Научная статья на тему 'Формирование психофизических качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе физического воспитания'

Формирование психофизических качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессарабова Ю.В., Харьковская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование психофизических качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе физического воспитания»

Бессарабова Ю.В.,

к.п.н., доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Харьковская Е.В., ст. преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов связано с поиском оптимальных подходов к формированию психофизической готовности к профессиональной деятельности. Рядом авторов отмечается, что адаптация и социализация будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов будет результативна при комплексном развитии двигательных, координационных и психомоторных качеств [1]. Для достижения этой цели необходим пересмотр содержания программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов. В профессионально-прикладной физической подготовке требуется сформировать способности к точности воспроизведения, оценке пространственных, силовых двигательных характеристик, а также развитию способностей к равновесию, психомоторной работоспособности [2].

Для повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки необходимо сделать акцент на развитие координационных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Необходимо определить критерии оценки развития координационных способностей с учетом психофизических возможностей и уровня развития компенсаторных качеств. Также, в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, необходим учет уровня компетенций, профессиональных умений и навыков будущих специалистов различных направлений подготовки [3, 4].

С целью повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов с ограниченными воз-

можностями здоровья и инвалидов необходимо включить в программу физического воспитания раздел «физическая рекреация» и средства оценки координационных способностей.

Проведенное в 2014-2015 гг. исследование на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» было направлено на поиск методов и средств, способствующих взаимосвязанному развитию профессиональных умений и координационных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Одним из результатов должна была стать способность к самопознанию своих психофизических и двигательных возможностей.

В ходе исследования было установлено, что для эффективного развития координационных способностей в учреждениях высшего профессионального образования необходимо обновить средства спортивно-рекреационной деятельности [5]. Изучение психофизических качеств в профессионально-прикладной физической подготовке студентов с ОВЗ и инвалидов позволило определить следующие особенности:

- овладение координационными способностями помогает формированию адекватной самооценки собственных потенциальных возможностей;

- развитие координационных способностей имеет половые различия по большинству показателей, независимо от направления подготовки.

На этапе изучения психофизических и двигательных качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов необходимыми условиями являются: формирование образовательного заказа на разработку адаптированных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом уровня здоровья и возможностей обучающихся; развитие физического потенциала и самооценки двигательных возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. На этапе наполнения содержанием доступных двигательных действий необходимы следующие условия: организация мониторинга уровня психофизических возможностей в рамках взаимосотрудничества; анализ полученных данных, создание групп с учетом психофизических возможностей [6]. На этапе создания обновленных адаптированных программ основным содержанием профессионально-прикладной физической подготовки являются: включение новых методик в профессионально-прикладную физи-

ческую подготовку на основе совершенствования координационных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, организация системы мониторинга. На этом этапе были определены критерии оценки уровня развития координационных способностей (пространственная точность, координация движений, точность и быстрота движения, равновесие) студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Полученные данные были скоррелированы с разработанными ранее шкалами дифференцированной оценки этих показателей по разным направлениям профессиональной подготовки [7, 8].

Таким образом, взаимосвязанное формирование психофизических качеств и координационных способностей в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов показало свою целесообразность, а разработанная программа может быть использована в педагогическом процессе кафедры физического воспитания вуза. Перспективным направлением является создание индивидуальных образовательных траекторий студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, направленных на преимущественное развитие психофизических качеств в контексте требований комплекс ГТО [9].

Список использованной литературы

1. Горская И.Ю., Баймакова Л.Г. Критерии оценки координационной подготовленности студентов физкультурных и нефизкультурных вузов // Физкультурное образование Сибири. - № 2 (32). - 2014. - С. 49-54.

2. Бессарабова Ю.В., Крутько Г.А. Социальная интеграция и адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в спортивно-рекреационной деятельности вуза. - Краснодар, 2015.

3. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Компетентностный подход в развитии готовности преподавателя вуза к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья / В сб. Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. Научный ежегодник по материалам конференции в Армавирском институте социального образования (филиале) РГСУ, 2014. - С. 88-90.

4. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета- Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 4 (146). - С. 22-27.

5. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6. - С. 67-70.

6. Бессарабова Ю.В., Дегтерев Е.А. Формирование мотивации сохранения здоровья студентов с особыми образовательными возможностями и по-

требностями // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 2. - С. 30-36.

7. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала студентов вузов // Педагогическое образование и наука. - № 8. - 2008. - С. 8-11.

8. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 53-58.

9. Бальба В.А., Лундина Г.А, Петьков В.А., Романов Д.А. Комплекс ГТО как

основа мониторинга физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 27-31.

© Бессарабова Ю.В.,2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.