Научная статья на тему 'Формирование речевой компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере темы «Наше здоровье»)'

Формирование речевой компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере темы «Наше здоровье») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SPEECH COMPETENCE / РЕЧЕВАЯ ТЕМА / SPEECH TOPIC / ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА / LEXICAL WORK / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / SYSTEM OF EXERCISES / ГОВОРЕНИЕ / SPEAKING / АУДИРОВАНИЕ / LISTENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Т.А.

Статья посвящена рассмотрению способов формирования речевой компетенции на уроках говорения и аудирования на примере одной речевой темы. Автор приводит систему упражнений для уроков говорения и аудирования, направленных на формирование речевой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of speech competence on employment on Russian as a foreign language (for example, the theme of «Our health»)

The article considers the ways of formation of speech competence on the lessons speaking and listening on the example of a speech topic. The author gives a system of exercises for speaking and listening lessons, aimed at creating a speech competence.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере темы «Наше здоровье»)»

УДК 4(С) Р (07) ББК 81.411.2 р 30

Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Orenburg State Medical University» Russian Ministry of Health

The department of Russian Language PhD, senior lecturer Yudina T.A.

Russia, Orenburg, 8(3532)409792 e-mail: tan_tom56@mail.ru

Т.А. Юдина

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»)

Статья посвящена рассмотрению способов формирования речевой компетенции на уроках говорения и аудирования на примере одной речевой темы. Автор приводит систему упражнений для уроков говорения и аудирования, направленных на формирование речевой компетенции.

Ключевые слова: речевая компетенция, речевая тема, лексическая работа, система упражнений, говорение, аудирование.

T.A. Yudina

FORMATION OF SPEECH COMPETENCE ON EMPLOYMENT ON RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (FOR EXAMPLE, THE THEME OF «OUR HEALTH»)

The article considers the ways of formation of speech competence on the lessons speaking and listening on the example of a speech topic. The author gives a system of exercises for speaking and listening lessons, aimed at creating a speech competence.

Key words: speech competence, speech topic, lexical work, system of exercises, speaking, listening.

В процессе обучения иностранных студентов русскому языку важным является овладение не только языковой, но речевой компетенцией. Речевая компетенция, по определению А.А. Акишиной и О.Е. Каган, представляет собой навыки и умения строить речь по правилам [1; с. 6]. А.Н. Щукин под речевой компетенцией понимает «знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, обеспечивающих возможность организовать и осуществить речевое действие (реализовать коммуникативное намерение) и способность такими способами пользоваться для понимания мыслей других людей и выражения собственных суждений в устной и письменной форме в различных ситуациях общения» [2; с. 143]. Другими словами, речевая компе-

© Юдина Т.А., 2015

ФГБОУВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России канд. филол. наук, ст. преп. кафедры русского языка

Юдина Т.А.

Россия, г. Оренбург, тел. 8(3532)409792 e-mail: tan_tom56@mail.ru

тенция - это способность пользоваться языком в речевом акте.

Цель статьи - показать на примере уроков говорения и аудирования, как, изучая речевую тему «Наше здоровье», можно сформировать речевую компетенцию.

В своей практике работу над данной темой мы начинаем на уроке говорения, целью которого является актуализация слов лексико-тематической группы «Здоровье» и лексико-семантической группы «Болеть», знакомство обучающихся с правилами и конструкциями перевода диалогической речи в монологическую, совершенствование навыков составления монологических текстов, развитие навыков устной продуктивной монологической речи.

Урок начинается с организационного момента, включающего в себя сообщение темы и вступительную беседу. Предлагаем свой вариант начала урока: «Все мы часто или редко, но болеем. Нам приходится обращаться к врачу: вызывать врача на дом, ходить на прием в поликлинику. Поэтому сегодня на занятии мы рассмотрим такие ситуации, научимся действовать в них и рассказывать о них».

После сообщения темы урока преподаватель проводит речевую разминку, целью которой является настроить обучающихся на восприятие русской речи. Вопросы могут быть следующие: как часто вы болеете; чем вы болели последний раз; вы вызывали врача на дом или ходили в поликлинику; как вы лечите простуду; где можно приобрести нужное лекарство; дайте какой-нибудь совет из народной медицины, как лечить простуду.

Основная часть урока начинается с работы над словами лексического минимума (первый сертификационный уровень). Здесь методически целесообразно использовать следующие задания.

Задание 1. Слушайте вопрос и называйте слово-ответ.

Методический комментарий. Необходимо использовать фронтальную форму работы с аудиторией, во время которой преподаватель задает вопрос и после того, как студенты называют слово, фиксирует карточку с нужным словом на доске.

Лексика для актуализации: врач, доктор, поликлиника, аптека, ангина, грипп, кашель, насморк, болит (горло, голова, живот, зуб), больница, болеть - заболеть, градусник, вызывать - вызвать (врача), заболеть, выздороветь, лекарство, больной - здоровый; болен, больна - здоров, здорова, чувствовать себя (хорошо/плохо), навещать -навестить (кого?).

Вопросы каждый преподаватель может сформулировать сам. Мы приведем лишь некоторые из них:

Как называется человек, который лечит людей? (карточка со словом «врач»)

Как называется место, куда идет заболевший человек? (карточка со словом «поликлиника»)

Где мы покупаем лекарства? (карточка со словом «аптека»)

Какие заболевания вы знаете? (карточки со словами «грипп», «ангина» и др.) и

т.п.

Задание 2. Прочитайте названия специальностей врачей. Скажите, что они лечат. Выберите правильные ответы.

Методический комментарий. Работа проводится по методике игры «Установи соответствие». Студентам необходимо соединить слова правого и левого столбиков.

стоматолог

дерматолог

невропатолог

гастроэнтеролог

оториноларинголог

терапевт

окулист

хирург

глаза

внутренние органы зубы

кожные заболевания ухо, горло, нос пищеварительная система делает операции нервные болезни

Задание 3. Прочитайте слова. Составьте с ними предложения.

Методический комментарий. Работа с данным заданием проводится по методике игры «Снежный ком». Студенты составляют предложения с данными словами. При этом каждый студент может добавить только одно слово к уже составленному предложению.

Слова: поликлиника, лекарство, витамины, врач, кабинет, медицинская карта.

После лексической работы следует объяснение нового языкового материала, которое начинается словом преподавателя: «Очень часто в речи бывают ситуации, когда нам нужно передать прямую речь в виде косвенной. Для этого мы используем следующие правила и конструкции».

Марина: «Оля, Куда ты идешь?» Оля: «Я иду в поликлинику». Марина спросила Олю, куда она идет. Оля ответила, что она идет в поликлинику.

Врач: «Скажите, пожалуйста, где вы работаете?» Иван: «Я работаю в университете». Врач спросил Ивана, где он работает. Иван сказал, что он работает в университете.

Врач сказал Ирине: «Принимайте лекарства 3 раза в день». Врач сказал Ирине, чтобы она принимала лекарства 3 раза в день.

Регистратор сказал Виктору: «Позвоните завтра в первой половине дня». Регистратор сказал Виктору, чтобы он позвонил завтра в первой половине дня.

После объяснения нового материала проводится его закрепление. Для этого необходимо использовать упражнения, направленные на отработку изученного языкового материала. Данная работа проводится на основе текстов-диалогов.

Задание 4. Прочитайте диалог. Передайте прямую речь в виде косвенной. (Представьте диалог в виде монолога.)

А) Работа полусамостоятельного характера.

Методический комментарий. Сначала студенты читают диалог по ролям, а затем совместно с преподавателем работают по цепочке, изменяя по одной реплике.

Диалог 1. «Лена заболела».

Аня: Вставай, Лена, уже 7 часов. / Лена: Сейчас, еще минутку. / Аня: Вставай, вставай... В университет опоздаешь! / Лена: Нет, не могу встать. / Аня: Что у тебя бо-

лит? / Лена: Голова кружится, и глотать больно. / Аня: Надо вызвать врача. / Лена: Нет, я не хочу врача. Лучше сегодня полежу в кровати. / Аня: А я думаю, что надо все-таки вызвать врача. Пусть тебя посмотрит. А где у нас градусник? Хочу узнать, какая у тебя температура! / Лена: Он лежит в тумбочке на верхней полке. / Аня: Нашла. / (через некоторое время) /Аня: Давай сюда. Да, я так и думала. 38,4 (тридцать восемь и четыре). / Лена: Правда?! / Аня: Да. Иду вызывать врача. Здоровье надо беречь. Знаешь, как у нас говорят? Здоровье не купишь. / Лена: Хорошо, вызывай. /

Б) Работа самостоятельного характера.

Методический комментарий. Студентам необходимо представить данный диалог в виде монолога, используя конструкции для передачи косвенной речи.

Диалог 2. «Вызов врача на дом».

Марк: Алло! Это поликлиника? / Регистратор: Да. Слушаю Вас. / Марк: Мне нужно вызвать врача на дом. / Регистратор: Что с вами? / Марк: У меня болит горло и высокая температура. / Регистратор: Сколько вам лет? / Марк: Двадцать один год. / Регистратор: Где вы живете? Скажите ваш адрес. / Марк: Улица Липовая, дом 7, квартира 44. / Регистратор: Я все записала. Врач будет во второй половине дня. / Марк: Хорошо. Спасибо. Буду ждать. До свидания.

После работы с языковым материалом мы переходим к речевой практике, где выполняем упражнения, направленные на формирование речевых умений и навыков.

Задание 5. Прочитайте диалог «На приеме у врача». Разыграйте диалог по ролям.

Методический комментарий. Студенты читают текст по ролям, совместно с преподавателем выясняют значение непонятных слов, а затем пересказывают по ролям близко к тексту.

- Здравствуйте, доктор. / - Здравствуйте. На что жалуетесь? / - У меня был грипп. Вы приезжали к нам. / - Ваша фамилия? / - Меня зовут Елена Скворцова. / - Как Вы себя чувствуете? Давайте я посмотрю ваше горло. Да... почти все хорошо. Еще немного и все будет в порядке. / - Да, доктор, спасибо. / - Раздевайтесь до пояса. Я Вас послушаю. Дышите. дышите. А теперь не дышите. Хорошо. Все хорошо. / - Мои легкие в порядке? / - Да. Теперь измерим давление. Садитесь. Давление у Вас нормальное. Хорошо бы сделать анализ крови и пройти флюорографию. / - А это обязательно? / -Да, это обязательно для всех один раз в год. / - Хорошо. /- И еще медсестра выпишет Вам направление на анализ. Флюорография в двадцать пятом кабинете с восьми утра до пяти вечера ежедневно, кроме субботы и воскресенья. До свидания.

Задание 6. Расскажите другу (подруге), как вы ходили на прием к врачу.

Задание 7. Вы прочитали в газете объявление:

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Медицинский центр «Гиппократ» приглашает на лечение: - высокая квалификация специалистов; - индивидуальный подход к каждому пациенту; - нетрадиционные методы лечения; - народная медицина; - массаж, гимнастика, водные процедуры.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону: (812) 3441562

Это объявление Вас заинтересовало. Позвоните по указанному телефону и расспросите обо всем подробно, чтобы решить, нужно ли Вам обращаться в этот медицинский центр. А затем порекомендуйте этот центр вашей подруге (вашему другу).

Задание 8. Просмотрите отрывок из м/ф «Трое из Простоквашино», сцена «Дядя Федор болен». (Начало: 14 мин. 27 сек., конец: 16 минут). Составьте рассказ по видеосюжету.

Вопросы, которые помогут при составлении рассказа:

1) Почему Дядя Федор заболел?

2) Какая у него была температура?

3) Кто и чем лечил мальчика?

На завершающем этапе урока преподаватель подводит итог урока и оценивает работу студентов на занятии, а также сообщает и объясняет домашнее задание.

Работа над речевой темой «Наше здоровье» продолжается на уроке аудирования, целью которого является развитие слуховой памяти и языковой догадки и развитие способности понимать на слух русскую речь. Для достижения поставленной цели нам необходимы следующие материалы: 1) Аудиотексты «Михаил в регистратуре», «На приеме у врача»; 2) Учебный видеофильм «Доктор! Доктор!» (Из серии «Речевые ситуации») [3].

Урок начинается с постановки проблемы и сообщения темы и цели урока: «Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Наше здоровье». Мы будем слушать тексты и выполнять задания к ним, а также посмотрим учебный фильм по изучаемой теме».

Основная часть урока построена так, чтобы эффективно достичь цели урока. Она представляет собой комбинированную работу с видео- и аудиотекстами, направленную на развитие слуховой памяти и языковой догадки.

Задание 1. Прослушайте слова. Запишите те слова, в которых есть звук [г].

Кашель, грипп, градусник, поликлиника, ангина, хирург, укол.

Задание 2. Прослушайте слова. Назовите лишнее слово.

1) поликлиника, университет, больница;

2) грипп, аптека, ангина, насморк;

3) температура, таблетка, кашель, насморк.

Задание 3. Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 1 -«Ник заболел» (до вызова врача по телефону). - 1 минута. После просмотра фрагмента ответьте на вопросы:

1) Где находится Ник? 2) Как вы поняли, что Ник заболел? 3) Назовите симптомы заболевания.

Задание 4. Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 2 -«Вызов врача на дом» (до приезда врача). - 1 минута.

Расскажите, что нужно сделать, чтобы вызвать врача на дом? Какие сведения о себе нужно сообщить регистратору?

Задание 5. Работайте в парах. Ваша подруга (друг) заболела. Позвоните в поликлинику и вызовите врача на дом. Составьте телефонный разговор.

Задание 6. Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 3 -«Осмотр» (до похода в аптеку). - 2 минуты 10 секунд. Подчеркните на листе те названия симптомов, заболеваний и рекомендаций доктора, которые вы услышали:

1) Ник жаловался на жар, тошноту, высокую температуру, кашель, головную боль, насморк.

2) Врач называла такие заболевания, как бронхит, воспаление легких, ангина, ринит, грипп.

3) Врач сказала, что Нику нужно много гулять, много отдыхать, принимать лекарства.

Задание 7. Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 4 -«В аптеке» (до похода в поликлинику). - 30 секунд. Напишите ответы на вопросы:

1) Куда пришли друзья Ника? 2) Зачем они пришли в аптеку? 3) Опишите ситуацию.

Задание 8. Прослушайте диалог «Михаил в регистратуре». Скажите, что он узнал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Михаил: Здравствуйте! / Регистратор: Добрый день! / Михаил: Мне нужно к врачу. / Регистратор: К какому? / Михаил: К терапевту. / Регистратор: У вас есть медицинская страховка? / Михаил: Вот, пожалуйста. / Регистратор: Ваш адрес и фамилия. / Михаил: Улица Терешковой, дом 15, комната 234, Михаил Подлесов. / Регистратор: Ваш врач принимает по четным - утром, по нечетным - вечером. / Михаил: Сегодня 21 -е число. / Регистратор: Значит, сегодня ваш врач работает с 2 до 8 (с двух до восьми). / Михаил: Сейчас половина второго. Ничего, я подожду. / Регистратор: Возьмите, пожалуйста, вашу карту. / Михаил: А в каком кабинете принимает врач? / Регистратор: В 101-м. / Михаил: На каком этаже? / Регистратор: На первом. / Михаил: Спасибо.

Задание 9. Просмотрите фрагмент учебного фильма «Доктор! Доктор!». Часть 5 -«В поликлинике. На приеме». Составьте рассказ от 1 -го лица.

Задание 10. Прослушайте диалог «На приеме у врача». Скажите, почему Майкл пришел к врачу. Ответьте на вопросы после прослушивания текста.

Майкл: Здравствуйте, доктор! / Врач: Здравствуйте, проходите, садитесь. На что жалуетесь? / Майкл: Я плохо себя чувствую. У меня болит голова и горло. / Врач: Температуру мерили? / Майкл: Да. У меня 37,3. / Врач: Откройте рот, скажите «А-а-а-а». Да, горло красное. Кашель есть? / Майкл: Да, немного кашляю. / Врач: Разденьтесь, по-

жалуйста, до пояса. Я вас послушаю. Дышите, не дышите. В легких все нормально. Одевайтесь. Насморк у вас есть? / Майкл: Да, есть. / Врач: Я думаю, вы простудились. Вам нужно принимать лекарства. Сейчас я выпишу рецепты. / Майкл: Надо принимать лекарства до еды или после еды? / Врач: Горло надо полоскать до еды, а таблетки и витамины принимать через 30 минут после еды. / Майкл: Сколько раз в день? / Врач: 3 раза в день. / Майкл: А сколько дней принимать лекарства? / Врач: Неделю. / Майкл: Мне можно выходить на улицу? / Врач: Лучше полежать дома дней 5. / Майкл: Когда мне нужно прийти к вам в следующий раз? / Врач: Приходите через неделю, в среду. / Майкл: А вы принимаете утром или вечером? / Врач: Я принимаю в первой половине дня. /Майкл: Спасибо, доктор. До свидания! / Врач: Выздоравливайте! Всего доброго!

Напишите ответы на вопросы:

1) На что жалуется Майкл? 2) Какая у него температура? 3) Какое заболевание у Майкла? 4) Что посоветовал врач Майклу? 5) Как он должен лечиться? 6) Сколько раз в день он должен принимать лекарства? 7) Когда Майкл должен прийти к врачу в следующий раз? 8) В какое время принимает врач?

На завершающем этапе урока преподаватель подводит итог и оценивает работу студентов.

Таким образом, на каждом отдельном уроке мы развиваем те или иные речевые умения. Так, на уроке говорения значительное внимание уделяем развитию навыков устной продуктивной и репродуктивной речи, а на уроке аудирования - развитию ауди-тивных умений. Такие упражнения, направленные на развитие отдельных речевых умений, целесообразно включать в систему упражнений для уроков говорения и аудирования, способствующих формированию речевой компетенции.

Библиографический список

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 256 с.

2. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2003. 334 с.

3. Учебный видеофильм «Доктор! Доктор!» (Из серии «Речевые ситуации») // Режим доступа: www.youtube.com/watch?v=V_xvgaNc57Y.

References

1. Akishina A.A., Kagan O.E. Learning to teach. M., 2012. 256 p.

2. Shchukin A.N. Methods of teaching Russian as a foreign language. M., 2003. 334 p.

3. Training video «Doctor! Doctor!». www.youtube.com/watch?v=V_xvgaNc57Y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.