Научная статья на тему 'Формирование психофизической готовности будущих специалистов по организации и безопасности движения к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта'

Формирование психофизической готовности будущих специалистов по организации и безопасности движения к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / PSYCHOPHYSICAL READINESS / EXPERTISE / AND SAFETY / PROFESSIONAL ACTIVITIES / COMPLEX PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Оксана Николаевна

Рассмотрен комплекс педагогических условий, который позволил бы повысить эффективность подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOPHYSICAL READINESS FUTURE EXPERTS IN ORGANIZATION AND SAFETY TO THE PROFESSION MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article deals with the complex pedagogical conditions that would improve training for professional work of future specialists in the field of organization and traffic safety by means of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Формирование психофизической готовности будущих специалистов по организации и безопасности движения к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта»

9. Сааков В. Дизайн: культурно-историческое предприятие [Электронный ресурс] // PRISS-Laboratory: сайт. URL: http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/design-cult-history-enterprice_1.htm (дата обращения: 02.05.2011).

10. Стукалова О.В. Детская школа искусств и полихудожественный подход к творческому образованию молодежи [Электронный ресурс] // Сборник трудов Восьмой общероссийской конференции. М., 2009. URL: http://nai-inform.ru/konfer8.html#8 (дата обращения: 30.04.2011).

МИХАЙЛОВА ЭВЕЛИНА ВАЛЕРИАНОВНА - старший преподаватель кафедры дизайна, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (trademark@yandex.ru).

MIKHAILOVA EVELINA VALERIANOVNA - senior teacher of Design Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 378.037.1

О.Н. СЕРГЕЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Ключевые слова: психофизическая готовность, специалист, организация и безопасность движения, профессиональная деятельность, комплекс педагогических условий.

Рассмотрен комплекс педагогических условий, который позволил бы повысить эффективность подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта.

O.N. SERGEEVA

FORMATION OF PSYCHOPHYSICAL READINESS FUTURE EXPERTS IN ORGANIZATION AND SAFETY TO THE PROFESSION MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Key words: psychophysical readiness, expertise, and safety, professional activities, complex pedagogical conditions.

The article deals with the complex pedagogical conditions that would improve training for professional work of future specialists in the field of organization and traffic safety by means of physical culture and sports.

В условиях коренных социально-экономических преобразований, становления рынка труда и рыночных отношений все более актуальными и общественно значимыми становятся проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Одна из важнейших задач, поставленных сегодня обществом перед системой профессионального образования, в том числе и перед высшей школой, - подготовка конкурентоспособной и профессионально мобильной личности - предполагает поиск путей по совершенствованию психофизической подготовки будущих специалистов вообще, специалистов по организации и безопасности движения в частности. В последние десятилетия приоритетными направлениями социальной политики нашего государства являются сохранение и укрепление здоровья молодежи, что нашло подтверждение во многих инициативах Президента и Правительства РФ. И это не случайно, уже давно стало истиной, что здоровье молодого поколения, их физическое и психическое развитие определяют на многие годы вперед будущее нашей страны, ее социально-экономический, культурный и научный потенциал.

Вместе с тем многочисленные исследования ученых и данные Совета безопасности России показывают, что состояние здоровья, уровень психофизической подготовленности к трудовой деятельности студенческой молодежи в РФ

в последние годы имеют тенденцию к ухудшению и не соответствуют требованиям многих профессий и запросу общества. Наглядным подтверждением тому является негативная тенденция увеличения в вузах численности студентов, из которых по их психофизическому состоянию формируют специальную (медицинскую) группу. Исследования ученых и проведенное нами обследование студентов показали, что процент первокурсников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, уже достиг 20-25%, а предвыпускных курсов -40%. В связи с этим становится очевидным, что проблема формирования у будущих специалистов психофизической готовности к будущей профессиональной деятельности является серьезной общегосударственной проблемой.

Ситуация усложняется и отсутствием в последние десятилетия заметных позитивных перемен в отношении людей к здоровью и спортивно-оздоровительной деятельности, недостаточно используется потенциал физической культуры и спорта, который в силу своей специфики имеет очень большой арсенал средств для формирования у молодежи потребности в здоровом образе жизни, физическом развитии и совершенствовании своих функциональных возможностей и работоспособности.

Вместе с тем потребности общества, связанные с переходом экономики на рыночные отношения, объективно требуют совершенствования системы профессионального образования. Ведущей тенденцией в этом процессе выступают гуманизация, переход к системному, компетентностному и личностно ориентированному обучению. В достижении этих целей определенная роль принадлежит физической культуре и спорту, являющимися важными факторами формирования и развития личности будущего специалиста, в том числе формирования и его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

В контексте нашего исследования психофизическая готовность рассматривается как важный компонент общепрофессиональной готовности специалиста, под которой понимаем интегративное образование личности, характеризующееся достаточно высоким уровнем овладения студентами соответствующими знаниями, умениями и навыками, развития психофизических качеств, устойчивостью функциональных систем человеческого организма. Оно представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных основных структурных компонентов (теоретическая подготовленность, физическая подготовленность, функциональная устойчивость организма и психическая подготовленность) и является важным направлением деятельности вуза в подготовке будущих специалистов.

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования в Примерной учебной программе курса «Физическая культура» четко определено, что целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Оптимальное использование педагогического потенциала физической культуры и спорта в процессе подготовки будущих специалистов к выполнению профессиональных функций объективно важно для всех специальностей и направлений профессиональной подготовки. Особенно актуально это для тех, чья деятельность сопряжена с большими физическими и психическими нагрузками: военных, летчиков, моряков, сотрудников правоохранительных органов, инженеров по организации и безопасности движения и др.

Исследования ученых и практика показали, что специалисты по организации и безопасности движения в силу специфики своей деятельности должны обладать такими качествами, как острота зрения, точность глазомера, хо-

рошие слух и память, ловкость, выносливость в разнообразной динамической работе, высокая координация и точность реакции на движущийся объект, хорошее пространственное воображение, умение распределять и концентрировать внимание, наглядно действенное мышление, терпеливость и настойчивость, устойчивость функциональных систем организма к изменениям в погоде, ритму работы, а также к условиям повышенного психического напряжения и др. Кроме того, важное значение для успешной производственной деятельности будущего специалиста по организации и безопасности движения имеет хорошее состояние его сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, которые чаще всего «выходят из строя», что ведет к ряду заболеваний.

Учеными определены и требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста такого профиля. Наиболее важными среди них являются: организованность, коммуникабельность, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, усидчивость, ответственность и др. Имеются и медицинские противопоказания: работа инженера по организации и безопасности движения не рекомендуется людям с нервно-психическими, сердечно-сосудистыми, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, зрительного и слухового анализаторов и др.

Усилиями медиков, педагогов, социологов и психологов определены основные направления использования средств физической культуры и спорта в процессе подготовки будущих специалистов, а именно: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, лечебное и профессионально-прикладное.

Конкретные направления и организационные формы использования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в условиях вуза зависят от состояния здоровья, пола, возраста, наличия спортивной базы, традиций учебного заведения, специфики профессиональной подготовки и других условий.

Анализ научной литературы по теме исследования и изучение опыта работы высшей школы Чувашской Республики и других регионов Поволжья по организации физического воспитания и использования его потенциала для формирования личности будущих специалистов позволили определить, что для эффективного формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта очень важно создание комплекса педагогических условий. В качестве основных педагогических условий мы выделили:

- разработку и внедрение в педагогический процесс вуза модели системы формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта;

- реализацию аксиологического подхода в процесс формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения;

- субъективизацию процесса формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения;

- внедрение в учебный план факультета управления (специальность -«Организация и безопасность движения») спецкурса «Физическая культура и трудовая деятельность человека»;

- осуществление диагностики психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения.

В ходе исследования был проведен эксперимент, общей целью которого являлась оптимизация процесса формирования психофизической готовности будущих специалистов по организации и безопасности движения. В нем приняли участие 128 студентов 1-111 курсов Волжского филиала МАДИ, обучающихся на факультете управления (специальность - «Организация и безопасность движения»), 7 преподавателей кафедры физического воспитания и военной подготовки. На констатирующем этапе был проведен анализ состояния работы вуза в этом направлении.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в учебный процесс вуза была внедрена модель и апробирован комплекс педагогических условий, наличие которых позволило бы совершенствовать работу вуза по совершенствованию формирования психофизической готовности будущих специалистов по организации и безопасности движения к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта.

Мониторинг состояния психофизической готовности студентов осуществлялся с использованием адаптированных методик, имеющихся в научной литературе. Статистическая обработка данных проводилась с помощью критерия %2, который позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, нормально распределены они или нет. Расчет критерия %2 производился по формуле: 2 (Э - Т)2 / Т.

Обеспечить необходимую достоверность полученных данных при проведении эксперимента позволила однородность таких показателей, как возраст студентов, направление профессиональной подготовки, образование, полученное до поступления в вуз, социальное происхождение и др.

Результативность опытно-экспериментальной работы проверялась путем покомпонентного сопоставления исходного уровня сформированности у студентов психофизической готовности в экспериментальных группах с новым уровнем и сравнения полученных данных с аналогичными данными контрольных групп.

Анализ результатов изучения состояния формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения показал, что в экспериментальной группе динамика носит положительный характер, налицо статистически значимые изменения. При этом наиболее ощутимые результаты были получены после того, как в совокупности с основными организационными шагами по совершенствованию деятельности вуза в этом направлении была внедрена программа спецкурса «Физическая культура и трудовая деятельность человека», обеспечивающая реализацию предложенных нами педагогических условий. Что касается студентов контрольной группы, то статистически значимых изменений состояния сформированности психофизической готовности у них не произошло.

Рассмотрение проблемы формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта позволяет подвести некоторые итоги теоретического и экспериментального исследовании и сделать ряд выводов.

Во-первых, выделение педагогических условий эффективного формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта в качестве предмета специального изучения обусловлено возросшими потребностями общества в совершенствовании системы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Несмотря на существующие исследования различных аспектов проблемы подготовки будущих специалистов с использованием педагогического потен-

циала физической культуры и спорта, в том числе и профессионально-прикладной физической культуры, в настоящее время одной из актуальных проблем педагогической науки является нахождение путей повышения уровня сфор-мированности у будущих специалистов по организации и безопасности движения психофизической готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим возникла необходимость смоделировать систему формирования психофизической готовности студентов факультета управления (специальность 190702 - «Организация и безопасность движения») и определить педагогические условия эффективного формирования психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта.

Во-вторых, теоретический анализ материалов исследований ученых позволил заключить, что психофизическая готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста - это интегративное образование личности, характеризующееся достаточно высоким уровнем овладения студентами соответствующими знаниями, умениями и навыками и развития психофизических качеств, устойчивостью функциональных систем человеческого организма.

Структура психофизической готовности специалиста к профессиональной деятельности включает в себя: теоретическую подготовленность, физическую подготовленность, функциональную устойчивость организма и психическую подготовленность.

В-третьих, обращение к научным трудам ученых и результаты нашего теоретического и экспериментального исследований позволили определить роль физической культуры и спорта в формировании психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения, заключающуюся в организации совокупности развернутых во времени организационных форм, средств, методов и приемов взаимодействия студентов с физкультурно-спортивной средой вуза через их участие в различных видах физкультурно-спортивной деятельности, что ведет к закономерным изменениям показателей, характеризующих уровень становления будущих специалистов вообще, их психофизической готовности к профессиональной деятельности в частности.

В-четвертых, анализ научных трудов ученых, посвященных изучению сущности процесса формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста средствами физической культуры и спорта, позволил выделить основные противоречия, существующие между:

- потребностями студента в овладении на достаточно высоком уровне будущей профессией инженера по организации и безопасности движения и внешними обстоятельствами, связанными с недостаточно развитой физкультурно-спортивной средой вуза;

- возрастающими требованиями общества к выпускнику высшей школы и недостаточным вниманием педагогического коллектива вуза (и прежде всего преподавателей кафедры физического воспитания) к формированию психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности с использованием потенциала физической культуры и спорта;

- необходимостью повышения уровня сформированности психофизической готовности выпускников факультета управления к профессиональной деятельности и отсутствием научно обоснованной системы работы вуза по ее формированию у будущих специалистов и др.

Теоретическое и экспериментальное исследования показали, что формирование психофизической готовности к профессиональной деятельности бу-

дущих специалистов по организации и безопасности движения необходимо рассматривать как процесс развития ее основных составляющих: физического развития (предполагает развитие таких качеств, как выносливость, быстрота, сила, равновесие, координация и др.); психофизического развития (хорошая устойчивость функциональных систем: сосудистой, нервной, дыхательной и т.д.; развитые зрительно-моторные и слухо-моторные реакции; острота зрения и глазомер); психического развития (хорошо развитые память, внимание, мышление, социально-психологические качества: эмоциональная устойчивость, исполнительность, выдержка, организаторские способности, коммуникабельность, надежность, добросовестность, порядочность, честность и др.).

Проведенный эксперимент позволяет судить о достаточно высокой эффективности предложенного нами комплекса педагогических условий, способствующих успешному формированию психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта.

Исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие всех теоретических основ формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта. Перспективными направлениями научных поисков могут стать изучение особенностей формирования психофизической готовности у студентов с учетом направления их профессиональной подготовки, разработка дидактических технологий ее формирования на занятиях по физической культуре и во внеаудиторной работе. Самостоятельным исследованием может быть и рассмотрение роли психологической службы вуза и содержания ее работы в этом направлении.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: ФиС, 1988. 234 с.

2. Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания. М.: Высш. шк., 1989. 158 с.

3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие. Воронеж: ВГУ, 1991. 128 с.

4. Голуб С.Б. Концептуальная модель активной профессиональной подготовки студентов. М.: Педагогика, 1989. 48 с.

5. Государственный образовательный стандарт ВПО (специальность 190702 - Организация и безопасность движения). М., 2000. 41 с.

6. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 445 с.

7. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник. М.: Гардарики, 2005.

366 с.

8. Кашин Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 219 с.

9. ЛубышеваЛ.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 123 с.

СЕРГЕЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры физического воспитания и военной подготовки, Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Россия, Чебоксары (um-11@yandex.ru).

SERGEEVA OKSANA NIKOLAEVNA - senior teacher of Physical Education and Military Training Chair, Volga Branch of Moscow Automobile and Road Technical University (MADI), Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.