ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
© Войдак А.С.
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина,
г. Омск
Проблема формирования профессиональных компетенций современных выпускников СПО в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования.
Требования, предъявляемые сейчас к современному выпускнику, отличны от тех, которые предъявлялись ранее. Настоящий профессионал должен:
- иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счет профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;
- уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;
- располагать наработанной коммуникационной средой;
- обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;
- иметь компетентность в смежных областях;
- уметь быстро и эффективно принимать решения;
- стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию [1].
Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность [2]. Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
Формирование профессиональной компетентности - управляемый процесс становления профессионализма, т.е. по существу, это образование и самообразование специалиста.
Важным условием адаптации специалиста в современном информационном обществе является наличие у него информационно-коммуникационно-технологической (ИКТ) - компетенции как уникального объединения профессиональных знаний, навыков и опыта работы специалиста, выражен-
ных в технологии решения профессиональных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий.
В массовом педагогическом сознании понимание ИКТ-компетенции свелось к функциональной грамотности выпускников, попросту говоря - к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием. Анализ формирования ИКТ-компетенции в рамках государственной системы образования РФ на всех ее уровнях позволяет сделать вывод, что сама по себе функциональная грамотность субъектов образования не приводит к качественным изменениям результатов деятельности системы образования. Наличие у индивида высокого уровня функциональной (технической) грамотности не означает, что он способен использовать ее в реальной деятельности для решения конкретных проблем и задач. Формирование ИКТ-компетенции у выпускников СПО заключается не только в овладении ими навыками оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного средства для достижения результатов.
Обучение информатике может стать эффективным средством для формирования личности при достижении непосредственной цели - повышения качества образования. Это предполагает прочное и сознательное усвоение содержания необходимого материала для умелого использования в профессиональной деятельности при решении практических задач. Именно индивидуально-личностное развитие студентов и личностно-ориентированный подход способствуют достижению данной цели. В этом случае студент рассматривается как субъект образовательного процесса, и для его индивидуально-личностного развития требуется организация личностно-ориентиро-ванных условий в учебной деятельности.
Курс «Информатика» относится Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования к разделу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (федеральный компонент) и является обязательным. Главными педагогическими функциями обучения информатике являются формирование системно-информационной картины мира и развитие теоретического мышления и научного мировоззрения студентов. Цель курса заключается в общей теоретической и практической подготовке студентов к дальнейшей самообразовательной деятельности. Программный курс является практикоориентированным, то есть дающим основы компьютерной грамотности.
Немало важно то, что именно информатика, благодаря универсальности ее системообразующего понятия «информация» и порождаемого ею информационного подхода в научном познании, более чем какие-либо другие научные дисциплины, способствует построению межпредметных связей в образовательном процессе.
Для индивидуально-личностного развития студентов необходима адаптивная модель обучения с элементами профессиональной информационно-
278
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
компетентностной составляющей в курсе информатики. Поскольку программный курс дисциплины является практически-ориентированным, основную часть аудиторного и внеаудиторного времени в курсе занимает лабораторный компьютерный практикум, в рамках которого студенты получают необходимые навыки работы с программным обеспечением персонального компьютера.
Характерной особенностью личностно-ориентированной формы обучения является нацеленное на максимальное раскрытие сильных и слабых сторон учебно-познавательной деятельности студентов, а так же ее стимулирование и активизацию. На таких занятиях монолог преподавателя заменяется диалогом со студентами. Этот подход позволяет обобщить и систематизировать ранее изученный материал и установить связь знаний с жизненными фактами, способствует формированию информационной (профессиональной) компетентности будущих специалистов.
Адаптивная модель обучения информатике с целью повышения эффективности учебного процесса, включает элементы разноуровневого обучения, которое в свою очередь является дифференцируемым для учета основных свойств личности (т.е. личностно-ориентированным). В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия студентов [8].
Главное отличие учебного процесса с использованием адаптивной модели - это объединение в процессе обучения элементов модульно-рейтинга -вой системы, принципа вариативности и асинхронного обучения.
Все предметы, изучаемые в течение определенного времени, объединяются в тематический блок - модуль.
Общая схема (алгоритм) разработки учебного модуля (раздела, главы) включает следующее:
- Цель изучаемого модуля.
- Название модуля (формулируется кратко, точно, доступно). В случае каких-либо затруднений допускается использование подзаголовков.
- Краткое резюме содержание модуля, написанное в эвристическом ключе. План модуля. Перечень пунктов (с краткими пояснениями к ним).
- Изложение учебного материала небольшими порциями, частями.
Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста помощь преподавателя не требовалась бы. Все понятия точно определены, приведены в систему.
- Практические самостоятельные задания к каждой порции модуля.
- Задания в других формах для проверки знаний и умений (например, задания в тестовой форме).
- Развивающие, творческие и оперативные задания.
- Тестовый контроль по всему материалу модуля.
- Критерии полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.
За основу индивидуализации профессиональной подготовки студентов должен стать принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности.
Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость, дифференцированность заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами [5]. Этот выбор, с одной стороны, опосредован индивидуальными возможностями, интересами и потребностями студента, особенностями коллектива, а с другой, - предполагает выполнение учебной программы и приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков.
Можно кратко охарактеризовать основные направления совершенствования структуры содержания образования в условиях адаптивной модели обучения информатике следующим образом:
1. усиление направленности содержания на комплексное осуществление основных функций учебного процесса - образовательной, воспитательной, развивающей и на сотрудничество преподавателя и студента;
2. повышение информативной емкости каждого занятия за счет максимального насыщения содержания при сохранении его доступности;
3. подача материала укрупненными блоками, усиление роли обобщения в процессе изучения материала, проведение обобщающих занятий;
4. повышение значимости, и теории, и практики в содержании образования;
5. расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным;
6. усиление межпредметных связей;
7. улучшение отбора заданий с тем, чтобы посредством освоения четко определенного, необходимого минимума решать больший круг учебно-развивающих задач;
8. применение алгоритмических указаний в процессе обучения;
9. использование компьютерных устройств;
10. формирование общеучебных умений и навыков;
11. концентрация внимания на усвоении ведущих понятий, умений и навыков, выделяемых в обновленной учебной программе;
12. оперативное применение полученных знаний;
13. формирование профессиональной (информационной) компетентности.
Адаптивная модель обучения информатике основанная на личностно-ориентированном подходе, являться не только средством практического за-
280
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
крепления и развития теоретической подготовки студентов, но и средством подготовки их к жизни в информационном обществе, а также к будущей профессиональной деятельности и как следствие достижения максимально возможного качества этой деятельности. Можно с уверенностью сказать, что качество образования конкретного студента - это магистральная линия улучшения качества образования всего общества и в итоге его высокого профессио-нально-компетентностного уровня развития.
Список литературы:
1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование инновационной деятельности: учебное пособие / В.П.Бедерханова, П.Б. Бондарев. - Краснодар: Изд-во ККИД-ППО, 2000. - 54 с.
2. Коуров Л.В. Информационные технологии / Л.В. Коуров. - Минск: Амалфея, 2000. - 192 с.
3. Лаптев В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-т, 2003. - 352 с.
4. Лихолетов В.В. Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества / В.В. Лихолетов. - М.: Изд-во МГИУ 2001. - 230 с.
5. Ловцов Д.А. Адаптивная система индивидуализации обучения / Д.А. Ловцов, В.В. Богорев // Педагогика. - 2001. - № 6. - С. 24-28.
6. Мысин М.Н. Использование информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего специалиста / М.Н. Мысин. - Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2004. - 194 с.
7. Свинина Н.Г. Модель адаптивной личности профессионала (в свете гуманистической психологии) / Н.Г.Свинина. - Нижний Тагил: Изд-во Уч-коллектор ГУП, 2005. - 232 с.
8. Степанов А.Г. Объектно-ориентированный подход к отбору содержания обучения информатике / А.Г. Степанов. - СПб.: Политехника, 2005. -229 с.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Коновалова А.М.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Камышлов
Статья посвящена вопросу развития профессиональной компетентности педагога в инновационной деятельности, раскрываются основные понятия, касающиеся этой темы.
* Магистрант.