Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций социальных педагогов в условиях творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса'

Формирование профессиональных компетенций социальных педагогов в условиях творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (ЭВРИСТИЧЕСКИ-КОГНИТИВНЫЙ / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ) / CREATIVE INTERCONNECTION COMPONENTS (HEURISTIC AND COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL AND EVALUATION COMPONENT) / PROFESSIONAL COMPETENCES / SOCIAL TEACHERS / CREATIVE INTERCONNECTION / COMMUNICATIVE AND ACTIVITY COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Сергеевна

Определена сущность понятия «творческое взаимодействие» в контексте профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе. Представлен перечень профессиональных компетенций социальных педагогов, на формирование которых влияет организованное творческое взаимодействие субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forming of professional competences of social teachers in the conditions of creative interconnection of educational process subjects

There is defined the essence of the notion "creative interconnection" in the context of professional education of social teachers at the university. There is given the list of professional competences of social teachers. Their forming is influenced by the organized creative interconnection of educational process subjects.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций социальных педагогов в условиях творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса»

2. Сунд А.М. Обучение дошкольников миру и взаимопониманию между народами / А.М. Сунд // Материалы Международного семинара / под ред. Л.А. Парамоновой; сост. Т.А. Румер, Л.И. Эльконинова. М., 1994.

The formation of polycultural competence of an educator in the conditions of professional activity

There is considered the urgency of the given research - the formation of polycultural competence of an educator in the conditions of professional activity at the elementary school. The stages of this formation are described.

Key words: polycultural competence, professional activity, tolerance, cultural differences.

Н.с. Иванова

(Волгоград)

формирование профессиональных компетенций социальных педагогов в условиях творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса

Определена сущность понятия «творческое взаимодействие» в контексте профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе. Представлен перечень профессиональных компетенций социальных педагогов, на формирование которых влияет организованное творческое взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, социальные педагоги, творческое взаимодействие, компоненты творческого взаимодействия (эвристически-когнитивный, коммуникативнодеятельностный, эмоционально-ценностный).

В современном обществе профессия социального педагога предъявляет повышенные требования к творческим возможностям специалиста, к его способностям самостоятельно принимать решения в не-

стандартных профессиональных ситуациях и нести за них ответственность. Для обеспечения качества подготовки такого специалиста необходимо уточнить перечень профессиональных компетенций социальных педагогов и определить условия их формирования в период обучения в вузе.

При определении перечня компетенций, которыми овладевает социальный педагог в ходе подготовки, мы учитывали особенности его будущей профессиональной деятельности. Целью социальнопедагогической деятельности является оказание человеку помощи в социализации, разрешении индивидуальных, семейных, социально-экономических, социально-экологических проблем. Реализация социально-педагогической деятельности связана с постоянно меняющимися процессами и явлениями в социальной сфере, что требует от специалиста способности осуществлять творческое взаимодействие с разными категориями людей (обратившиеся за помощью, нуждающиеся в профилактике, специалисты смежных областей, с которыми необходимо сотрудничать, и т.д.).

Ориентируясь на трактовку понятия «компетенция» как сложного системного образования, включающего в себя знание и понимание (теоретические знания из академической области, способность понимать), знание как действовать (практическое оперативное применение знаний в конкретных ситуациях), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) (Байденко 2006), мы выделили три группы профессиональных компетенций социальных педагогов.

1. Компетенции, характеризующие специалиста как личность и как субъекта жизнедеятельности.

1.1. Компетенции саморазвития и самоорганизации, включающие знание специалиста о себе и о способах изучения себя, способность к рефлексии и саморегулированию поведения и профессиональной деятельности, готовность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах, готовность к непрерывному обучению.

1.2. Компетенции ценностно-смысловой ориентации, которые включают знания, касающиеся влияния работы на общество

© Иванова Н.С., 2009

ХНС «ВЗЭТШОасНСХВНС» ubctrci;;ií'jíici COQOH CKOH H UCIIZO’JOLlIrlCCKOll KÍUCLObnCIC UOHÍI-УЮТГСПС1ШІС»' yií'JílílCP пс/отґноп фниософ-кЬосот С/ ГПНОС1Р uohíiiiiíi «хвоЬлсскос вззн-нх и Ьоф с с с и о н ; гj р н pi / коушсхснгтшг ¿gern uborrccc;;' іглшюгттсс нз фоІжнЬованнє ІШОТГСПСІШІС CÀQPCKXOB одЬззовзієпрно-9ИРНРГХ UCTTiJLOLOIÎ ÍIIÍ'JÍICICÍI ІІюЬгІССКОС взз-ННЯ КЗЛССХВЗ UOTTLOIOIÍKIІ О/іГ/ГТТП/ соПн-фЄКХНВНРШ ACJOIÍIlCyi совєЬшєнсівовз-|-|;;mc nccjctroinjHiic нокззэио1 dio эф-кЬсзхнвноьо uoiíctrcHiiír

COQHOCXH К CXHWÀUHbOB3HHK) H ubOilirjCHIIK) N3 trb/LII/ OO'JÍJCICir OHPLL OCWPICHGHHH CHO-

c Пєирю взэтшоаснсхвня со сисггіі;глісх;шп Пнн в Ь;шк;г/ уісжттсгтпи'лін;;Ьнгт/ коукжтг CHI' CHOCOQHOCXP К IIHlCLbímnn N коонсЬз-CHOCOQHOCXP К UOCbctTHIIrlCCKOi; trCÍUCJPHO-

oitrcjPHOi; 'лі ri носій в нх схзновиєннн1 носхсм Ьззвнхнн соПнаирнргх Lb/uu н Ьоин uuu' кохоЬргє вкиюлэтох зн;;нпс ззкономєЬ-3'5‘ Y(yn"c''l"w"'uu iwcjcAwtfuu к 'п«)и<л-сх;інтг;іЬхнгт/ Ьсгпсншг

Uboo'jcyr ОІІРІ1 OCyiPIC'JCHIlíl ublIHÍllPI/ нє-

н иЬішсн>і±р знання нЬн Ьстснпп новріх Югінпкоіг chocoqhocxp иоЬожтпир птгеп знЬовзхр ПНфоЬуКШПК) НЗ ЬЗЗНІІІІНРГХ НС-пнфоЬуктпсіг '//існіїс нэхоанхр н энаин-знзннн1 irjutrcHiic н;шрік;шп >.иЬ;ппсніш шс;\р\\ос,ши - iîK'jK)ri;;K)i знзннє уісютгоії Has'Г Y(yn"c''l"w"'uu дьи-

ШСЛРТОС.ШР A«C,SO C,OUWV№\\OSO WÁ)WAYÁY

З- уот\с,шс,\\\<ии‘ ■/лЛ«\\'.\исЛ'іиз'/л(.««ис1 с^сії\-

ПН trniîl ІТГ/.rrj PHOCXPK)’

lO'jcbíJHiHoyiÁ пЬшаїшо тгЬ/ш/ ’jютгеп с их

ПГССХВИЯХР СОХЬ/ЛІНІІгІССХІЮ' LOXOBHOCXP к ИНгІНОСХНРГХ OlHOmCHПИ' chocoqhocxp ocà-ноуісЬносісп Н irjUtrCHIIC НЗВРГКЗМН УІСЖ-с^ис.шешг кохоЬргє iîk'jk)îI;;k)i знзнне зэко-5’5’ YP'm\c,\wc,\\\<uu c,0t<KOTPH0S0 eimvno-

KÍUCLObnir

'jK)trpyin Ьззнріх возЬзсхнріх н соПнэирнргх ехн нсЬєьовоЬрг н /с±;;н;ш'лш;;±р конхзкх с coqhocxp к / сіно!; иЬсзсніиппп' ауіснпс вепсы1 ЗНЭННС H COO'JK)trCHIIC ЭХНКСХЗ1 сно-ÀCXHOLO H UHCPyiCHHOLO вргЬэжсння УІРІС-ноирзовзннн ni irrjOLTí N мононош1 фоЬуі

ВКИЮЛЭТОХ В CCOÍI ЗНЗННН О С/.ГТТНОСХІІ Н Ые-

S'Г Y(yn"c''l"w"'uu om«c,\\uu' коюЬріє •\nogpw

'H(H)C,UC,\V\ftU\0 C,OUU«'№\\OSO \\«)«SOS« C, CjYl'/.SU'nU

5’ уоп\\с,шс,\\\<ии‘ ovuwouistfNbUi к ei«u-Пнанрнрш с±;;нтп;Ь±;ш н эхыкс-h/ю Ьсатірносір1 CUOCOQHOCJP cjctroiîiup co-ЬєНОСНІР HOUÀdCHHPIC 3H3HHH в соПнэпр-н соннатірнріє иЬогтсссрг chocoqhocip hc-

ионснірг

lo uborrccc;; уірі виИшш cjcтг/югттпе kow-іїзтліуіонсіісіні іїт càqpckiob 00b;;30iî;ucjPH0-cicH н cwpicnoB- в cib/Ki/bc івоЬлсскоьо ВНХНЄ гісЬсЗ ОСОЗНЭННС HHdHOCXHPIX Пснно-rncciirjíicicíi нЬофссснонэпрнос сзмоЬзз-ЖСННН СТГПНРІ/ Пенен1 В /ОТГС KOlObOLO OCÀ-СЗ (Cl/ lTCHlOIÎ Н ньєноазвзієнєн) В ТГОС1П-С1ВЗ càqpckiob 00b;;30iî;uc'jPH0L0 нЬоПєс-

COBWCCXHOH trCíllC'JPHOClII H COlb/іГНПгІС-ЬЭННЗОВЭННРЩ KOWWÀHHK3XHBHPIH нЬоПссс скос взэнмоаснсхвнс кзк эвЬнсхнлсскн оЬ-Хэкнм ооЬ;;зоуг уірі ноннмзєм івоЬлє-Xy.yiw’.y/ 0Qb;;30iî;ucjPH0L0 нЬоПсссз-фоЬмэПнн но uboQ'jcyiíjyr оос/жтг;;суіРіУі в 1НН новон ÀdCQHO-нЬофссснондііРнон нн-ННН ВЗЗНМООХНОШСННН С НІШІҐ ннн ОікЬрі-trb/Ln/ càqpckiob1 OCOQCHHOCXCH носхЬоє-trcjCHiiíi в líPiobíJHHon нЬофссснн1 нхн всех СКХЗ1 CLO BHÀXbCHHCLO yillb:r CLO сзмоонЬє-УІОЖЄХ КЗСЗХРСН II'JII ХОНРКО азнноьо CÀQP-но trjíi нош’ хжоє эвЬнсхнлсскос оззЬєннє

кджарш CÀQPCKXOW rlCLO-'JIlOO HOBOLO ПУІСН-

аэвзхенен н сх/тгснхоїг но н нахождение не хонрко сіюоотґнрщ ооуісн ушЬоії нЬено-Ьнвзєм кзк нЬоПесс1 вкшолдюпінн в ccqíi LoxoBKH соПнатіРноьо uciTíjlol;; уірі Ьзссмзх-LO uborrccc;; в /отге нЬофссснонэпрнон иотг-взднмоаєнехвнє càqpckxob ооЬ;;зоії;;хсл5но-

НРІУПІ ПЄННОСХНМН Н СУIPIC'JTíyIIг хвоЬлсскоє С У ЮС H3HÀXbH СООСХІЇСННРІУІ у Х'Є' инлносх-

скоє взднмоаєнехвнє càqpckxob1 oubctrcjíi-НЬОСХЬЗНСХВЄ CIÎOQOlTPI ubonc/otrnx Xlîobric-Пнн сдмосовсЬшснсхвовзннн’ именно в хин нсоЬтгпн;;Ьнрі/ Ьєшєннн н ;;кх/;гліз;;-ззвнсішосхр - эхо ф/нтг;;уіснх tpjíi нЬннн-ааєв)- çjiooortv ССХР нсззвнснмосхр1 з нс-

Н/К) УІсЬої; СІЮООТГРІ В ЛЄНОВЄКЄ (Н'У РЄЬ‘ xiîobriccxiîo КЭК CHOCOQHOCXP1 OUOCbClTOIÎÎJH-В фниософнн сфоІжнЬовзисн іїзшмтг нз скнн uborrccc/

ЬзссмзхЬнвзхр взднмоаєнехвнє кзк хвоЬлс-хоуг / к;;з;;ннріс ноиожєннн нозвоинин н;;уі

НОСХР Н СОхЬ/ТҐНПгІССІІЮ С nb/LiІУІ CÀQPCK-СЗМОЬЗЗВНХНЮ гісЬсЗ СОІЇУІССХН/К) trCÎIXC'JP-

COQHOH к с;;уіо;;кх/;гліз;тпп н 3kxhbhowà KÀupxÀbHOH1 trn;rj0LnriH0i; игыносхн1 сно-схЬзхсьнн жизни1 кзк иЬоНссс схэновисинн aÁauPHPrx riebx' вргсхЬзнвзннн Пснносхнон trb/LOLO' сохЬднсннн н Ьззвнхнн ннанвн-WCH3 мнЬов» ( /\] • /\] • рзххнн)1 HOHHW3HHH УІСЖТГЛ пюИрмн схЬонхсн КЭК нЬоПссс «OQ-WCHXOB н хзЬзкхсЬнсхнк- вззгшоаснсхвнс

B39HWHÀTO 39BHCHWOCXP НХ OXTTCJPHPI/ эис-HBUCHHH TTC nCXIÎIIXC'J PH ОСИ I trb/L С ТГ b ALO УI H B39HWHÀTO OQÀCUOBUCHHOCXP CÀITtCCJBOB3HH)I

НЕПЬЕЬРІВНОЕ 11ЬОФЕСС MOH filPHOE ОВЬУЗОВУНЫЕ

Влияние компонентов творческого взаимодействия на формирование профессиональных компетенций социальных педагогов

Эвристически-когнитивный компонент 1.1. Компетенции саморазвития и самоорганизации

1/ 3.1. Компетенции познавательной деятельности

%

Коммуникативно-деятельностный компонент 'Х, 2.1. Компетенции в общении

2.2. Компетенции социального взаимодействия

1/ 3.1. Компетенции познавательной деятельности

3.2. Компетенции модерации и медиации

а. ЛТ ik ' ’

Эмоционально-ценностный компонент 1.1. Компетенции саморазвития и самоорганизации

N 1.2. Компетенции ценностно-смысловой ориентации

IX

1. Эвристически-когнитивный компонент - характеризуется познавательной деятельностью в двух аспектах: 1) поиск, анализ и применение студентами учебнопрофессиональной информации; 2) изучение своей личности и самосознания в теоретической и практической работе. Эвристическая составляющая данного компонента проявляется в обоих указанных аспектах.

2. Коммуникативно-деятельностный компонент - характеризуется совместной деятельностью и сотрудничеством студентов между собой, студентов и преподавателей в достижении единых целей. Субъекты образовательного процесса получают опыт сотворчества в ходе взаимовлияния, обусловливающего их профессиональные и личностные изменения и приобретения.

3. Эмоционально-ценностный компонент - характеризуется проявлением чувств и переживаний по поводу полученного опыта, открытия. Это способствует либо рождению новых ценностей и смыслов (как профессиональных, так и личностных), либо уточнению уже имеющихся у студента, либо их переоценке и выстраиванию новой иерархии.

Понимая, что в реальном образовательном процессе профессиональная компетентность будущего специалиста формируется как целостное явление, мы через схематическое представление показываем преимущественное влияние каждого компонента творческого взаимодействия на формирование профессиональных компетенций социальных педагогов.

Эвристически-когнитивный компонент творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса оказывает целенаправленное влияние на формирование компетенций саморазвития и самоорганизации; познавательной деятельности. На формирование компетенций саморазвития и самоорганизации эвристически-когнитивный компонент влияет в ходе изучения каждым студентом особенностей своей личности и самосознания в процессе теоретической и практической совместной деятельности. В результате будущий социальный педагог лучше понимает себя как личность. Через рефлексию и саморегуляцию поведения в образовательном процессе студенты открывают для себя возможности использования своих личностных качеств и особенностей в профессиональной деятельности. У каждого студента происходит осознание того, какие его черты и качества помогут осуществлять профессиональную деятельность, какие будут мешать, а какие еще нужно развивать в себе. Компетенции познавательной деятельности формируются в процессе поиска, анализа и применения студентами учебно-профессиональной информации. Будущие специалисты не просто осваивают новые методы познания, а овладевают навыками управления информацией и применения имеющихся и вновь полученных знаний при решении новых профессиональных задач и проблемных ситуаций.

Коммуникативно-деятельностный компонент оказывает влияние на формирование компетенций, относящихся к взаимодействию социального педагога с дру-

яынлаоЕАчао ¿і о н л ііа н ом э:мфоч 11 аонаычачпан

гими людьми (компетенции в общении и социального взаимодействия) и характеризующих деятельность будущего социального педагога (компетенции познавательной деятельности, модерации и медиации). На формирование компетенций в общении коммуникативно-деятельностный компонент влияет через организованную совместную деятельность, в которой субъекты образовательного процесса используют формы устного и письменного выражения мыслей, тренируются в ходе деловых игр вести переговоры и проводить презентации. На формирование компетенций социального взаимодействия коммуникативнодеятельностный компонент влияет через сотрудничество и сотворчество студентов друг с другом, студентов и преподавателей, что способствует овладению навыками межличностных отношений и становлению готовности к толерантному принятию других людей с признанием права каждого на индивидуальность.

На формирование компетенций познавательной деятельности коммуникативнодеятельностный компонент влияет через переживание студентами опыта принятия нестандартных решений в новых ситуациях. В совместной деятельности преподавателей и студентов возникают новые формы, методы и приемы работы будущих социальных педагогов, которые апробируются в рамках образовательного процесса (на занятиях, в проектной деятельности). Это дает студентам ценный личностный опыт рождения новой идеи и ее воплощения в реальной жизненной ситуации.

На формирование компетенций мо-дерации и медиации коммуникативнодеятельностный компонент влияет через совместную деятельность субъектов образовательного процесса по подготовке и реализации социально-педагогических проектов в общеобразовательных, коррекционных и социальных учреждениях города. В такой работе студенты приобретают способности к посреднической деятельности, кооперации в рамках команды специалистов определенного учреждения, совместно с которыми осуществляются подготовка и реализация проекта. Встречаясь с детьми разных категорий, взаимодействуя с ними, их педагогами и родителями, будущие специалисты лучше осознают закономерности развития социальных групп и роли отдельной личности. Студенты понимают, что нет одинаково эффективных для

всех методов и форм оказания социальнопедагогической помощи. Здесь происходит осмысление необходимости творческого поиска в профессиональной деятельности социального педагога и осознание ответственности за принимаемые новые решения в проблемных ситуациях.

Эмоционально-ценностный компонент творческого взаимодействия оказывает влияние на формирование компетенций, характеризующих специалиста как личность и как субъекта жизнедеятельности (компетенции саморазвития и самоорганизации, ценностно-смысловой ориентации). На формирование компетенций саморазвития и самоорганизации эмоционально-ценностный компонент влияет через возникающие в совместной деятельности эмоции, которые стимулируют студентов сохранять нужный стиль поведения или изменить имеющийся, в случае если он не способствует эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Для возникновения такого понимания у студентов очень важно в ходе творческого взаимодействия дать им возможность осознать свои эмоции, переживаемые как в практической, так и в теоретической работе.

Формирование компетенций ценностносмысловой ориентации под влиянием эмоционально-ценностного компонента творческого взаимодействия происходит в совместной и сотворческой деятельности, когда студенты осуществляют рефлексию, осознают свое эмоциональное состояние в связи с полученным опытом профессиональной деятельности. сравнение с ранее пережитым опытом способствует либо рождению новых ценностей, либо уточнению имеющихся, либо их переоценке и выстраиванию новой иерархии. Это влияет на способность студентов следовать социальным стандартам и этике и на осознание того, какое влияние их профессиональная деятельность может оказывать на конкретных людей и социальные процессы в целом.

Таким образом, наше исследование показало, что творческое взаимодействие, являясь, с одной стороны, сущностной характеристикой профессиональной деятельности социального педагога, при специальной его организации в ходе образовательного процесса в вузе является и условием эффективного формирования профессиональных компетенций будущих социальных педагогов.

литература

Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие / В.И. Байденко. М.: Ис-след. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 72 с.

The forming of professional competences of social teachers in the conditions of creative interconnection of educational process subjects

There is defined the essence of the notion “creative interconnection” in the context of professional education of social teachers at the university. There is given the list of professional competences of social teachers. Their forming is influenced by the organized creative interconnection of educational process subjects.

Key words: professional competences, social teachers, creative interconnection, creative interconnection components (heuristic and cognitive component, communicative and activity component, emotional and evaluation component).

И.п. АНдрЩЦИ, Е.В. МлЪИНА (Москва)

формирование исследовательской компетентности студентов педагогического вуза

Рассматриваются проблемы исследовательской компетентности студентов педагогического вуза, уровни ее сформированности, выделяются блоки (когнитивный, функциональный).

Ключевые слова: компетентность, исследовательская компетентность.

Современное образование проходит этап реформирования, что отражает общую социально-экономическую ситуацию в стране. Государство реализует программы, которые призваны развивать различные аспекты общественной жизни. обра-

зование является одним из приоритетных направлений государственной политики, поэтому достаточно шагов предпринимается для реализации реформ в этой области и оценки их эффективности. Наука в третьем тысячелетии имеет определяющее значение для развития человечества в самых разных областях жизнедеятельности. Сегодня в основе оценки и характеристики стран могут лежать не только их экономические показатели и оборонная способность, но и способность продуцировать на рынок знания и реализующие их наукоемкие и высокие технологии.

Роль образования в этом процессе трудно переоценить. Преподавательская деятельность в высших учебных заведениях должна стимулировать развитие профессиональных и личностных качеств студентов. Соответствующая подготовленность специалистов высшей школы во многом определяет успешность решения этой задачи. В подготовке специалиста приобретает актуальность формирование исследовательской компетентности, поскольку ее следует принять как базовую основу для профессионального саморазвития.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960-х - начале 1970-х гг. в западной науке, а в конце 1980-х гг. - в отечественной зарождается специальное направление - компетент-ностный подход в образовании. Необходимость реализации компетентностного подхода в высшем образовании обусловливается радикальными изменениями, которые происходят в сферах материального и духовного производства, социальных отношений, на рынке труда, в профессиональных структурах. В качестве исследовательской компетентности мы рассматриваем возможности личности грамотно выстраивать и реализовывать процесс познания объективной действительности. В исследовательской компетентности мы выделяем два блока:

1) когнитивный, включающий в себя теоретико-методологический и мотивационно-ценностный компоненты;

2) функциональный, включающий коммуникативный и интерактивный компоненты.

© Андриади И.П., Ильина Е.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.