Научная статья на тему 'Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе'

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3882
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ УУД / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / РАБОТА С ЭТАЛОНАМИ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Неля Николаевна

Автор статьи последовательно и достаточно подробно описывает совокупность методических приемов, обеспечивающих формирование у первоклассников регулятивных универсальных учебных действий в составе: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• обработка и анализ полученных данных уровня развития УУД;

• анализ индивидуальных маршрутов формирования

УУД;

• внесение коррективов в формирование УУД в следующем учебном году.

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В. Володарская И.А, Карабанова О. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение, 2008.

2. Болсуновская Н. А. Новые образовательные стандарты и как их достигать. URL: http://www.it-n.ru/communities. aspx?cat_no=225053&lib_no=225777&tmpMib (Дата обращения: 1.12.2013).

3. Карабанова О. А. Программа развития универсальных учебных действий как основа вариативного универсального образования. Лекция в рамках Летней школы МГУ для школьных психологов. 25-26.08.2011. URL: http:// www.psy.su/content/files/Karabanova.pdf (Дата оращения: 1.12.2013).

4. Мамонтова М. Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.14-18.

5. Рагозинникова Л. Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.40-45.

J

Л

Романова Неля Николаевна

учитель начальных классов МБОУ «Сазоновская СОШ» п. Сазоново, Вологодской области E-mail: ytkz123456@yandex.ru

V

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 1 КЛАССЕ

Г

Аннотация. Автор статьи последовательно и достаточно подробно описывает совокупность методических приемов, обеспечивающих формирование у первоклассников регулятивных универсальных учебных действий в составе: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Ключевые слова: понятие УУД, регулятивные УУД, целеполагание, планирование, контрольно-оценочная деятельность, самооценка, самоконтроль, работа с эталонами, рефлексивные способности, прогностическая оценка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Понятие

«универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых

знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно [4];

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема - это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.

«Тема урока математики «Задача. Условие и требование». О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности [1]. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя -есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к.пед.н., доцентом З. А. Кокаревой:

• опора на личный жизненный опыт обучающихся;

• использование занимательного игрового материала;

• создание проблемной ситуации в процессе целепола-гания;

• выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

• моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

• постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» - это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи [2].

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности - контроль и оценка. Согласно мнению Д. Б. Элько-нина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности - научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопо-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

27

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.

Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [3].

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников:

1. Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения.

2. Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3. Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4. Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием.

5. Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6. Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7. Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

В своей работе на данном этапе можно использовать следующие приемы.

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

Оценочная самостоятельность - самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на

основе собственных знаний и умений. Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где заданы образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры. На примере урока русского языка по теме «Заглавная буква Д»,- после объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучившись работать с эталонами такого вида, учащиеся будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А - аккуратность, П - правильность, С - старание, Т - трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя - повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1- й способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2- й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.

После того, как школьники познакомились с заданием, им предлагается оценить свои возможности в его выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.

При оценке учебных умений ученики могут использовать лесенку успеха: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. Я буду здесь!

Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

Оценка по уровням:

Сомневаюсь - Умею - Могу научить.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?

• - Чему научился?

• - За что себя можешь похвалить?

• - Над чем еще надо поработать?

• - Какие задания тебе понравились?

• - Какие задания оказались трудными?

• - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? Чтобы научить самооценке на начальном этапе,

после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

• - Что нужно было сделать в этом задании?

• - Какая была цель, что нужно было получить?

• - Удалось ли получить результат?

• - Найдено решение, ответ?

• - Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

• - Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

• - Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Литература

1. Ерохина Л. Ю. Целеполагание как процесс самостоятельного и осознанного выдвижения целей деятельности учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С.32-36.

2. Корчагина Г. А. Использование алгоритмов при решении примеров, уравнений и задач. Сценарий урока математики для 4 класса. Сценарий урока письма для 1 класса // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.28-34.

3. Резапкина Г. В. Самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.17-25.

4. Шалдина С. А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.20-23.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.