Научная статья на тему 'Формирование российской идентичности в молодежной среде: практический опыт'

Формирование российской идентичности в молодежной среде: практический опыт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
403
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / КУЛЬТУРА РУССКОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ALL-RUSSIAN CIVIL IDENTITY / CIVILIZATION IDENTITY / PATRIOTISM / ORAL AND WRITTEN SPEECH CULTURE / INTERETHNIC AND INTERFAITH DIALOGUE / LEGAL CULTURE / CULTURE OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левитская Алина Афакоевна

В статье представлен опыт Северо-Кавказского федерального университета в области формирования таких личностных качеств, как общероссийская гражданская и цивилизационная идентичность, патриотизм, культура русской устной и письменной речи, культура межнационального и межконфессионального общения, правовая культура, культура социальной ответственности, которые важны для каждого молодого человека независимо от того, на каком направлении профессиональной подготовки он обучается. Приведены данные социологических опросов молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе, проведенных группой ученых Северо-Кавказского федерального университета и Южного научного центра РАН (2009-2014 гг.) для определения «идентификационной матрицы» северокавказского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Левитская Алина Афакоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT: EXPERIENCE OF PRACTICAL IMPLEMENTATION

The article addresses the experience of the North-Caucasian Federal University in the sphere of social formation of such personal qualities as all-Russian civil and civilizational identity, patriotism, culture of Russian oral and written speech, culture of interethnic and interfaith dialogue, legal culture, culture of social responsibility. These qualities are important for every young person irrelatively of training area. The author adduces the results of the surveys of young people in the North Caucasus Federal district conducted by a team of scientists of the North Caucasus Federal University and South scientific center of RAS (in the period 2009-2014) aimed at determination the «identity matrix» ofthe North Caucasian society.

Текст научной работы на тему «Формирование российской идентичности в молодежной среде: практический опыт»

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ЛЕВИТСКАЯ Алина Афакоевна - канд. филол. наук, доцент, ректор, Северо-Кавказский федеральный университет. E-mail: rector@ncfu.ru

Аннотация. В статье представлен опыт Северо-Кавказского федерального университета в области формированиятаких личностных качеств, как общероссийская гражданская и цивилизационная идентичность, патриотизм, культура русской устной и письменной речи, культура межнационального и межконфессионального общения, правовая культура, культура социальной ответственности, которые важны для каждого молодого человека независимо от того, на каком направлении профессиональной подготовки он обучается. Приведены данные социологических опросов молодежи в СевероКавказском федеральном округе, проведенных группой ученых Северо-Кавказского федерального университета и Южного научного центра РАН (2009-2014 гг.) для определения «идентификационной матрицы» северокавказского социума.

Ключевые слова: общероссийская гражданская и цивилизационная идентичность, патриотизм, культура русскоязычной устной и письменной речи, культура межнационального и межконфессионального общения, правовая культура, культура социальной ответственности

Для цитирования: Аевитская А.А. Формирование российской идентичности в молодежной среде: практический опыт // Высшее образование в России. 2016 № 6 (202). С. 42-46.

На Всероссийском совещании-конференции 15 февраля 2007 г. «Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение» В.А. Садовничий подчеркнул, что «сейчас пришло время для того, чтобы гуманитарные науки были отнесены к основным научным приоритетам наряду с теми, которые уже приняты государством в области естественных наук» [1], справедливо заметив, что именно в лоне гуманитарного знания более всего формируется личность человека, его культура, происходит его становление как гражданина и патриота. Убеждена: сегодня наша ответственность за то, чтобы души студентов и выпускников не были «пустынны и мертвы», еще более возросла, поскольку молодежь находится в ситуации непрерывного информационно-идеологического воздействия.

Поэтому вполне естественно, что задача формирования таких социально-личностных качеств учащегося, как общероссийская гражданская и цивилизационная идентичность, патриотизм, культура русскоязыч-

ной устной и письменной речи, культура межнационального и межконфессионального общения, правовая культура, культура социальной ответственности, важных для каждого молодого человека независимо от того, на каком направлении профессиональной подготовки он обучается, является одним из главных направлений научной, учебной и воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава СевероКавказского федерального университета. Что нами уже сделано?

Первое. Решением Ученого совета приняты Концепция и Программа воспитательной работы, в числе стратегических приоритетов которых - воспитание названных личностных характеристик.

Второе. Решением Ученого совета мы ввели эти характеристики в перечень социально значимых личностных компетенций, обязательных для каждого выпускника всех направлений подготовки.

Третье. В образовательный процесс на всех направлениях подготовки включены

курсы, обеспечивающие формирование упомянутых компетенций (более 90 курсов, из них 19 - обязательные, остальные - курсы по выбору, факультативные и еще 20 курсов по русскому языку). К разработке этого междисциплинарного модуля были привлечены преподаватели 55 кафедр социально-гуманитарного цикла. Упомянем следующие курсы:

- «История государственных символов России »;

- «Северный Кавказ в истории России»;

- «Этнология Юга России»;

- «Культура межнационального общения»;

- «Национальный этикет»;

- «Основы социокультурной адаптации и интеграции»;

- «Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе»;

- «Геополитические аспекты региональной безопасности»;

- «Конфликтология»;

- «Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе »;

- «Региональная безопасность на Северном Кавказе»;

- «Культура мира в контексте региональной безопасности»;

- «Правовая культура»;

- «Государственно-конфессиональные отношения в РФ в контексте национальной безопасности»;

- «Основы православной культуры »;

- «Ислам на Кавказе»;

- «Интеллектуальная история терроризма и безопасности Северного Кавказа»;

- «Политический экстремизм в современном мире»;

- «Гражданско-патриотическое воспитание».

В настоящее время по всем дисциплинам разработаны учебно-методические комплексы, изданы 10 учебных пособий, пять находятся на экспертизе. Содержание

образовательных программ по ним включает в том числе и результаты научно-исследовательской работы ученых СКФУ по данной проблематике. Только за последние четыре года был выполнен ряд исследовательских проектов.

«Ценностно-идеологические аспекты конфликтов и напряжений на Северном Кавказе ». Реализован при поддержке гранта Президента Российской Федерации (грант МД-4849.2011.6.), в 2012 г. издано учебное пособие «Социокультурная адаптация и интеграция: теория и методология».

«Особенности формирования российской цивилизационной идентичности в Северо-Кавказском регионе». Реализован при поддержке гранта Президента Российской Федерации (грант МК-3338.2013.6). В 2014 г. издан курс лекций «Северный Кавказ в цивилизационном пространстве России».

В 2015 г. университет приступил к реализации научно-образовательного и воспитательного проекта «Социокультурная интеграция как способ снижения этнической напряжённости на Северном Кавказе » по гранту Президента Российской Федерации (грант МД-7429.2015.6, руководитель - доктор философских наук М.Е. Попов). В рамках проекта запланировано написание учебных пособий, проведение тренингов и других внеучебных мероприятий.

На всех направлениях подготовки в учебное расписание включены дисциплины, направленные на формирование основных компетенций в области функциональной грамотности; развитие навыков владения коммуникативными ресурсами русского языка; на освоение компетенций в области культуры речевого поведения; углубление представлений о русском языке как о языке межнационального общения и важнейшей составляющей общероссийской гражданской идентичности, неотъемлемой части духовного богатства народа; развитие навыков письменного воспроизведения услышанныхи прочитанныхтекстов, напи-

сания письменных текстов по заданной тематике; на формирование коммуникативных компетенций, связанных с умением студента организовать свою речевую деятельность адекватно различным ситуациям общения; на формирование компетенций профессиональной коммуникации на основе теоретических знаний в области профессиональной коммуникации и практических навыков речевого воздействия. Во внеучеб-ной работе около 60% всех проводимых мероприятий (их более 500 в год) носят граж-данско-патриотическую направленность.

В условиях Северо-Кавказского федерального округа такая системная целенаправленная работа в настоящее время очень важна. В обоснование приведу некоторые данные результатов социологических опросов молодежи Юга России: будет понятно, почему она особенно актуальна и почему должна носить системный характер. О чем идет речь?

Проведенные группой ученых СевероКавказского федерального университета и Южного научного центра РАН (в период с 2009 по 2014 гг.) социологические исследования [2; 3], посвященные определению «идентификационной матрицы» северокавказского социума, показывают, что российская гражданская идентичность молодежи данного региона является устойчивой, но уступает по значимости этнической и конфессиональной идентичностям. Как «очень важную » или «важную » этническую идентичность определили 83,6% респондентов, что значительно превосходит соответствующую оценку гражданской идентичности (35,2%). Хотя гражданская и этническая идентичности не являются взаимоисключающими и входят в единый «портрет» современного россиянина, в северокавказ-

ском регионе они выступают зачастую как конкурирующие. Это повышает значимость мер по формированию именно общероссийской идентичности.

Конфессиональную принадлежность как «очень важную» или «важную» отметили 90,9% опрошенных. Полученные данные свидетельствуют о тесном переплетении этнической и конфессиональной иден-тичностей на Северном Кавказе (в условиях религиозного ренессанса!) и о возникновении сложных и достаточно устойчивых этноконфессиональных профилей идентичности, учет которых важен при определении стратегии формирования общероссийской идентичности.

Студенты отвечали на такой вопрос: «О какой из перечисленных групп вы можете сказать: "Мы - это"? ». Варианты ответов были следующие: граждане России; я и члены моей семьи; люди той же национальности, что и моя национальность; жители моего города, села; люди моей веры, вероисповедания; люди, придерживающиеся тех же обычаев и традиций; товарищи по работе, учебе. В таблице 1 приводятся данные, которые говорят о высокой значимости семьи в самоидентификации молодых людей по сравнению с позицией «гражданская идентичность».

Совершенно очевидно, что учет особенностей этнической (этноконфессиональ-ной) идентичности личности, формируемой через институт семьи, - одно из важнейших условий успешной работы в процессе

Таблица 1

Ответы студентов на вопрос: «О какой из перечисленных групп вы можете сказать: "Мы - это"?» ,%*

Члены семьи Граждане России

Дагестан 70,3 45,5

Ингушетия 91,6 35,7

Кабардино -Балкария 79,2 36,8

Карачаево-Черкессия 78,5 46,5

Северная Осетия 80,5 33,9

Ставропольский край 76,7 48,3

Чечня 70,1 25,0

Допускалось несколько ответов от одного респондента.

Таблица 2

Ответы студентов на вопрос: «С чем у вас ассоциируется понятие «Родина»? (%)

Мой регион Мой город Россия Место на карте

Все 56,7 31,6 51,6 3,8

Дагестан 53,1 33,1 52,4 5,5

Ингушетия 29,2 20,8 32,6 1,4

Кабардино-Балкария 77,0 37,4 56,8 0,7

Карачаево-Черкесия 69,4 36,1 64,6 2,8

Северная Осетия 60,9 38,3 60,0 4,3

Ставропольский край 37,4 27,0 77,4 5,2

Чечня 67,4 29,2 24,3 6,9

формирования российской гражданской и цивилизационной идентичностей в учебно-воспитательной работе в вузах СКФО и, надо полагать, другихрегионов страны.

Уровень региональной идентичности -второй составляющей гражданской идентичности -по-разному представлен в различных регионах России (табл. 2). На Северном Кавказе многие россияне, в том числе и русские, и представители диаспор позиционируют себя прежде всего как севе-рокавказцы, независимо от их конкретной этнической и конфессиональной принадлежности, т.е. ощущают себя представителями региона, который отличается особой культурой и ментальностью. По этой причине учет региональной составляющей гражданской идентичности - не менее важное условие в процессе формирования общероссийской идентичности, чем учет этнической идентичности.

Приведенные данные, по мнению специалистов, исследующих данную проблематику, свидетельствуют о том, что принятый сегодня вариант российской гражданской идентичности (как факт гражданства) не выступает в роли полноценного интегрирующего начала в становлении общероссийской идентичности. Поликультурному российскому социуму необходим более глубокий уровень интеграции, предполагающий не только надэтнический и надконфессиональ-ный характер соответствующей идентичности, но и социокультурное сближение на основе общих ценностей. Подобное сближение, как нам представляется, может обеспечить только цивилизационнаяидентич-

ность, которая, в отличие от гражданской, предполагает фундаментальное проникновение в сферу национальных культур, в систему жизненно важных ценностей, которые находятся, так сказать, в «зоне ответственности » этнической и конфессиональной идентичностей. Говоря словами В.В. Путина, они составляют тот культурный код, носителем которого выступают представители всех народов нашей страны, на протяжении тысячелетней истории создававшие российское государство как уникальную многонациональную, многоконфессиональную, поликультурную цивилизацию [4].

Очевидно, что именно система отечественного образования призвана более других институтов обществапитать, укреплять и беречь этот культурный код, а это абсолютно невозможно без мощной гуманитарной составляющей при обучении специалистов на всех направлениях профессиональной подготовки. Очевидно также, что отечественная система образования не только не может оставаться в стороне от реализации государственной политики в этой сфере, но более всех других социальных институтов призвана решать такие задачи, как:

- осознание национальной системы ценностей через историческую преемственность поколений;

- сохранение и развитие языков и культур всех народов Российской Федерации; осмысление исторических, духовно-нравственных скреп, объединяющих Россию, всех ее граждан в единую культурную ци-вилизационную общность;

- усиление позиций русского языка

как общегосударственного, формирующего единое образовательное, культурное пространство, консолидирующего нас в единую гражданскую нацию;

- подготовка молодёжи к жизни в условиях полиэтничности, поликонфессио-нальности, поликультурности.

Успешное решение этих задач, безусловно, позволит работникам вузов реально влиять на укрепление национального единства страны.

Литература

1. Садовничий В.А. Гуманитарное образование в России: Мысли вслух // Вестник Мос-

ковского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2007. № 2. С. 11-26.

2. Межэтнические конфессиональные отно-

шения в Северо-Кавказском федеральном округе: экспертный доклад / Под общ. ред. В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН; Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. 98 с.

3. Состояние межнациональных отношений

и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на первое полугодие 2014 г.): Экспертный доклад / Под ред. В.А. Тиш-кова.: Изд-во СКФУ, 2014. 160 с.

4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос.

URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/ 1_national.html

Статья поступила в редакцию 04.05.16.

FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT: EXPERIENCE OF PRACTICAL IMPLEMENTATION

LEVITSKAYA Alina A. - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Rector, North-Caucasus Federal University. E-mail: rector@ncfu.ru

Abstract. The article addresses the experience of the North-Caucasian Federal University in the sphere of social formation of such personal qualities as all-Russian civil and civilizational identity, patriotism, culture of Russian oral and written speech, culture of interethnic and interfaith dialogue, legal culture, culture of social responsibility. These qualities are important for every young person irrelatively of training area. The author adduces the results of the surveys ofyoung people in the North Caucasus Federal district conducted by a team of scientists of the North Caucasus Federal University and South scientific center of RAS (in the period 2009-2014) aimed at determination the «identity matrix» of the North Caucasian society.

Keywords: all-Russian civil identity, civilization identity, patriotism, oral and written speech culture, interethnic and interfaith dialogue, legal culture, culture of social responsibility Cite as: Levitskaya, A.A. (2016). [Formation of the Russian Identity in the Youth Environment: Experience of Practical Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (202), pp. 42-46.

References

1. Sadovnichii, V. (2007). [Liberal Education in Russia: Thinking out Loud]. VestnikMoskovskogo

universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Moscow University Herald. Series 20. Pedagogical Education]. No. 2, pp.11-26. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Tishkov, V.A. (Ed.) (2013). Mezhetnicheskiekonfessional'nye otnosheniya vSevero-Kavkazskom

federal'nom okruge: ekspertnyi doklad [Ethnic Confessional Relations in the North Caucasus Federal District: ExpertReport]. M.: IEA Russian Academy of Sciences Publ.; Stavropol: Publishing house of NCFU, 98 p. (In Russ.)

3. Tishkov, V.A. (Ed.) (2014). Sostoyaniemezhnatsional'nykh otnoshenii ireligioznaya situatsiya v

SKFO (po sostoyaniyu na pervoe polugodie 2014 g.). Ekspertnyi doklad [The State of Interethnic Relations and Religious Situation in the North Caucasus Federal District (as of the first half of 2014). Expert Report]. Stavropol: Publishing house of NCFU, 160 p. (In Russ.)

4. Putin, V.V. Rossiya: natsional'nyi vopros. [Russia: The National Question]. Available at: http://

www.ng.ru/ politics/2012-01-23/ 1_national.html (In Russ.)

The paper was submitted 04.05.16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.