Научная статья на тему 'Формирование региональных инновационных систем в России'

Формирование региональных инновационных систем в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА (РИС) / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ / АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ РИС / РЕГИОН / СУБЪЕКТЫ РИС / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЕ ПОЛЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайбакова Людмила Фаритовна, Межецкая Анна Леонидовна

В статье определяется сущность и цель формирования региональных инновационных систем (РИС). Уточняются понятия «национальная инновационная система», «региональная инновационная система». Предлагается модель РИС, состоящая из взаимосвязанных подсистем и субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры. Проведена оценка уровня развития инновационной инфраструктуры в разрезе федеральных округов. Предлагается универсальный алгоритм формирования региональной инновационной системы, применимый для каждого субъекта РФ независимо от уровня его инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональных инновационных систем в России»

© Шайбакова Л. Ф., Межецкая А. Л., 2011

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и права

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 251-96-17, (912) 655-04-74 е-таИ: econlaw@maiL.ru

ШАЙБАКОВА Людмила Фаритовна

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 251-96-17, (904) 547-84-18 е-таИ: a.L.megezkaja@rambLer.ru

МЕЖЕЦКАЯ Анна Леонидовна

Аспирант кафедры экономики и права

Формирование региональных инновационных систем в России

Ключевые слова: региональная инновационная система (РИС); национальная инновационная система; модель; анализ; алгоритм формирования РИС; регион; субъекты РИС; инновационная инфраструктура; органы власти; правовое поле; экономические механизмы.

Аннотация. В статье определяется сущность и цель формирования региональных инновационных систем (РИС). Уточняются понятия «национальная инновационная система», «региональная инновационная система». Предлагается модель РИС, состоящая из взаимосвязанных подсистем и субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры. Проведена оценка уровня развития инновационной инфраструктуры в разрезе федеральных округов. Предлагается универсальный алгоритм формирования региональной инновационной системы, применимый для каждого субъекта РФ независимо от уровня его инновационного потенциала.

Сегодня инновации являются источником экономической конкурентоспособности страны. Инновации - шаг в будущее, связанный с модернизацией и реформами. Политика государства, основанная на инновациях, способствует созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест, создает основу для диверсификации экономики. Поэтому формирование национальных инновационных систем является главным фактором долгосрочного роста мировой экономики.

Национальную инновационную систему (далее - НИС) характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. Под НИС также понимают «совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС - это комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности» [1].

Правительство РФ под национальной инновационной системой понимает совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою

деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы [2].

Мы считаем, что эти определения не раскрывают всей сущности НИС. В нашем понимании национальная инновационная система - это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг), а также совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, органов государственной власти и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития страны и осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государ -ством политики.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ прописана цель создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития - содействие масштабному технологическому обновлению производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающих научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность [3].

Важным фактором развития национальной инновационной системы России является формирование и развитие региональных инновационных систем как составляющих НИС. Основная цель формирования региональных инновационных систем заключается в создании более льготных условий инновационной деятельности на каждой конкретной территории.

В отечественной и зарубежной литературе широко используется понятие региональной инновационной системы, но единого определения, учитывающего все аспекты региональной системы, не существует.

Анализ различных точек зрения по определению сущности региональной инновационной системы дает возможность выявить следующие общие черты:

1) система представляет собой совокупность институтов, инициирующих, создающих и распространяющих новые виды продукции и технологии;

2) главным, определяющим в системе являются знания;

3) система выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, координация, стимулирование и контроль, а также специфические функции: производство, генерация, распространение и использование знаний.

В нашем представлении региональная инновационная система - это совокупность организаций и предприятий, расположенных на данной территории и осуществляющих деятельность по созданию и реализации инновационной продукции (услуг), а также совокупность организаций инновационной инфраструктуры, региональных органов государственной власти и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития региона, осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативно-правовой базы, отвечающих особенностям и требованиям функционирования НИС.

Основная цель региональных инновационных систем заключается в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения путем: 1) создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и в сфере производства и услуг; 2) увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет расширения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения; 3) повышения образовательного уровня населения; 4) решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий [4].

Схематично модель РИС можно представить следующим образом (см. рисунок). Основной деятельностью в виде производства инновационной продукции занимаются крупные и средние промышленные предприятия, инновационные фирмы, прикладная наука и инновационный сектор научно-образовательного комплекса, составляющие

производящую часть инновационной системы - субъекты инновационной деятельности. В свою очередь, способствуют осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции, субъекты инновационной инфраструктуры: учреждения (организации) образования, готовящие кадры для инновационной деятельности; научные центры и университеты, где происходит генерация большинства бизнес-идей, т. е. результатов научных исследований, имеющих коммерческую ценность и (или) перспективу коммерциализации.

Федеральные органы государственной власти * і» Региональные органы государственной власти

і 4

Механизмы воздействия

Правовое поле

Венчуры (малые наукоемкие предприятия) Средние инновационно активные предприятия Крупные инновационно активные предприятия Особые экономические зоны Научные организации Вузы

1 1 1 1 Субъекты инновационной деятельности

Производ- ственная составляющая Консал- тинговая составляющая Финансовая составляющая Кадровая составляющая Информа- ционная составляющая Сбытовая составляющая

Технополисы, технопарки, ИТЦ Центры трансфера технологий Бюджетные средства Кадровые центры Г осударственная информационная система Специальные посреднические организации

Бизнес- инкубаторы Лизинговые компании Венчурные фонды Вузы Интернет Базы данных

Технико- внедренческие зоны Страховые компании Бизнес-ангелы Банки Учебные центры СМИ Интернет

Наукограды Патентные, экспертные службы Гарантийные фонды Конференции Выставки

Субъекты инновационной инфраструктуры

Рынок интеллектуальной собственности Рынок научнотехнической продукции Товарный рынок

Модель региональной инновационной системы

Органы власти и управления (высший уровень инновационной системы) осуществляют регулирование и формируют нормативно-правовое поле инновационной деятельности, разрабатывают программы развития и поддержки, контролируют выполнение проектов и программ.

Данная модель является оптимальной с учетом принципа необходимости и достаточности. Достоинство модели - демонстрация основной укрупненной структуры инновационной системы, являющейся универсальной для любого территориального образования. Реальные инновационные системы в регионах России значительно отличаются от предложенного обобщения: в ряде регионов одни элементы развиты в значительной степени, другие - вообще отсутствуют. В табл. 1 представлены данные по количеству субъектов инновационной инфраструктуры в разрезе федеральных округов РФ [5].

Основой для сравнения стали данные по количеству инновационно-технологических центров (ИТЦ), технопарков и центров трансфера технологий (ЦТТ) в каждом фе-

деральном округе. К сожалению, на сегодняшний день в большинстве субъектов РФ отсутствует развитая инновационная инфраструктура, а в ряде регионов инновационные системы находятся на стадии формирования.

Таблица 1

Субъекты инновационной инфраструктуры в разрезе федеральных округов

Федеральный округ ИТЦ Технопарки ЦТТ

Центральный 26 12 27

Северо-Западный 12 8 11

Южный 7 9 10

Приволжский 6 15 17

Уральский 2 3 4

Сибирский 8 6 12

Дальневосточный 2 5 5

Всего 63 58 86

В настоящее время подавляющее большинство регионов России не обладает ни природными, ни промышленно-технологическими ресурсами, позволяющими обеспечить собственное развитие. Активизация инновационной деятельности, разворачивание конкурентоспособных наукоемких производств в рамках формирования и развития РИС может стать единственным фактором, обеспечивающим развитие территории.

Формирование РИС представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в ходе которого должна реализоваться политика государственных и местных органов власти, определяющая стратегию формирования РИС, стимулирование частного капитала для участия в инновационном развитии региона. Формирование и развитие инновационных систем любого уровня - это в основном прерогатива федеральных органов, центральных властей. В самой природе РИС уже заложены основы федерализма, если учесть, что региональная инновационная система является подсистемой национальной инновационной системы [6].

При различном уровне инновационного развития регионов очень сложно разработать единые правила формирования и развития инновационной системы, обеспечить проведение единой политики в регионах. При этом алгоритм формирования РИС может быть универсальным (табл. 2).

Таблица 2

Алгоритм формирования региональных инновационных систем

Этап Суть этапа Содержание этапа

1 Создание в структуре региональных органов власти соответствующего ведомственного подразделения (министерство/департамент/отдел), курирующего науку и инновационное развитие региона В функции ведомственного подразделения должны входить: • проведение научно-технической и инновационной политики региона; • формирование и развитие региональной инновационной системы; • формирование регионального законодательства, направленного на стимулирование науки и инноваций; • создание экономических механизмов региональной поддержки инноваций; • взаимодействие с федеральными органами государственной власти в рамках инновационной и научно-технической политики; • взаимодействие с региональными органами власти других субъектов РФ в целях реализации совместной взаимовыгодной инновационной и научно-технической политики

Продолжение табл. 2

Этап Суть этапа Содержание этапа

2 Проведение комплексного анализа региона Комплексный анализ включает: • анализ экономической ситуации региона; • определение приоритетных направлений научно-технологического и промышленного развития территории; • оценку имеющихся ресурсов включая возможные меры государственной и региональной поддержки; • определение уровня конкурентоспособности выпускаемой на территории научной и промышленной продукции; • анализ состояния инновационной инфраструктуры и перспективы ее развития; • определение путей реструктуризации научно-технологического и промышленного комплекса и его адаптации к рыночным условиям; • определение перспектив социально-экономического развития региона

3 Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность инновационно активных предприятий и субъектов инновационной инфраструктуры Формирование стимулирующего законодательства: • предметом регулирования нормативных правовых актов субъекта Федерации в сфере инновационной деятельности может выступать установление форм и методов государственной поддержки указанной деятельности за счет бюджета субъекта Федерации; • нормативные акты субъекта Федерации должны совмещать в себе регулирование форм и методов поддержки как инновационной, так и научной и научно-технической деятельности

4 Создание экономических механизмов региональной поддержки инноваций • Предоставление финансовой поддержки в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, в том числе: предоставление субвенций, субсидий, бюджетных кредитов; предоставление налоговых кредитов, а также отсрочек, рассрочек по уплате региональных налогов и сборов; предоставление налоговых кредитов, а также отсрочек, рассрочек по уплате федеральных налогов в части, поступающей в областной бюджет; предоставление государственных гарантий региона; грантовая поддержка научных разработок и проектов; установление в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах дополнительных оснований и условий предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных налогов. • Принятие областных целевых инвестиционных программ поддержки инновационной деятельности региона, а также участие в реализации соответствующих федеральных программ. • Формирование и развитие рынка венчурного капитала. • Разработка и реализация концепции партнерства региональных органов власти и бизнеса в достижении стратегических целей на базе формирования комплексных инновационных программ и проектов на территории. • Формирование долгосрочных и среднесрочных приоритетов инновационного развития экономики и социальной сферы региона с концентрацией на них соответствующих ресурсов

5 Организация формирования и развития РИС • Принятие участия в создании и развитии элементов инновационной системы, таких как: крупные и средние инновационные предприятия; малые наукоемкие предприятия (венчуры); научные организации; особые экономические зоны; технополисы, технопарки; венчурные фонды и др. • Реализация политики частно-государственного партнерства в инновационной сфере

Окончание табл. 2

Этап Суть этапа Содержание этапа

6 Формирование внутреннего рынка потребления результатов инновационной деятельности • Заключение государственных контрактов в инновационной сфере и формирование государственного заказа на поставку наукоемкой продукции для государственных нужд региона. • Ведение реестра инновационных проектов регионов. • Обеспечение информационного взаимодействия с субъектами инновационной деятельности. • Формирование баз данных изобретений, патентов, инновационных проектов. • Правовое сопровождение инновационных проектов. • Проведение независимой экспертизы инновационных проектов. • Обеспечение представления инновационных проектов на выставках, семинарах, симпозиумах и пр.

7 Систематический анализ развития инновационной системы в регионе • Проведение комплексного анализа, в результате которого должны выявляться пробелы и проблемы формирования и развития РИС. Выводы и рекомендации, полученные в результате такого мониторинга, должны стать основой корректировки инновационной политики региональных органов власти

Важным условием инновационного развития региона является стабильная политическая и экономическая ситуация как на уровне государства, так и на уровне территории.

Предложенный нами алгоритм формирования РИС является универсальным для всех субъектов РФ, независимо от уровня инновационного потенциала того или иного региона. Алгоритм может быть дополнен и адаптирован для каждого конкретного региона исходя из особенностей последнего и степени функционирования субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры.

При реализации инновационной политики органам власти субъекта РФ целесообразно использовать успешный опыт формирования и развития РИС других регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская область, Республика Татарстан и др.

Инновационный путь развития страны в целом и ее отдельных регионов требует создания эффективного механизма формирования и распространения инноваций, а также механизмов управления инновационной деятельностью. Проблемы становления инновационной экономики регионов связаны с необходимостью создания эффективных региональных инновационных систем. В настоящее время, несмотря на большое количество исследований в данном направлении, отсутствует единый методологический подход к формированию РИС. Предложенный алгоритм формирования региональных инновационных систем, по нашему мнению, является оптимальным и включает необходимые инструменты для проведения успешной инновационной политики региона. Именно региональные инновационные системы России должны обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, и способствовать участию России в мировом инновационном процессе в качестве равноправного партнера.

Источники

1. Валентей С. Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия. Режим доступа : www.chelt.ru/2006/2-06/valentei2-06.html.

2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. : утв. письмом Правительства РФ от 5 августа 2005 г. № 2473П-П7.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на перспективу до 2020 г.) // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ. Режим доступа : www.economy.gov.ru.

4. Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. № 1.

5. Наумов А. В. Приоритеты и реализация российской инновационной политики // Материалы VII Байкальского экономического форума. Режим доступа : www.baikal-forum.ru/qa/586.html.

6. Диваева Э. А. Особенности формирования региональных инновационных систем // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. 2011. № 1(25). Режим доступа : www.uecs.mcnip.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.