Научная статья на тему 'Формирование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ'

Формирование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / SPECIAL SCHOOL / ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / PRESCHOOL PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. / SPECIAL PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY. / PRESCHOOL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Л.К.

В статье раскрываются современные подходы к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ в педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of psychological and pedagogical competency of future teachers of preschool educational institutions, comprehensive and special schools

The article deals with the modern approaches to the formation of professional competences of future teachers of preschool institution, comprehensive and special schools at the pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Формирование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ»

1УДК 159.9:37.015.3 ББК 88.8

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

Л. К. Веретенникова

В статье раскрываются современные подходы к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ в педагогическом университете.

Ключевые слова: компетенция, дошкольное учреждение, коррекционная школа, дошкольная педагогика и психология, специальная педагогика и психология.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCY OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS, COMPREHENSIVE AND SPECIAL SCHOOLS

L. K. Veretennikova

The article deals with the modern approaches to the formation of professional competences of future teachers of preschool institution, comprehensive and special schools at the pedagogical university.

Keywords: competence, preschool institution, special school, preschool pedagogics and psychology, special pedagogics and psychology.

Реализация нового поколения федеральных образовательных стандартов в высшей и общеобразовательных школах разных типов требует инновационных подходов. Проблема формирования профессионально значимых компетенций, позволяющих выпускникам вузов быть конкурентоспособными на рынке труда, образовательных услуг и успешными в обучении профессиональной деятельности решаема в рамках компетентност-ного и технологического подходов. Принципы и постулаты названных подходов позволяют создавать теоретическую основу для разработки учебных программ и курсов обучения в вузе на факультетах дошкольной педагогики и психологии, а также на дефектологических факультетах. Анализ научной литературы и педагогического опыта названных выше факультетов показал, что существуют противоречия между необходимостью реализации требований Бо-лонского процесса и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогиче-

ских средств, обеспечивающих эффективность реализации современных подходов и подготовке бакалавров и магистров дошкольного, школьного и специального (дефектологического) образования.

В условиях реализации вузовской системы обучения компетентность рассматривается в качестве важного новообразования, характеризующего способности будущих педагогов к освоению профессиональных знаний, умений и способов организации педагогической деятельности. Меняются требования к педагогу, который становится организатором, наставником, сопровождающим и направляющим самостоятельную деятельность и развитие личности ребенка, ученика. Одним из обязательных условий успеха здесь становиться знание индивидуальных особенностей каждого ребенка, умение определить его сильные и слабые стороны, учесть интересы и склонности. Поставленные задачи сложно решить без повышения психологической компетентности педагогов, в част-

ности, освоения ими некоторой методов психологической диагностики.

Важное значение в названном процессе имеет развитие качеств личности будущего педагога: эмпатия, рефлексия, аффективность, самооценки, целеустремленность, стремление и личностному росту и др.

На основе ранее проведенных исследований и концепций профессионализма деятельности (В. Д. Шадриков), творческого развития личности (Л.К. Веретенникова)разработана педагогическая модель развития психологической компетентности будущих педагогов, включающая цели, содержание, педагогические условия, дидактические средства и создающая основу для разработки педагогической технологии развития названного качества.

Развитие названных выше компетенций, что и было подтверждено в результате исследования, является важным элементом формирования кластера профессиональных компетенций будущих педагогов. Овладение ими способствует личному росту и эффективной подготовке к будущей профессиональной деятельности выпускников соответствующих факультетов педагогического университета.

Технологический подход к развитию психологической компетенции студентов предполагает инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных целей.

Компетентность и системность технологии развития названных компетенций определяется необходимостью осмысления будущими педагогами значимости их для успешной самореализации в профессии и личностном развитии, поэтапном и последовательном движении и результатами.

Названная технология по алгоритму деятельности реализует функции: методологическую, гуманистическую, проектирования и конструирования.

Содержание экспериментальной работы включало следующие взаимосвязанные блоки: коммуникативный, учебный, профессиональный; использование активных и интерактивных форм и методов обучения: ролевые игры, дискуссии, тренинги, упражнения, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций, презентаций, анализ видеоматериалов - и

обеспечило возможности для достижения поставленных целей.

Проведем некоторые примеры из экспериментальной работы, иллюстрирующие особенности освоения студентами психогеометрических материалов.

Так, анализ педагогической практики ряда факультетов показал, что студенты с удовольствием осваивают психогеометрические тесты.

Напомним, что стимульный материал теста состоит из пяти фигур: квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник. Обследуемому предлагается выбрать ту фигуру, в отношении которой он может сказать: «это - Я!» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.

Интерпретация результатов основывается на символическом значении используемых фигур-стимулов:

• «Квадраты - люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержаны».

• «Треугольники - люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают».

• «Круги - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них - благополучие окружающих».

• «Зигзаги - люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью».

• «Прямоугольник - символ неопределенности, переходная форма, которую могут "носить" остальные фигуры. Характерные черты -непоследовательность и непредсказуемость, низкая самооценка».

Прямоугольник в наборе стимульного материала должен располагаться вертикально. В некоторых сборниках методик дается лишь описание фигур, а как показывает практика, большинство испытуемых представляют прямоугольник в более привычном «лежачем» виде. Однако именно вертикальное расположение наиболее точно передает состояние неустойчивости и растерянности, которое отражает эта фигура. Поэтому стимульный материал

психогеометрического текста всегда должен предъявляется в графическом виде.

Основная фигура или субъективная форма (первый выбор) дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения тестируемого. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым может представлять наибольшие трудности. Остальные фигуры дополняют общую картину, по их расположению также можно судить о степени выраженности обозначаемых ими качеств в структуре личности. Опыт показывает, что несмотря на кажущуюся простоту психогеометрический текст достаточно информативный и надежный инструмент. Исследования ряда психологов, изучавших связь психогеометрического текста с данными других методик, показали, что почти все результаты сравнительного анализа подтверждают психологические характеристики геометрических форм личности. Причем точность диагностики достигает 85%, что подтверждают ранее проведенные исследования.

Таким образом, будущие педагоги к несомненным достоинствам психогеометрического текста относят:

1) компактность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов);

2) доступность (инструкцию способны понять даже дошкольники);

3) простоту (возможность проведение тестирования неспециалистом);

4) удобство для группового исследования;

5) возможность применять полученную ин-

формацию при решении как образовательных, так и воспитательных задач.

Реализация компетентностного подхода в обучении предполагает необходимость совмещения знания с умением применять их на практике, что способствовало эффективной организации образовательной деятельности старших дошкольников с помощью проектного метода. И хотя «страсти по проектам» продолжают бушевать, на наш взгляд, у этого метода есть одно несомненное достоинство: каждый ученик может получать знания и применять их наиболее удобным, соответствующим его индивидуальным особенностям способом. Еще Сенека писал «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле». Учителю в этой ситуации предстоит работать не с привычным «классом», а с 20-30 индивидуальностями, особенности которых нужно определить и «учесть» при организации проектной деятельности. Для этого педагоги знакомятся с экспресс-методами диагностики личности (в том числе с психогеометрическим тестом) и принципами организации эффективной команды.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студентов / Л. К. Веретенникова, Г. А. Ускова. - М.: Альфа, 2006. 163 с.

REFERENCES

1. Veretennikova L. K., Uskova G. A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala mladshikh shkolnikov: ucheb. posobie dlya studentov (Development of creative potential of younger pupils: tutorial for students). Moscow: Alfa, 2006. 163 p.

Веретенникова Людмила Кузьминична, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета e-mail: vveret@rambler.ru

Veretennikova Ludmila K., Dr. Habil. in Education, Professor, Moscow State Pedagogical University e-mail: vveret@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.