Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций средствами дисциплины «Информатика»'

Формирование профессиональных компетенций средствами дисциплины «Информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войдак А. С.

Проблема формирования профессиональных компетенций современных выпускников СПО в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войдак А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций средствами дисциплины «Информатика»»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

© Войдак А.С.

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина,

г. Омск

Проблема формирования профессиональных компетенций современных выпускников СПО в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования.

Требования, предъявляемые сейчас к современному выпускнику, отличны от тех, которые предъявлялись ранее. Настоящий профессионал должен:

- иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счет профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;

- уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;

- располагать наработанной коммуникационной средой;

- обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;

- иметь компетентность в смежных областях;

- уметь быстро и эффективно принимать решения;

- стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию [1].

Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность [2]. Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

Формирование профессиональной компетентности - управляемый процесс становления профессионализма, т.е. по существу, это образование и самообразование специалиста.

Важным условием адаптации специалиста в современном информационном обществе является наличие у него информационно-коммуникационно-технологической (ИКТ) - компетенции как уникального объединения профессиональных знаний, навыков и опыта работы специалиста, выражен-

ных в технологии решения профессиональных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

В массовом педагогическом сознании понимание ИКТ-компетенции свелось к функциональной грамотности выпускников, попросту говоря - к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием. Анализ формирования ИКТ-компетенции в рамках государственной системы образования РФ на всех ее уровнях позволяет сделать вывод, что сама по себе функциональная грамотность субъектов образования не приводит к качественным изменениям результатов деятельности системы образования. Наличие у индивида высокого уровня функциональной (технической) грамотности не означает, что он способен использовать ее в реальной деятельности для решения конкретных проблем и задач. Формирование ИКТ-компетенции у выпускников СПО заключается не только в овладении ими навыками оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного средства для достижения результатов.

Обучение информатике может стать эффективным средством для формирования личности при достижении непосредственной цели - повышения качества образования. Это предполагает прочное и сознательное усвоение содержания необходимого материала для умелого использования в профессиональной деятельности при решении практических задач. Именно индивидуально-личностное развитие студентов и личностно-ориентированный подход способствуют достижению данной цели. В этом случае студент рассматривается как субъект образовательного процесса, и для его индивидуально-личностного развития требуется организация личностно-ориентиро-ванных условий в учебной деятельности.

Курс «Информатика» относится Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования к разделу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (федеральный компонент) и является обязательным. Главными педагогическими функциями обучения информатике являются формирование системно-информационной картины мира и развитие теоретического мышления и научного мировоззрения студентов. Цель курса заключается в общей теоретической и практической подготовке студентов к дальнейшей самообразовательной деятельности. Программный курс является практикоориентированным, то есть дающим основы компьютерной грамотности.

Немало важно то, что именно информатика, благодаря универсальности ее системообразующего понятия «информация» и порождаемого ею информационного подхода в научном познании, более чем какие-либо другие научные дисциплины, способствует построению межпредметных связей в образовательном процессе.

Для индивидуально-личностного развития студентов необходима адаптивная модель обучения с элементами профессиональной информационно-

278

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

компетентностной составляющей в курсе информатики. Поскольку программный курс дисциплины является практически-ориентированным, основную часть аудиторного и внеаудиторного времени в курсе занимает лабораторный компьютерный практикум, в рамках которого студенты получают необходимые навыки работы с программным обеспечением персонального компьютера.

Характерной особенностью личностно-ориентированной формы обучения является нацеленное на максимальное раскрытие сильных и слабых сторон учебно-познавательной деятельности студентов, а так же ее стимулирование и активизацию. На таких занятиях монолог преподавателя заменяется диалогом со студентами. Этот подход позволяет обобщить и систематизировать ранее изученный материал и установить связь знаний с жизненными фактами, способствует формированию информационной (профессиональной) компетентности будущих специалистов.

Адаптивная модель обучения информатике с целью повышения эффективности учебного процесса, включает элементы разноуровневого обучения, которое в свою очередь является дифференцируемым для учета основных свойств личности (т.е. личностно-ориентированным). В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия студентов [8].

Главное отличие учебного процесса с использованием адаптивной модели - это объединение в процессе обучения элементов модульно-рейтинга -вой системы, принципа вариативности и асинхронного обучения.

Все предметы, изучаемые в течение определенного времени, объединяются в тематический блок - модуль.

Общая схема (алгоритм) разработки учебного модуля (раздела, главы) включает следующее:

- Цель изучаемого модуля.

- Название модуля (формулируется кратко, точно, доступно). В случае каких-либо затруднений допускается использование подзаголовков.

- Краткое резюме содержание модуля, написанное в эвристическом ключе. План модуля. Перечень пунктов (с краткими пояснениями к ним).

- Изложение учебного материала небольшими порциями, частями.

Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста помощь преподавателя не требовалась бы. Все понятия точно определены, приведены в систему.

- Практические самостоятельные задания к каждой порции модуля.

- Задания в других формах для проверки знаний и умений (например, задания в тестовой форме).

- Развивающие, творческие и оперативные задания.

- Тестовый контроль по всему материалу модуля.

- Критерии полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.

За основу индивидуализации профессиональной подготовки студентов должен стать принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности.

Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость, дифференцированность заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами [5]. Этот выбор, с одной стороны, опосредован индивидуальными возможностями, интересами и потребностями студента, особенностями коллектива, а с другой, - предполагает выполнение учебной программы и приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков.

Можно кратко охарактеризовать основные направления совершенствования структуры содержания образования в условиях адаптивной модели обучения информатике следующим образом:

1. усиление направленности содержания на комплексное осуществление основных функций учебного процесса - образовательной, воспитательной, развивающей и на сотрудничество преподавателя и студента;

2. повышение информативной емкости каждого занятия за счет максимального насыщения содержания при сохранении его доступности;

3. подача материала укрупненными блоками, усиление роли обобщения в процессе изучения материала, проведение обобщающих занятий;

4. повышение значимости, и теории, и практики в содержании образования;

5. расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным;

6. усиление межпредметных связей;

7. улучшение отбора заданий с тем, чтобы посредством освоения четко определенного, необходимого минимума решать больший круг учебно-развивающих задач;

8. применение алгоритмических указаний в процессе обучения;

9. использование компьютерных устройств;

10. формирование общеучебных умений и навыков;

11. концентрация внимания на усвоении ведущих понятий, умений и навыков, выделяемых в обновленной учебной программе;

12. оперативное применение полученных знаний;

13. формирование профессиональной (информационной) компетентности.

Адаптивная модель обучения информатике основанная на личностно-ориентированном подходе, являться не только средством практического за-

280

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

крепления и развития теоретической подготовки студентов, но и средством подготовки их к жизни в информационном обществе, а также к будущей профессиональной деятельности и как следствие достижения максимально возможного качества этой деятельности. Можно с уверенностью сказать, что качество образования конкретного студента - это магистральная линия улучшения качества образования всего общества и в итоге его высокого профессио-нально-компетентностного уровня развития.

Список литературы:

1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование инновационной деятельности: учебное пособие / В.П.Бедерханова, П.Б. Бондарев. - Краснодар: Изд-во ККИД-ППО, 2000. - 54 с.

2. Коуров Л.В. Информационные технологии / Л.В. Коуров. - Минск: Амалфея, 2000. - 192 с.

3. Лаптев В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-т, 2003. - 352 с.

4. Лихолетов В.В. Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества / В.В. Лихолетов. - М.: Изд-во МГИУ 2001. - 230 с.

5. Ловцов Д.А. Адаптивная система индивидуализации обучения / Д.А. Ловцов, В.В. Богорев // Педагогика. - 2001. - № 6. - С. 24-28.

6. Мысин М.Н. Использование информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего специалиста / М.Н. Мысин. - Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2004. - 194 с.

7. Свинина Н.Г. Модель адаптивной личности профессионала (в свете гуманистической психологии) / Н.Г.Свинина. - Нижний Тагил: Изд-во Уч-коллектор ГУП, 2005. - 232 с.

8. Степанов А.Г. Объектно-ориентированный подход к отбору содержания обучения информатике / А.Г. Степанов. - СПб.: Политехника, 2005. -229 с.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Коновалова А.М.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Камышлов

Статья посвящена вопросу развития профессиональной компетентности педагога в инновационной деятельности, раскрываются основные понятия, касающиеся этой темы.

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.