Научная статья на тему 'Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения'

Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ / ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКСИВНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ / ПОЗИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ / LEARNING WITHOUT MARKS / CHECKING / MARK / ORGANIZATION OF THE PURPOSE / PRINCIPLES OF THE REVIEW OF LEARNING ACTIVITY / PRINCIPLE OF POSITIVE FUTURE PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ольга Владимировна

В статье раскрываются принципы формирования регулятивных универсальных учебных действий на основе безотметочного обучения: принцип субъектности, рефлексивности, позитивной перспективы и др. Описаны приемы работы, которые помогают учителю реализовать данные принципы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of development of regulating learning operations on the base of learning without marks

The article deals with the principles of the development of regulating learning operations with the help of learning without marks. The authors deals with the principle of pupil’s active participation during the learning process: review of learning activity, positive future perspective, and others. The article reveals the ways which help a teacher to realize these principles

Текст научной работы на тему «Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения»

О. В. Кузнецова

(Вологда)

Формирование регулятивных учебных действий

на основе безотметочного обучения

В статье раскрываются принципы формирования регулятивных универсальных учебных действий на основе безотметочного обучения: принцип субъектности, рефлексивности, позитивной перспективы и др. Описаны приемы работы, которые помогают учителю реализовать данные принципы.

Введение новых образовательных стандартов связано с внесением ряда важных изменений в образовательную систему учреждения. Прежде всего, эти изменения касаются корректировки целевых установок образования. На первое место поставлено достижение личностных результатов, которые могут быть получены только при условии формирования метапредметных и предметных результатов. Достижение метапредметных результатов возможно только в том случае, если учащиеся будут обладать достаточным уровнем саморегуляции.

Под регулятивными учебными действиями понимаются действия регулирования собственной деятельности, которые проявляются в ситуации выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей и задач, условий, особенностей личности. Регулятивные учебные действия организуют учебную деятельность.

Большое значение в системе регулятивных учебных действий имеют действия контроля и оценки. Они являются системообразующими элементами, так как позволяют учащемуся критически относиться к результатам своей деятельности, видеть пробелы в знаниях и формулировать цели деятельности по устранению данных пробелов. Адекватная самооценка заставляет ученика «включать» механизмы саморегуляции, контролировать свою деятельность.

Сформировать действия контроля и оценки можно только в условиях предоставления учащемуся контрольно-оценочной самостоятельности, то есть возможности самому контролировать и оценивать свою и/или чужую работу. На наш взгляд, чтобы подобная деятельность органично вплеталась в учебную деятельность, необходима особая система

оценки результатов, отличающаяся от традиционной, где оценивание является функцией учителя.

Такой системой исследователи [1] считают систему безотметочного обучения, являющуюся частью технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Ученые используют также и другое название - многобалльное оценивание на критериальной основе [2].

Эффективное использование безотметочного обучения возможно только в случае мо-тивационной, когнитивной и технологической готовности педагога к данной работе. Определенную помощь учителю могут оказать принципы, понимание и следование которым позволяет решать те или иные педагогические задачи. Принципы подобно правилам, постулатам помогают учителю действовать в нужных рамках. Попробуем разобраться, какие правила должен соблюдать учитель, чтобы эффективно формировать регулятивные учебные действия средствами безотметочного обучения.

Исследователями были предприняты попытки сформулировать принципы безотметочного обучения: «1] отметка отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ребенка было оценено; 2] ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки; 3] самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя» [4, с. 4]; названы принципы критериальности, приоритета самооценки, гибкости и вариативности, естественности процесса контроля и оценки [2, с. 28].

Г. А. Цукерман выделены следующие принципы: «1] Оценка творчества и инициативы ... должна быть оформлена столь же ве-

Инновационные системы и технологии образования

сомо, как и оценка навыковой стороны обучения... 2] Средства оценивания навыковых достижений ученика. 3] Самооценка предшествует учительской оценке.. 4] Самооценка ученика дифференцируется. 5] Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет предъявить учителю для оценки... 6] Содержательное (само]оценивание неотрывно от умения себя контролировать.. 7] Дети имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. 8] Постепенно вводятся средства, позволяющие ... отслеживать динамику учебной успешности. 9] Право на сомнение и незнание .... 10] Оценка высших достижений ребенка . является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. 11] Обратная связь с родителями.» [3, с. 97].

Мы постараемся посмотреть на проблему несколько шире, потому что ведем речь не только о формировании действий контроля и оценки, но и других регулятивных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции.

На самом деле, обучаясь без отметок, младшие школьники учатся самостоятельно анализировать результаты своего труда, видеть не только свои достижения, но и проблемы и, главное, ставить цели по их устранению, что соотносится с действиями коррекции и целеполагания. Кроме этого младшие школьники учатся определять границы знаний и формулировать цель и задачи по выходу за эти границы на этапе целеполагания при изучении нового материала.

В безотметочном обучении используется прогностическая оценка, которая заставляет детей предвидеть результат своей работы, что связано с действием прогнозирования.

Таким образом, можно утверждать, что использование безотметочного обучения - важное средство формирования регулятивных учебных действий.

Рассмотрим принципы, следуя которым учитель может эффективно формировать регулятивные учебные действия младших школьников средствами безотметочного обучения.

Принцип субъектности подразумевает выстраивание субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Следуя этому принципу, педагоги должны помнить, что, для того чтобы сформировать учебные действия школьников, не-

обходимо предоставлять им возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Построению субъектности способствуют следующие педагогические методы и приемы:

- постепенная передача функций учителя учащимся, начиная от функции оценки, предоставляя оценочную самостоятельность, заканчивая действиями целеполагания, планирования, рефлексии, обобщения, проектирования заданий;

- предоставление свободы выбора учащимся. На выбор могут быть предоставлены: уровень выполнения задания, форма выполнения работы (в паре, группе, индивидуально], место в образовательном процессе («на сомнение» или «на оценку»], критерии оценки задания, партнер или помощник в работе и т.д.;

- организация коллективно-распределенной деятельности на этапе целеполагания, планирования деятельности, решения учебных задач.

Важным условием соблюдения принципа субъектности является соблюдение открытости контрольно-оценочных процедур. Это означает, что информация о целях, содержании, формах и методах оценки доводится до сведения учащихся и их родителей. Учащиеся должны понимать, какие знания и умения выносятся на контроль, как и когда они будут проверяться. Содержание, формы контроля, критерии оценки являются предметом совместного договора учителя и учащихся. Кроме этого ученик принимает участие в проектировании своего варианта проверочной работы.

Принцип рефлексивности. Следование данному принципу предполагает формирование и развитие рефлексивности личности младших школьников. Безотметочное обучение предполагает постоянный анализ учащимися результата и процесса собственной деятельности. Учащимся задаются вопросы: Что хотели сделать? Какие цели перед собой ставили? Что получилось? Что помогло получить такой результат? Что вызвало трудности? Где возникла ошибка? Почему произошла ошибка? Как нужно действовать дальше, чтобы подобных ошибок не допустить?

Такая работа формирует способность изучать, анализировать свою деятельность с целью конструктивного преобразования (коррекции, развития].

96

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

Кузнецова О. В. Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения

Принцип позитивной перспективы. Суть принципа состоит в создании позитивной перспективы для учащихся через формирование положительной я-концепции, представлений о личном и общественном значении учебного труда. Осознание положительной перспективы деятельности формирует мотивацию учения, развивает познавательные интересы учащихся. Принцип положительной перспективы реализуется через выполнение следующих правил:

1] приоритет самооценки учащегося перед оценкой учителя;

2] сочетание уважения и требовательности к учащемуся;

3] защищенность и эмоциональный комфорт учащегося;

4] опора на положительные качества учащегося;

5] создание ситуаций успеха и выбора;

6] оказание учащемуся индивидуальной помощи в зависимости от трудностей, которые он испытывает.

Также безотметочное обучение в отличие от традиционного оценивания соответствует возрастным и психологическим особенностям младших школьников в плане формирования их самооценки, является менее травмоопасным для психики ребенка, позволяет видеть динамику и достижения в развитии ученика.

Принцип дифференцированности предполагает дифференциацию:

- цели деятельности на выбор учащегося на этапе коррекции, отработки предметного материала,

- способов достижения цели (различия в планах деятельности, составленных учащимися],

- видов контроля (прогностический, пооперационный, диагностический, итоговый],

- видов оценки (по способу выражения: количественная, качественная; по исполнителю: самооценка, взаимооценка, оценка учителя; по времени выполнения: прогностическая, итоговая; по виду контроля: текущая, промежуточная, итоговая и т.д.],

- критериев оценки,

- уровней выполнения задания,

- средств фиксации результатов обучающихся (оценочный лист, тетрадь достижений и трудностей, карта знаний и т.д.],

- видов диагностических и проверочных работ в зависимости от целей деятельности, особенностей возраста обучающихся, фазы учебного года и т.д.,

- баллов для оценивания,

- форм, методов организации контроля и оценки.

Дифференциация позволяет увидеть результат учащегося дифференцированно от результатов других детей и уровень овладения тем или иным конкретным умением.

Таким образом, данные принципы помогают определить сущность процесса формирования регулятивных учебных действий средствами безотметочного обучения и основные подходы в организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Литература

1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Элько-нина - В. В. Давыдова. - М.: Рассказовъ, 2002. - 303 с.

2. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы]. - 3-е изд. - М.: Вита-пресс, 2012. - С. 168. - (Сер. «Новые образовательные стандарты»].

3. Оценка без отметки / В. А. Миндарова [и др.] ; под ред. Цу-керман Г. А. - М. ; Рига: Эксперимент, 1999. - 136 с.

4. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения : Пакет психологической и предметной диагностики по русскому языку. 1-3 классы / авт.: М. П. Романеева, Л. А. Суховер-ша, Г. А. Цукерман ; Пакет психологической и предметной диагностики по математике. 1 класс / авт.: С. Ф. Горбов, Н. Л. Табачникова. - Томск : Пеленг, 1995. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.