Научная статья на тему 'Формирование процедур оценки образовательных достижений учащихся на региональном уровне: на примере системы оценки качества образования Томской области'

Формирование процедур оценки образовательных достижений учащихся на региональном уровне: на примере системы оценки качества образования Томской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / TOMSK REGION / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY ASSESSMENT IN EDUCATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL QUALITY OF EDUCATION ASSESSMENT SYSTEM / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ / ASSESSMENT PROCEDURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальдман И.А., Илюхин Б.В.

В статье представлено описание системы оценочных процедур Томской области, используемых в рамках региональной системы оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEARNING OUTCOMES ASSESSMENT PROCEDURES ON REGIONAL LEVEL: CASE OF THE TOMSK REGIONAL QUALITY OF EDUCATION ASSESSMENT SYSTEM

The article presents description of assessment procedures of Tomsk region using within regional quality of education assessment system.

Текст научной работы на тему «Формирование процедур оценки образовательных достижений учащихся на региональном уровне: на примере системы оценки качества образования Томской области»

УДК 37.014.3; 37.014.5

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ.

Вальдман И.А., к.п.н., ИУО РАО, ВШЭ, Москва, Россия. E-mail: iavaldman@gmal.com Илюхин Б.В., руководитель Центр а оценки качества обр аз ования Т омской области,

о ск, Россия E-mail: bvi@ege.tomsk.ru

Аннотация. В статье пр ед ставлено описание системы оценочных пр оцедур Т омской области, используемых в р амках р егиональной системы оценки качества обр азования. Ключевые слова: Т омская область, оценка качества образования, р егиональная сис а о нки ка с ва о а ования, п о ы о нки.

DEVELOPMENT OF LEARNING OUTCOMES ASSESSMENT PROCEDURES ON REGIONAL LEVEL: CASE OF THE TOMSK REGIONAL QUALITY OF EDUCATION ASSESSMENT SYSTEM

Valdman I.A., PhD, IME of RAE, HSE, Moscow. Russia E-mail: iavaldman@gmal.com Ilyhin B.V. Head of the Tomsk regional centre for quality assurance in education. Tomsk. Russia, E-mail: bvi@ege.tomsk.ru

Annotation. The article presents description of assessment procedures of Tomsk region using within regional quality of education assessment system.

Keywords: Tomsk region, quality assessment in education, regional quality of education assessment system, assessment procedures.

Введение

Формирование сбалансированной и эффективной системы оценки качества образования является одним из приоритетов развития системы образования на федеральном и региональном уровнях. Система оценки качества образования даёт актуальную и надёжную информацию о состоянии системы образования всем заинтересованным учащимся и их семьям, педагогам, органам управления о бр аз ование м вс ех ур овн е й, институтам гр ажданского о б щ ества [5, 6, 7].

За последнее десятилетие в России стремительно начали создаваться р егиональные Центр ы оценки качества обр аз ования (ЦОКО). Как пр авило, в их з адачи включается сопр овожд ения пр ов едения государ ственных итоговых аттестаций и иных процедур оценки качества образования. Не являлся исключением и ЦОКО Томской области, созданный в 2002 году. Согласно «Положению о региональной системе

о ц енки кач е ства о б р аз ования в То мско й о б ласти» [12], основно й ц ел ью фор мир ования р егионал ьной систе мы о ц енки кач ества (РСОКО) явля ется «... удовлетворение потребностей субъектов образовательной деятельности и потребителей

образовательных услуг в получении объективной информации о результатах обр аз овательной д еятельности, о состоянии и р аз витии системы общ его обр азования То мско й о бласти».

И с качеством и с количеством предоставляемой информации для удовлетворения информационных потребностей прежде всего тех, кто принимает р ешения в Российском обр аз овании, есть существ енные пр облемы.

К сожалению, з а последние несколько лет лиш ь ед иницы Субъектов Ф едер ации пр и постр оении РСОКО имеют воз можность получения достов ер ных оценок ур овня о буч енности д ете й, отличных от ЕГЭ или ГИА-9.

При формировании РСОКО Томской области центральным является подход, основанны на н о хо и ос и испо ования п агоги ских и ни исключительно с целью совершенствования процессов преподавания предмета. Не измерение с целью рейтингования, а оценка с целью коррекции. Региональные мониторинговые исследования уровня обученности в этой системе не инструмент кон о я, а инс н сов ш нс вования сис ы.

Основная а о ы ОКО о ско о ас и сос ои в а а о к и

внедрении инструментов, при помощи которых образовательная организация (муниципалитет, учитель) сможет выявлять пр об елы обученности школьников не в р езультате итоговой аттестации, а в ход е входного или руб ежного контр оля в школе с воз можностью внесения корр ектив в уч ебный пр оцесс школы не апостер иор но (по и огово а ), а н пос с в нно по по нии а а п о ж о но

оценки. Для достижения данной цели в Томской области внедрены ряд оценочных п о я вхо ного и жного кон о я овня о ннос и, сфо и ованнос и

универ сальных учеб ных действий, а также сбор а и анализ а контекстной инфор мации, используемой при сопоставительном анализе результатов отдельных оценочных п о .

Пр и пр оектир овании и вв едении в пр актику конкр етной оценочной пр оцедуры необходимо дать ответы на ряд ключевых вопросов, связанных с назначением и характеризующих эту процедуру. Иначе говоря, следует подготовить описание процедуры в определённом формате, фиксирующем её целеполагание, содержание, испо овани а ов и я гих по и и .

В статье пр ед ставлено описание системы оценочных пр оцедур Т омской области в соотв етствии с сод ер жател ьно й р амко й [1, 2], р аз р аб отанно й по итогам п оф ссиона ного о с ж ния сп иа ис ов в о ас и о нки ка с ва о а ования России и с ан СНГ п и п ов нии ных оп ия и Росси ского нингового центр а (http://www.rtc-edu.ru).

Данны а иа ы по го ов ны в а ках а о ы н а о нки ка с ва о а ования о ско о ас и как эксп и н а но п оща ки Инс и а п ав ния образования РАО по теме «Методологические основы использования результатов мониторинговых исследований образовательных достижений школьников в целях обеспечения эффективного упр авл ения обр азовательными системами».

Рамка для описания оценочной процедуры

A. Цели

Определяется, для достижения каких целей будет использоваться оценочная процедура.

Нап и , с и и ё о эк а н , о го ю ож ы п ов ни итоговой аттестации. Если о региональном мониторинговом исследовании учебных ос иж ни , о в э о с а ож сос оя в оп нии н н и в

р езул ьтатах о буч ения или в о ц енки эфф ективности р аботы р егионал ьно й и/или муниципальных обр азовательных систем

B. Ключевые вопросы

Указывается перечень вопросов, на которые организаторы и заказчики планируют получить ответы с использованием результатов мониторинга. К таким вопр осам можно отнести (см. подр обнее р аботу [3]):

• Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования?

• Какие достижения демонстр ируют пр ед ставители р азличных групп учащихся?

• И няю ся и ос иж ния ащихся с ни в ни?

• Каки фак о ы ока ываю в ияни на а ы о ния?

C. Участники

Даётся характеристика участников процедуры оценки.

Школьники какого возр аста или класса пр инимают участие в оценке? Оценка п ово и ся на вы о к ащихся и и на вс г н а но совок пнос и? Ес и на вы о к , о какова ё ха ак ис ика.

D. Что оценивается

Указываются образовательные результаты, которые подлежат оценке.

Например, учебные знания (предметные результаты), метапредметные р езультаты (пр именение знаний в р еальных ситуациях) и т.п.

E. Инструментарий

Приводится характеристика оценочного инструментария.

Оценочный инструментарий может включать измерительные материалы (нап и , с ан а и и ованны с ы), фо ы с о а кон кс но инфо а ии (анкеты для учащихся, уч ител е й, ад министр ации школ).

F. Кто проводит

Какие организации отвечают за подготовку, проведение, анализ и представление результатов.

в. Представление результатов

Приводятся формы представления и методы распространения результатов.

Описыва ся, каки инфо а ионны а иа ы (п о к ы) го ови ся

для удовлетворения существующих информационных потребностий различных целевых групп. Какие каналы распространения информации о результатах будут испол ьз оваться. Подр о б но д анные вопр осы р асс матриваются в раб оте [4].

H. Виды решений

Какие виды решения на разных уровнях системы образования (школа, муниципалитете, регион) могут приниматься на основании результатов оценочной процедуры.

I. Кто принимает решения

Перечисляются представители профессиональных групп, которые являются субъектами принятия решений по итогам проведения оценки.

Это могут б ыть упр авленцы, пр ед ставители системы повышения квалификации п едагогов, д ир ектор а школ, учителя и т.п.

I. Кто использует результаты

Указывается, кто может использовать результаты и для каких целей.

З с ка ываю ся вс во ожны по ова и а ов, вк ю ая

пр едставителей общ ественности, СМИ, общественных ор ганизаций, а также для чего эти р езультаты могут использ оваться. Напр имер , СМИ для информирования нас еления; родители для выбора школы или способов оказания помощи в обучении своему ёнк .

К. Доп. информация

Указывается любая дополнительная информация, не указанная в предыдущих пунктах и Нап и , каки иски и п о ы п и п ов нии о но но п о ы и испо ования а ов ожно п огно и ова (и ю с о). Каки

опо ни ны ис о ники анных ог п ив ка ся я ин п а ии по нных результатов.

Представим далее оценочные процедуры, используемые в системе общего обр аз ования Т омской области для оценки обр азовательных достижений школьников.

Описание оценочных процедур Томской области в соответствии с п с ав нно а ко .

1. Оценка учебных достижений обучающихся по русскому языку и математике. 4-х, 5-х классов (апрель - май), 5 классов октябрь

Характеристики Описание

А. Цели Опреде ление уровня учебных достижений обучающихся по русскому языку и математике в 4, 5-х классах

В. Ключевые вопросы Заказчик Фиксация индивидуальных достижений школьников по обязательным предметам Выявление «пробелов»: - системных пробелов в освоении предметов (по отдельным элементам кодификатора) на уровне региона, муниципалитета, общеобразовательного учрежде ния - п о ов в о ннос и каж ого о ного о ающ гося Департамент общего образования Томской области

С. Участники Сплошная выборка (100% образовательных учрежде ний области)

D. Что оценивается Индивиду альные учебные достижения по русскому языку и математике

Е. Инструментарий - Спецификации измерительных работ составлены с учетом н о хо и ос и о сп ния п с в ннос и п и а и а ии дальнейших исследований (итогового контролю 4-х классов, входного и жного кон о я о ающихся 5 к ассов) (размещены в открытом доступе на сайте www.coko.tomsk.ru - раздел мониторинг - отчеты о мероприятиях). Обновляются ежегодно, не по н , а 5 ся в о п ов ния исс ования с о резу льтатов проведения процедуры исследования в текущем году. - Контрольно-измерите льная работа, состоящая из двух частей (первая ас - а ания а ового овня, в о ая ас - а ания повыш нного уровня). 4 варианта. Содержание работы определяется на основе следующих нормативных ок н ов: 1. Федеральный компоне нт государстве нного стандарта общего образования по соответствующему предмету. (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных с ан а ов на а ного о щ го, основного о щ го и с н го (по ного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), сос ав нны на основ О я а ного ини а со жания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Разработка контрольно-измерите льных материалов осуще ствляется рабочими группами (по направлениям и предметам). В состав рабочих

гру пп входят: • куратор (сотрудник ЦОКО, ответственный за орг.-м етод. обеспечение) • руководитель рабочей гру ппы • а а о ики • эксперты • тестологи • аин сованны п агоги Порядок разработки контрольно-измерите льных материалов: • разработка спецификации по кодификаторам с учетом различных УМК • обсуждение и утверждение спецификации педагогическим сообще ством (ассоциации учителе й-предметников Томской области) • а а о ка ва иан ов кон о но-и и но а о ы • тестологическая экспертиза (2-хкратная) • ко к ия а о ы пос с о оги ски эксп и ы • 3-хк а ная п ная эксп и а (п ово и ся по эксп но карте) • ко к ия а о ы пос п но эксп и ы • ап о а ия • ко к ия а о ы пос ап о а ии • утвержде ние вариантов контрольно-измерительной раб оты на ас ании эксп ного сов а Для автоматизации сбора и обработки данных исследований разработаны две технологии: ИС «Мониторинг» и ИС «Портфолио». Процедура проводится в един™ день для всех общеобразовательных учреждений, предполагает автоматизированную выдачу материалов для работы в обще образовательные учреждения накану не дня проведения по ащищ нны кана а свя и (ана оги но ос щ с в я ся п а а результатов) хно огия о а о ки, п по ага на ож ни к ю с о в ов о в ов о ающихся, вво о в ов, как сп иа ны аппа а ны средства сбора информации, так и ввод ответов организатором через специальный сайт, ввод ответов самим обучающимся. Возможно использование бланочной те хнологии проведе ния процедуры. Срок обработки результатов 2-3 рабочих дня на 1 процедуру.

Е. Кто проводит (организации) Центр мониторинга и оце нки качества образования ТОИПКРО при соде йствии муниципальных координаторов, образовательные учреждения

О. Представление результатов 1. Департамент общего образования Томской области: • статистический сб орник по ре зу льтатам оце ночных процедур; 2. Му ниципальные органы управления образование: • с а ис и ская инфо а ия о а ах о а ова ных ж ни ни ипа и а в с авн нии с гиона ны и а а и; • методические рекомендации по совершенствованию преподавания у казанных предметов (по заявке ОУО му ниципалитета); 3. Образовательные учреждения: • информация о результатах выполне ния каждого задания в разрезе элементов кодификаторов тре бований (КТ) и содержания (КС) для каждого отде льного обучающегося. Процент выполне ния обучающимся заданий базового и повыше нного уровня. • статистическая информация о выполне нии каждого задания в разре зе элементов кодификаторов тре бований (КТ) и содержания (КС) для каждого класса, по паралле ли учреждения в целом в сравнении с средними муниципальными и региональными результатами, по нескольким паралле лям в целом (например 4 и 5 класс) в сравнении с средними муниципальными и региональными результатами; • анализ по элеме нтам кодификатора (по заявке ОУ); 4. Участники межре гионального се минара по проблемам сов ш нс вования инс н а ия и ана и а, испо ования а ов мониторинговых исследований:

• Краткий аналитиче ский доклад: выявленные пробле мы, тенде нции развития, направле ние соверше нствования инструмента. 5. Все заинтере сованные лица: краткая справка о ре зультатах исследования.

Н. Виды решений - Формирование индивиду альной траектории ликвидации проблем уровня обученности - Организация методической поддержки отде льному учите лю, измене ние учеб ной программы, учебного плана - организация программы поддержки преподавания отде льных предметов - реорганизация сети, общеобразовательного учреждения - необходимость проведения дальнейших исследований

I. Кто принимает решения - учитель (Педагогические работники - классный руководите ль, психолог) - заме ститель руководителя, руководите ль общеобразовате льного учреждения, УМО. - руководители систем образования различного уровня

J. Кто использует результаты Обучающиеся и их родите ли (законные представите ли) - формирование объе ктивной самооценки и создание у словий для индивидуального прогресса. П агоги ски а о ники - о гани а ия ин иви а но а о ы с учащимися Р ково и и о а ова ных ж ни - оп ни нап ав ния сов ш нс вования ного п о сса в о а ова но ж нии, организация помощи педагогическим работникам Р ково и и сис о а ования а ного овня - оп ни направления развития системы образования

К. Доп. информация (риски, проблемы,...) 1. Попы ки испо ования а ов они о инга я о нки деяте льности педагога и образовательного учрежде ния 2. Попы ки испо ования а ов они о инга я поощре ния/наказания участников Как с с ви , по ни н ос ов но инфо а ии о а ах мониторинга 3. Недостаточное финансирование проце ссов разработки и эксп и ы а иа ов 4. Недостаточная грамотность получате ле й резу льтатов в области п агоги ских и ни 5. Не хватка квалифицированных кадров для разработки, экспертизы, ап о а ии а иа ов и ин п а ии а ов (н о хо и ос формирования банка апробированных калиброванных заданий) 6. Отсутствие (недостаточная активность) учебно-методических объединений 7. Не понимание отдельными ру ководителями органов у правле ния образование м ку льтурной рамки инструме нта

2. Оценка учебных достижений обучающихся 10 классов по русскому языку и математике (октябрь)

Характеристики Описание

А. Цели Определение уровня уче бных достиже ний обучающихся по русскому языку и математике в 10 классах

В. Ключевые вопросы Фикса ия ин иви а ных ос иж ни шко ников по о я а ны предметам Выявление «пробелов»: - системных пробе лов в освое нии предметов (по отде льным эле ме нтам кодификатора) на уровне ре гиона, му ниципалитета, общеобразовательного ж ния - пробе лов в обученности каждого отде льного обучающе гося Департамент общего образования Томской области

С. Участники Сплошная выборка (100% образовательных учреждений области)

D. Что оценивается

Ин иви а ны ны ос иж ния по сско я ык и а а ик

Е. Инструментарий

- Сп ифика ии и и ных а о сос ав ны с о н о хо и ос и о сп ния п с в ннос и п и а и а ии а н ших исс овани (вхо ного и жного кон о я о ающихся 5 к ассов)

(размещены в открытом доступе на сайте www.coko.tomsk.ru - раздел мониторинг - отчеты о мероприятиях). Обновляются ежегодно, не позднее , а 5 ся в о п ов ния исс ования с о а ов

проведе ния процедуры исследования в те кущем году.

- Контрольно-измерите льная работа, состоящая из дву х частей (первая ас - а ания а ового овня, в о ая ас - а ания повыш нного

уровня). 4 варианта.

Со жани а о ы оп я ся на основ с ющих но а ивных ок н ов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта обще го образования по соответствующему предмету. (Приказ Минобразования России «Об

в ж нии ф а ного ко пон н а гос а с в нных с ан а ов на а ного о щ го, основного о щ го и с н го (по ного) о щ го образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), сос ав нны на основ О я а ного ини а со жания основных о а ова ных п ог а и овани к овню по го овки выпу скников основной школы.

Разработка контрольно-измерительных материалов осуще ствлтяется рабочими группами (по направлениям и предметам). В состав рабочих групп вхо я :

• куратор (сотрудник ЦОКО, ответстве нный за орг.-м етод.

о сп ни )

ково и а о г ппы разработчики эксп ы тестологи

аин сованны п агоги Порядок разработки контрольно-измерительных материалов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработка спецификации по кодификаторам с учетом различных УМК

обсуждение и утверждение спецификации педагогическим сообществом (ассоциации учите лей-предметников Томской области) разраб отка вариантов контрольно-измерите льной раб оты те сто логическая экспертиза (2-хкратная) корре кция работы после те стологиче ский экспертизы 3-хкратная предметная экспертиза (проводится по экспертной карте) ко к ия а о ы пос п но эксп и ы

ап о а ия

ко к ия а о ы пос ап о а ии

утверждение вариантов контрольно-измерительной работы на ас ании эксп ного сов а

Для автоматизации сбора и обработки данных исследований разработаны две технологии: ИС «Мониторинг» и ИС «Портфолио». Процедура проводится в единый день для всех общеобразовательных ж ни , п по ага ав о а и и ованн ю вы а а иа ов я работы в общеобразовательные учреждения накануне дня проведения по ащищ нны кана а свя и (ана оги но ос щ с в я ся п а а результатов)

хно огия о а о ки, п по ага на ож ни к ю с о в ов о в ов о ающихся, вво о в ов, как сп иа ны аппа а ны средства сбора информации, так и ввод ответов организатором через специальный сайт, ввод ответов самим обучающимся. Возможно использование б ланочной технологии проведения процедуры. Срок обраб отки ре зультатов 2-3 рабочих дня на 1 процедуру._

Е. Кто проводит (организации) Це нтр мониторинга и оценки каче ства образования ТОИПКРО при содействии му ниципальных координаторов , образовательные учреждения

G. Представление результатов 1. Департаме нт об ще го образования Томской области: • с а ис и ски с о ник по а а о но ных п о ; 2. Му ниципальные органы у правления образование: • с а ис и ская инфо а ия о а ах о а ова ных ж ни ни ипа и а в с авн нии с гиона ны и а а и; • о и ски ко н а ии по сов ш нс вованию п по авания ка анных п ов (по аявк ОУО ни ипа и а); 3. Образовательные учрежде ния: • инфо а ия о а ах выпо н ния каж ого а ания в а э н ов ко ифика о ов овани (К ) и со жания (КС) я каж ого отде льного обучающегося. Проце нт выполне ния обучающимся заданий базового и повышенного уровня. • статистиче ская информация о выполнении каждого задания в разрезе эле ме нтов кодификаторов тре бований (КТ) и содержания (КС) для каж ого к асса, по па а и ж ния в о в с авн нии с с ни и муниципальными и региональными ре зультатами, по нескольким па а я в о (нап и 4 и 5 к асс) в с авн нии с с ни и муниципальными и ре гиональными результатами; • анализ по элементам кодификатора (по заявке ОУ). 4. Участники межрегионального семинара по пробле мам совершенствования инс н а ия и ана и а, испо ования а ов они о инговых исследований: • К а ки ана и и ски ок а : выяв нны п о ы, н н ии развития, направле ние соверше нствования инструмента. 5. Все заинтересованные лица: краткая справка о резу льтатах исследования.

Н. Виды решений - Фо и овани ин иви а но а к о ии икви а ии п о овня о ннос и - О гани а ия о и ско по жки о но и ю, и н ни учебной программы, уче бного плана - о гани а ия п ог а ы по жки п по авания о ных п ов - ре организация сети, обще образовате льного учрежде ния - не обходимость проведе ния дальне йших исследований

I. Кто принимает решения - учите ль (Педагогиче ские работники - классный ру ководитель, психолог) - заместите ль ру ководителя, ру ководитель обще образовательного учреждения, УМО. - руководители систе м образования различного уровня

J. Кто использует результаты Обучающиеся и их родители (законные представители) - формирование объективной самооце нки и создание условий для индивидуального прогресса. П агоги ски а о ники - о гани а ия ин иви а но а о ы с учащимися Р ково и и о а ова ных ж ни - оп ни нап ав ния сов ш нс вования ного п о сса в о а ова но ж нии, организация помощи педагогическим работникам Р ково и и сис о а ования а ного овня - оп ни направления развития систе мы образования

К. Доп. информация (риски, проблемы,.) 1. Попы ки испо ования а ов они о инга я о нки деятельности педагога и образовате льного учреждения 2. Попы ки испо ования а ов они о инга я поощ ния/нака ания ас ников Как с с ви , по ни н ос ов но инфо а ии о а ах мониторинга 3. Н ос а о но финанси овани п о ссов а а о ки и эксп и ы материалов 4. Н ос а о ная г а о нос по а а ов в о ас и п агоги ских и ни 5. Не хватка квалифицированных кадров для разработки, экспертизы,

ап о а ии а иа ов и ин п а ии а ов (н о хо и ос

формирования банка апробированных калиброванных заданий)

6. Отсутствие (недостаточная активность) учебно-методических объединений

7. Не понимание отдельными ру ководителтями органов у правле ния образованием культурной рамки инструмента_

3. Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся 3, 4, 5 классов

Характеристики Описание

А. Цели Опреде ле ние уровня сформированности у ниверсальных уче бных де йствий обучающихся 3-5 классов

В. Ключевые вопросы Адекватность инструментария, разработанного для оценки уровня сформированности универсальных уче бных действий обучающихся 3 -5 классов Опреде ле ние состояния дел в области формирования универсальных ных с ви о ающихся 3 -5 к ассов Оценка уровня сформированности у ниверсальных учебных де йствий обучающихся 3-5 классов

С. Участники 25% образовательных учреждений области, равномерная по все м типам, видам, му ниципалитетам

D. Что оценивается Уровень сформированности универсальных учеб ных действий обучающихся 3-5 классов

Е. Инструментарий Работа состоит из текста и системы заданий к нему. Работа составлена на основе познавательного текста, доступного для восприятия младшими школьниками. Предлагаемые в работе задания отражают содержание нескольких учебных предметов курса начальной школы (чтение, математика, окружающий мир). В ходе выполнения работы проверяется уровень сформированности познавательных и регулятивных у ниверсальных учеб ных действий. Всего в работе учащимся предлагается для выполнения 14 заданий. Из них: - задания с выбором одного или не скольких правильных ответов - 3; - задания с кратким ответом - 6; - задания с развернутым ответом - 4 Содержание итоговой работы определяется на основе следующих но а ивных ок н ов: 1. Федеральный государстве нный образовательный стандарт начального общего образования. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373). 2. План де йствий по модернизации обще го образования на 2011 - 2015 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р 3. Кодификатор познавательных метапредметных у ме ний для начального общего образования, составленного на основе Программы развития УУД для предшкольного и начального школьного образования (www.mcko.ru/RMOKO/gep/GEP-2012/code_uud.doc). 4. П ог а а а ви ия нив са ных ных с ви я п шко ного и на а ного о щ го о а ования. Ра щ на на са ФГОС http ://standart.edu. ru/catalo g. aspx?Catalo gId=452. Ра а о ка а иа ов ос щ с в я ся а о и и г ппа и (по направле ниям и предметам). В состав рабочих групп входят: • куратор (сотрудник ЦОКО, орг.-метод. обеспече ние ) • руководитель рабоче й группы • разработчики • эксперты

• тестологи • вс аин сованны п агоги Порядок разработки материалов: • разработка спецификации • обсуждение и утверждение спецификации педагогическим соо щ с во (ассо иа ии и -п ников о ско о ас и) • разработка • тестологическая экспертиза (2-хкратная) • о а о ка пос с о оги ски эксп и ы • предметная экспертиза (проводится по экспертной карте ) • о а о ка пос п но эксп и ы • ап о а ия • доработка после апробации • утвержде ние материалов на заседании экспертного совета Проверка работ осуществляется в образовательном учреждении по заданным критериям. Для обработки предоставляется итоговая ведомость по классу. Процедура проводится в единый день для всех общеобразовательных ж ни , п по ага ав о а и и ованн ю вы а а иа ов по списк в о щ о а ова ны ж ния накан н ня п ов ния по ащищ нны кана а свя и (ана оги но ос щ с в я ся п а а результатов) хно огия о а о ки, п по ага п ов к а о ас ников на овн о а ова ного ж ния и а и (п агога и), п ош ши и соответствующую подготовку (в объеме 6-8 часов), по разработанным на региональном уровне критериям оценивания. В региональный центр о а о ки а ы п аю ся в ви э к онных а и , содержащих баллы за отдельные задания участников процедуры.

Е. Кто проводит (организации) Центр мониторинга и оце нки качества образования ТОИПКРО, образовательные учреждения

G. Представление результатов 1. Департамент общего образования Томской об ласти: • ана и и ски о в по а а о но ных п о ; 2. Му ниципальные органы у правле ния образование: • ана и и ски о в по а а о но ных п о ; 3. Образовате льные учреждения: • с а ис и ская инфо а ия о а ах по о ающ ся; • статистическая информация о ре зультатах по классу; 4. Участники межре гионального семинара по проблемам сов ш нс вования инс н а ия и ана и а, испо ования а ов они о инговых исс овани : • Краткий аналитиче ский доклад: выявленные пробле мы, те нденции развития, направление совершенствования инструмента. 5. Все заинтере сованные лица: к а кая сп авка о а ах исс ования, с о а ов гих процедур.

Н. Виды решений - Фо и овани ин иви а но а к о ии о ния - Организация методической поддержки отде льному учите лю, корректировка программ, форм обучения - необходимость проведения дальнейших исследований

I. Кто принимает решения - учитель (Педагогические работники - классный руководите ль, психолог) - заме ститель руководителя, руководите ль общеобразовате льного учреждения, УМО. - руководители систем образования различного уровня

J. Кто использует результаты Ру ководители систем образования разного уровня - опреде ле ние нап ав ния а ви ия сис ы о а ования Ру ководители образовате льных учреждений - опреде ле ние направления соверше нствования уче б ного проце сса в образовате льном учрежде нии, организация помощи педагогическим раб отникам Педагогические раб отники - внесение корректировок в учебный процесс и разработка рекомендация по индивидуальной работе с обучающимися

По ни н ос ов но инфо а ии о а ах они о инга в ви

о с с вия опы а к и иа ного о нивания Испо овани а ов они о инга я о нки я нос и

педагога и образовательного учреждения

Использование ре зультатов мониторинга длтя поощрения/наказания ас ников

Н ос а о но финанси овани п о ссов а а о ки и эксп и ы материалов

Н ос а о ная г а о нос по а а ов в о ас и

п агоги ских и ни

Н хва ка ква ифи и ованных ка ов я а а о ки, эксп и ы, ап о а ии а иа ов и ин п а ии а ов (н о хо и ос

формирования б анка апробированных калиброванных заданий) Отсутствие (недостаточная активность) учеб но-м етодиче ских о ъ ин ни

Н пони ани о ны и ково и я и о ганов п ав ния образованием ку лльтурной рамки инструме нта_

4. Оценка уровня обученности школьников 7-8 классов (математика, русский язык, физика)

Характеристики Описание

А. Цели Опреде ле ние уровня учебных достижений обучающихся по русскому языку и математике в 7, 8 классах

В. Ключевые вопросы Заказчик Фикса ия ин иви а ных ос иж ни шко ников по о я а ны предметам Выявление «пробелов»: - систе мных проб елов в освоении предметов (по отде льным эле ме нтам кодификатора) на уровне муниципалитета, общеобразовательного ж ния - пробелов в обуче нности каждого отдельного обучающегося Муниципальные органы у правления образованием

С. Участники Образовательные учреждения по заказу му ниципалитета

Б. Что оценивается Индивидуальные учебные достижения по русскому языку и мате матике

Е. Инструментарий - Спецификации измерительных работ составлены с учетом н о хо и ос и о сп ния п с в ннос и п и а и а ии а н ших исследований (размеще ны в открытом доступе на сайте www.coko.tomsk.ru - раздел мониторинг - отчеты о мероприятиях). Обновляются ежегодно, не позднее, а 5 ся в о п ов ния исс ования с о а ов проведения процедуры исследования в теку щем году. - Контрольно-измерительная работа, состоящая из двух частей (первая ас - а ания а ового овня, в о ая ас - а ания повыш нного уровня). 4 варианта. Содержание работы определяется на основе следующих нормативных ок н ов: 1. Федеральный компонент государстве нного стандарта общего образования по соответствующему предмету. (Приказ Минобразования России «О в ж нии ф а ного ко пон н а гос а с в нных с ан а ов на а ного о щ го, основного о щ го и с н го (по ного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), сос ав нны на основ О я а ного ини а со жания основных о а ова ных п ог а и овани к овню по го овки выпускников основной школы.

Разраб отка контрольно-измерительных материалов осуще ствляется рабочими гру ппами (по направлениям и предметам). В состав рабочих г пп вхо я : • куратор (сотрудник ЦОКО, ответстве нный за орг.-метод. о сп ни ) • ково и а о г ппы • а а о ики • эксп ы • тестологи • аин сованны п агоги Порядок разработки контрольно-измерите льных материалов: • а а о ка сп ифика ии по ко ифика о а с о а и ных УМК • о с ж ни и в ж ни сп ифика ии п агоги ски соо щ с во (ассо иа ии и -п ников о ско о ас и) • а а о ка ва иан ов кон о но-и и но а о ы • тестологическая экспертиза (2-хкратная) • ко к ия а о ы пос с о оги ски эксп и ы • 3-хкратная предметная экспертиза (проводится по экспертной карте) • ко к ия а о ы пос п но эксп и ы • ап о а ия • ко к ия а о ы пос ап о а ии • утвержде ние вариантов контрольно-измерите ль ной работы на ас ании эксп ного сов а Для автоматизации сбора и обраб отки данных исследований разработаны две те хнологии: ИС «Мониторинг» и ИС «Портфолио». Процедура проводится в единый день для всех общеобразовательных ж ни , п по ага ав о а и и ованн ю вы а а иа ов я работы в общеобразовательные учреждения накануне дня проведения по ащищ нны кана а свя и (ана оги но ос щ с в я ся п а а результатов) хно огия о а о ки, п по ага на ож ни к ю с о в ов о в ов о ающихся, вво о в ов, как сп иа ны аппа а ны средства сбора информации, так и ввод ответов организатором через специальный сайт, ввод ответов самим обучающимся. Возможно использование бланочной те хнологии проведе ния процедуры. Срок обработки результатов 2-3 рабочих дня на 1 процедуру.

Е. Кто проводит (организации) Центр мониторинга и оце нки качества образования ТОИПКРО при соде йствии муниципальных координаторов, образовательные учреждения

G. Представление результатов 1. Му ниципальные органы у правле ния образование: • с а ис и ская инфо а ия о а ах о а ова ных ж ни ни ипа и а в с авн нии с гиона ны и а а и; • о и ски ко н а ии по сов ш нс вованию п по авания ка анных п ов (по аявк ОУО ни ипа и а); 2. Образовательные учреждения: • информация о результатах выполне ния каждого задания в разрезе эле ме нтов кодификаторов тре бований (КТ) и содержания (КС) для каждого отде льного обучающегося. Процент выполне ния обучающимся заданий базового и повыше нного уровня. • статистическая информация о выполне нии каждого задания в разрезе элементов кодификаторов требований (КТ) и содержания (КС) для каждого класса, по паралле ли учрежде ния в целом в сравнении с с ни и ни ипа ны и и гиона ны и а а и, по нескольким параллелям в целом (например 4 и 5 класс) в сравнении с средними муниципальными и региональными результатами; • анализ по элеме нтам кодификатора (по заявке ОУ); 4. Участники межре гионального семинара по проблемам сов ш нс вования инс н а ия и ана и а, испо ования а ов мониторинговых исследований:

• тенде нции развития инструмента, направле ние соверше нствования инструме нта.

Н. Виды решений - Фо и овани ин иви а но а к о ии икви а ии п о овня о ннос и - Организация методической поддержки отде льному учите лтю, измене ние уче бной программы, учебного плана - организация программы поддержки преподавания отде льных предметов - реорганизация сети, общеобразовательного учреждения - необходимость проведе ния дальнейших исследований

I. Кто принимает решения - учитель (Педагогические работники - классный руководите ль, психолог) - заме ститель руководители, руководите ль общеобразовате льного учреждения, УМО. - руководители систем образования различного уровня

J. Кто использует результаты Обучающие ся и их родите ли (законные представите ли) - формирование объе ктивной самооценки и создание у словий длтя индивидуального прогресса. Педагогические раб отники - организация индивидуальной работы с учащимися Ру ководители образовате льных учреждений - опреде ле ние направления сов ш нс вования ного п о сса в о а ова но ж нии, организация помощи педагогическим раб отникам Р ково и и ни ипа но сис ы о а ования - оп ни направле ния развития систе мы образования

К. Доп. информация (риски, проблемы,...) 1. Попытки использования ре зультатов мониторинга для оце нки деяте льности педагога и образовате льного учрежде ния 2. Попытки использования ре зультатов мониторинга для поощ ния/нака ания ас ников Как с с ви , по ни н ос ов но инфо а ии о а ах мониторинга 3. Недостаточное финансирование процессов разраб отки и эксп и ы а иа ов 4. Недостаточная грамотность получателей результатов в об ласти п агоги ских и ни 5. Нехватка квалифицированных кадров длтя разработки, экспертизы, ап о а ии а иа ов и ин п а ии а ов (н о хо и ос формирования б анка апробированных калиброванных заданий) 6. Отсутствие (недостаточная активность) учеб но-м етодиче ских о ъ ин ни 7. Непонимание отде льными руководителями органов у правле ния образованием ку льтурной рамки инструме нта

5. Оценка уровн русский язык, физика, БУП) я обученности школьников 5-10 классов (математика, химия, биология, история, обществознание, иные предметы

Характеристики Описание

А. Цели Опреде ле ние уровня учебных достижений обучающихся по русскому языку и математике в 7, 8 классах

В. Ключевые вопросы Заказчик Фикса ия ин иви а ных ос иж ни шко ников по о я а ны предметам Выявление «пробелов»: - систе мных проб елов в освоении предметов (по отдельным элементам кодификатора) на уровне муниципалитета, общеобразовательного ж ния - пробелов в обуче нности каждого отдельного обучающегося Муниципальные органы у правления образованием

С. Участники Образовательные учреждения

Б. Что оценивается Индивидуальные учебные достижения по различным предметам

Е. Инструментарий - Спецификации измерительных работ составлены с учетом н о хо и ос и о сп ния п с в ннос и п и а и а ии а н ших исследований (размеще ны в открытом доступе на сайте www.coko.tomsk.ru - раздел мониторинг - отчеты о мероприятиях). Обновляются ежегодно, не позднее, а 5 ся в о п ов ния исс ования с о а ов проведения процедуры исследования в теку щем году. - Контрольно-измерительная работа, состоящая из дву х частей (первая часть - задания базового уровня, вторая часть - задания повышенного уровня). 2-4 варианта. Со жани а о ы оп я ся на основ с ющих но а ивных ок н ов: 1. Федеральный компонент государстве нного стандарта обще го образования по соответствующему предмету. (Приказ Минобразования России «О в ж нии ф а ного ко пон н а гос а с в нных с ан а ов на а ного о щ го, основного о щ го и с н го (по ного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), сос ав нны на основ О я а ного ини а со жания основных о а ова ных п ог а и овани к овню по го овки выпускников основной школы. Ра а о ка кон о но-и и ных а иа ов ос щ с в я ся рабочими группами (по направлениям и предметам). В состав рабочих г пп вхо я : • куратор (сотрудник ЦОКО, ответстве нный за орг.-метод. о сп ни ) • ково и а о г ппы • разработчики • эксп ы • тестологи • аин сованны п агоги Порядок разработки контрольно-измерите льных материалов: • разработка спецификации по кодификаторам с учетом различных УМК • о с ж ни и в ж ни сп ифика ии п агоги ски соо щ с во (ассо иа ии и -п ников о ско о ас и) • а а о ка ва иан ов кон о но-и и но а о ы • тестологическая экспертиза (2-хкратная) • ко к ия а о ы пос с о оги ски эксп и ы • 3-хкратная предметная экспертиза (проводится по экспертной карте) • ко к ия а о ы пос п но эксп и ы • ап о а ия • ко к ия а о ы пос ап о а ии • утвержде ние вариантов контрольно-измерите ль ной работы на ас ании эксп ного сов а Д я ав о а и а ии с о а и о а о ки анных исс овани испо ся технология ИС «Портфолио». Процедура предполагает проведе ние в примерно одинаковые сроки (1-2 неде ли) в единый де нь для каждого мероприятия. хно огия о а о ки, п по ага на ож ни к ю с о в ов о в ов о ающихся, вво о в ов, как сп иа ны аппа а ны средства сбора информации, так и ввод ответов организатором через спе циальный сайт, ввод ответов самим обучающимся. Срок обработки результатов 2-3 рабочих дня на 1 процедуру.

Е. Кто проводит (организации) Центр мониторинга и оце нки качества образования ТОИПКРО при соде йствии муниципальных координаторов, образовате льные учрежде ния

G. Представление результатов 1. Му ниципальные органы у правле ния образование: • статистическая информация о ре зультатах образовате льных учрежде ний муниципалитета в сравнении с региональными результатами; • методические ре комендации по совершенствованию преподавания указанных предметов (по заявке ОУО му ниципалитета); 2. Образовательные учреждения: • информация о результатах выполне ния каждого задания в разрезе эле ме нтов кодификаторов тре бований (КТ) и содержания (КС) для каждого отде льного обучающегося. Процент выполне ния обучающимся заданий базового и повыше нного уровня. • статистическая информация о выполне нии каждого задания в разрезе элементов кодификаторов требований (КТ) и содержания (КС) для каждого класса, по параллели учреждения в це лом в сравне нии с средними муниципальными и региональными результатами; • анализ по элеме нтам кодификатора (по заявке ОУ); 4. Участники межре гионального семинара по проблемам сов ш нс вования инс н а ия и ана и а, испо ования а ов мониторинговых исследований: • н н ии а ви ия инс н а, нап ав ни соверше нствования инструме нта.

Н. Виды решений - Формирование индивиду альной траектории ликвидации проблем уровня обученности - О гани а ия о и ско по жки о но и ю, и н ни уче бной программы, учебного плана - организация программы поддержки преподавания отде льных предметов - реорганизация сети, общеобразовательного учреждения - необходимость проведения дальнейших исследований

I. Кто принимает решения - учитель (Педагогические работники - классный руководите ль, психолог) - заме ститель руководителя, руководите ль общеобразовате льного учреждения, УМО. - руководители систем образования различного уровня

J. Кто использует результаты Обучающие ся и их родите ли (законные представители) - формирование объе ктивной самооценки и создание у словий для индивидуального прогресса. П агоги ски а о ники - о гани а ия ин иви а но а о ы с учащимися Р ково и и о а ова ных ж ни - оп ни нап ав ния сов ш нс вования ного п о сса в о а ова но ж нии, организация помощи педагогическим раб отникам Ру ководители му ниципальной систе мы образования - опреде ле ние направле ния развития системы образования

К. Доп. информация (риски, проблемы,.) 8. Попытки использования ре зультатов мониторинга для оце нки деяте льности педагога и образовате льного учрежде ния 9. Попытки использования ре зультатов мониторинга для поощрения/наказания участников Как с с ви , по ни н ос ов но инфо а ии о а ах мониторинга 10. Недостаточное финансирование процессов разраб отки и эксп и ы а иа ов 11. Недостаточная грамотность получателей результатов в об ласти педагогиче ских измере ний 12. Нехватка квалифицированных кадров для разраб отки, экспертизы, ап о а ии а иа ов и ин п а ии а ов (н о хо и ос формирования б анка апробированных калиброванных заданий) 13. Отсутствие (недостаточная активность) учеб но-м етодиче ских о ъ ин ни 14. Непонимание отде льными руководите лями органов управления образованием ку льтурной рамки инструме нта

6. Сбор контекстной информации о социальном паспорте образовательного учреждения (апробация инструментария сбора контекстной информации для совершенствования механизмов анализа результатов)

Характеристики Описание

А. Цели Кластеризация образовать льных учреждений для обеспече ния корректного анализа результатов различных исследований

В. Ключевые вопросы Какие факторы социального контекста (экономиче ские, ку льтурные , социальные, влияние образовате льного учреждения и др., ) оказывают существенное влияние на образовате льные достиже ния обучающихся. Какова степень их влияния. Как с а ифи и ова о а ова ны ж ния по их а а деяте льности с учетом указанных выше факторов

С. Участники Сплошная выборка (100% обще образовательных учрежде ний области)

Б. Что оценивается Влияние различных факторов на результаты ЕГЭ (в потенциале ГИА-9, мониторинг и другие оценочные процедуры),

Е. Инструментарий Паспорт образовательного учреждения. Паспорт ОУ включал в себя следующие разде лы: • Сведе ния об ОУ в целом • Кадровое обеспечение образовательного процесса: • Информационно-технологического обеспечение образовательного процесса: • Учебно-методического обеспечение образовательного процесса: • Со иа но-эконо и ски пока а и • Ре зу льтаты обучения (качество образования, достижения)

Е. Кто проводит (организации) Центр мониторинга и оце нки качества образования ТОИПКРО при соде йствии муниципальных координаторов, образовательные учреждения

G. Представление результатов 1. Департамент общего образования Томской об ласти: • статистический сб орник 2. Му ниципальные органы у правле ния образование: • статистический сб орник

Н. Виды решений - Культурная рамка для построения рейтинга обще образовате льных ж ни по а а я а о но ных п о с о их социальных и иных конте кстов; - Формирование и коррекция ре гиональной программы развития образования; - Разраб отка программы поддержки школ, работающих в сложных со иа ных кон кс ах

I. Кто принимает решения - Д па а н о щ го о а ования о ско о ас и; - Государственная Дума Тоской области; - Гу бернатор Томской области.

J. Кто использует результаты Ру ководители систем образования разного уровня - опреде ле ние направле ния развития системы образования Ру ководители образовате льных учреждений -

К. Доп. информация (риски, проблемы,...) По ни н ос ов но инфо а ии Непонимание руководите лей образовательных учрежде ний не обходимости сбора информации Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров для обработки и интерпретации получе нной информации Не использование информации

8. Индекс открытости школ

Характеристики Описание

А. Цели Анализ состояния информационной открытости и каче ства информационных ре сурсов общеобразовательных учрежде ний

В. Ключевые вопросы Соответствие сайтов общеобразовательных учрежде ний формальным и неформальным тре бованиям

С. Участники Все обще образовате лтьные учрежде ния Томской области

Б. Что оценивается Веб- сайты обще образовате льных учрежде ний Томской области

Е. Инструментарий Методика информационного агентства РИА Новости 1 р аз в 2-3 года

Е. Кто проводит (организации) Информационное аге нтство РИА-Новости, Центр мониторинга и оценки каче ства образования ТОИПКРО

G. Представление результатов Общество, все заинтере сованные лшца, руководите ли систе мы образования разных уровней, обучающиеся Ре йтинг школьных сайтов РИА-Новости

Н. Виды решений Проведение курсов повыше ния квалификации и представлением опыта лтучших об щеобразовательных учреждений; Поощрение образовательных учреждений, имеющих лтучшие сайты

I. Кто принимает решения Де партаме нт обще го образования Томской области

J. Кто использует результаты Общество, родители, обучающиеся Общеобразовательные учрежде ния

К. Доп. информация (риски, проблемы) Отсутствие квалифицированных кадров, крайняя ограниче нность финансового обе спече ния

9. Курсы повыш исследований в рамк образования» ения квалификации «Организация мониторинговых ах построения региональной системы оценки качества

Характеристики Описание

А. Цели Оказание практиче ской помощи педагогическому сообще ству в организации и проведении мониторинговых исследований

В. Ключевые вопросы - Знакомство с основами построения систе мы оце нки каче ства образования - Соверше нствование профессиональной компетентности педагогических кадров - Формирование практиче ских навыков в области оценки каче ства образования

С. Участники Сп иа ис ы ни ипа ных о ганов п ав ния о а овани , работники ресурсных центров, руководители и заместители руководителе й образовательных учреждений

Б. Что оценивается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. Инструментарий Образовательная программа курса, раздаточный материал (стат.сборники, материалы ле кций, презентации)

Е. Кто проводит (организации) Центр мониторинга и оце нки качества образования ТОИПКРО

G. Представление результатов Проект по результатам самостояте льной исследовательской работы

Н. Виды решений Организации повыше ния квалификации в форме пере подготовки (500 часов)

I. Кто принимает решения Де партаме нт обще го образования Томской области

J. Кто использует результаты Сп иа ис ы ни ипа ных о ганов п ав ния о а овани , работники ресурсных центров, руководите ли и заместители руководите лей образовательных учреждений - формирование внутришкольной системы оценки качества образования

К. Доп. информация (риски, проблемы,.)

Заключение

Д я г а о но по го овки и вн ния ю о о но но п о ы, разработчикам необходимо решить ряд сложнейших практических (а иногда и управленческих)задач:

- разработать (адаптировать) корректные измерительные материалы, по во яющи с ви но о ни ха ак ис ик , я о нки ко о о использу ется пр о ц едур а [9];

- испо ова , а а ас ю а а о а и вн и , ак ю хно огию проведения массовой оценочной процедур ы, котор ая поз волит не только получить

ос ов ны а ы, но и н о яго и с щ с в нны и в нны и а а а и и ,

обеспечивающих пр ов едение пр оцедуры (ор ганиз атор ов, р аботников обр аз овательных ор ганиз аци й, лиц, зани мающихся о бр аб отко й р ез ул ьтатов и пр.), а также буд ет макси мал ьно авто матиз ир ованно й и эр гоно мично й [10];

- о б есп ечить д остов ер ность получае мых р ез ул ьтатов, их кор р ектность [8];

- организовать ознакомление всех вовлеченных лиц с результатами о но но п о ы аки о а о , о ы вы ва их аин сованнос в сов ш нс вовании п о ссов о ния, а н п ос о в ш нии а ов са их пр о ц едур , в то м числ е и ч ер ез м еханиз мы пр инятия упр авл енч еских р еш ений [11];

- о сп и о ни а и ных ка го и и , п ини ающих ас и на р азличных этапах под готовки, пр ов едения обр аб отки р езультатов и их анализ а д анных о но ных п о .

К сожа нию, п г ж ннос о а ова ных о гани а и а и ны и фо а и о нос и, н о хо и ос ю «о в а а вс о п оисхо и с нко », а иногда и банальная нехватка квалифицированных кадров, приводят к смещению ак н ов с сов ш нс вования о а ова ного п о сса и пос о ния

ин иви а но о а ова но а к о ии шко ника, на п ов ни

многочисленных «д иагностик», «тр енир овок», «подготовок к ЕГЭ и ГИА», а з ачастую и к п ос о «на шиванию», «на аскиванию» и . .

В этой связ и, корр ектное и гр амотное постр оение системы оценочных пр оцедур , п с ющих конк ны и, спосо но н о ко п ави но выс ави ак н ы в р азвитии обр аз овательных систем, но и пр ив ести к р еальному повыш ению качества о а ования.

В ас нос и, ж в а в о ого го а вн ния описанных выш

оценочных пр оцедур , в Т омской области получены следующие р езультаты:

- выяв н н о ко ки спа в овн о ннос и шко ников по р азличным пр ед метам пр и пер еходе с начальной на основную ступень обр азования, но и афикси ованы во ожны п и ины аких а ов, сфо и ованы

ко н а ии по сниж нию овня вожнос и шко ников, о гани а ии вз аимодействия учителей начальной и основной школы;

- во в аи о с вии с о ны и ни ипа ны и о гана и п ав ния образованием сформированы и реализуются две «муниципальные» программы сов ш нс вования ка с ва о а ования, основанны на сов с но п ов нии системы оценочных мер опр иятий и сов местном д етальном анализ е р езультатов, а также фор мир овании пр огр аммы корр ектирующих мер опр иятий для обр аз овательных о гани а и и о ных и .

- на основ п ово и ых н о нок а но к сов повыш ния ква ифика ии, подготовлена к р еализ ации модульная пр огр амма пр оф ессиональной пер еподготовки по напр авл ению «п едагогич ески е из м ер ения» о б ъ е мо м 550 часов, получ ен гос а с в нны ака о Д па а н а о щ го о а ования о ско о ас и на

р еализацию в 2014-2015 уч е бно м году.

Список литературы

1. Болотов В.А., Вальд ман И.А. Актуальные вопр осы оценки качества обр аз ования. // В сб. О бр аз овательная пр огр амма как инструмент повышения качества образования в образовательной организации: материалы международной научно-пр актич еско й конф ер ен ции. Пл енар ны е д оклады. - Чита: ЗабКИПКРО, 2013. -96с.

2. Болотов В.А., Вальдман И.А. Актуальные задачи по развитию системы оценки качества обр аз ования в стр ане и р егионе. / О бр азование для будущ его: матер иалы II Междунар одного конгр есса. 14-16 августа 2013 г. - Хабар овск: ХК ИРО, 2013. С. 50-63.

3. Болотов В.А., Вальдман И.А. Виды и наз начение пр огр амм оц енки результатов обучения школьников. //Педагогика. №8, 2013, стр. 15- 26.

4. Болотов В.А., Вальд ман И.А. Инфор мир ование р азличных целевых групп как условие эффективного использования результатов оценки учебных достижения школьников. [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6. - С. 187-202. - Режим доступа: www.pmedu.ru/res/2012_6_13.pdf.

5. Болотов В.А., Вальдман И.А. Условия эффективного использования р езул ьтатов о ц енки о бр азовател ьных д остижени й школьников. //Педагогика. №6, 2012.

6. Болотов В.А., Вал ьдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А.. Анализ опыта со ания осси ско сис ы о нки ка с ва о а ования. // Уп ав ни обр аз ованием: теор ия и пр актика. Вып. 1-2, 2011. URL: www.iuorao.ru/2010-01-01-14

7. Вальдман И.А., Ключевые аспекты качества образования: уроки междунар одного опыта. - М.: Московски й ц ентр кач ества о б р аз ования, 2009.

8. Илюхин Б.В., Общественное участие в процедурах оценки качества о а ования как э н о к ы ос и сис ы о а ования в о - О к ы ос

о бр аз ования: р аз ные вз гляд ы — о бщи е ц енности [ Т екст]: с б. матер иалов / Общ еств. палата Рос. Фед ер ации, Комиссия по р аз витию обр аз ования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 193, [1] с.-

9. Илюхин Б.В., О ц енка кач ества о бр аз ования и пр ин цип р азу мно й достаточности. //Нар одное обр аз ование. №6, 2012 с.118-126.

10. Го ов П.И., И юхин Б.В., Как пос ои сис о нки ка с ва обр аз ования? //Жур нал руковод ителя упр авления обр аз ованием. №6, 2012 с.41-46.

11. Го ов П.И., И юхин Б.В., Во ожнос испо ования с сов н а о нки ка с ва о а ования о ско о ас и я со ания э н ов гиона но систе мы о ц енки кач ества о бр аз ования. //Кач ество о бразования в Евр аз ии№1 2013 с.123-135.

12. По ож ни о гиона но сис о нки ка с ва о а ования в Томской области. Утверждено приказом Департамента общего образования Томской области от 26.11.2008 №1447 «О б утв ержд ении Положения о р егиональной системе оценки качества образования в Томской области» http://coko.tomsk.ru/index.php/contents/page/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.