена между основными субъектами обязательного социального страхования.

4. В качестве основных структурных элементов и процедур системы исполнения бюджетов предлагаем следующие: 1) исполнение бюджета по доходам, 2) исполнение по расходам, 3) кассовое исполнение бюджета и управление временно свободными средствами, 4) учет исполнения бюджета, текущая, итоговая отчетность и контроль. Нами не рассматривается как отдельный структурный элемент исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета, так как с учетом специфики государственных социальных фондов, для покрытия дефицита бюджетов которых запрещены заимствования, исполнение бюджета в данном случае связано с управлением остатками средств на счетах фондов.

При определении подходов к формированию системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов вслед за многими авторами5 мы исходим из того, что кассовое исполнение бюджета — только часть общей системы исполнения бюджета. Вместе с тем можно признать, что кассовое исполнение бюджета является важным системообразующим элементом, определяющим процедуры взаимодействия между его участниками, их информационный обмен. Не соглашаясь со многими авторами6, считаем вслед за В. В. Терентьевой [17, с. 14], что современную систему исполнения бюджета определяет не соответствующий орган, а используемые технологии, тем более что нередко в английском языке термины «казначейство» и «кассовое исполнение» отождествляются7. Так, в Швеции нет специального казначейского органа, но технология единого казначейского счета используется [16, с. 9; 18].

5. Следующим подходом к исследованию системы исполнения бюджета является оценка ее адаптивности к внешним факторам. Такими факторами, на наш взгляд, являются:

5 В. Ф. Гарбузовым, Е. В. Маркиной, М. Л. Седовой, А. Г. Подойницыной и др.

6 Например, А. В. Петровым. Петров А. В. Совершенствование исполнения бюджета в системе Казначейства России. Автореф. дис. ... канд. экон. наук.. М., 2008. С. 6.

7 Treasury (англ.).

1) процессы глобализации, которые требуют если не унификации и полной стандартизации, то гармонизации управления государственными и муниципальными финансами в разных странах;

2) развитие информационных технологий, которые обеспечивают повышение оперативности управления государственными и муниципальными финансами, а также видоизменяют информационный обмен, создают возможности капитализации остатков средств на счетах бюджетов;

3) изменение состояния национальной и мировой экономики, требующее резервирования части средств в благоприятные периоды и их использования в условиях кризиса.

Кроме указанных факторов, следует иметь в виду, что в процессе исполнения бюджета постоянно возникают ситуации, требующие незамедлительного их учета и внесения изменений в оперативные финансовые планы (в Российской Федерации — сводная бюджетная роспись и кассовый план), в том числе связанные с использованием резервов при наступлении оговоренных случаев (стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. д.).

Перечисленные подходы позволили нам сделать вывод об отсутствии системы в действующем порядке организации исполнения бюджетов государственных социальных фондов и определить направления по формированию такой системы. В качестве главного критерия эффективности всех будущих изменений по исполнению бюджетов фондов нами определена возможность полной реализации преимуществ социального страхования как механизма социальной защиты населения.

Формирование системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов при переходе на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства призвано устранить существующие риски и при этом не создать новые.

Преимущества перехода исполнения бюджетов государственных социальных фондов в органы Федерального казначейства связаны с возможностями:

1) маневрирования средствами фондов и капитализации временно свободных средств

ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

«Постоянными пассивами» в настоящее время являются остатки средств на счетах 40501, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России для учета операций федеральных бюджетных и автономных учреждений, госкорпораций и др. В конце каждого операционного дня эти остатки зачисляются на единый счет федерального бюджета 40105, восстанавливаются на счете 40501 в случае поступления от данных организаций заявок на кассовый расход

в условиях ежедневной централизации на ежедневном счете (присущая страхованию «раскладка ущерба» по территории);

2) передачи части функций, связанных с учетом и отчетностью органам Федерального казначейства, что позволяет снизить использование страховых взносов в качестве источника административно-управленческих расходов;

3) экономии средств в результате отказа от процедур по отбору коммерческих банков, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание счетов филиалов отделений фондов (территориальных фондов обязательного медицинского страхования);

4) осуществления кассовых выплат, не связанных с социальным страхованием, непосредственно со счетов федерального и региональных бюджетов и сокращение межбюджетных трансфертов;

5) повышения прозрачности движения средств и их сохранности.

Но наряду с преимуществами есть и риски при переводе бюджетов государственных социальных фондов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. На данный момент основными представляются два риска: использование средств государственных социальных фондов в качестве «постоянного пасси-

ва» при исполнении федерального бюджета, а также задержка исполнения публичных нормативных обязательств.

Первый риск связан не только с представленными выше научными положениями И. В. Щедриной, но и с существующей практикой компенсационного характера трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации8, использования остатков средств на счетах фондов для осуществления выплат, источником которых определены средства федерального бюджета9, а также местом главы, посвященной бюджетам государственных социальных фондов10 (в разделе «Сбалансированность бюджетов» наряду с источниками финансирования дефицита федерального, региональных и местных бюджетов, суверенными фондами, межбюджетными трансфертами).

В то же время одна из причин выделения государственных социальных фондов из состава федерального (регионального) бюджета — не только закрепление стабильного источника страховых выплат (таким источником являются страховые взносы), но и возможность капитализации временно свободных средств для увеличения социальных выплат. Это обусловлено природой страхования, в соответствии с которой поступления страховых взносов и страховые выплаты не совпадают во времени. Прямое или завуалированное привлечение средств социального страхования на покрытие кассовых разрывов при исполнении федерального бюджета лишает смысла саму идею обособления средств социального страхования в отдельных фондах. Снижение риска задержек социальных выплат населению может быть обеспечено выбором наиболее адекватной модели кассового обслуживания исполнения бюджетов фондов органами Казначейства России.

В настоящее время предусмотрено три основные модели.

Первая модель. Органам Федерального казначейства открывается в подразделениях Банка

8 На выплату январских пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных денежных выплат, досрочных пенсий безработным и т. д.

9 Имеются в виду выплаты базовой части трудовой пенсии, по которым кассовые выплаты превышали кассовые поступления из федерального бюджета в середине 2000 годов, отсутствие трансферта из федерального бюджета на уплату страховых взносов за нестраховые периоды в 2005-2007 годах.

10 Глава 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

России (кредитных организациях) счет бюджета. Кассовое обслуживание заключается в проведении этими органами операций по кассовым поступлениям и выплатам и предоставлении информации о них органу, ответственному за организацию исполнения бюджета (при исполнении федерального, регионального и местного бюджета — финансовому органу) в виде выписок из лицевого счета бюджета.

Вторая модель. Не только администраторам доходов (источников финансирования дефицита бюджета), но и распорядителям и получателям средств соответствующего бюджета открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, которые санкционируют оплату денежного обязательства бюджетополучателя (администратора источника финансирования дефицита бюджета).

Третья модель. Смешанная модель, включающая и лицевой счет бюджета, и лицевые счета распорядителей (получателей) бюджетных средств. Смешанная модель сейчас используется и при кассовом обслуживании бюджетных и автономных учреждений, когда постатейный казначейский контроль предусмотрен только по целевым субсидиям, а по субсидиям на выполнение государственных заданий и операциям с доходами от приносящей доход деятельности казначейские органы представляют информацию о кассовых поступлениях и кассовых выплатах.

Основные расходы бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) связаны с исполнением публичнонормативных обязательств. На наш взгляд, в этом случае наиболее оптимальна смешанная модель, при которой открывается и лицевой счет бюджета (для проведения кассовых расходов, связанных с выплатами населению по обязательному социальному страхованию), и лицевые счета распорядителей и получателей бюджетных средств (для проведения выплат, источником которых являются трансферты федерального (региональных) бюджетов, а также административно-управленческих расходов). При исполнении бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования выплат физическим лицам не предусмотрено. Следовательно, здесь возможен полный вариант кассового обслуживания с открытием

лицевых счетов распорядителей-получателей бюджетных средств (по данным фондам при отсутствии филиалов у территориальных фондов они представлены в одном лице, что должно предусматривать отказ от процедур доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств). При реализации обеих моделей предлагаем функцию принятия решения о размещении временно свободных средств оставить за органами управления фондами, в том числе для снижения риска использования остатков средств для покрытия кассовых разрывов других бюджетов бюджетной системы.

Описанные выше модели представлены для современного этапа функционирования органов Федерального казначейства небанковского типа. В рамках развития системы бюджетных платежей предусмотрено создание с 2017 года на базе Казначейства России бюджетного банка (казначейства банковского типа), при котором открывается один корреспондентский счет Казначейству России в Банке России, а счета соответствующих бюджетов (включая государственные социальные фонды) будут обслуживаться казначейскими органами. За основу моделей в рамках системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в этих условиях взята общая модель, разработанная для федерального, региональных и местных бюджетов Т. А. Вассель [19, 20]. В этом случае для бюджетов ПФР и ФСС предлагаем также разделить счета по кассовым расходам, не предусматривающим процедуры санкционирования (выплаты пенсий, пособий населению), и счета, предполагающие предварительный казначейский контроль. Для бюджетов фондов обязательного медицинского страхования следует использовать модель с санкционированием оплаты денежных обязательств. Было бы также правильно разделить два вида обязательного социального страхования, проводимого ФСС, на отдельных лицевых счетах.

В условиях функционирования казначейства банковского типа возможно наделение органов управления государственными фондами полномочиями распорядителей и получателей средств федерального бюджета (каковыми они являются де-факто и в настоящее время) по выплатам, выходящим за рамки обязательного социального страхования, с отражением соответствующих операций на лицевых счетах распорядителей и

получателей средств федерального бюджета без зачисления данных средств на счета фондов. Это должно сократить излишний информационный обмен и сложности с формированием консолидированной отчетности.

С учетом разных условий мобилизации временно свободных средств при исполнении бюджетов фондов и федерального бюджета предлагаем также сохранить за органами управления фондами право принятия решения о размещении временно свободных средств. В случае передачи Казначейству России функций размещения всех средств сектора государственного управления предлагаем определить порядок начисления

процентов по остаткам средств на счетах фондов, при этом уровень процентной ставки должен быть дифференцирован в зависимости от суммы и срока размещения.

Подводя итог, отметим, что развитие технологий единого казначейского счета инициирует их распространение на управление средствами социального страхования и формирование соответствующей системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов. При рациональном выборе модели кассового обслуживания исполнения бюджетов фондов возможно реализовать преимущества обязательного социального страхования и снизить существующие риски.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щедрина И. В. Кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов органами

Казначейства России: Автореф. дис____канд. экон. наук. - М., 2010.

2. Pattanayak S., Fainboim Isr. Treasury Single Account: Concept, Design and Implementation Issues / IMF Working Paper. URL: http: //www. imf. org/external/pubs/ft/wp/2010/wp10143.pdf (дата обращения: 18.03.2013).

3. Большая советская энциклопедия. - Т. 39. - URL: http: //oxforddictionaries. com/definition/system (дата обращения: 18.03.2013).

4. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

5. Агошкова Е. Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. - 1998.

6. Ackoff R. L. Games, Decisions, and Organizations // General Systems. - 1959. - Vol. IV. - P. 145-150.

7. Bertalanffy L. von. General System Theory — A Critical Review // General Systems. - 1962. - Vol. VII.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.

9. Н. Н. Думная. Системы и системность в экономической теории // Вестник Финансовой академии. - 2000. - № 6.

10. Финансы / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2010.

11. Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова. - М.: Финансы и статистика, 1984. - Т. I.

12. Седова М. Л. Некоторые вопросы организации исполнения бюджетов в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2001.

13. Подойницына А. Г. Казначейская система исполнения федерального бюджета и направления ее

развития: Дис___канд. экон. наук. - М., 2004.

14. Salvatore Schiavo-Campo and Daniel Tommasi. Managing Government Expenditure. Manila: Asian Development Bank, 1999. URL: http: //www. adb. org/documents/manuals/govt_expenditure/chap6.pdf (дата обращения: 18.03.2013).

15. Прокофьев С. Е. Методологические и организационные основы развития казначейской системы исполнения бюджетов в России: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Саратов, 2004.

16. Шубина Л. В. Организация и развитие казначейской системы исполнения бюджетов в Российской

Федерации: автореф. дис____канд. экон. наук. - Саратов, 2004.

17. Терентьева В. В. Казначейские технологии как инструмент исполнения бюджета на уровнях

бюджетной системы Российской Федерации: Автореф. дис_______канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону,

2005.

18. Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления / Под редакцией Йосты Юнгмана. - Стокгольм: Правительственная канцелярия (Regerigskansliet), 2005.

19. Вассель Т. А. Задача оптимизации бюджетных платежей и пути ее решения // Бюджет. - 2012. -№ 5.

20. Вассель Т. А. Оптимизация бюджетных платежей // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - № 23.

REFERENCES

1. Shhedrina I. V. Cash Service State Extra-Budgetary Funds by the Treasury of Russia. Moscow, 2010 (in Russian).

2. Pattanayak S., Fainboim Isr. Treasury Single Account: Concept, Design and Implementation Issues. IMF Working Paper. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2010/wp10143.pdf (date accessed: 18.03.2013).

3. Great Soviet Encyclopedia, vol. 39. URL: http://oxforddictionaries.com/definition/system (date accessed: 18.03.2013).

4. O’Connor, J., McDermott J. Art of Systems Thinking: Essential Knowledge about Systems and Creative Approach to Problem Solving. 2nd edition. Moscow: Harvard Business Review, 2008 (in Russian).

5. Agoshkova E. B., Ahlibininskij B. V. Evolution of the concept of system. Voprosy filosofii - Problems of Philosophy, 1998 (in Russian).

6. Ackoff R. L. Games, Decisions, and Organizations. General Systems, 1959, vol. IV, pp. 145-150.

7. Bertalanffy L. von. General System Theory - A Critical Review. General Systems, 1962, vol. VII.

8. Studies in general systems theory: Collected translations / Common. Ed. and TSA. Art. V. N. Sa-dovsky, E. G. Yudin. Moscow: Progress Publishers, 1969, pp. 23-82 (in Russian).

9. Dumnaja N. N. System and system of economic theory. Vestnik Finansovoj akademii - Bulletin of Finance Academy, 2000, no. 6 (in Russian).

10. Finance / Ed. A.G. Gryaznova, E.V. Markina. Moscow: Finance and Statistics, 2010 (in Russian).

11. The financial and credit dictionary. Ed. B. F. Garbuzova. Moscow: Finance and Statistics, 1984. T. I (in Russian).

12. Sedova M. L. Some Questions of the Organization of Budget Implementation in the Russian Federation. Bukhgalterskii uchet v biudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiiakh - The accounting records in the budgetary and non-profit organizations, 2001 (in Russian).

13. Podoinitsyna A. G. Treasury System of the Federal Budget and the Direction of its Development. Thesis. Moscow, 2004 (in Russian).

14. Schiavo-Campo S., Tommasi D. Managing Government Expenditure. Manila: Asian Development Bank, 1999. URL: http://www.adb.org/documents/manuals/govt_expenditure/chap6.pdf (date accessed: 18.03.2013).

15. Prokof'ev S. E. Methodological and Organizational Framework of the Treasury System of Budgets in Russia. Syn. Dr. Econ. Science. Saratov, 2004 (in Russian).

16. Prokof'ev S. E. Treasury technology as a tool for implementation of the budget levels of the budget system of the Russian Federation. syn. Candidate. Econ. Science. - Rostov-on-Don, 2005(in Russian).

17. Shubina L. V. Organization and Development of the Treasury System of Budget Implementation in the Russian Federation. dis. Candidate. Econ. Science. Saratov, 2004 (in Russian).

18. Budget Process as a Tool of Effective Management. Ed Yost Jungmann. Stockholm: The Government Office (Regerigskansliet), 2005.

19. Vassel T. A. Optimizing Budget Payments and its Solutions. Biudzhet - Budget, 2012, no. 5 (in Russian).

20. Vassel T. A. Optimization of Budget Payments. Bukhgalterskii uchet v biudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiiakh Accounting for Budgetary and Non-profit Organizations, 2011, no. 23 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.