Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе прохождения практики и создание портфолио'

Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе прохождения практики и создание портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4887
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Елена Борисовна

Анализируется процесс формирования компетенций студентов в процессе прохождения практики и создание портфолио. Использование новых образовательных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе прохождения практики и создание портфолио»

ББК Ч 481.26

Е.Б. Боброва

Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе прохождения практики и создание портфолио

В настоящее время вся система высшего образования переживает кардинальные изменения, которые инициированы реформой высшего образования в России. Полностью меняется парадигма высшего образования - от квалификационной парадигмы (ЗУНы) к компетентностной парадигме (компетенции). Реформа высшего образования практически совпала по времени проведения с глобальным экономическим кризисом в мире и нашей стране. Однако предлагаемый компетентностный подход несет в себе решение кризисных проблем для вуза, так как позволяет наиболее эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы - материальные, кадровые, информационные и др. Преподавателями специальности «Связи с общественностью» (СО) накоплен значительный опыт по внедрению компетентностного подхода в обучение студентов, что включает в себя инновационные технологии преподавания, интеграционный подход, научно-исследовательскую работу, проектную деятельность, участие в профессиональных конкурсах, сочетание теории и практики -партнерство с бизнесом.

Специальность СО является прикладной, и в основе преподавания лежит формирование профессиональных компетенций студентов. Это достигается через взаимодействие с корпоративными преподавателями, постоянную интеграционную связь теории и практики, научную деятельность студентов, их внеучебную работу. Формирование профессиональных компетенций начинается на I курсе.

Особую роль в формировании профкомпетенций играет учебно-производственная практика студентов. Начиная с I курса, летом студенты проходят практику на предприятиях по своей будущей специальности и получают соответственные производственные навыки и формируют свои профессиональные компетенции.

За годы существования специальности СО сформировался имидж кафедры как образовательного учреждения, предоставляющего качественное высшее образование, отвечающее современным требованиям подготовки специалиста по связям с общественностью, а также имидж на-

дежного делового партнера. Высокий имидж кафедры способствует тому, что наших студентов официально приглашают на практику, а затем и на постоянную работу на ведущие предприятия и в органы власти города и края. Кафедрой установлены постоянные взаимовыгодные отношения с ведущими предприятиями города, такими как ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», «Уралсвязьинформ», ФГУП «ВГТРК» филиал ГТРК «Пермь» и др., где при прохождении практики студенты получают не только практические навыки, но и теоретические знания по своей будущей специальности, так как там работают специалисты высокой квалификации.

Примером комплексного взаимодействия кафедры и предприятия является сотрудничество с ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», в основе которого лежит интеграционный, мультивекторный подход к подготовке специалистов, включающий в себя не только прохождение практики, но и все другие формы повышения профессиональной компетенции: чтение лекций специалистами отдела РЯ и ОЯ проектов компании, проектную деятельность студентов и преподавателей кафедры, научно-исследовательскую работу студентов и аспирантов кафедры, грантовую поддержку научной деятельности студентов и аспирантов, написание дипломных работ, участие в конкурсах, проводимых компанией, участие в организации и проведении крупных мероприятий на территории деятельности компании и трудоустройство.

На кафедре сформирован комплексный, системный подход к организации летней учебно-производственной практики студентов. Кафедра устанавливает и поддерживает деловые отношения с предприятиями различного профиля г. Перми и края, чтобы дать возможность студентам сформировать профкомпетенции в различных областях, чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда в будущем и обеспечить многофункциональную подготовку специалиста.

Кафедра мотивирует своих студентов выбирать места прохождения практики, направленной на формирование определенных профессиональных компетенций и выполнение конкретных практических заданий, что потом можно будет поместить в свое профессиональное портфолио. Часто результатом прохождения практики становится приглашение студента на работу еще во время учебы. Постоянной тенденцией последних лет стала практика устройства на работу по специальности студентов старших курсов.

Проходя производственную практику на предприятиях различных типов (крупные корпорации, госструктуры, предприятия среднего и мало-

го бизнеса, рекламные агентства, издательские дома, средства массовой информации), студент не только знакомится с основами будущей профессии, но и формирует свои профессиональные интересы, т.е. какой вид деятельности для него является наиболее интересным и в каком направлении он бы хотел развиваться. Следовательно, выпускник специальности СО, как правило, к моменту получения диплома определяется в своих профессиональных интересах и даже имеет необходимый опыт работы (что является огромный преимуществом наших выпускников на рынке труда, где требуется опыт работы).

Во время прохождения практики формируются не только профессиональные, но и инструментальные компетенции студента, такие как умение работать с электронным оборудованием и компьютерными программами, включая Excel, Web-дизайн, Интернет, овладение основами деловой коммуникации. Развиваются навыки устной и письменной речи на родном языке, и что примечательно, на практике применяются навыки владения английским и немецким языком, что приводит к повышению мотивации совершенствования знаний иностранного языка. Так, например, участие студентов в немецкой программе «Летний экологический лагерь» мотивирует студентов на изучение второго иностранного языка -немецкого. После прохождения практики студенты часто осознают потребность в повышении своей квалификации и получении дополнительного образования.

При прохождении практики уделяется большое внимание формированию очень важных социально-личностных компетенций, таких как умение работать в команде, лидерские способности, умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, активность, самостоятельность и др. Наши студенты уже не раз получали благодарности за отлично выполненную работу, где особо отмечались их личностные качества.

Еще одной важной особенностью прохождения практики является формирование студентом своего информационного поля и установление полезных деловых контактов. Положительные отклики о прохождении практики студентом работают на его профессиональный и личный имидж, кроме того, повышают имидж кафедры, факультета и вуза, как образовательного учреждения и полноправного делового партнера. Со временем формируется взаимозависимость: высокий имидж кафедры, сформированный другими студентами, которые зарекомендовали себя как профессиональные и ответственные работники, работает на тех студентов, которые приходят вновь на практику, и наоборот.

В конце практики готовится отчет по итогам - устная самопрезента-ция. В настоящее время внедряется метод электронной презентации. Отчет включает в себя характеристику с места прохождения практики, непосредственно отчет о практике с четким указанием целей, задач и видов деятельности, сформированных компетенций, а также портфолио - набор выполненных заданий в печатном и электронном виде. Все виды отчетности включаются в портфолио студента, а затем в профессиональное портфолио. В настоящее время вводится электронная отчетность на кафедре по практике - электронная база данных по учебным группам (сводные таблицы о месте прохождения практики). В этом году планируется запустить сводные таблицы по практике и сформированным компетенциям отдельно по каждому студенту за несколько лет. Это сделает формирование профкомпетенций для каждого студента более осознанным и системным и позволит преподавателю направлять деятельность студента, исходя из его интересов и возможностей.

В современной системе перехода к новой учебной парадигме - ком-петентностному подходу особая роль будет уделяться формированию профкомпетенций и взаимодействию с работодателями при разработке и совершенствовании не только прикладных, но и теоретических дисциплин. В связи с этим изменится и общий подход к прохождению производственной практики студентов, которая должна трансформироваться в непрерывную систему формирования профессиональных компетенций. Учебно-производственная практика студентов должна стать системообразующим, связующим элементом между различными учебными модулями. Она не должна ограничиваться только летней практикой, а должна стать интегрированной частью учебных модулей в течение учебного года и всего курса обучения. Интеграция теории и практики проявляется в том, что после или во время освоения теоретического материала по спецпредмету идет обязательное выполнение реальных практических заданий, которые станут частью портфолио студента, так как критерием освоения материала студентом и качества преподавания является способность студента реализовать полученные знания на практике. Например, пилотный проект по формированию профкомпетенций запущен в рамках курса «Реклама в коммуникационном процессе», где студенты II курса выполняют свои проекты на реальном практическом материале, в том числе на материале учебно-консультационного и исследовательского центра «ТЭРКОМ». Выполнение реального проекта выявило несформированность определенных компетенций, в частности неумение работать с клиентом и ориенти-

роваться в реальной ситуации фирмы, учитывать реальные условия при выполнении заказа.

Одной из новых технологий, реализующих компетентностный подход на практике, является внедрение курса «Портфолио студента» как части учебно-производственной практики. Традиционно портфолио понимается как набор работ студентов, спланированная ранее индивидуальная подборка достижений учащихся. В настоящее время «Портфолио студента» является одной из новых технологий профессионального обучения.

Актуальность внедрения новой образовательной технологии «Портфолио студента» определяют следующие тенденции в образовательном процессе:

1) улучшение подготовки специалиста для работы в условиях глобализации и единого информационного пространства;

2) актуализация компетентностного подхода в обучении;

3) внедрение инновационных методик обучения, в том числе проектной деятельности, междисциплинарных модулей;

4) повышение интенсивности обучения;

5) увеличение доли самостоятельной работы студентов;

6) появление преподавателя-тьютора, планирующего самостоятельную работу студента;

7) развитие взаимосвязей выпускающих кафедр и студентов с потенциальными работодателями.

Виды портфолио:

• практико-ориентированные (в основе - анализ практической деятельности);

• проблемно-ориентированные (решение проблемы);

• тематические (анализ различных аспектов темы).

Практико-ориентированные портфолио представляются в виде конкретных результатов ранее разработанных проектов (в виде публикаций; аудио-, видеоматериалов и фотографий с конференций, семинаров, круглых столов и т. д.; грамот и дипломов; характеристик, рецензий, благодарностей; сообщений в СМИ о заслугах и достижениях в социальной и научной сфере; заявок и свидетельств о получении грантов/стипендий и пр.).

Курс «Создание студенческого портфолио» включает 4 этапа:

1. Чтение лекции с использованием электронной презентации и раздача электронных материалов по созданию портфолио.

2. Консультации по созданию портфолио.

3. Проведение круглого стола - по результатам создания портфолио.

4. Введение курса «Создание портфолио» как части учебно-производственной практики студентов.

Портфолио студента включает в себя три больших блока: общенаучные, социально-личностные и профессиональные компетенции. Исходя из направлений деятельности, студенты фиксируют свои достижения в одном из блоков.

Общенаучные компетенции: участие в научных конференциях, семинарах, объединениях; написание научных работ, курсовых и дипломных проектов; написание научных статей; получение дополнительного образования; именные стипендии; гранты на выполнение научной работы.

Социально-личностные и общекультурные компетенции: участие в студенческой жизни (выдвижение на выборные должности, «Школа лидера»); участие в неформальных (студенческих, молодежных, гражданских) объединениях; участие в психологических тренингах, деловых играх; спортивные достижения; хобби, увлечения; личные достижения.

Профессиональные компетенции: прохождение учебно-производственной практики; выполнение практических заданий во время практики; участие в специализированных конференциях, профессиональных конкурсах («Хрустальный апельсин»); выполнение практических заказов; участие в проектной деятельности; получение дополнительной квалификации.

Работа по созданию портфолио включает в себя:

• сбор имеющихся материалов в печатном виде, фото-, видеодокументов, статей, публикаций, отзывов и благодарностей, грамот и свидетельств и т. д.;

• создание электронной папки материалов;

• создание портфолио в формате Word, включающего в себя 3 раздела (общенаучные, личностные и профессиональные компетенции) в хронологическом порядке;

• создание портфолио в формате электронной презентации;

• устная презентация своего портфолио;

• создание портфолио для работодателя (электронная и печатная версия).

Ставка делается на развитие как профессиональных, так и социальноличностных и общекультурных компетенций (умение работать в команде; актуализация лидерского потенциала; способность к инновациям; самосовершенствование и самообразование).

Технология «Портфолио студента» подразумевает:

1) самооценку результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности;

2) систематичность и регулярность самомониторинга. Студент систематично отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру;

3) структуризацию и логичность материалов, представляемых в портфолио;

4) аккуратность и эстетичность оформления портфолио;

5) целостность, тематическую завершенность материалов;

6) наглядность и обоснованность презентации «Портфолио студента».

Работа по созданию своего портфолио позволяет студенту:

• формировать отчетность по проделанной работе;

• проводить анализ проделанной работы;

• выявлять взаимосвязи различных направлений своей деятельности, например, как можно использовать полученные результаты в одном виде деятельности для других видов деятельности;

• анализировать приобретенные компетенции и сферы их формирования, применения и совершенствования;

• актуализировать формирование профессиональных компетенций;

• определить приоритетные направления своего профессионального и личностного развития;

• формировать социально-личностные компетенции (лидерские качества, способность работать в команде);

• определить лакуны формирования компетенций (каких компетенций не хватает и каким образом их сформировать);

• формировать свою базу данных и систему личных контактов - контактные лица, фирмы, организации, научные сообщества и т. д.;

• составить список своих учебных, научных, профессиональных и личных достижений;

• научиться делать самопрезентацию;

• работать с электронно-техническими средствами;

• формировать на основе студенческого портфолио профессиональное портфолио для презентации работодателю в печатном и устном виде.

Технология «Портфолио студента» отражает идеи личностно ориентированного подхода в обучении. Главной целью такого обучения являет-

ся развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, так как выпускник вуза должен быть способен к самореализации в будущей профессии1. Для этого необходимо формировать у студентов способность к объективной самооценке - рефлексии. «Портфолио студента» представляет собой инструмент самооценки собственного познаваемого, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности, т.е. средство оценки уровня подготовки. Особенно важна профессиональная рефлексия, включающая в себя умение выбора, проектирования и реализации тех или иных профессиональных маршрутов, владение профессиональной самодиагностикой (адекватная оценка уровня своего профессионального мастерства и способов его совершенствования в различных аспектах, осознание своей роли в деятельности профессионального коллектива, объективная оценка возможности выполнения предлагаемых и выбираемых самостоятельных профессиональных задач самого различного масштаба и уровня)2.

Внедрение новых технологий обучения на основе компетентностного подхода, таких как «Портфолио студента», обусловлено необходимостью внедрения новых принципов оценивания студента. Сегодня функция оценивания рассматривается как критический анализ образовательного процесса, предполагающий, прежде всего, более точное определение направлений улучшения. Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная обратная связь. Развивающий эффект обратной связи состоит в том, что, во-первых, она показывает сильные стороны работы, и, во-вторых, фиксируя слабые моменты, предлагает или показывает способы их преодоления для дальнейшего развития3.

Технология «Портфолио студента» позволяет реализовать на практике метод оценивания, называемый «петля качества». Одним из механизмов этого метода является налаживание эффективной схемы управленческих действий, которая гарантирует непрерывность процесса совершенствования и предполагает формирование связей следующих основных процессов: оценка - программа улучшения - реализация - оценка.

1 Михайлова Н.А. Педагогическая технология «Портфолио студента» как средство развития их творческой активности и рефлексии / КазНПУ им. Абая [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusnauka.com

2 Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Эгвес, 1996.

3 Краснова Т.И. Оценивание учебной деятельности студентов/ Центр проблем развития образования Белорус. гос. ун-та [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.charko.narod.ru

Принципы технологии «Портфолио студента» можно сформулировать следующим образом: в отличие от традиционного подхода, при котором разрозненно оцениваются отдельные знания, умения, навыки и компетенции студентов, профессиональные портфолио дают возможность осуществить всестороннюю интегративную оценку уровня подготовки студента - его эффективность как будущего специалиста.

Получено 14.05.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.