Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений'

Формирование профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Т. Н.

В данной статье рассматриваются условия формирования профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений»

136

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

© Кузнецова Т.Н.*

Улан-Удэнский торгово-экономический техникум, г. Улан-Удэ

В данной статье рассматриваются условия формирования профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений.

В настоящее время существенно изменились требования государства, работодателей, образовательных учреждений, родителей и самих студентов как потребителей образовательных услуг, к качеству подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений. Экономические преобразования в социальной и производственной сфере, изменения в характере и содержании труда поставили перед учреждениями среднего профессионального образования задачу - подготовить социально активную, творческую, профессионально-компетентную личность, способную составить конкуренцию на рынке труда [4, С. 68]. Необходимо учитывать, что профессиональная компетентность студентов является основным результатом деятельности образовательного учреждения, определяющим его конкурентоспособность.

Высокий уровень профессиональной компетентности является решающими фактором социальной защищенности и мобильности выпускников, поэтому главной задачей негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум» (НОУ СПО «У-У ТЭТ») является формирование профессиональной компетентности выпускников, способных ориентироваться в современных социально-экономических условиях.

Важным показателем обновления содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов благодаря реализации компетентностного подхода. Ориентация на компетентностную модель образования предполагает пересмотр подходов к организации и содержанию образования в ССУЗах, кроме того, необходим педагогический поиск инновационной модели профессиональной подготовки компетентного специалиста, в которой учебный процесс обеспечил бы возможность адаптации содержания обучения к экономическим реалиям современного общества, потребностям рынка труда и работодателей.

* Преподаватель психологии

Содержание профессиональной компетентности специалиста в области экономики определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетентности специалиста и включает в себя научно-обоснованный состав профессионально- экономических знаний, умений и навыков. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» постепенно заменяется категорией «компетентный специалист» [1, С. 35].

Профессиональная компетентность конкретизируется через совокупность компетенций, под которыми понимаются обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [2, С. 50]. При помощи ключевых и профессиональных компетенций определяется модель выпускника.

Под профессиональной экономической компетентностью понимается качество личности, характеризующееся наличием и степенью сформиро-ванности у студентов теоретических и практических знаний, умений, профессионально-творческих мотивов и экономического интереса, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях, а также обеспечивающие личностный рост обучаемого, и его возможности в саморазвитии, и самореализации [1, С. 35].

Становление профессионала происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной подсистемой (предмет, средства, условия обучения и трудовой деятельности) и социальной подсистемой (психологический климат, межличностные отношения). Процесс формирования профессиональной компетентности требует организации позитивной и развивающей образовательной среды, реализации комплекса педагогических условий:

- определение мотивации профессионального обучения;

- поэтапная подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;

- изменение содержания образовательного процесса с учетом компе-тентностного подхода;

- формулировка квалификационной характеристики специальности;

- построение модели выпускника и профессиограммы специалиста.

Формирование ключевых компетенций специалиста, интегрирующих в

профессиональную компетентность, должно происходить с первых дней обучения в СПО, хотя их основы закладываются еще в школе, особенно в связи с переходом последней к профильному обучению.

Необходимо, чтобы информация о компетенциях была доступна как для абитуриентов на стадии выбора учебного заведения, так и для студентов в процессе обучения. Абитуриент должен быть уверен, что выбранная им специальность отвечает его запросам, а его способности, в свою оче-

138

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

редь, соответствует требованиям, предъявляемым к нему квалификационной характеристикой по конкретной специальности. Студент же в процессе обучения имеет право знать, какими компетенциями и на каком уровне он должен овладеть, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда после окончания обучения. Такой подход позволяет снизить степень неудовлетворенности ожиданий студентов и их родителей, как потребителей образовательных услуг предоставляемых НОУ СПО «У-У ТЭТ».

В структуре содержания базовых дисциплин специального профессионального цикла и способов деятельности, обусловленных данным содержанием и подлежащих усвоению, необходимо акцентировать внимание на социальный заказ, в котором требования работодателей к знаниям и умениям выпускника являются определяющим фактором повышения качества подготовки специалистов среднего звена.

Из этого следует, что разработка учебных программ по базовым специальным дисциплинам, методов обучения предполагает анализ не только содержания знаний и умений, определяемых федеральным компонентом стандарта, но и анализ требований работодателей к знаниям и умениям специалиста, которые востребованы в конкретном регионе в данное время.

Следует учитывать, что конкретные требования к подготовке специалистов определенного профиля могут быстро меняться, как и сами потребности в подготовке кадров для тех или иных секторов экономики. Поэтому необходимо создавать структуры, которые могли бы оперативно согласовывать запросы работодателей и возможности учреждений СПО [3, С. 44].

В НОУ СПО «У-У ТЭТ» управление качеством подготовки специалистов в соответствии с системой менеджмента качества образовательных услуг по требованиям стандарта ИСО 9001:2000 в рамках взаимосвязанных макропроцессов «Процесс подготовки специалистов» и «Измерение, анализ и улучшение» оказывает содействие в трудоустройстве выпускников техникума на основании программы социального партнерства с ведущими работодателями Республики Бурятия.

Построение образовательного процесса направленного на формирование профессиональных компетенций в форме блочно-модульного изучения специальных дисциплин систематизирует представление о будущей профессиональной деятельности студентов ССУЗа. Требования работодателей, представлены в содержательных образовательных модулях, которые в совокупности и представляют собой авторскую часть курса изучаемых дисциплин.

Кроме того, необходимо рассматривать способы повышения конкурентоспособности выпускника посредством взаимодействия преподавателя и студентов в рамках педагогического управления формированием и

развитием профессиональных компетенций. Педагогическое управление развитием компетентности студентов в образовательном процессе - это деятельность преподавателя, по своему содержанию и технологии направленная на создание совокупности необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, под влиянием которых студенты сами развивают свою профессиональную компетентность.

Обучение, основанное на компетенциях, должно быть ориентированно, не только на создание специальных условий, а, прежде всего, на активность студента, который осваивает знания и умения, взяв на себя ответственность за управлением собственным обучением и развитием.

Только комплексная подготовка специалистов представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих условий и образовательных процессов, направленных на освоение студентами знаний, умений, взаимоотношений и профессионального опыта, позволяет выпускникам осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с социально-экономическими условиями, требованиями рынка труда.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании требует поиска и практического внедрения инновационных методов, технологий обучения, применения новых учебных материалов, а также организацию коммуникаций преподавателя и студентов в различных формах, создающих ситуации активного включения выпускника в практическую деятельность, формирующие готовность и способность к постановке целей, оценке профессиональной деятельности, как личной, так и членов коллектива, что способствует формированию профессиональной компетенции специалиста.

Список литературы:

1. Анненкова Т.И. Профессиональная экономическая компетентность студентов средних специальных учебных заведений // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования». - М.: ИСОМ, №2. - 2005. - С.33-40.

2. Безлюева Г.В., Иванова Н.В., Шеламова Г.М. К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования». - М.: ИСОМ, №5. - 2005. - С.49-55.

3. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - №3. - 2002. - С. 16-21.

4. Иванова Н.В. «Современный взгляд на становление профессиональной компетентности будущих специалистов- экономистов» // «Профессиональное образование» Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования». - М.: ИСОМ, №1 - 2005. - С.68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.