Научная статья на тему 'Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза'

Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROFESSIONAL TEACHER'S QUALITIES / HIGHER EDUCATION / FEEDBACK / PERSONAL QUALITIES / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люрья Надежда Абрамовна

Обосновываются идеи о необходимости реформирования высшего образования, формировании новых требований к профессиональным качествам педагога вуза; анализируется соотношение профессиональных и личностных качеств педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люрья Надежда Абрамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TEACHERS PROFESSIONAL QUALITIES IN THE EDUCATION SYSTEM

The article verifies the idea higher education has to be transformed. The requirements for professional skills of the teacher of higher school are justified. The relation of professional and personal qualities of higher school teacher is analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза»

УДК 374; 378.

Н. А. Люрья

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА

Обосновываются идеи о необходимости реформирования высшего образования, формировании новых требований к профессиональным качествам педагога вуза; анализируется соотношение профессиональных и личностных качеств педагога.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональные педагогические качества, обратная связь, индивидуальный подход, интерактивное взаимодействие.

В настоящее время одной из ведущих идей модернизации образования является идея о необходимости изменения статуса педагога в современной культуре в целом и в вузе как высшей организационной структуре всей системы в частности. Качественное изменение статуса педагога при этом становится ключевым для достижения успеха в образовательных реформах. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на педагогическую проблему шире, включить ее в более широкое поле как ключевое звено в изменении статуса самой образовательной системы общества. Общепризнанным в современной культуре является представление о качественных переменах, происходящих сегодня в сфере образования.

Не вдаваясь во все многообразие подразумеваемых смыслов понятия «образование», зафиксируем основные: а) современное образование в качестве идеала соотносится с процессом формирования, раскрытия, использования потенциально безграничных способностей человека, внутренних резервов личности; б) понятие «образование» в современной культуре употребляется в контексте социального института общества, осуществляющего педагогическую деятельность в установленных рамках, со своими специфическими средствами и содержанием. Этот второй аспект и будет предметом нашего анализа.

Социальный институт образования осуществляет обучение и воспитание в целях воспроизводства социально значимого опыта через своих представителей, через личность. Социальная значимость передаваемого опыта служит критерием отделения образования как института от образования вообще, от образования, получаемого индивидом в семье, быту, трудовой деятельности, самостоятельно и т. д. Сложность решения проблем образования есть следствие все более усиливающейся связи, зависимости разных сфер деятельности общества (экономики, политики, науки, культуры) от обучения и воспитания членов общества. Эта взаимосвязь различных сфер деятельности общества требует и адекватного подхода к такому сложному общественному явлению, как

образование. Современные подходы к трансформации образования характеризуются фрагментарностью, рассматривая существующий социальный институт с одной или нескольких сторон, теряя существенные связи и решая частные вопросы. Действительно, например, организационно в системе образования что-то можно изменить: улучшить оснащенность школы передовой вычислительной техникой, добавить телеконференции в вузе и наладить их взаимодействие и т. д. Педагогические науки разрабатывают теоретические концепции, и педагоги пытаются их внедрить в свой арсенал. Однако самое сложное - это изменить традиции и отношение к своей профессиональной деятельности. Поэтому педагог, как правило, воспринимает и науку, и технические новшества как добавление к своему предмету, личному педагогическому мастерству. Радикальной перестройки отношения к образованию не происходит: необходимо качественное изменение в этом плане, осознание педагогом изменения своего статуса в образовательном процессе вследствие изменения статуса самой образовательной системы в обществе. Что же означает это качественное изменение?

С позиций деятельностного подхода общие принципы перехода системы с одного уровня развития на качественно новый таковы [1]: а) новое качество системы связано с возникновением в ней не существовавших ранее структурных ядер, подчиняющих себе прежний «аппарат управления» и позволяющий системе решать новые классы задач; б) возникновение в системе новых структурных ядер качественно меняет ее сущностную (структурнофункциональную) природу, т. е. внутреннее взаимоотношение ее составных частей; в) механизм, обеспечивающий «предвидение будущего» («опережающее отражение»), основан на двух функциях. Во-первых, на «автоматизации» прошлых достижений и их надежной трансляции (адекватной внутренней перестройке). Во-вторых, на нахождении более или менее удовлетворительного способа включения необходимых инноваций, существующих вне системы, в свою структуру, что позволяет осуществить решение целого класса новых проблем.

Например, в средние века изменения в культуре были таковы: а) возник институт науки; б) образовалась «промежуточная среда», связанная с закреплением знания в слове, охватывающая печатное дело, тиражирование информации, способы хранения (библиотеки), воспроизводства и консервации знания в виде печатного слова; в) произошло качественное изменение самого института образования. Для перестройки образовательного института, целиком контролируемого церковью, одной из значительных инноваций культуры было появление книгопечатания, что позволило сохранять, тиражировать и передавать знания, осуществить всеобщую грамотность населения и ввести профессионализм в образовательный институт, включая появление собственно профессии педагога. Становление университетов как центров науки и нового образования тоже произошло вне существующего института образования, они возникли как новые «ядра» культуры, проникшие со временем в общественный институт. Корпорации разных сословий, недовольные как контролем образования со стороны церкви, так и его содержанием и формой, организовывали товарищества по общности интересов в получении внецерковных знаний и завоевывали позиции, находя поддержку других слоев населения вследствие инноваций, происходивших в культуре того времени. Удивительная аналогия: в средние века ценные находки в педагогике («как всех учить всему» - Я. А. Коменский) либо продавались за плату, либо скрывались от конкурентов. Так, В. Икельзамер, учитель в Рутенбурге, составивший немецкую грамматику и руководство по чтению, позволявшее, как от считал, обучиться чтению самостоятельно, высказывает сожаление, что многие учителя, умеющие правильно «называть буквы», «никому постороннему добросовестно этого не показывают, а таят это у себя в голове, да в своих школах» (см. [2]). В контрактах того времени имеется удивительная с современной точки зрения оговорка: «... и должен за эти деньги учитель добросовестно учить детей, ничего от них не утаивая из того, что сам знает» [2, с. 209]. Изменяется и социальный статус учителя: в качестве педагогов выступают деловые люди, мелкие нотариусы, частные поверенные; получает распространение практика давать домашнее образование, нанимая учителей по своему усмотрению. Это являлось совершенно непозволительным с точки зрения церковных властей.

Показательно, что в настоящее время образование все больше связывается с той сферой общества, которая заинтересована в контроле его качества. Речь идет о сфере рынка услуг. «Основной социальный запрос на специалистов стал формулироваться рынком труда, а результативность обуче-

ния стала определяться успешностью применения полученных знаний и навыков в практической деятельности. Коммерциализация высшего образования привела к появлению новой модели университетского образования, названной прагматической моделью, в которой роль университета сводится к предложению программ обучения в соответствии с потребностями общества...» [3, с. 87-88].

В настоящее время существенным фактором культуры, влияющим на систему образования, является появление коммуникативных средств, которые меняют как всю культуру в целом, так и системное образование. Эти средства находятся вне образовательной системы, так как применяются механически, без осознания пользователями их потенциальных возможностей и внутренне присущих им законов использования. Благодаря средствам вычислительной техники, всемирной сети Интернет узкоспециализированное знание уходит на второй план и может совсем исчезнуть из системного образования; простой и легкий доступ к практически любой востребованной информации облегчает как педагогу его труд, так и студенту возможность приобрести профессию. Со временем преподаватель может оказаться невостребованным в качестве транслятора профессиональных знаний Развитие технических средств, предоставляемых педагогам, опережает развитие всего комплекса их возможностей. Современная высшая школа в своих основах продолжает базироваться на модели «ученик - учитель», лекционной системе объяснения, системе оценок и т. д. Все это приводит к выхолащиванию учебного процесса, ориентировке студента на формальные факторы - получение оценок, диплома; к неадекватности полученного образования нуждам общества и т. д. При этом практически игнорируется тот факт, что современный студент в условиях рыночных отношений между работодателем и исполнителем ориентирован на цели и ценности социума гораздо в большей мере, чем современное вузовское образование. Не учитывается и то, что интенсификация всех сторон жизни определяет новые цели и возможности как педагога, так и обучаемого, что не берет во внимание современное образование.

То, чего нельзя взять в Интернете и что должно дать качественно новое образование («предвидимое будущее»), - так это способ ориентировки в быстро меняющемся мире: на что обратить внимание в первую очередь; что наиболее востребовано в данной обстановке применительно к данному моменту; как приобрести опыт усвоения нового содержания и проверить его практически в реальной обстановке, ориентируясь на возраст, интересы личности, не разрушая, а способствуя развитию общественной целостности коллективного «организ-

ма». Это возможно только в диалоге, коммуникации, с полным осознанием этого взаимодействия.

Не случайно успешными оказываются те педагоги, которым это осознание удается осуществить, например: педагоги-новаторы, которые нашли диалог с обучаемыми и поставили интерес ребенка как значимую цель педагогики; педагоги, использующие идеи школы совместной деятельности Г.

Н. Прозументовой [4]; представители школы, основанной на методологии Г. П. Щедровицкого (в рамках системо-мыследеятельностного подхода (СМД)).

Каковы причины неэффективного использования новых информационных технологий? Хотя в настоящее время происходит внедрение новых средств, и образовательный процесс может быть интенсифицирован, однако основные проблемы и трудности возникают не только из-за низкой компьютерной квалификации педагогов. Это вызвано как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относится необходимость осваивать сложнейшую, быстро развивающуюся область новейших средств коммуникации, которая может быть вовсе не связана с профессиональной деятельностью педагога; а также мириться с устаревшей организацией образования, упомянутым устройством всей образовательной системы, неэффективной подготовкой и сформированными качествами педагога - отвечать ее устаревшим стандартам. Субъективные причины связаны прежде всего с отсутствием осознания необходимости переориентации собственной позиции в новых условиях. Объективные причины можно устранить посредством предоставления педагогу необходимых средств, которые уже существуют в культуре и которые позволяют обеспечить достаточно простую и в то же время эффективную связь субъекта образовательного процесса (педагога, студента, органа управления и т. д.) с новыми бурно развивающимися технологиями. Для этого должна быть проделана большая работа, требующая усилий специалистов в разных областях. Субъективная причина устраняется путем формирования новых компетенций педагога, обеспечивающих овладение необходимым и достаточным комплексом умений, помогающих быстрому вхождению в нужное для него коммуникационное пространство и овладению им в своей профессиональной деятельности.

В вузе наиболее заметно расхождение между провозглашаемыми целями и реальной практикой, и осознание этого фактора проявилось в оценке важности налаживания диалога, взаимопонимания между педагогом и студентом, свидетельством чему выступает то значение, которое придается интеракции - взаимодействию, налаживаемому по-

средством использования технических средств, приспособленных к ситуации в обучении.

Примечательно, что уже существуют теоретические и практические шаги в попытке трансформации и переходу на новый качественный уровень. Так, в докторской диссертации М. А. Петренко ключевым пунктом является «разработка теории педагогической интеракции как научной основы интерактивных технологий развития творческой активности личности в инновационной социокультурной среде вуза». Интеракция понимается «как феномен педагогической теории и практики высшей школы, реализация которого обеспечивает креативный путь развития личности в образовании» [5].

Практический опыт интеграции инновационных достижений культуры и изменения статуса педагога высшей школы в образовательном процессе осуществлен в Томском политехническом университете [6].

Задача, которая ставилась при создании данной модели, - разработать принципы организации содержания образовательных курсов (программ) с условием их применимости к разным дисциплинам и реализовать данный подход в интерактивной модели с учетом индивидуальных интересов обучаемых и обучающих. Этот подход обеспечивает простоту использования системы подготовки и служит условием воспроизводимости модели в педагогической практике. Проектирование содержания образования предполагает создание дидактических условий совершенствования профессиональной деятельности педагогов в интерактивной компьютерной технологии.

Субъектная позиция педагога определяется психологической переориентацией, сменой мотивации и постановкой собственных целей с использованием современных средств коммуникации, что позволяет качественно изменить весь образовательный процесс в целом.

Психологическая переориентация педагога происходит в процессе проведения трех тренингов, которые направлены на смену стереотипов в отношении к своей профессиональной деятельности. После психологической переориентации педагог настроен на создание нового содержания образования. Затем он проходит курсы по использованию мультимедийных средств в поточных мультимедийных аудиториях ТПУ Набор на курсы повышения квалификации «Основы проектирования и применения интерактивных учебных курсов на базе новых информационных технологий» предлагается для преподавателей с опытом работы по своей дисциплине не менее трех лет, заинтересованных в применении современных инновационных технологий в образовании. В результате у пе-

дагога формируются новые профессиональные качества и устанавливается личностная субъектная позиция, задающая степень осознания своего места в новой коммуникационной среде.

Для преподавателя создается удобная система, которую он проектирует малыми дозами и которую легко может исправить или добавить новое содержание. На каждом этапе он может осуществить индивидуальный подход к студенту. Оперативное взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения, индивидуализированная обратная связь, способная учесть не только знания обучающегося, но и его интеллектуальные способности и даже особенности личности, - вот те очевидные преимущества, реализация которых в значительной степени зависит от умения преподавателя конструировать учебные задачи.

Вариативность путей нахождения необходимой информации прежде всего обеспечивается индивидуальным подходом к студенту в условиях массового образования. Так как технические возможности образовательной технологии позволяют проводить массовые занятия в большой лекционной аудитории (для целого потока), здесь возможно обеспечить индивидуальный подход, т. е. для каждого студента выстроить свою траекторию обучения. Кроме того, вариативность обуславливается возможностью преподавателя осуществлять обучение по своему сценарию. Студент также может выбрать собственный сценарий обучения, причем преподаватель ведет мониторинг и соответствующую корректировку обучения любого из студентов.

Данная технология носит личностно ориентированный характер. Она основана на подходе к студенту как полноправному активному партнеру учебного процесса. Отсюда возникает необходимость различных форм взаимодействия (интеракции) учителя и ученика. Контроль (в том числе учебная задача) перестает быть только проверкой усвоения материала по конечному результату (зачет/экзамен, аттестация, контрольная работа). Введение задач в саму ткань учебной деятельности во всем их целевом многообразии (в роли входного контроля, обучающих тестов-тренажеров, диагностических тестов, поэтапного рубежного контроля и т. п.) позволяет преподавателю адекватно оценивать сам ход учебного процесса, оперативно корректировать свои педагогические умения и действия учащегося. И что особенно важно - контроль при этом превращается в самоконтроль. Это привлекает учащегося к самообразованию.

Таким образом, эффективность современного образования возможна при условии обеспечения единства между достижениями в области инфор-

мационно-коммуникационных средств и инновационными педагогическими технологиями. Субъект новой образовательной среды, построенной в данной модели, оценивает себя и свои способности по-новому по сравнению с традиционной системой: активным, творческим, заинтересованным в образовательной деятельности, удовлетворенным результатами человеком, что свидетельствует о формировании новых качеств.

Другие «ядра», ответственные за новое качество системного образования, это комплексные коллективы, включающие специалистов разных профилей, объединенных единой целью: повысить эффективность образовательного процесса. Эти коллективы соединяют в своей деятельности компетентность технических специалистов, новаторство творческих разработчиков программного обеспечения, педагогический опыт преподавателей, теоретические изыскания ученых и т. д.

Например, в ТПУ совместная разработка учебных курсов ведется под руководством ведущих экспертов по определенным направлениям разработки (конструирование задач, психологические основы контакта, основы технологии разработки, интерактивных динамических моделей и др.). Успешный опыт в работе данного направления позволяет сделать выводы о тех качествах профессии педагога, которые наиболее востребованы в современной культуре.

«Система высшего образования как социальный институт, как особая сфера производства человеческого интеллектуального, культурного и духовного богатства должна быть глубоко заинтересована не только в эффективном решении проблем подготовки высококлассных специалистов, но и в воспитании полноценных во всех отношениях членов общества. Сегодня концептуальная база высшего образования для подготовки к любому виду социальной деятельности не может исходить только из узкоспециальных, профессиональных, ремесленных интересов. Гуманистическая направленность современных тенденций развития человечества, не отрицая необходимости научно-технического прогресса, совершенствования производственных технологий, выдвигает на первый план человеческий фактор, фактор личности. Частичный, узкоспециализированный специалист - это ресурс экономики, политики, техники, но не целостная личность, способная к творчеству, саморазвитию. Поэтому работы, ориентированные не только на профессионально эффективного человека, но и на творчески активного, целостного в мировоззренческом смысле, не только актуальны, но и чрезвычайно сложны» [5, с. 3].

Список литературы

1. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2008. 688 с.

2. Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М. 1986. 454 с.

3. Ревякина В. И. Труды Института теории образования ТГПУ / под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 5. Томск: Изд-во ТГПУ. 2010. 299 с.

4. Прозументова Г. Н., Малкова Г. Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. № 7 (69). С. 13-17.

5. Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Ростов н/Д. 2010.

6. Люрья Н. А., Созоров Н. Г. Разработка инструментальной образовательной среды в целях повышения эффективности внедрения различных педагогических систем в учебный процесс вуза // Труды Института теории образования ТГПУ / под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 5. Томск: Изд-во ТГПУ. 2010. С. 143-157.

Люрья Н. А., доктор философских наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: luryana@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.11.2011.

N. A. Lyurya

THE FORMATION OF TEACHER’S PROFESSIONAL QUALITIES IN THE EDUCATION SYSTEM

The article verifies the idea higher education has to be transformed. The requirements for professional skills of the teacher of higher school are justified. The relation of professional and personal qualities of higher school teacher is analyzed.

Key words: higher education, professional teacher s qualities, feedback, personal qualities, interaction.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: luryana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.