Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования'

Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФГОС ВПО / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL PROGRAM / ADDITIONAL VOCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE APPROACH / PARALLEL STUDY / STATE EDUCATIONAL STANDARD / VOCATIONAL EDUCATION QUALITY / INTEGRATED EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фейлинг Татьяна Борисовна

В статье раскрыто значение программ переподготовки специалистов с присвоением дополнительных квалификаций для формирования профессиональных компетенций студентов вузов, которые они могут осваивать параллельно с основной образовательной программой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building professional competence of university students in additional education

The paper disclosed the value of retraining programs giving additional qualifications for the formation of university students' professional competence that they can develop in parallel with the basic educational program

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования»

Т. Б. Фейлинг

(Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыто значение программ переподготовки специалистов с присвоением дополнительных квалификаций в деле формирования профессиональных компетенций студентов вузов, которые они могут осваивать параллельно с основной образовательной программой

Условия подготовки специалистов нового типа, ориентированных на инновационную деятельность, способных к самосовершенствованию и саморазвитию, отражены в образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО]. Основой стандартов ВПО третьего поколения является компетентностный подход и становление уровневого обучения [1]. В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования, как ведущая стратегия модернизации российского образования, которая определяет качество конечного продукта - компетенции выпускника образовательного учреждения [2]. Задачами компе-тентностного подхода в области профессиональной подготовки являются: улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление программного содержания, методологий и соответствующей среды обучения.

Компетентностный подход - объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов.

С переходом высшей школы на двухуровневую систему обучения, специалистами HR прогнозируются потери в области востребованности выпускников вузов профессиональной средой, особенно на уровне бакалавриата [3]. Это ведет к необходимости «доращива-

ния» таких выпускников до профессионального уровня в системе дополнительного профессионального образования. Дополнительное образование студентов рассматривается как эффективный способ решения задач по расширению профессиональной составляющей выпускников вузов и повышению их конкурентоспособности.

Дополнительное образование студентов развивалось на протяжении многих лет и сейчас должно занять определенное место в образовательной практике. Этому способствует развитие законодательной базы, в которой произошли существенные изменения в отношении нормативно-правового статуса дополнительных образовательных программ. Речь идет о программах переподготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации (трудоемкостью свыше 1000 ак. час.], которые студенты вузов могут осваивать параллельно основным образовательным программам. В положении о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов впервые в истории российской высшей школы предусмотрены дополнительные профессиональные образовательные программы, обеспечивающие получение выпускниками дополнительных квалификаций с выдачей «диплома о дополнительном (к высшему) образовании» [4, 5]. Эти меры были приняты с целью расширения профессиональных возможностей и повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Особо актуальным это становится при переходе высшей школы на двухуровневое обучение.

Возможность освоения студентами дополнительных образовательных программ открывает новые перспективы в профессиональном образовании, так как.

оно способствует решению таких важных задач, как:

- расширение квалификационных возможностей выпускников вузов, обеспечение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности;

- оптимизация квалификационной структуры специалистов для рынка интеллектуального труда;

- обеспечение механизма реализации Закона РФ «О высшем послевузовском профессиональном образовании»;

- повышение эффективности профессионального образования.

Обязательным условием освоения студентами дополнительных профессиональных образовательных программ должно быть успешное выполнение ими одной из основных образовательных программ высшего образования. Иначе говоря, система параллельного дополнительного профессионального образования ориентирована на сильных, хорошо успевающих студентов и может служить основой для создания высокоинтеллектуальной образовательной среды с высоким уровнем профессиональной мотивации. Развитие дополнительного образования должно сказаться и на характере основных образовательных программ, обеспечивая хорошую фундаментальную подготовку выпускника высшей школы, создавая необходимые условия для творческого развития личности.

Истоки дополнительных профессиональных образовательных программ могут содержаться в инвариантной части основных образовательных программ и иметь междисциплинарный характер. Здесь существуют широкие возможности для развития дополнительного профессионального образования различной глубины и направленности. Освоение программ этой категории значительно расширяет сферу деятельности выпускника вуза, выводя ее за рамки традиционной профессиональной занятости, присущей данному специалисту.

Одновременно могут разрабатываться дополнительные образовательные программы, ориентированные на углубленное изучение различных проблем в рамках группы специальностей или даже отдельной специальности, т.е. быть направленными на развитие вариативной составляющей основных образовательных программ. Освоение таких программ углубляет профессиональные знания

выпускников, расширяя их квалификационные возможности в рамках основной специальности [6].

Дополнительные образовательные программы разрабатываются сегодня как на федеральном уровне, так и в рамках отдельных вузов. Для программ федерального уровня утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов при получении дополнительной квалификации. Их нормативный объем составляет не менее 1000 часов трудоемкости [7]. Кроме того, каждая образовательная программа должна сопровождаться примерным учебным планом и иметь достаточно полное научно-методическое обеспечение.

Программы могут также разрабатываться вузами самостоятельно и выступать в качестве экспериментальной площадки для совершенствования и развития непрерывного профессионального образования и образовательных технологий, повышения квалификационного уровня выпускников вузов. Во избежание хаотичного процесса разработки дополнительных образовательных программ необходимо проводить маркетинговые исследования тенденций развития рынка интеллектуального труда, а также напрямую взаимодействовать с работодателями, которые определяют требования к специалистам по направлению подготовки.

Сегодня вузы имеют достаточно свободы для выбора образовательной стратегии, а также форм, методов и технологий обучения. Появилась возможность поиска и реализации различных способов интегрирования образовательных процессов всех уровней профессионального образования, что значительно повысит качество образования [8].

Освоение студентами основной и дополнительной программ в одном учебном цикле создает предпосылки для создания интегрированной системы высшего и дополнительного профессионального образования, необходимость которой сегодня обусловлены расширением круга решаемых задач. Встраивание дополнительной программы в учебный процесс вуза обуславливается следующими принципами: согласованного целеполагания, когда цели дополнительной образовательной программы коррелируют с целями основной образовательной программы по специальностям или направлениям подготовки; интеграционной взаимосвязи организационно-педа-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28) 2011

71

Специальные

профессиональные

Схема. Модель формирования компетенций выпускников вуза.

гогических условий реализации основной и дополнительной программ. Здесь речь идет об организации образовательного процесса на основе современных технологий: кредитной системе ЕСТЯ модульной организации учебного процесса. Активная разработка и внедрение вышеперечисленных технологий связаны с новой парадигмой образования, обеспечением нового уровня обучения и достижения запланированных результатов образовательной деятельности.

Компетентностный подход на основе модульного обучения и системы ECTS в полной мере может быть осуществлен в программах переподготовки с присвоением дополнительной квалификации.

Базовые требования к содержанию дополнительного профессионального образования:

- соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям, определяемым составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы;

- преемственность дополнительных образовательных программ по отношению к государственным стандартам, что обеспечивается учетом в дополнительных профессио-

нальных программах требований профессиональной части стандартов;

- ориентация на современные образовательные технологии ( в принципах обучения

- модульность, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.; в формах и методах обучения - активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий; в методах контроля и управления образовательным процессом - распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректирование индивидуальных программ по результатам контроля, переход к авторизованным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.; в средствах обучения - компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, много-средные средства, тренажеры.

- обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалифи-

кации, профессиональной подготовки и стажировки [10].

Компетенции, как результат образования, выступают главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО, интегрирующим началом модели выпускника. Компетентност-ная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса.

Важным условием образованности современного специалиста является освоение общих [ключевых компетенции, которые были определены в ходе выполнения проекта «Настройка образовательных структур» [Trends 200З: Progress towards the European Higher Education Area], инициированного Европейской комиссией и Европейской ассоциацией университетов [11]. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной и социальной деятельности, так как они связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

Особое значение для профессионального становления специалиста имеет формирование блока профессиональных компетенций. Формирование этого блока выступает в качестве приоритетной миссии в становлении многоуровневого образования [12]. Тогда результат профессиональной подготовки может рассматриваться как совокупность ключевых и профессиональных компетенций

(в ФГОС ВПО набор компетенций, осваиваемый студентами, трактуется как общекультурные и профессиональные компетенции]. Целью дополнительного профессионального образования является профессиональная «надстройка» для выполнения определенного вида работы или, с позиции компетентно-стного подхода, формирование специальных профессиональных компетенций. Тогда профессиональную подготовку студента вуза можно представить в виде схемы, где общекультурные и профессиональные компетенции надстраиваются специальными профессиональными компетенциями, формируемыми дополнительными профессиональными программами.

Освоение студентами дополнительных программ параллельно основным образовательным программам имеет большое будущее. Востребованность программ дополнительной квалификации среди студентов велика уже сейчас. Эту ситуацию порождает рынок труда и собственное желание студентов расширить свои профессиональные возможности.

Дополнительное профессиональное образование по своей значимости становится сегодня равнозначным базовому профессиональному образованию, а в будущем может занять доминантное положение, так как именно оно несет ответственность за обновление и рост профессионального и интеллектуального потенциала в обществе.

Литература

1. Проектирование ООП, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов : Первая редакция.

- М., 2009. [Электронный ресурс]. - URL: www.rsuh.ru

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.

3. Лоргина Н. Н., Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Теория производства полуфабрикатов и ее приложение к высшему и дополнительному профессиональному образованию // Дополнительное профессиональное образование. - 2004. - № 4.

4. Министерство образования России. 26.02.2002 г. № 14-55130 ин/15./О дополнительных квалификациях. Министерство образования России.

5. Письмо Минобразования России от 28.11.2002 №14-52-988 ин\13/.О порядке присвоения дополнительных квалификации студентам вузов. Министерство образования России.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № З [28] 2011

6. Нормативные документы. Вып. 1. Дополнительные квалификации/ сост.: В. С. Сенашенко, М. П. Баранов, Ю. Б. Васенев и др. -СПб.: Высшее образование, 2002. - С. 8-10.

7. Нормативно - правовые и методические документы в сфере дополнительного профессионального образования. [Электронный ресурс]. - М., 2005. - CD-ROM

8. Мугуев Г. И. Моделирование целостного образовательного пространства // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 3

- С. 13-17.

9. Фейлинг Т. Б. Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании.//Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена «Аспирантские тетради». - № 18 (44). - СПб., 2007. -С. 485-489.

10. Приказ Минобразования России от 18.06.97 № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».

11. Томилин О. Б., Бритов А. В., Демкина С. И. Образовательные технологии формирования компетенций в системе высшего профессионального образования //Управление качеством высшего образования. - 2007. - № 4.

12. Митяева А. М. Направленность содержания многоуровневого высшего образования на развитие учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров.//Управление общественными и экономическими системами. - 2007. - № 1 - Орел, ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

13. Основы андрагогики : учеб. пособие для студ. высш. педаго-гич. учеб. завед. / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др. ; под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2003. - 236 с.

---------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.