Научная статья на тему 'Формирование самостоятельности старшеклассников как одно из условий воспитания компетентного читателя-школьника'

Формирование самостоятельности старшеклассников как одно из условий воспитания компетентного читателя-школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1384
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / УРОВНИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INDEPENDENCE DEVELOPMENT / READING COMPETENCE / CRITERIA FOR INDEPENDENCE DEVELOPMENT IN SENIOR SCHOOL STUDENTS / INDEPENDENT WORK / TEXT ANALYSIS / LEVELS OF READING COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аничкина Наталья Валерьевна

В статье представлены особенности развития самостоятельности в процессе литературного образования, а также рассмотрены основные виды самостоятельной работы и уровни читательской компетентности школьников старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIOR SCHOOL STUDENTS INDEPENDENCE FORMATION AS A COMPONENT OF READING SKILLS DEVELOPMENT

The paper focuses on the peculiarities of independence development as a component of reading skills formation in senior school students. The paper highlights the main types of students independent work and the levels of senior school students reading competence.

Текст научной работы на тему «Формирование самостоятельности старшеклассников как одно из условий воспитания компетентного читателя-школьника»

УДК 371.4

Н.В. Аничкина

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА

В статье представлены особенности развития самостоятельности в процессе литературного образования, а также рассмотрены основные виды самостоятельной работы и уровни читательской компетентности школьников старших классов.

формирование самостоятельности, читательская компетентность, критерии развития самостоятельности старшеклассников, самостоятельная работа, анализ художественного произведения, уровни читательской компетентности.

Современное литературное образование направлено на компетентностный подход, характеризующийся умением решать новые задачи в новых условиях. И одна из основных задач школьного литературного образования заключается в формировании читательской компетентности, от читательской грамотности и способности наслаждаться литературным произведением и отторгать художественно несовершенные тексты. Читательская грамотность зависит от отношения, интереса, мотивации к чтению, читательского опыта, читательских предпочтений. Читательская компетентность подразумевает умение находить в тексте необходимую информацию, самостоятельно постигать истинный, эстетический смысл произведения.

Основным видом деятельности школьника является учеба, поэтому формирование читательской компетентности, самостоятельности читателя-школьника происходит прежде всего в учебной деятельности. Процесс развития самостоятельности зависит от возрастных особенностей обучаемого, его индивидуального развития, от содержания преподаваемого предмета, методов и приемов обучения. Старшеклассников характеризует определенный уровень психического развития, что позволяет ему принимать самостоятельные решения и иметь собственные суждения и мнения.

Современная психология и педагогика рассматривают самостоятельность как показатель развивающего обучения. Движущей силой развивающего обучения является противоречие между поставленным вопросом и имеющимися у ученика знаниями, умениями и навыками, что дает толчок к самостоятельной мысли, развивает способность самостоятельного разрешения проблемы.

Развитие самостоятельности - сложный процесс, включающий в себя формирование многих черт личности характерологического плана: мышления, воображения, речи, аналитических способностей, восприятия.

Основным видом деятельности школьника в таком процессе является самостоятельная деятельность.

Развитие самостоятельности обусловливают:

- руководящая роль учителя;

- учет возрастных и индивидуальных способностей обучаемых;

- задания должны быть посильными, но трудными;

- целенаправленность заданий (главная цель анализа литературного произведения в школе - это раскрытие авторского идеала, выявление авторской позиции).

К основным видам самостоятельной работы можно отнести беседу, письменные работы, сравнения и сопоставления различного характера, анализ по вопросам, выразительное чтение, диспут.

Самостоятельность - развивающаяся черта личности, которая проявляется в области мотивации, мышления, речи, практики и которая необходима читателю для совершенствования навыков анализа художественного произведения.

Самостоятельность формируется многими путями, но ее нельзя достичь без самостоятельной работы, которая служит основным средством развития и воспитания компетентной личности.

Применительно к литературному образованию самостоятельность учащихся проявляется в области мышления (умение анализировать, синтезировать материал, высказывать свою точку зрения, переносить знания и умения в новую ситуацию), в речи (формулировать, аргументировать, обосновывать свой вывод, логично строить высказывания), в умении организовывать свою учебную деятельность (самостоятельно анализировать отдельные сцены, оценивать героев и их поступки, сопоставлять и сравнивать материал, определять особенности поэтики автора, проявлять внимание к слову, к художественной детали).

В развитии самостоятельности можно выделить три ситуации: учащиеся применяют знания в привычных условиях; в новых условиях; ранее усвоенные знания применяют для получения новых в процессе дальнейшего познания.

Формирование самостоятельности нельзя свести к простым количественным изменениям. Это всегда качественное преобразование, для которого необходимы следующие условия:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- стимулирование познавательного интереса и потребности в самостоятельной деятельности учащихся;

- создание вариативности в самостоятельной деятельности школьников;

- наращивание трудностей в заданиях для самостоятельной работы;

- наличие целевой установки (сознание цели деятельности);

- руководящая и направляющая деятельность учителя.

Проблема воспитания личности старшеклассника актуальна, так как в этот период формируется личность, то есть определенный уровень психического развития, позволяющий принимать самостоятельные решения и иметь собственное мнение.

По утверждению психологов, старшеклассники пытаются познать мир, чтобы найти в нем свое место, определить свою позицию 1.

В этом возрасте преобладают продуктивные компоненты мышления, поэтому у учеников возникает потребность в самостоятельной деятельности. Для этого учителю необходимо организовать обучение так, чтобы школьник вовлекался в процесс самостоятельного поиска, выяснял непонятное, выявлял проблему, формулировал вопрос к новому материалу, разрешал возникшие противоречия, доказывал свою точку зрения. Только при таком обучении развитие интереса к предмету будет осуществляться целостно.

Для старшеклассника характерен рост интеллекта. Развитие интеллекта предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы. Ученики 10 класса характеризуются более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, стремлением к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность какого-либо суждения, делать глубокие выводы, обобщать изучаемые факты в систему. Все это развивает критичность мышления, и более активный самостоятельный характер приобретает умственная деятельность. Интеллектуальное развитие старшеклассников заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, который в свою очередь является характерной особенностью творчески мыслящей личности, способной самостоятельно и гибко использовать имеющиеся знания и умения, проявлять самостоятельность при варьировании известных способов деятельности в новой ситуации.

Основной вид деятельности школьника - это учеба, поэтому очевидно, что формирование самостоятельности и ее проявление происходит прежде всего в учебной деятельности. Поэтому процесс развития самостоятельности зависит не только от возрастных особенностей обучаемого, его индивидуального развития, но и от содержания преподаваемого предмета, методов и приемов обучения.

При изучении точных наук ученику труднее демонстрировать свойственную ему критичность и наличие собственной точки зрения, чем на таких предметах, как литература: осмысливая то или иное произведение, ученик приучается самостоятельно думать. Литературное произведение дает простор для высказывания собственных мыслей, позволяет говорить об определенных проблемах не в аспекте историко-литературного анализа, не готовыми, устоявшимися литературными формулировками, а с точки зрения личностного, эстетического восприятия. Кроме того, личностная функция литературы помогает старшеклассникам найти ответы на многие вопросы, которые волнуют учеников, учит самоанализу.

1 Кон И.С. Психология старшеклассников. М. : Просвещение, 1982. 207 с. ; Левитов Н.Д. Психология старшеклассников. М. : Просвещение, 1995. 215 с. ; Лейтис Н.С. Умственные способности и возраст. М. : Учпедгиз, 1971. 280 с. ; Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М. : Педагогика, 1980. 140 с.

Именно в этом возрасте развивается интерес к самопознанию, жизненным перспективам, интерес к философии, проблемам мироздания, этическим нормам, моральным оценкам людей. Происходит стабилизация самооценки, совершенствование механизма саморегуляции. На этой основе развивается потребность в самовоспитании, направленном на формирование самостоятельности как одной из основополагающих особенностей развитой личности.

Человек становится личностью на этапе своей социальной зрелости, когда он может не только общаться с природой, средой, окружающей его, но и сознательно влиять на них.

Сознательность личности выражается в отношении к идеалу, который является ценностным ориентиром и стимулом деятельности человека. Благодаря идеалу человек способен планировать свою жизнь, преобразовывать действительность. Поэтому, формируя личность, необходимо уделять большое значение эстетическму идеалу человека, то есть эстетической культуре.

Наличие потребности является условием возникновения установки - настраивание психологических сил человека для действия в определенном направлении. Установки формируются в процессе обучения и воспитания, постепенно складываясь в систему установок - ценностную ориентацию личности как определенное отношение к ценностям культуры.

Еще одним фактором развития личности социологи обозначают интерес. Потребность и интерес взаимосвязаны. Потребность - объект, а интерес - средство удовлетворения потребности.

Обучение при наличии познавательного интереса всегда более эффективно. Познавательный интерес в школе обращен к процессу познания, к его содержанию, к деятельности и к ее результатам.

Г.И. Щукина определяет сущность познавательного интереса как «мотив познавательной деятельности ученика, который не дает ему покоя, который все время и неуклонно побуждает его искать знания» 2, когда школьник испытывает потребность в поиске необходимой информации, желание достичь определенного результата в процессе самостоятельной деятельности.

Определенной формой овладения самостоятельностью является обучение человека способу достижения цели, развитие умения самостоятельного поиска результата, ответа на какой-либо вопрос, решение той или иной проблемы.

В центре нашего внимания - умения, связанные с читательской деятельностью школьников. В методике преподавания литературы это умения восприятия художественного произведения (читательские - в узком понимании) и более сложные умения углубленного анализа и оценки произведения (читательские -в широком смысле), которые, по существу, являются специальными и которые не формируются при изучении какого-либо другого учебного предмета в школе.

Так как мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, участвуют в читательской деятельности, отделять специальные умения от обоб-

2 Щукина Г.И. Познавательные интересы - актуальная проблема современной дидактики // Материалы семинара методистов-словесников пединститутов. Л., 1973. С. 28.

щенных нельзя. Поэтому мы выделяем группу умений, способствующих развитию самостоятельности учащихся старших классов в процессе анализа художественного произведения:

- выделять центральные эпизоды в художественном произведении, указывать их взаимосвязь;

- выявлять роль художественной детали, изобразительно-выразительных средств языка;

- самостоятельно анализировать, оценивать отдельные сцены, фрагменты произведения, поступки героев;

- овладевать логикой сопоставительного анализа;

- определять авторскую позицию и способы ее выражения, проникать в творческую лабораторию писателя;

- формулировать, аргументировать и обосновывать свой вывод;

- выявлять роль художественной детали, изобразительно-выразительных средств языка;

- переносить знания и умения в новую ситуацию, на новый материал.

Критериями развития самостоятельности старшеклассников в постижении

художественного произведения будут служить: степень сформированности умения правильно и аргументированно делать выводы; определять авторскую позицию, сравнивать, оценивать сцены и поступки героев; характер восприятия учащимися художественной детали; способность переносить полученные знания в новую ситуацию.

Данные критерии помогут выявить определенный уровень развития десятиклассников и определить формы и направленность процесса изучения художественного произведения.

Доля самостоятельной работы в процессе обучения с возрастом школьников увеличивается, то есть применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.

Сущность самостоятельной работы по литературе раскрыта Н.Д. Молдавской: «Самостоятельная работа - это такой метод обучения учащихся, при котором они работают по заданию в предоставленное им для этого время, но без непосредственного участия педагога предполагает различные приемы, но во всех случаях преследует цель воспитания самостоятельности ума и деятельности учащихся, подводит к самостоятельной оценке произведения искусства, прививает навыки его анализа» 3.

Развитие самостоятельности протекает наиболее успешно при широком использовании самостоятельных работ над текстом художественного произведения. Возможность работать самостоятельно возникает тогда, когда ученик поставлен в ситуацию, вызывающую потребность анализа отдельных произведений, способствующую тому, чтобы он делал самостоятельные выводы. Возмож-

3 Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М. : Просвещение, 1996. 144 с. С. 10.

ность работать самостоятельно - необходимое условие на всех этапах изучения произведения.

Известно, что преобладание доли самостоятельной работы зависит от типа и вида урока литературы. Каждому типу урока соответствуют определенные приемы работы и виды деятельности учащихся, обусловленные целью, задачами, содержанием конкретного урока. Поэтому естественно, что возможность использования самостоятельной работы возрастает на том уроке, где ведущими являются, например, исследовательский или эвристический методы. Если главенствующим выступает репродуктивный метод, то возможность использования самостоятельной деятельности снижается.

Характерными чертами заданий для самостоятельной работы являются: активизация внимания школьников на особенностях изображения жизни в произведении, на звучании нравственных проблем, на понимании и выявлении личности писателя, его творческой манеры, на жанровых особенностях произведения, на его стилистических особенностях, на образной системе и композиционных элементах текста.

Исходя из общего литературного развития читателей, их возрастного развития, а также из образовательно-воспитательных задач, специфики и содержания художественного произведения особое внимание обращается на самостоятельные работы исследовательского типа: сопоставление и сравнение различного характера, разрешение проблемных вопросов, самостоятельная формулировка и подбор вопросов и т.д.

Такие задания, как анализ эпизодов, в которых с наибольшей полнотой раскрывается тот или иной герой, сопоставление отдельных сцен, персонажей, будят мысль учащихся, развивают навыки самостоятельного анализа текста.

Задания сопоставительного характера всегда подчинены определенной познавательной проблеме, которая создает мыслительную трудность на пути сравнения. Кроме того, задания сопоставительного характера подчинены идейнохудожественной концепции произведения. Задача учащихся - выявить проблематику во всем ее многообразии.

Анализ сцен, отдельных эпизодов произведения дает школьникам возможность осмыслить поведение героев, понять мотивы их поступков, чувств, переживаний, а также средства их выражения, кроме того, соотнести конкретную сцену с содержанием всего произведения. Анализ сцен произведения -важный элемент обучения учащихся навыкам исследования текста.

Обращение к работам исследовательского характера (сравнение и сопоставление, разрешение проблемных вопросов, самостоятельная формулировка и подбор вопросов) помогает развивать навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Работы подобного типа помогают проникновению в текст, развивают логическое мышление, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, развивают способность самостоятельных суждений и оценок.

Старшеклассники для развития самостоятельности обладают возросшим уровнем интеллекта, критичностью мышления, способностью самостоятельно

использовать знания и умения, интересом к самопознанию, нравственными категориями, потребностью в самовоспитании и т.д.

Формирование самостоятельности происходит прежде всего в процессе учебы и поэтому зависит от содержания преподаваемого предмета, методов и приемов обучения.

Критерием развития самостоятельности старшеклассников на уроках литературы является степень сформированности умений, необходимых для анализа художественного произведения.

Систематическое и регулярное использование заданий для самостоятельной работы, контроль учителя за ходом выполнения задания, постепенное увеличение доли самостоятельности в заданиях способствуют развитию памяти, мышления, потребности и желания в поиске новых проблем, в достижении определенной цели. Перед учителем современной школы стоит задача подготовки квалифицированного читателя, читателя-исследователя, интерпретатора текста художественного произведения.

Образец анализа произведения, выразительное чтение текста учителем развивают потребность проникнуть в механизм деятельности, усвоить его и применить в собственной практике, возбуждают познавательный интерес и желание научиться следить за мыслью автора. Обучение при наличии познавательного интереса более эффективно.

Одним из основных в методике преподавания литературы является правило идейной целенаправленности разбора и изучения художественного произведения.

Анализ текста литературного произведения складывается из образного анализа, из анализа приемов изображения литературных персонажей, из понимания идейного содержания текста. Уровень понимания идейного содержания произведений может повышаться с расширением знаний о действительности, поэтому в старших классах анализу идейного уровня произведения уделяется особое внимание. Раскрыть идейную сторону произведения - значит выяснить авторскую позицию и смысл текста.

Для формирования приемов анализа художественного произведения определенную ценность представляет подход к нему как к единому целому. Принцип единства содержания и формы при изучении художественного произведения имеет большое значение, поскольку, как показывает практика, учащиеся не умеют связать идейную сторону художественного произведения с образными средствами, которые использует писатель для выражения своего замысла. Анализ художественного произведения помогает понять авторский идеал, раскрыть позицию автора, его отношение к тому, что он изображает. Лишь через отношение писателя к определенному явлению должна быть рассмотрена система средств, которые он использует, то есть выяснена поэтика, своеобразие творчества конкретного писателя.

Лишь при вдумчивом чтении читатель-школьник начинает следить за мыслью автора, воспринимать произведение как единое целое, ощущать его своеобразие, то есть анализировать его. У ученика возникает и развивается потребность

разобраться в скрытых пластах произведения. Вызвать эту потребность у школьника, интерес к подлинному прочтению произведения по силе урокам углубленной работы - урокам-обобщениям, урокам-диалогам автора, учителя и ученика.

Лучшим способом показать особенности поэтики писателя является систематическое раскрытие этих особенностей через конкретный эпизод, через слово, через образ, поэтому при разборе литературного произведения в школе необходимо делать установку на детальный анализ. Таким образом, основным направлением в анализе будет движение от медленного чтения (перечитывание в процессе чтения) через понятийное содержание и воссозданные образы к общему идейному, эстетическому смыслу всего произведения.

Подлинная компетентность читателя-школьника предполагает сознательную мотивировку действий, их обоснованность. Она проявляется, когда ученик решает новые задачи, используя ранее приобретенные знания и умения. Высшим уровнем самостоятельности является такой уровень, при котором ученик приближает логику и последовательность своей познавательной деятельности к логике научно-исследовательских работ, но литература - это искусство слова, а в искусстве, чтобы понять, надо прочувствовать, а чтобы прочувствовать, надо понять.

Изучать литературу в школе - значит добиваться того, чтобы учащиеся не просто знали определенный объем литературных текстов, а на основе художественных произведений учились понимать, чувствовать то, что потом самостоятельно прочтут без учителя, воспримут и оценят как произведение искусства.

В каждом классном коллективе можно выделить несколько групп учеников с различными уровнями развития читательской компетентности и самостоятельности:

I группа - учащиеся с низким уровнем развития. Для них характерно применение полученных знаний на уровне воспроизведения. Они не умеют переносить знания в новую ситуацию. Часто нуждаются в помощи учителя, консультанта. Редко контролируют себя и, как правило, не проявляют активности в работе на уроке. Отсутствуют познавательный интерес и потребность. Формулируют выводы, копируя материал учебников или лекций учителя.

II группа - учащиеся со средним уровнем развития (их большинство в каждом классе). Применяют полученные знания и умения в знакомой ситуации. Не умеют переносить знания в новую ситуацию. Нуждаются в предварительной подготовке со стороны учителя. Могут сформулировать мысль своими словами, аргументировать и обосновать вывод, самостоятельно оценить поступки героев. Затрудняются в оценке произведения в единстве формы и содержания. Познавательный интерес характерен как желание узнать что-то новое.

III группа - учащиеся с высоким уровнем развития. Применяют знания и умения в новых, нестандартных ситуациях. Систематизируют и обобщают материал, формулируют и обосновывают вывод. Выявляют авторскую позицию, определяют способы ее выражения. Уделяют внимание художественной детали. Умеют сравнивать и сопоставлять материал на идейно-тематическом уровне. Осуществляют анализ и интерпретацию текста в единстве формы и содержания. Способны извлекать эстетический смысл из художественного текста. Для них

характерны наличие познавательного интереса, потребности в самостоятельном разрешении возникших проблем и вопросов.

Развитие самостоятельной деятельности старшеклассников на уроках эффективно, когда учитываются интеллектуальные возможности учащихся, а предлагаемые задания, усложняющиеся на каждом этапе изучения художественного произведения, стимулируют потребность в самостоятельном исследовании текста. Система заданий предусматривает развитие читательской компетентности, самостоятельности читателя-школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кон, И.С. Психология старшеклассников [Текст]. - М. : Просвещение, 1982. -

207 с.

2. Левитов, Н.Д. Психология старшеклассников [Текст]. - М. : Просвещение, 1995. - 215 с.

3. Лейтис, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст]. - М. : Учпедгиз, 1971. -

280 с.

4. Молдавская, Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения [Текст]. - М. : Просвещение, 1996. - 144 с.

5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование [Текст]. - М. : Педагогика, 1980. -140 с.

6. Щукина, Г.И. Познавательные интересы - актуальная проблема современной дидактики [Текст] // Материалы семинара методистов-словесников пединститутов. - Л., 1973. - С. 21-33.

N.V. Anichkina

SENIOR SCHOOL STUDENTS’ INDEPENDENCE FORMATION AS A COMPONENT OF READING SKILLS DEVELOPMENT

The paper focuses on the peculiarities of independence development as a component of reading skills formation in senior school students. The paper highlights the main types of students’ independent work and the levels of senior school students’ reading competence.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

independence development, reading competence, criteria for independence development in senior school students, independent work, text analysis, levels of reading competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.