Научная статья на тему 'Формирование профессиональнойкомпетенции студентов-журналистови PR-специалистов: грани взаимодействия'

Формирование профессиональнойкомпетенции студентов-журналистови PR-специалистов: грани взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯПОДГОТОВКИ / ТЕКСТ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COLLABORATION / LEARNING / COMMUNICATION SPECIALTY / TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капацинская В. М.

Рассмотрена специфика формирования профессиональной компетенции с учетом особенностей профессии, определены грани взаимодействия в процессе обучения студентов-журналистов и PRспециалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OFPROFESSIONALCOMPETENCE OFSTUDENTSOF JOURNALISTS ANDPR-EXPERTS: FACETSOF INTERACTION

The specificity of formation of professional competence, taking into account features of the profession, identified aspects of interaction in the learning process of students, journalists and PR-professionals.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональнойкомпетенции студентов-журналистови PR-специалистов: грани взаимодействия»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 436-439

УДК 070

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ И РЯ-СПЕЦИАЛИСТОВ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© 2014 г. В.М. Капацинская

Нижегородский филиал Университета Российской академии образования

vkapatsin@yandex.ru

Поступила в редакцию 19.04.2014

Рассмотрена специфика формирования профессиональной компетенции с учетом особенностей профессии, определены грани взаимодействия в процессе обучения студентов-журналистов и РЯ-специалистов.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, взаимодействие, процесс обучения, коммуникативные направления подготовки, текст.

Будущая профессиональная деятельность выпускников направлений подготовки «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» предполагает решение профессиональных целей и задач через информационно-коммуникативное взаимодействие, что позволяет относить их к коммуникативным направлениям подготовки. Государственные образовательные стандарты - Государственный образовательный стандарт по специальности «Журналистика», Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 031300 «Журналистика» - называют областью профессиональной деятельности выпускников-журналистов как средства массовой информации, так и смежные информационно-коммуникативные сферы, соответственно, объектом профессиональной деятельности является массовая информация, адресованная различным целевым аудиториям. Профессия «журналист» направлена на удовлетворение информационных потребностей общества, при этом журналистская деятельность способствует формированию общественного мнения. Профессия специалиста по связям с общественностью (Государственный образовательный стандарт по специальности «связи с общественностью»), бакалавра по направлению «реклама и связи с общественностью» (Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью») специфична и многопланова, она направлена на формирование общественного мнения о некотором объекте (компании, человеке, мероприятии, товаре, идее), на создание,

поддержание и развитие позитивного имиджа, на обеспечение и развитие коммуникаций. Область профессиональной деятельности включает общественное мнение, коммуникационные процессы в разных сферах, техники и технологии массовых, деловых и персональных коммуникаций, технологии пропаганды, рекламы, продвижения, позиционирования.

Специалисты в области журналистики и в сфере рекламы и связей с общественностью работают в одном и том же коммуникативном поле (пространстве) и находятся в постоянном взаимодействии, при этом вторые сосредоточены на событийном компоненте, а первые - на информационном. Специфика профессии в качестве необходимых требований определяет следующее: умение оперативно и качественно работать с информацией, умение понимать, интерпретировать, создавать разные виды текстов в условиях взаимодействия с другими людьми, быть готовым к осмысленному изменению собственного коммуникативного поведения. Будущая профессия требует от выпускников коммуникативных направлений подготовки эффективной текстовой деятельности, являющейся основой любых коммуникационных процессов в межличностной, социальной, политической, экономической, культурной, образовательной, научной сферах. В связи с этим, для обеспечения подготовки конкурентоспособных профессионалов в соответствии со спецификой будущей профессии пристальное внимание должно быть уделено тексту как предмету изучения и основе коммуникаций самого образовательного процесса. Комплексный и междисциплинарный

Формирование профессиональной компетенции студентов-журналистов и РЯ-специалистов

437

Рис. 1. Понимание специфики профессии и особенностей взаимодействия

подход к изучению текста является одним из организационно-педагогических условий подготовки студентов.

Рассматривая организационно-педагогические условия подготовки журналистов и специалистов по рекламе и связям с общественностью, необходимо сказать о специфике обучения бакалавров. Для того чтобы за четыре года сформировать должные профессиональные компетенции, необходим практико-ориенти-рованный подход (погружение в профессию, начиная с первого курса), сопряженность дисциплин учебного плана, рассматривающих текст в качестве предмета изучения, возможности междисциплинарного комплексного взаимодействия. Возникает вопрос: в связи с будущим профессиональным взаимодействием, не следует ли осуществлять совместное обучение студентов этих двух направлений подготовки? Из опыта работы мы смогли сделать следующий вывод: предпочтительным является частичное совместное обучение дисциплинам: «Основы журналистики», «Введение в профессию: Реклама и связи с общественностью», совместное изучение некоторых тем в рамках курса «Стилистика и литературное редактирование», совместная работа в ходе выполнения ряда заданий по «Мастерской РЯ» и «Выпуску учебных СМИ». В течение нескольких лет мы реализовывали как полностью совместное изучение этих курсов, так и раздельное, и частично совместное; в результате - остановились на последнем. Подтверждение необходимости такого взаимодействия в процессе обучения (данные приведены

по результатам опросов студентов по окончании курсов: «Основы журналистики», «Введение в профессию: Реклама и связи с общественностью») представлено на рисунке 1.

Как можно увидеть на рис.1., полностью совместное обучение студентов указанным дисциплинам является самым неэффективным, т.к. они изучаются на 1 курсе, когда студенты только постигают азы профессии; в результате может происходить смешение некоторых функций и принципов изучаемых видов деятельности.

Компетентностный подход направлен на подготовку конкурентоспособных выпускников, привлекательность данного подхода заключается в том, что результаты образования формулируются не только в терминах знаний-умений-навыков, но и как готовность выпускника осуществлять профессиональную деятельность, взятую во всей синтетической сложности. Применение компетентностного подхода дает возможность более точно определить ориентиры образования, придает процессу подготовки специалиста практико-ориентированный характер, позволяет комплексно решать совокупность образовательных задач, позитивно влияет на развитие инновационных процессов в сфере профессионального образования. В ФГОС в разделе «требования к результатам освоения основных образовательных программ» определены общекультурные и профессиональные компетенции, совокупность которых представляет собой необходимую профессиональную компетенцию выпускника. Профессиональная компетенция выпускника представляет собой систему компетенций, обеспечивающих успеш-

438

В.М. Капацинская

ную реализацию профессиональной деятельности; применительно к профессиям «журналист», «рекламист», «РЯ-специалист» коммуникативную компетенцию следует рассматривать в качестве базовой, что определяется спецификой профессий.

Анализ научного дискурса позволяет говорить о коммуникативной компетенции как о междисциплинарном феномене, не обладающем однозначно определяемыми набором признаков и структурой. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции наиболее общими компонентами являются: лингвистический (мы его выделяем в самостоятельную компетенцию), прагматический, социолингвистический, дискурсивный и стратегический. Коммуникативная компетенция не просто обладает сложной структурой, но и базируется на таких компетенциях, как лингвистическая и лингвокультурная.

Результатом развития профессиональной компетенции выпускника является профессиональная компетентность, для достижения которой выпускник должен не только приобрести профессиональный опыт в выбранной специальности, но и развить определенные личностные качества и интеллектуальные способности. Формирование профессиональной компетенции студента происходит в образовательном пространстве вуза, при этом содержание образовательного процесса, организация и структура учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности должны строиться с учетом требований общества и рынка труда, специфики профессии, социальных, экономических, политических, информационных, коммуникативных, культурных особенностей современного мира.

Основным средством формирования профессиональной компетенции выступают различные технологии, формы и методы обучения, объединенные в комплекс подходов, реализуемый в образовательном учреждении, при этом текст и текстовая деятельность выступают в качестве объекта изучения (что обусловлено спецификой будущей профессии) и в качестве основы коммуникации, объединяющей в единую целостность все компоненты образовательного пространства. Следует признать справедливым утверждение Н.А. Жировой [1] о том, что текстовая деятельность вообще имеет большое значение в обучении, что она служит для формирования различных видов компетенций. Ска-

занное еще раз подтверждает наши наблюдения, что работа с текстом - это основа учебного взаимодействия студентов-журналистов и РЯ-специалистов в рамках изучаемых теоретических дисциплин и в рамках практической деятельности.

Проблема определения показателей качества формирования профессиональной компетенции студентов-журналистов, РЯ-специалистов также является актуальной, т. к. инструментарий оценки и мониторинга развития до сих пор находится в стадии разработки и требует комплексного подхода. Специфика настоящего времени диктует новые требования к выпускнику вуза, что активно обсуждается специалистами [2]. Применительно к будущим профессионалам коммуникативных направлений подготовки выделяются следующие общие требования: способность к постоянному обучению и инновациям, креативность и инициативность, свобода мышления и творчество, способность к культурному, информационному, коммуникативному саморазвитию личности. Можно определить следующие показатели качества: как стандартные - текущую и промежуточную аттестации, контроль остаточных знаний, итоговую государственную аттестацию, так и профессионально ориентированные - уровень развития коммуникативной личности, контроль за профессионально-коммуникативными навыками, экспертные оценки представителей профессионального сообщества, мониторинг выпускников.

Список литературы

1. Жирова Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов. На материале иностранного языка: автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки, 1997. 21 с.

2. Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук: 13.00.08. Челябинск: ЮжУрГу, 2008. 45 с.; Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в образовательном процессе высшей школы: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород: Нов-ГУ, 2008. 48 с.; Чурляева Н. П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук: 13.00.08. Красноярск: КГПУ, 2007. 45 с.

Формирование профессиональной компетенции студентов-журналистов и PR-специалистов

439

FORMATION OFPROFESSIONALCOMPETENCE OFSTUDENTSOF JOURNALISTS ANDPR-EXPERTS: FACETSOF INTERACTION

V.M. Kapatsinskaya

The specificity of formation of professional competence, taking into account features of the profession, identified aspects of interaction in the learning process of students, journalists and PR-professionals.

Keywords: professional competence, collaboration, learning, communication specialty, text.

References

1. Zhirova N.A. Tekstovaja dejatel'nost' v obuchenii studentov. Na materiale inostrannogo jazyka: avtoreferat diss. na soisk. uchen. step. kand. ped. nauk: 13.00.01. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki, 1997. 21 s.

2. Afanas'eva O.Ju. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: metodologija, teorija, praktika: avtoref. diss. na soisk. uchen. step. doktora ped. nauk: 13.00.08. Cheljabinsk:

JuzhUrGu, 2008. 45 s.; Ignat'eva E.Ju. Menedzhment znanij v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly: avtoref. diss. na soisk. uchen. step. doktora ped. nauk: 13.00.08. Velikij Novgorod: NovGU, 2008. 48 s.; Churljaeva N.P. Obespechenie kachestva podgotovki inzhenerov v rynochnyh uslovijah na osnove kompetentnostnogo podhoda: avtoref. diss. na soisk. uchen. step. doktora ped. nauk: 13.00.08. Krasnojarsk: KGPU, 2007. 45 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.