Научная статья на тему 'Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников посредством техники аппликации'

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников посредством техники аппликации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / APPLICATION TECHNIQUE / WORK-BY-HAND ACTIVITY / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИКА АППЛИКАЦИИ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова А.А., Ушницкая М.И.

Статья посвящена проблеме поиска эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Как вариант решения вопроса, рассматривается условие урока технологии в процессе выполнения техники аппликации во 2 классе. Предлагается разработанный комплекс уроков с творческими заданиями посредством техники аппликации согласно алгоритмизированному планированию действий обучающихся в процессе познавательно-трудовой деятельности. Всего проведено 7 уроков по разным видам техники аппликации. Каждое занятие направлено на формирование умения планировать собственную учебную деятельность, а также умения оценивать и внести коррективы. Из проведенных семи уроков дается описание фрагментов двух занятий по предметной и обрывной аппликации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF AN APPLICATION TECHNIQUE

The article studies a problem of searching for effective formation of regulatory universal educational actions of primary school children. As a solution, the authors consider a situation at a lesson of technology in the process of implementation of techniques of application in the 2 grade. The developed set of lessons with creative tasks by means of application technique according to algorithmized planning of actions of students in the process of cognitive and labor activity is offered. Altogether there were 7 lessons in different kinds of machinery applications. Each lesson is aimed at developing an ability to plan one’s own learning activities, as well as an ability to evaluate and make adjustments. The seven lessons describe the two fragments of classes where subject and “tore-off' applications are studied.

Текст научной работы на тему «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников посредством техники аппликации»

3. O gosudarstvennoj programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody". Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: https://docviewer.yandex.ru

4. Grigor'eva E.I., Gladkih V.V. Pedagogicheskoe proektirovanie i modelirovanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v polikul'turnoj srede vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; 3 (41): 103 - 106.

5. Konyaeva E.A., Pavlova L.N. Kratkijslovar'pedagogicheskih ponyatij: uchebnoe izdanie. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2012.

6. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 372.3/.4

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov, (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Ushnitskaya M.I., student, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov, (Yakutsk, Russia), E-mail: struchkova_9494@mail.ru

THE FORMATION OF THE REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF AN APPLICATION TECHNIQUE. The article studies a problem of searching for effective formation of regulatory universal educational actions of primary school children. As a solution, the authors consider a situation at a lesson of technology in the process of implementation of techniques of application in the 2 grade. The developed set of lessons with creative tasks by means of application technique according to algorithmized planning of actions of students in the process of cognitive and labor activity is offered. Altogether there were 7 lessons in different kinds of machinery applications. Each lesson is aimed at developing an ability to plan one's own learning activities, as well as an ability to evaluate and make adjustments. The seven lessons describe the two fragments of classes where subject and "tore-off' applications are studied.

Key words: regulatory universal educational actions, application technique, work-by-hand activity, junior schoolchildren.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

М.И. Ушницкая, студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: struchkova_9494@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме поиска эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Как вариант решения вопроса, рассматривается условие урока технологии в процессе выполнения техники аппликации во 2 классе. Предлагается разработанный комплекс уроков с творческими заданиями посредством техники аппликации согласно алгоритмизированному планированию действий обучающихся в процессе познавательно-трудовой деятельности. Всего проведено 7 уроков по разным видам техники аппликации. Каждое занятие направлено на формирование умения планировать собственную учебную деятельность, а также умения оценивать и внести коррективы. Из проведенных семи уроков дается описание фрагментов двух занятий по предметной и обрывной аппликации.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, техника аппликации, трудовая деятельность, младший школьник.

В связи с внедрением в образовательную практику требований ФГОС начального общего образования, деятельностного подхода в организации обучения возникает проблема, как эффективно формировать регулятивные универсальные учебные действия младших школьников посредством выполнения техники аппликации.

Регулятивные универсальные учебные действия позволяют каждому ученику организовывать свою учебно-познавательную деятельность самостоятельно и занимательно. В нашем случае, мы выбрали урок технологии на примерах разных видов и техник аппликации. Техника аппликации включает способ творческого подхода в воспроизводстве работ, при котором реализуется воображаемое изображение и является интересным и доступным видом ручного творчества. В ходе выполнения аппликации, учащиеся учатся планировать свою деятельность, составляют поэтапный алгоритм хода работы, имеют возможность контролировать и корректировать свою деятельность. Все это влияет на формирование таких универсальных действий, которые создают условия для саморазвития и самосовершенствования школьников.

Цель статьи: раскрыть особенности процесса правильного формирования регулятивных УУД обучающихся посредством техники аппликации.

Согласно трактовкам выдающихся исследователей в области психологии младшего школьника, представляем краткий обзор генезиса и сущности понятия «Регулятивные универсальные учебные действия».

Итак, по мнению советского психолога-исследователя А.Н. Леонтьева, регулятивные УУД это «самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека». Несомненно, это умение человека сопутствует успешному существованию в современном обществе. Значит, уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия, прогнозировать возможные ситуации - это основа любого образовательного процесса, которая закладывает начальная школа [1].

Как правило, регулятивные УУД начинаются с умения ставить цель. А.К. Макарова считает, что мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития учащегося, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. от умения школьников ставить цели и достигать их в обучении. Цели - это ожидаемые конечные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов [2].

Вместе с тем, как отметил Д.Б. Эльконин, естественное развитие регулятивных действий напрямую связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивают целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля - есть соподчинение мотивов и целеполагания. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие по возрасту средства [3].

Общеизвестно, что уроки трудового обучения в начальной школе способствуют формированию у детей элементов технического и художественного мышления. Одним из видов художественной деятельности на занятиях технологии, который имеет, большие возможности для формирования регулятивных универсальных учебных т действий является аппликация [4].

Для этого разработали специальный комплекс уроков ф технологии по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников! посредством техники аппликации.

Гипотетически, если рассмотреть формирование регулятивных УУД младших школьников, процесс будет успешным, если:

- разработать систему творческих заданий посредством техники аппликации согласно алгоритмизированному планированию действий обучающихся в процессе познавательно-трудовой деятельности;

- применить индивидуальный подход к выполнению технологических операций в процессе моделирования изделия.

Всего проведено 7 уроков. Каждое занятие направлено на формирование умения планировать собственную учебную деятельность, а также умения оценивать и внести коррективы. На каждом уроке учащиеся выполняли задания по разным видам аппликации.

Система заданий построена по алгоритмизированному планированию действий. Для первого урока было предложено задание по предметной аппликации. Дети при выполнении задания учились осуществлять свое действие по образцу, придерживались правил пошагового выполнения. На втором уроке было предложено задание по обрывной аппликации. На третьем уроке - дети выполняли задание по силуэтной аппликации и на следующих уроках были предложены задания по мозаике, по асимметрической аппликации и по объёмной аппликации (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс уроков по видам техники аппликации во 2 классе

Дата Виды Тема

07.09.18 1. Предметная аппликация Поделка из бересты «Бабочка»

12.09.18 2. Обрывная аппликация «Сказочное дерево»

19.09.18 3. Силуэтная аппликация Создание композиции «Воспоминание о лете»

26.09.18 4. Асимметрическая аппликация «Мышонок-фигурист»

03.10.18 5. Мозаика «Ваза с букетом» из кусочков бумаги.

05.10.18 6. Мозаика Создание композиции из разного материала «Мозаика из ваты»

10.10.18 7. Объемная аппликация «Фоторамка» ко дню матери из фет-ра.

Таблица 2

Фрагменты уроков технологии по технике предметной и обрывной аппликаций во 2 классе

Тема Цель Результат сформированности регулятивных УУД Содержание

Поделки из бересты «Бабочка» Оборудоеание: Презентация, готовый образец, береста, шаблоны, клей, ножницы, тряпочка для рук, клеенка Создание условий для ознакомления учащихся с техникой аппликации и изготовлением поделки из бересты. - уметь представлять и осуществить поставленную задачу; - планировать своё действие в соответствии с задачей; - оценивать правильность выполнения действий на уровне эталона; - вносить соответствующие исправления в действие после оценки выработанных ошибок; - овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке; - умение формулировать цель урока с помощью учителя. Выполните предметную аппликацию из бересты по теме: «Бабочка». Внимательно прочитайте план работы над аппликацией и ответьте на следующие вопросы: С чего начинаем работу? С какой целью вырезаем из кальки элементы? С каких частей нужно начинать клеить? В чем сходства и различие между вашей работой и с заданным образцом? Алгоритм работы: 1. На эскиз накладывать кальку и обводить по контуру, каждый элемент отдельно; 2. Подбирать бересту, с учетом цвета, для каждого элемента отдельно; 3. Элемент, нарисованный, на кальке промазывать клеем; 4. На промазанный элемент накладывать бересту и прижимать салфеткой; 5. Элемент вырезать по контуру; 6. Элементы, выполненные из бересты, раскладывать на основе, как показано на эскизе; 7. Элементы приклеивать на основе.

Обрывная аппликация «Сказочное дерево» Оборудование: Презентация, готовый образец работы, картон, цветная бумага, клей, тряпка для рук, клеенка. Создание условий для изготовления поделки из обрывной аппликации. Выполните обрывную аппликацию «Сказочное дерево». Чем такая аппликация отличается от обычной аппликации? Почему называется обрывная? Обрывная аппликация получится, если бумагу не вырезать, а обрывать. Из каких материалов можно ее выполнить? (фольга или ткань?) Давайте потренируемся обрывать бумагу Как, по-вашему, нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? Прослеживайте, в одинаковой мере ли обрывается бумага в разных направлениях. Чем отличается изготовление листочков и лепестков? Можно обрывать по спирали. Чтобы листья получились более красивыми, можно сделать на них аккуратные надрывы. Продумайте самостоятельно порядок выполнения этапов работы и выполните аппликацию способом обрывания.

Из проведенных семи уроков хотим выделить два урока по предметной и обрывной аппликации, которые представлены в таблице 2.

В процессе выполнения заданий у учащихся были трудности при выполнении работы по обрывной аппликации, мозаике и объёмной аппликации. Трудности наблюдались в движениях мелкой моторики (особенно при работе пальцами в точном наклеивании материала), осанки, медлительности и беспорядочности на рабочем месте второклассников. Но тем не менее, разработанные задания, адаптированные по формированию регулятивных гуниверсальных учебных действий была положительно принята учащимися. В дальнейшем, исходя из двух

Библиографический список

продемонстрированных фрагментов уроков, планируем ещё внести новые интересные темы, так как всем понравилось выполнять задания по разным видам техники аппликации.

Таким «образом, в разработанные задания по технике аппликации, а именно предметная, обрывная, асимметрическая, объёмная, силуэтная аппликация и аппликация мозаики на уроках технологии по принципу построения алгоритмизированных пошаговых действий способствуют повышению целепо-лагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции и оценки у учащихся 2 класса.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Изд. центр «Академия», 2005.

2. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе? От действия к мысли»: учебное пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2010.

3. Словарь психолога-практика. Составитель С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн: Харвест, М.: АСТ, 2008.

4. Ермолова Н.А. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе: учебное пособие для студенческих заведений. Москва: Изд. центр «Академия», 2011.

References

1. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Izd. rcentr : «Akademiya», 2005.

2. Asmolov A.G. «Kakproektirovat' universal'nye uchebnye лdejstviya v nachal'noj shkole? Ot dejstviya k mysli»: «uchebnoe posobie dlya {uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2010.

3. Slovar'psihologa-praktika. Sostavitel' S.Yu. Golovin. 2-e izd., pererab. i dop. Mn: Harvest, M.: AST, 2008. b

4. Ermolova N.A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na uroke «Tehnologiya» vo vtorom klasse: uchebnoe posobie dlya studencheskih zavedenij. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2011.

Статья поступила в редакцию 11.02.19

УДК 378

Alieva P.Sh., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, North Caucasus Institute,

Branch of All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

ISSUES OF USING DIGITAL TEXTBOOKS IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGES. The proposed article highlights issues of digital education, its advantages and disadvantages. Programmed learning is such an organization of the pedagogical process, in which the compiler of the program or programmed textbook determines not only the proposed material, but also to a certain extent and the mental actions of the student, the order and sequence of operations, as a result of which the student acquires knowledge, skills and abilities. Programmed learning also provides a system of self-control, in which the student immediately learns whether he solves each of the tasks assigned to him. Through the examples from e-books of English language, their weak and successful sides of usage are allocated. The general review of the organization of the programmed pedagogical process is given. The variants of digital textbooks and manuals for individual studying of foreign languages are offered.

Key words: programmed learning, hybrid manuals, linear and branched scheme of grammatical material construction, adaptability, digitalization, distance learning.

П.Ш. Алиева, канд. ист. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Северо-Кавказский Институт (филиала) ФГБОУ ВО

«Всероссийский Государственный Университет Юстиции (РПА Минюста России)», г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В предложенной на рассмотрение статье освещаются вопросы цифрового образования, его преимущества и недостатки. Программированное обучение представляет собой такую организацию педагогического процесса, при которой составитель программы или программированного учебника предопределяет не только предлагаемый материал, но и в известной мере и мыслительные действия обучаемого, порядок и последовательность операций, в результате которых обучающийся приобретает знания, умения и навыки. Программированное обучение также обеспечивает систему самоконтроля, при которой обучающийся немедленно узнает, правильно ли он решает каждую из поставленных перед ним задач. На примерах из электронных книг по английскому языку выделяются их слабые и успешные стороны использования. Дается общий обзор организации программированного педагогического процесса. Предложены варианты цифровых учебников и пособий для индивидуального изучения иностранных языков.

Ключевые слова: программированное обучение, гибридные пособия, линейная и разветвленная схема построения грамматического материала, адаптированность, цифровизация, дистанционное обучение.

В наши дни, когда система российского образования переходит на цифровую форму обучения, не лишним будет рассмотрение вопроса использования цифровых учебников для изучения иностранных языков.

В современном мире традиционные методы обучения постепенно сдают свои главенствующие позиции, уступая место более продвинутым методам способным не только облегчить восприятия материала студентам, но и ускорить передачу знаний. В свою очередь информационные технологии все быстрее и быстрее распространяются в различные сферы деятельности людей, в том числе и образовательной [1, с. 855]. Для начала давайте рассмотрим некоторые особенности программированного обучения. Являясь одной их форм самообучения, оно позволяет студенту изучать предложенный материал индивидуально в соответствии с его возможностями.

Основные принципы цифрового обучения можно сформулировать в четырёх пунктах: Точное определение объёма учебного материала и разделение его на ряд связанных между собой шагов информации; Обратная связь в виде немедленного контроля усвоения проходимого материала. В данном случае самостоятельная работа студента находится под управлением и контролем обучающего устройства - цифровой учебник, интернет. Общеизвестно положение, что чем чаще осуществляется контроль знаний, тем выше эффективность учебного процесса. Традиционная методика, как мы знаем, предполагает систематический контроль, однако цифровое обучение обеспечивает более частый и немедленный контроль усвоения каждой части материала, каждого задания; Индивидуальный темп обучения. Несмотря на то что при традиционном групповом обучении студенты, как правило, имеют различную подготовку и обладают неодинаковыми способностями, им всем предлагается усвоить один и тот же материал за одинаковое время. Поэтому преподаватель вынужден ориентироваться на среднего и слабого студента или даже вернуться в самые азы изучаемого языка, в то время как сильные просто теряют время. При традиционном обучении также не учитывается различный индивидуальный уровень восприятия и разный темп усвоения учебного материала. Если студент хорошо осваивает материал и правильно дает ответы, то он затрачивает на это минимальное количество времени. Следовательно, количество времени, затраченное на изучение материала, зависит от способностей и подготовки самого студента; Активное обучение. Цифровое обучение ведет к увеличению удельного веса самостоятельной работы студента, к повышению его активности.

При обучении иностранным языкам цифровые материалы не могут, конечно, заменить традиционное обучение с педагогом. Однако для речевой деятельности необходимо овладение структурой языка, нормами словоупотребления, расширение лексической базы, составление и озвучивание диалогов, полилогов, и здесь широкие возможности для тренировочных работ дает электронное обучение [2].

Следовательно, при изучении иностранных языков цифровое обучение необходимо рассматривать как один их эффективных приемов освоения языка.

Цифровые учебники и пособия дают возможность перевести выполнение значительной части тренировочных упражнений на самостоятельную работу, что очень важно, если учесть ограниченность времени, отводимого на курс изучения иностранного языка.

Подобные пособия способствуют освобождению семинара от более простых видов работы, и дают возможность преподавателю проводить более творческие виды работ, которые не могут быть запрограммированы.

Таким образом, необходимо с уверенностью сказать, что при обучении иностранным языкам современные технологии могут быть с успехом применены при изучении грамматики, лексики и для тренировочной работы, направленной на выработку умений и навыков. Поэтому правомерным является рассмотрение цифрового обучения как одной из форм самостоятельной работы студентов. В преподавании иностранного языка, однако, элементы цифрового обучения должны сочетаться с эффективными традиционными приемами работы. В настоящее время мы имеем дело с так называемыми гибридными пособиями по изучению иностранных языков, в которых элементов традиционных методов сочетаются с элементами цифрового обучения. К таким разработкам, например можно отнести учебник английского языка для юристов "Just English", подготовленное и изданное профессорско-преподавательским составом факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова под редакцией Т.Н. Шишкиной. В данное пособие включены современные профессионально ориентированные материалы из правовых и общественно-политических источников Великобритании и США, аутентичные тексты, обработанные для студентов юридического профиля. Практически все тексты и задания программированы, тексты можно прослушать для улучшения произношения, упражнения можно выполнить и в электронном виде. Сторонники использования цифрового обучения в преподавании иностранных языков считают, что не все аспекты языка в равной мере поддаются изучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.