Научная статья на тему 'Формирование региональной инновационной политики республики Саха (Якутия)'

Формирование региональной инновационной политики республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной инновационной политики республики Саха (Якутия)»

ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008

Формирование региональной инновационной политики

Республики Саха (Якутия)

Н. Е. Егоров,

к. ф.-м. н., доцент,

директор ГУ «Региональный инновационно-технологический

парк “Якутия”»

Как известно, политика Президента и Правительства Российской Федерации нацеливает г регионы России на формирование новой структурной политики развития и становления инновационной экономики регионов.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) проводится планомерная научно-инновационная политика, формируется нормативно-правовая и законодательная база, направленная на создание условий для развития инновационной экономики региона:

✓ принят Закон о науке и научно-технической политике в Республике Саха (Якутия);

✓ утверждены Концепция государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) и Концепция инновационной политики Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г., а также План мероприятий по их реализации.

Планом мероприятий по реализации Концепций предусмотрено:

✓ совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия);

осуществление мероприятий по переходу научных учреждений республики на программно-целевой принцип финансирования; формирование региональной инновационной системы;

развитие интеграции науки, производства и образования;

подготовка кадров для инновационной деятельности и закрепление молодежи в науке; формирование финансово-экономических механизмов стимулирования инноваций. Правительством республики утверждено и действует положение «О порядке перехода научных учреждений на программно-целевой принцип планирования и финансирования научно-исследовательских работ». Разработаны проекты Положений о Фонде поддержки инновационной деятельности Республики Саха (Якутия), о конкурсе инновационных проектов и проект Закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике.

Подготовлены проекты республиканской целевой программы по развитию инновационной деятельно-

сти и Стратегии инновационного развития Республики Саха (Якутия) до 2020 г.

Для обеспечения взаимодействия главы республики с научными организациями и деятелями науки, выработки предложений по определению приоритетных направлений развития науки, инновационной деятельности и технической политики республики создан и действует Совет по науке и технической политике при Президенте Республики. Решением данного Совета утверждены: приоритетные направления развития науки и техники Республики Саха (Якутия) на период до 2010 г., перечень критических технологий, рассмотрены и одобрены транспортная стратегия республики, стратегия биофармацевтической промышленности, приоритетные направления развития телекоммуникаций на ближайший период, положение «О государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)».

С 1996 г. Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет планомерную работу по формированию эффективной схемы инновационной инфраструктуры. В республике действуют Региональный инновационно-технологический парк «Якутия», технопарк Якутского госуниверситета, Центр трансфера технологий, которыми накоплен опыт практической организационной работы в научно-инновационной сфере, налажены связи с ведущими инновационными центрами страны и Китайской Народной Республики.

За последние 15 лет, в условиях экономического кризиса республика сумела не только сохранить, но и увеличить потенциал научного комплекса. В Республике ведутся многоплановые фундаментальные и прикладные исследования, имеется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал, который сосредоточен в 14 академических научных учреждениях, 3 вузах, 5 отраслевых институтах и 2 НИИ, в которых работают около трех тысяч человек. Высокий уровень развития регионального научного комплекса подтверждается активным участием ученых республики в федеральных, межрегиональных, региональных и международных научно-исследовательских программах. Высокая конкурентоспособность научных кадров республики на российском и международном уровне объясняется уникальностью

объектов исследований, определяемых особыми природно-климатическими, экологическими условиями, концентрацией минерально-сырьевых и биологических ресурсов.

Перечень научных разработок, накопленных в настоящее время в республике и предложенных для широкого использования, включает более 90 наименований. Среди них наиболее перспективны:

✓ разработки в области энергетики, включая использование нетрадиционных источников энергии;

✓ комплекс разработок «Техника Севера»;

✓ физико-химические технологии размерной обработки алмаза, включая производство новых видов алмазного инструмента и использование изделий из алмаза в новых нетрадиционных областях (медицина и др.);

✓ биотехнологии производства биологически активных пищевых добавок и препаратов из природного растительного, животного и микробного сырья;

✓ научное, методическое, приборное и аналитическое обеспечение мониторинга окружающей среды для экологических и специальных задач;

✓ технологии производства композиционных материалов и неразъемных соединений с заданными механическими и теплофизическими свойствами на металлической, керамической и полимерной основах;

✓ переработка вторичного и отходов техногенного сырья;

✓ производство гуминовых удобрений и сорбентов на базе бурых углей, возобновляемых удобрений на основе использования органо-минерального сырья (гуматы, биологически активные удобрения и др.);

✓ научные основы адаптивно-ландшафтного земледелия для зональных систем АПК;

✓ производство удобрений и фильтров для очистки питьевой воды на основе цеолитов.

В дальнейшем предполагается усилить роль новых производств и отраслей хозяйства, связанных с глубокой переработкой углеводородного сырья, биоресурсов, развития транспортной системы и телекоммуникаций, развития информационного сектора экономики региона, энергетики и энергосбережения, сферы услуг.

Формирование государственной политики в области инновационной деятельности имеет важный, системообразующий характер, вместе с тем необходимо понимать, что рост экономики и общественного благосостояния невозможен без осознания необходимости в организации соответствующих инновационных процессов на местах с последующей реализацией данных преобразований. В этой связи возрастает роль региональной инновационной политики, которая, по нашему мнению, представляет собой со-

вокупность мер, методов и приемов планирования, мотивации, координации и реализации инновационной деятельности на региональном уровне, в том числе и на конкретных предприятиях региона.

Инновационная политика должна определять значение и степень важности инновационных процессов на региональном уровне, формировать общественное отношение к инновационной деятельности, формулировать позиции и направления деятельности федеральных и региональных органов власти, а также учитывать роль конкретных предприятий и организаций — производителей, посредников и потребителей инновационной продукции.

Эффективность региональной инновационной политики должна включать следующие направления:

✓ создание системы взаимовыгодного сотрудничества науки, производства, бизнеса на основе экономических механизмов и стимулов;

✓ стимулирование предприятий к использованию и производству инноваций, создание условий для формирования новых инновационных форм предпринимательской деятельности;

✓ стимулирование подготовки и повышения квалификации специалистов отраслей народного хозяйства;

✓ улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности региона;

✓ улучшение экономической и социальной среды в регионе.

Для формирования региональной инновационной политики необходимо принятие на федеральном уровне комплекса мер правового, институционального и финансово-экономического характера, в том числе принятие федерального закона об инновационной деятельности. Реализация отдельных инновационных проектов высокой степени коммерциализации требует рассмотрение вопроса о передаче регионам и мунициапальным образованиям, имеющим соответствующий научно-инновационныйи производственный потенциал, части полномочий по созданию зоны освоения новых и высоких технологий и инновационного предпринимательства, в том числе техниковнедренческого типа.

Литература

1. Н. Е. Егоров. Формирование инновационной политики региона: проблемы, перспективы. М.: ИНИОН РАН, 2004.

2. Н. Е. Егоров. Организационно-экономические механизмы активизации инновационной деятельности в регионе//Экономи-ка и конкурентоспособность России: Межвуз. сборник научных трудов. Вып. 6. СПб., 2004.

3. Н. Е. Егоров, Г. С. Ковров. Механизмы реализации инновационной политики Республики Саха (Якутия) как условие развития инновационной экономики в регионе//Стимулирование инновационной деятельности как необходимое условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока: Материалы Дальневосточного международного инновационного форума. Хабаровск: Изд-во Тихоокен. ГУ, 2006.

ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.