Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов-логопедов в процессе прохождения практики при проведении занятий с детьми раннего возраста'

Формирование профессиональных компетенций студентов-логопедов в процессе прохождения практики при проведении занятий с детьми раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов-логопедов в процессе прохождения практики при проведении занятий с детьми раннего возраста»

достаточном объеме запоминания зрительных стимулов отмечены неточности воспроизведения последовательного ряда предметных картинок.

Анализ тестовых заданий на исследование интеллекта позволил установить следующие особенности. Наиболее сложным оказалось выполнение заданий на определение аналогий. Выявить существенный признак, по которому сопоставлялись предметы, не удалось 63% дошкольников с ОНР. В основном аналогии устанавливались по второстепенным несущественным признакам. Установлены неточности в понимании смысла сюжетных картинок (73 % детей). Эти неточности приводили к искажению логики или нарушению последовательности изложения.

Проведенные нами исследования позволили разделить детей на три группы с учетом дефицитарности блоков мозга.

Слабость блока регуляции, программирования и контроля (III блока) проявляется в виде трудностей произвольного торможения импульсивности и нисходящего коркового контроля над компонентами движений, существенных ошибок при исследовании речевых функций (14 % дошкольников с ОНР).

Дефицит II блока (блок приема, хранения и переработки информации): у детей возникали проблемы со слухоречевой памятью, запоминанием текстов (14 % дошкольников с ОНР). У данной группы детей отмечена незначительно выраженная дефицитарность фонематического восприятия и снижение объема слухоречевой памяти, слабость удержания речевых следов в памяти.

У 72 % детей с ОНР выявлена слабость I блока (блока регуляции и поддержания психического тонуса и бодрствования). Нарушение внимания у детей этой группы обусловлены дефицитом активации, и проявляются в повышенной истощаемости в условиях решения учебной задачи. Для дошкольников так же характерна разбалансировка фоновых компонентов движений: интенсивности, темпа, спонтанности двигательных реакций. Недостаток активации проявляется в трудностях вхождения в задание, колебаниях работоспособности, снижении уровня активности, быстрой истощаемости и утомлении.

В.Ю. Белая

старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и специального образования, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Формирование профессиональных компетенций студентов-логопедов в процессе прохождения практики при проведении занятий с детьми раннего возраста

В настоящее время не только в России, но и в других странах отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии различного генеза. Изменения в различных сферах жизни российского общества напрямую касаются как деятельности учреждений высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов по профилю

19

«Логопедия», так и деятельности образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Преобразования, касающиеся подготовки специалистов в области специального дошкольного и школьного образования, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, представленные в новом ФЗ «Об образовании в РФ», расширяют возможности компенсации и реабилитации детей с ОВЗ [3]. Подготовка специалистов в условиях бакалавриата требует пристального внимания к организации процесса обучения, особенно практического компонента образовательного процесса. На практических занятиях должны быть сформированы профессиональные компетенции, направленные на реализацию коррекционно-развивающего обучения с детьми с ОВЗ, умения найти новые направления и приемы работы с детьми с различными формами речевой патологии. В первую очередь это касается организации диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей преддошкольного возраста от 2-х до 3-х лет. Традиционно помощь детям с ОВЗ данного возраста оказывается в медицинских учреждениях. Но в последние 2-3 года наблюдается рост количества обращений к учителям-логопедам образовательных учреждений родителей с «неговорящими» детьми преддошкольного возраста. Как правило, рекомендации по раннему началу логопедической коррекции родителям дают детские неврологи. Таким образом, проблема формирования у студентов, обучающихся по направлению подготовки - 050700 Специальное (дефектологическое) образование, навыков и приемов диагностики и коррекции нарушений речевого развития у детей раннего возраста становится актуальной в логопедии.

Объектом исследования выступает процесс формирования профессиональных компетенций у студентов отделения «Логопедия» в ходе логопедической коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержками речевого развития различного генеза.

Предметом исследования являются условия и приемы формирования профессиональных компетенций у студентов отделения «Логопедия» в ходе логопедической коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержками речевого развития.

Мы предполагаем, что проведение логопедической коррекционной работы с детьми раннего возраста является условием формирования специальных профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по профилю подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, направление подготовки «Логопедия».

Мы определили следующие задачи исследования:

• изучить проблемы профессиональной подготовки студентов по профилю подготовки «Логопедия»;

• изучить проблемы оказания ранней помощи детям в отечественной специальной педагогике;

• выявить формы нарушений речевого развития у детей раннего возраста;

• определить основные направления профессионального образования в процессе логопедической коррекционной работы с детьми раннего возраста;

20

• формировать профессиональные навыки составления индивидуальных программ коррекционной работы с детьми раннего возраста;

• формировать навыки проведения логопедических коррекционных занятий с детьми экспериментальной группы;

Методологической основой исследования послужили работы О.Е. Громовой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой и других авторов.

В процессе проведения исследования нами были использованы следующие методы:

• изучение специальной литературы по теме исследования;

• анкетирование родителей;

• наблюдение за детьми;

• диагностика речевого развития детей раннего возраста;

• обучающие занятия.

Экспериментальная работа проводилась на базе Центра развития ребенка ГАОУ ВПО «МГОСГИ». В эксперименте принимают участие студенты 2-3 курсов отделения «Логопедия» педагогического факультета ГАОУ ВПО «МГОСГИ». Логопедические занятия проводятся с шестью детьми в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Практически все дети посещают младшие группы дошкольных образовательных учреждений, только два ребенка находятся в домашних условиях.

Традиционно за логопедической помощью обращаются родители детей в возрасте 4-5 лет. В последние годы наблюдается снижение возраста первичного обращения за консультацией к логопедам. По мнению О.Е. Громовой, «..чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции» [2, с. 190]. Нарушения речевого развития затрудняют адаптацию ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении, ограничивают круг общения ребенка, выступают предпосылками вторичных нарушений в развитии высших психических функций. Коррекционно-развивающие занятия с детьми преддошкольного возраста строятся на базовых принципах специальной педагогики: онтогенетический, комплексный подход к коррекции выявленных проблем в развитии ребенка, взаимодействия в работе специалистов, деятельностный подход в проведении занятий, обязательное участие родителей в коррекционной работе и другие.

Основной целью коррекционно-развивающих занятий с детьми преддошкольного возраста является формирование указательного жеста, расширение и активизация слухового и зрительного сосредоточение, вызывание активного звукоподражания и элементарных форм речевого общения, расширение пассивного словаря. При проведении логопедических занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития, необходимо учитывать сенситивные периоды развития речи дошкольника. Знание закономерностей речевого развития детей раннего возраста позволяет логопеду определить последовательность появления тех или иных речевых навыков, выявить их взаимосвязь с другими психическими процессами, выстроить последовательность проведения коррекционной работы.

21

Наш Центр развития ребенка существует 6 лет на базе педагогического факультета ГАОУ ВПО «МГОСГИ». В центре проводятся коррекционные занятия с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи разной этиологии, как посещающие дошкольные образовательные учреждения, так и воспитывающиеся в домашних условиях. Логопедические занятия с детьми проводят студенты педагогического факультета отделения «Логопедия» и преподаватели этого же факультета. Кроме того, на базе ЦРР проводятся практические и лабораторные занятия студентов отделения «Логопедия» педагогического факультета ГАОУ ВПО «МГОСГИ». Как мы уже отмечали выше, дети раннего возраста чаще всего приходят по направлению детских неврологов с диагнозом «ЗПР». С детьми раннего возраста коррекционная логопедическая работа начинается с диагностического обследования и анкетирования родителей. Для родителей используется анкета, разработанная О.Е. Громовой [2, с. 232]. Диагностическое обследование детей преддошкольного возраста проводится по методике, разработанной Е.А. Стре-белевой [1, с. 33-34]. Студенты используют и следующие методики:

• «Покажи картинку» - направлено на изучение словарного запаса ребенка, предметного и глагольного словаря;

• «Выполни задание» - направлено на выявление понимания словесной инструкции и простых предлогов.

В качестве наглядного материала для обследования используются картинки с изображением знакомых ребенку предметов, игрушки, ему знакомые. По результатам обследования проводится оценка речевого развития ребенка. Критериями оценки являются « понимание речи, готовность выполнить задание, есть ли самостоятельная речь, какой уровень: звукоподражание, «лепетные» слова, отсутствие речи» [1, с. 33]. Кроме того, студенты анализируют, как ребенок вступает в контакт с педагогом и родителями, отношение родителей к проблемам в развитии ребенка. В логопедическом заключении отмечается количество и качество словарного запаса ребенка, контакт и способы общения ребенка с родителями и логопедом, активность ребенка в выполнении предлагаемых заданий.

На основе полученных данных для ребенка составляется примерная индивидуальная коррекционная программа по развитию предпосылок речевого общения, формированию речи, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, психических процессов, игровой деятельности.

Коррекционно-логопедическая работа проводится в индивидуальной форме, в присутствии родителей, с их активным участием в ходе занятия. Форма проведения занятий - игровая, задания имеют учебноразвивающий характер. Занятия проводятся два раза в неделю, их продолжительность - 15-20 мин. Так как Центр развития ребенка является центром дополнительного образования, то в коррекционной работе студенты не придерживаются традиционных программ коррекционноразвивающего обучения, предназначенных для специальных логопедических групп. Для каждого занятия они делают подборку игр и упражнений, исходя из структуры дефекта у ребенка и его потенциальных возможно-

22

стей для успешного выполнения задания. В ходе проведения логопедической коррекционной работы студенты должны создать «ситуацию успеха».

С группой детей раннего возраста студенты проводят занятия на протяжении 4-х месяцев. За данный период ими было проведено примерно по 20 занятий с каждым ребенком.

В настоящее время наблюдается следующая положительная динамика в развитии детей:

• у всех детей появился «указательный жест»;

• дети стали увереннее находить знакомый предмет в разных местах кабинета, узнавать и показывать предметы на картинках;

• лучше стали понимать и выполнять задания логопеда на занятиях;

• появилось активное звукоподражание, имеющее номинативное и глагольное значение;

• у некоторых детей (два ребенка) появились слова, обозначающие знакомые предметы и глаголы, обозначающие действия этих предметов;

• родители стали лучше понимать проблемы речевого развития ребенка, активнее принимать участие в процессе коррекционной работы.

Ожидаемый результат логопедической коррекции с детьми раннего возраста:

• развитие всех форм сенсорного восприятия: слухового и зрительного сосредоточения, тактильных ощущений, произвольного гнозиса и праксиса;

• формирование словаря, грамматических категорий, формирование простой фразы из двух слов;

• развитие игровой, познавательной деятельности, произвольных процессов памяти и внимания.

На основании проведенной коррекционной работы можно сделать следующие выводы:

• с детьми, входящими в «группу риска», необходимо как можно раньше начинать коррекционную логопедическую работу;

• коррекционная работа должна быть комплексной, включать в себя разные направления и виды деятельности;

• родители должны быть активными участниками коррекционноразвивающего процесса;

• коррекционные занятия должны быть организованы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого нарушения;

• игровая форма занятия, со сменой видов деятельности, является наиболее эффективной для детей преддошкольного возраста с ЗПР.

Анализ деятельности студентов на практических логопедических занятиях с детьми раннего возраста позволяет сделать следующие выводы:

• у студентов отмечается повышение качества теоретической подготовки по вопросам организации и проведения коррекционных логопедических занятий, уровня личной заинтересованности в изучении теоретического и практического материала по дисциплинам профессиональной подготовки;

23

• студенты в процессе проведения занятий с детьми раннего возраста овладевают приемами проведения диагностического обследования детей с нарушениями речи;

• студенты овладевают навыками взаимодействия с детьми и их родителями в процессе проведения логопедической коррекции;

• студенты овладевают навыками разработки индивидуальных коррекционных программ, составления конспектов логопедических занятий, приемами проведения индивидуальных логопедических занятий;

• проведение логопедических занятий с детьми способствует формированию у студентов профессиональных навыков и умений, позволяет им приобрести навыки практической деятельности, повысить их уровень профессиональных компетенций.

По нашему мнению, создание центров для проведения логопедических занятий с детьми разного возраста, использование их для формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по очной форме, является одной из эффективной форм проведения практических и семинарских занятий, что является актуальным в условиях введения и совершенствования подготовки по программам бакалавриата. Эта форма работы позволяет готовить конкурентно-способных специалистов в области специального образования.

Список литературы

1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004. - 128 с.

2. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2010. - 240 с.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

О.А. Вудмаска

студентка В.В. Морозова

кандидат педагогических наук, доцент Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Особенности развития мыслительных операций

у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Вопросами изучения речевой патологии у детей c общим недоразвитием речи занимались многие учёные, такие как Р.А. Белова-Давид [1], Р.Е. Левина [2], Е.М. Мастюкова [3], Е.Ф. Соботович [5], Т.Б. Филичева [6], Г.В. Чиркина [7] и многие другие.

Большинство авторов указывает на недостаточность мышления у таких детей. Одно из центральных мест в этих исследованиях занимает вопрос о соотношении мышления и речи при недоразвитии речи.

Мышление является высшим познавательным процессом. Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Нагляднодейственное, наглядно-образное (невербальное), словесно-логическое и

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.