Научная статья на тему 'Формирование региональной партийной системы республики Дагестан: проблемы и перспективы'

Формирование региональной партийной системы республики Дагестан: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / POLITICAL PARTIES / PARTY SYSTEM FORMATION / ELECTORAL PROCESS / MULTI-PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиханова Сайкинат Арсланалиевна

В статье дается анализ регионального партийного строительства в Республике Дагестан. Рассматривается деятельность региональных отделений политических партий, влияющих на процесс формирования партийной системы республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of regional party system formation in the Republic of Dagestan is presented in the article. Activity of party’s regional branches which impacts on the process of party system formation in Dagestan is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной партийной системы республики Дагестан: проблемы и перспективы»

Сайкинат АЛИХАНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье дается анализ регионального партийного строительства в Республике Цагестан. Рассматривается деятельность региональных отделений политических партий, влияющая на процесс формирования партийной системы республики.

The analysis of regional party system formation in the Republic of Dagestan is presented in the article. Activity of party's regional branches which impacts on the process of party system formation in Dagestan is considered.

Ключевые слова:

политические партии, партийное строительство, избирательный процесс, многопартийность, политическая конкуренция; political parties, party system formation, electoral process, multi-party system, political competition.

В постсоветский период становление региональной партийной системы Республики Дагестан прошло ряд этапов. Начало 1990-х гг. характеризовалось резким ростом активности националистических движений. Но в это же время республика встраивалась в общероссийскую партийную систему, формируемую в процессе думских выборов, проходивших с 1993 г., в т.ч. по партийным спискам. Постепенно у населения республики складываются партийные предпочтения, которые заставляют местные элиты определяться в своем отношении к общероссийским партиям и движениям. Наиболее важной составляющей электорального процесса на первом этапе стала конкуренция между лояльными власти партиями и движениями, с одной стороны, и КПРФ — с другой. Причем общественная поддержка КПРФ в республике находилась на очень высоком уровне. На выборах в Государственную думу в декабре 1993 г. за представителей коммунистов проголосовало более половины всех избирателей1.

В нулевых годах с созданием партии «Единая Россия» в партийной системе республики происходят определенные изменения. Основная часть властной элиты, демонстрируя лояльность центру, поддержала эту партию. В условиях быстрого формирования «Единой России» и ее доминирования на выборах, а также вследствие зависимости республики от центра именно эта партия привлекла главное внимание элиты. Самая большая фракция в Народном собрании — у «Единой России» (62 депутата). В партии также состоят более 120 глав муниципальных образований респу-блики2. Большинство чиновников, делая выбор в пользу вступления в «Единую Россию», демонстрируют свою лояльность с целью ускорения своей политической карьеры.

Отметим, что республика почти полностью перешла на пропорциональную систему выборов, что во многом объясняется практикой демонстрации лояльности тем тенденциям, которые задает федеральный центр. В Дагестане пропорциональная система используется примерно в половине муниципальных образований первого уровня, в т.ч. почти во всех городских округах. Однако если

1 Напомним, что в Дагестане тогда было зарегистрировано 1 080 тыс. избирателей. Из них за коммунистов отдали голоса 53,2%. Наименьшее число сторонников оказалось у ЛДПР — 3,25% голосов. См.: Северный Кавказ, 1993, № 51, 18 дек.

2 Адзиев Х.Г., Гасанов Н.Н. Республика Дагестан: национальная политика и межэтническое согласие. — Махачкала, 2010, с. 242.

АЛИХАНОВА

Сайкинат

Арсланалиевна —

к.полит.н., доцент

Дагестанского

государственного

педагогического

университета

sakinat-alikhanova@

yandex.ru

межпартийная конкуренция начинает, по мнению властей, выходить из-под контроля, то возможным становится возврат к мажоритарной системе. Такие примеры уже есть в некоторых муниципальных районах Дагестана. При этом на муниципальном уровне партийные системы пока окончательно не сложились. Об этом свидетельствует достаточно большое число беспартийных глав местных муниципальных образований, победы самовыдвиженцев на местном уровне, доминирование беспартийных в некоторых муниципальных собраниях. На выборах глав муниципальных образований, состоявшихся в марте 2011 г., самовыдвиженцы одержали победу в Каякентском, Гергебильском, Лакском, Кайтагском и Кизилюртовском районах. В целом по Республике Дагестан партийная составляющая органов местного самоуправления по результатам выборов 2011 г. выражается следующими показателями: «Единая Россия» — 50%, партия «Правое дело» — 4,76%, самовыдвижение — 45,24%!.

Таким образом, развитие института партий в Дагестане, как и на Северном Кавказе в целом, было искусственно стимулировано распространением выборов по пропорциональной системе после 2003 г. При этом пропорциональная избирательная система стала выгодным политическим механизмом, соответствующим стремлению основных групп влияния к кулуарным договоренностям и определенным компромиссам. В Дагестане формировалась более или менее управляемая многопартийная система с распределением мест между партиями, которые или представляют разные группы местной элиты, или управляются из одного центра и обеспечивают видимость конкуренции. Существенно отличается от общероссийского и состав парламентских партий. В республиканском парламенте представлены 5 политических партий — «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Правое дело».

Формальное разнообразие партийного представительства на республиканском уровне сочетается с крайне малым числом депутатов от соответствующих партий. КПРФ провела по спискам 6 депутатов (7% общего числа), и влиять на про-

цесс принятия решений коммунисты не в состоянии. «Справедливая Россия» провела в Дагестане 13 депутатов (14% депутатского корпуса), «Патриоты России» получили 8 мандатов (9%). «Правое дело» в парламенте представлено 1 депутатом, который получил мандат по новому федеральному законодательству, поскольку партия набрала чуть более 5%. Таким образом, представительство других партий в парламенте республики не превышает 39% численности всего депутатского корпуса (правда, можно отметить относительно крупную фракцию «Справедливой России»)2.

«Справедливая Россия» выступает в роли несколько более автономного объединения элит. Такое положение данной партии позволило ей пройти в республиканский парламент и создать относительно значимую фракцию. Но при этом никакой определенной идеологической платформы, понятной избирателям республики, партия пока не имеет. Характерны частые смены ее руководства, определяемые влиянием главы республики и меняющейся расстановкой сил.

В то же время структурная сложность элиты может приводить к развитию других партий, если определенные группы не добиваются искомого влияния в структурах «Единой России» и «Справедливой России». Интересно, что «Патриоты России» и «Правое дело» при финансовой поддержке и опоре на местные элиты весьма активно и успешно участвовали и в муниципальных выборах в Дагестане в самых разных районах и городах. На муниципальных выборах 2010 г. «Правое дело» получило 222 мандата депутатов представительных органов местного самоуправления, было избрано четверо глав администраций сельских поселений3.

Так, региональные бизнесмены, которым важна депутатская неприкосновенность или возможность лоббировать свои коммерческие интересы, способствовали успешному развитию партии «Патриоты России», которая получила представительство в республиканском парламенте и очень успешно участвовала во многих муниципальных кампаниях. Всего в представительных органах власти республики

1 По данным Избиркома РД // http://www.

dagestan.izbirkom.ru/

2 Там же.

3 Там же.

работают более 20 депутатов от «Патриотов России».

Из вышесказанного ясно, что формирование партийных структур в республике Дагестан в основном происходит при активном участии элиты, отражая ее этническую и клановую структуру. При этом в соответствии с законодательством все партии обязаны формировать достаточно массовую членскую базу, что приводит к мобилизации элитами зависимых от них граждан и создает систему формального, завышенного членства в партиях. Формирование партий снизу, на основе идеологических мотиваций определенных социальных групп относится только к случаю КПРФ, которая в 1990-х гг. на фоне резкого ухудшения социально-экономической ситуации и кризиса межнациональных отношений обладала действительно массовой поддержкой. В настоящее время членская база КПРФ очень сильно сократилась. В некоторой степени принцип формирования партий снизу актуален и для ЛДПР (поддержка казачества, русского населения), но в республике она не смогла создать устойчивую и массовую поддержку этой партии.

В Дагестане «Единая Россия» представляет собой скорее коалицию элит, чем инструмент в руках главы республики, в силу множества этнических и клановых противоречий и частых смен главы региона. Очень важным является процесс рекрутирования партийной элиты из бизнеса. Существенную роль в формировании партийного актива играет социальная сфера — образование, здравоохранение и т.п. В основном эта сфера ориентирована на «Единую Россию», по крайней мере в лице своих статусных представителей. Также в структуре партийной системы РД традиционно представлены КПРФ и «Справедливая Россия».

2013 г. ознаменовался появлением новых политических сил на политическом пространстве республики. На 7 июля 2013 г. 50 партий имеют региональные отделения в Республике Дагестан, но пока они весьма слабы.

Таким образом, в Дагестане региональная партийная система сегодня по-прежнему находится в процессе становления, достаточно активно идет процесс формирования новых партийных структур. Однако лидирующая роль «Единой России» в республике вполне определилась, и сформировался круг ведущих политических сил.

Важным фактором является также то, что Дагестан стал первым регионом, отказавшимся от прямых выборов главы республики (в связи с угрозой политической и национальной дестабилизации территории региона в случае всенародного голосования). По новому законодательству руководителя республиканской администрации будут выбирать депутаты местного парламента. Напомним, что 22 марта 2013 г. был принят закон, который позволяет заменять прямые выборы процедурой избрания глав регионов депутатами региональных законодательных собраний из числа 3 кандидатов, внесенных президентом РФ по представлению политических партий. Согласно закону, кандидатов смогут выдвинуть только 6 ведущих партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Правое дело» и ЛДПР. Безусловными преимуществами, судя по раскладу сил в Народном собрании, обладают кандидаты от «Единой России». Именно этот расклад политических сил и будет определять перспективы регионального партийного строительства в Дагестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.