Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности военных специалистов на основе моделирования межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки'

Формирование профессиональной компетентности военных специалистов на основе моделирования межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагаев Николай Касимович, Шишков Андрей Иванович

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования профессиональной компетентности военных специалистов на основе имитационного моделирования. Описывается структура интерактивной имитационной модели межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагаев Николай Касимович, Шишков Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MILITARY SPECIALISTS ON THE BASIS OF MODELING INTERCATHEDRAL COMPLEX TACTICAL AND SPECIAL PREPARATION

The article discusses current issues of formation of professional competence of military specialists on the basis of simulation. Describes the structure of an interactive simulation model intercathedral complex tactical and special preparation.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности военных специалистов на основе моделирования межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки»

А.И. Шишков

Н.К. Сагаев

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования профессиональной компетентности военных специалистов на основе имитационного моделирования. Описывается структура интерактивной имитационной модели межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, интерактивное обучение, тактико-специальная подготовка, модель.

Nikolai Sagaev Andrei Shishkov

Одной из важных задач военной школы МО РФ на современном этапе является качественная профессиональная подготовка офицеров командного и инженерно-технического состава для военных частей и подразделений, психологически готовых и способных профессионально и компетентно выполнять свои служебные задачи [1]. В 2011 г. военные вузы приступили к реализации основных образовательных программ, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) и направленных на реализацию в образовании компетентностного подхода. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается способность офицера адекватно действовать в различных условиях динамично меняющейся обстановки (в том числе и в ситуации неопределенности) [2, с. 50].

Результаты анализа научной литературы, вузовской практики показали актуальность интенсификации процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе тактико-специальной подготовки (ТСП), что обуславливается прежде всего сокращением бюджета времени на обучение при возрастающих требованиях к качеству ТСП выпускников; увеличивающейся информативностью занятий по ТСП; необходимостью приближения обучения к реальной боевой действительности и др.

Перспективным направлением разрешения проблемы интенсификации образовательного процесса является моделирование межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки (далее - МКК ТСП) с элементами интерактивного обучения. Следует отметить, что системный подход, принципы и методы моделирования сложных процессов дают возможность многостороннего и целостного изучения педагогической системы и явлений. Под моделированием понимается замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оргинала с помощью объекта-модели [3]. Моделирование служит для выявления закономерностей построения содержания образовательного процесса, представляет собой способ анализа существующих проблем в данной области.

© Сагаев Н.К., Шишков А.И., 2014

Основными требованиями к разрабатываемой модели МКК ТСП являются:

- реализация системно-деятельностного подхода к формированию профессиональной компетентности военных специалистов;

- опора на ФГОС ВПО, квалификационные требования, предъявляемые к выпускнику вуза;

- использование передовых достижений в области информационных технологий;

- максимальное использование опыта и знаний специалистов НИИ, офицеров воинских частей, профессорско-преподавательского состава;

- использование картографии и геоинформационной системы (ГИС);

- включение в комплекс рабочих мест руководителя, средств регистрации знаний и действий обучаемых с последующим разбором учений и тренировок.

Целью создания модели является получение гарантированного результата обучения, выраженного в виде уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста [4].

Основными задачами МКК ТСП являются:

реализация компетентностного подхода при подготовке военных специалистов различных специализаций с применением инновационных технологий;

- повышение эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП;

оптимизация учебно-материальной базы вуза для комплексного изучения дисциплин специальностей различных направлений подготовки;

усиление роли самостоятельной работы военных специалистов и совершенствования системы и способов контроля знаний на всех этапах обучения на основе информационно-компьютерных технологий.

Структура интерактивной имитационной модели МКК ТСП представлена на рисунке.

ФГОС ВПО

КТ к выпускникам

Уч. план Уч. программа

ОШС частей, соединений

Руководящие документы МО РФ

Модуль управления межкафедральным комплексом

- управление комплексом

- контроль уровня и качества подготовки обучаемых

- информационная поддержка учебного процесса

Обучаемые

■ выполнение должностных обязанностей

■ решение комплексных ситуационных задач

Модуль имитации обстановки

- формирование данных для имитации обстановки

Модуль добывания сведений

- имитация работы штатных комплексов и станций частей и подразделений

АРМ1 АРМ

Модуль автоматизации

- формализованный ввод информации И\ л

- документирование У

- администрирование объекта

Результат

уровень

сформированности профессиональной компетентности обучаемых

Рис. Структура интерактивной имитационной модели МКК ТСП

В состав структурных компонентов модели МКК ТСП должны входить: модуль имитации обстановки; модуль добывания сведений;

- модуль сбора сведений и управления подразделениями;

- модуль автоматизации;

- модуль управления.

Модуль имитации обстановки должен обеспечивать формирование данных для имитации обстановки в ходе типовых боевых действий эвентуального противника.

Модуль добывания сведений должен обеспечивать имитацию работы средств и систем вооружения, использование которых предусматривается в ходе проведения занятий.

Модуль сбора сведений и управления подразделениями предназначен для обеспечения имитации процессов оперативного управления подразделениями, сбора и обработки информации в условиях динамично меняющейся обстановки. Он должен обеспечивать:

- формирование данных для обеспечения обучения военных специалистов основам организации и ведения боевой работы в подразделениях и частях ВС РФ;

- возможность обучения в ходе занятий применению технических средств, комплексов для выполнения обязанностей по должностному предназначению;

- формирование отчетных документов.

Модуль автоматизации должен обеспечивать: возможность формализованного ввода информации; формирование документов; администрирование объекта; информационно-технологическое сопряжение элементов комплекса; отображение хода и результатов процесса моделирования и имитации.

Модуль управления МКК ТСП предназначен для управления, обеспечения контроля уровня и качества подготовки обучаемых и информационной поддержки учебного процесса. Он должен обеспечивать:

- формирование данных для проведения занятий с целью совершенствования практических навыков в применении подразделений;

- формирование данных для организации и контроля ТСП обучаемых;

- формирования данных для проведения текущего и перспективного планирования процесса ТСП;

- контроль над действиями обучающихся на рабочих местах;

- обеспечение доступа обучаемых к электронной базе данных, учебной и методической литературе;

управление модулями и учебным процессом.

Реализация данной модели предполагает использование интерактивных методов обучения, таких как военно-профессиональная игра, проектная деятельность, работа в малых группах, выполнение интерактивных заданий и т.д.

Методология применения МКК ТСП в интересах формирования профессиональной компетентности у военных специалистов на примере проведения учения может заключаться в следующем.

На этапе подготовки учения должны выполняться:

- разработка замысла и сценария учения;

- проектирование состава, типа автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) и их характеристик;

- разработка информационно-методического обеспечения;

- инструктирование обучаемых.

Замысел является основой проведения учений. При разработке замысла необходимо учитывать возможности программно-аппаратных средств, особенно в части реализации необходимого уровня детализации моделирования обстановки и боевых действий [5]. На основе замысла формируется сценарий проведения, содержащий необходимый перечень основных событий по учению, определяются должности обучаемых на учении.

Разработка информационно-методического обеспечения - один из этапов подготовки к проведению учений, является основным фактором для их успешной организации и проведения. В ходе учения обучаемые реализуют должностные функции посредством АРМ в части: отработки вопросов тактического задания, реализации ролей и функций участников учения. На АРМ выполняется проведение оперативных расчетов при принятии решений, отражается оперативная информация на электронных картах, отрабатываются документы, определяющие применение подразделений, осуществляется автоматизация процессов ввода и корректировки информации.

По итогам проведения и результатам деятельности обучаемых в ходе учений проводится итоговый разбор. Для сбора данных используются программно-аппаратные средства, позволяющие проводить обработку событий, зафиксированных в ходе проведения учений. Полученные данные представляются определенным образом, например, в виде донесений или отчетов, и используются в дальнейшем для проведения разбора действий обучаемых.

Учитывая возможности МКК ТСП, разбор может проводиться не только по завершению учения (итоговый разбор), но и непосредственно в ходе самого учения (частный разбор). Для повышения наглядности разборов могут использоваться средства коллективного отображения информации. Таким образом, реализация интерактивной модели МКК ТСП в процессе формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП позволит создать условия для повышения уровня сформированности военно-профессиональных компетенций обучаемых и осуществить комплексный подход при подготовке военных специалистов.

Библиографический список

1. Путин В.В. Быть сильным: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. - 2012. -20 февраля.

2. Коритчук В.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке офицеров ракетных войск и артиллерии // Военная мысль. - 2012. - № 12. - С. 50.

3. Советов Б.Я. Моделирование систем: учеб. для вузов / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев,- 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк, 2007. - 343 с.

4. Кутузов В.В. Модель формирования профессиональных компетенций специалистов в военном вузе при изучении специальных дисциплин [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная деятельность. - 2013. - № 17. - Режим доступа: http://hist-edu.ru/hist/book_13kutuzov.pdf (дата обращения: 10.12.2013).

5. Григоренко В.М. Предложения по применению моделирующего комплекса имитационно-моделирующего центра НИЦ РКО 4 ЦНИИ МО РФ в процессе обучения студентов в Военном институте им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс] / В.М. Григоренко, Д.И. Мельник [и др.] // Наука и образование. - 2011. - № 10. -Режим доступа:http://www.technomag.edu.ru/doc/262388.html (дата обращения: 10.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.