Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»'

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСЛОВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / FORMATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / CONDITIONS / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепёлкина Ольга Александровна

В статье анализируются условия, средства и технологии возможности формирования профессиональной компетентности педагогов в процессе модернизации деятельности отечественной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses conditions, means and technologies of formation of professional competence of pedagogues in the process of modernization of the activity of Russian education system.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»»

обеспечивающих становление тех личностных структур, от которых зависит дальнейшее позитивное самоопределение человека.

Библиографический список

1. АбульхановаК.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 159 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

3. БердяевН.А. Самопознание. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

4. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П-Я); Пер с англ. / Ребер Артур. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.

5. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.

7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие. - М.: КДУ 2005. - 400 с.

8. ГинзбургМ.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - J№3. - С. 43-52.

9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

10. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 272 с.

11. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону, 1998. - 416 с.

12. Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

13. ЛеонтьевА.Н. Философия психологии. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. - 287 с.

14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -467 с.

15. ЛурияА.Р. Лекции по общей психологии. -СПб.: Питер, 2007. - 320 с.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

17. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред.: М.М. Безруких,

B.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

18. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - М.: Политиздат, 1974. - 447 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 594 с.

20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

21. Словарь практического психолога / Сост.

C.Ю. Головин. - Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800 с.

22. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. - М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. -154 с.

23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.

УДК 370.174:371.048

Перепелкина Ольга Александровна

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

prof_sochranov@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В статье анализируются условия, средства и технологии возможности формирования профессиональной компетентности педагогов в процессе модернизации деятельности отечественной системы образования.

Ключевые слова: формирование, профессиональная компетентность, условия, взаимодействие.

В современных условиях развития обра- петентность».

зования меняется статус учителя, его В зарубежной литературе под компетентнос-

образовательные функции и, соответ- тью подразумевают «углубленное знание», «со-

ственно, меняются требования к его профессио- стояние адекватного выполнения задачи», «спо-

нально-педагогической компетентности. собность к актуальному выполнению деятельно-

В настоящее время в науке нет однозначного сти» и т.д., что не отражает содержания этого по-

подхода к определению «профессиональная ком- нятия в полной мере.

В отечественной науке сегодня под профессиональной компетентностью понимается определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К. Маркова) [1]; как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки (В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышева) [2]; как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности (К.А. Абульханова) [3]; как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела (П.В. Симонов) [5].

Показателем профессиональной компетентности является общая совокупность объективно необходимых знаний, умений, навыков:

- умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций;

- знание возможных последствий определенных действий; практический опыт;

- результат труда человека; гибкость метода и критичность мышления;

- профессиональные позиции, индивидуально-психологические качества и акмеологические инварианты.

А.К. Маркова определяет профессиональную педагогическую компетентность как «осведомленность учителя о знаниях и умениях и их нормативных признаках, которые необходимы для осуществления этого труда; обладание психологическими качествами, желательными для его выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами». В содержание компетентности педагога включается процесс (составляющие его - педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность) и результат (обученность и воспитанность школьников) его труда. А.К. Маркова обращает внимание на то, что «знания и умения учителя составляют объективную структуру его труда», и в каждом процессуальном блоке рассматривает объективно необходимые знания и умения, а затем психологические требования к их выполнению [1].

А.К. Маркова, рассматривая профессиональную компетентность, выделяет следующие её виды: специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность и индивидуальная компетентность [2].

Е.В. Попова, вслед за А.К. Марковой, исследуя психолого-педагогическую компетентность как интегральную характеристику, тем не менее, подчеркивает большую значимость психологических качеств личности педагога, которые дополняются умениями («техниками»), и, соответственно, при формировании психолого-педагогичес-кой компетентности учителя главная роль принадлежит совершенствованию его личности [5].

По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева,

A.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности учителя составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [4].

Н.В. Абульханова придает большое значение конкретно-предметным знаниям специалиста, ибо, по ее мнению, «именно они выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности», и поэтому система подготовки специалиста должна обеспечивать, прежде всего, усвоение соответствующих знаний, поскольку они являются необходимой предпосылкой для реализации процесса труда [3].

В зарубежных странах, например в США, приветствуется желание общественности видеть в школах высоко компетентных специалистов, учителей принимают на работу по результатам тестов, в содержании которых выделяют пять основных аспектов:

1) основные умения; 2) общий кругозор (знания в области искусства, литературы, истории);

3) знание преподаваемого предмета; 4) знания в области педагогики, психологии и философии; 5)мас-терство учителя (этот аспект, однако, часто подвергается критике, и его признают неадекватным, так как трудно учесть все элементы мастерства) [6].

Некоторые ученые, рассматривая профессиональную компетентность педагога, выделяют её виды. Коммуникативную компетентность в своих исследованиях рассматривают Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Кузьмин, Ю.А. Емельянов и др. [2].

B.А. Адольф различает предметную, психологопедагогическую и методическую компетентность учителя, которые в совокупности образуют так называемую функциональную компетентность [7].

Н.В. Кузьмина расширяет этот перечень и в качестве отдельных видов педагогической компетентности выделяет следующие:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

При этом в содержании каждого из видов педагогической компетентности Н.В. Кузьмина отдает приоритет необходимым в педагогической деятельности знаниям и умениям.

Какие же на сегодняшний день предъявляются требования к профессиональной компетентности учителя в связи с изменением квалификационных характеристик (КХ) должностей работников образования и интенсивным внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс?

Требования, предъявляемые КХ к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, ин-

дивидуальных и групповых интервью), психоло-го-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Педагогический работник должен владеть умениями:

1. Информационные умения:

- владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;

- владение приемами текстового редактирования, соответствующими специфике предметной области (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т.п.);

- владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;

- владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;

- представление информации средствами презентационных технологий;

- использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.

2. Аналитические умения:

- анализ педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность и др.), эргономических и технических требований;

- оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивноссти и информативности педагогической составляющей;

- оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.

3. Прогностические умения:

- прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов сети Интернет, в образовательном процессе исходя из поставленных дидактических целей;

- прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с ресурсами ИКТ, включая кооперированную деятельность на базе сетевого взаимодействия;

- предвосхищение результата обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.

4. Проективные умения:

- навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности (перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи);

- формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.

5. Организационные умения:

- обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация учебного процесса на его основе;

- навыки управления педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат;

- психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;

- повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность межпредметного характера на основе средств ИКТ и др.

6. Коммуникационные умения:

- владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном (посредством электронной почты и форумов) и синхронном (чат-сессии, ICQ) режимах;

- оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;

- выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы;

- использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения и др.

7. Ориентационные умения:

- готовность к формированию морально-ценностных установок учащихся (особенно при работе в сети Интернет);

- владение способами транслирования школьникам культурных знаний средствами ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- готовность к организации культурной деятельности субъектов образования на базе средств ИКТ творческого (не транслирующего!) характера, нацеленной на создание новых образцов культурного наследия общества; деятельности, нацеленной на самоутверждение личности;

- готовность к культурному развитию и социальной адаптации учащихся в современном информационном обществе и др.

Таким образом, воспитать всесторонне развитого, подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе ученика может только учитель, владеющий современными профессиональными компетентностями.

Библиографический список

1. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - №8. - С. 82-88.

2. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. - М.: Издательство МГСУ «Союз», 1999. - 127 с.

3. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

5. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема // Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. 1. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 127-136.

6. Балицкая Н.З. Педагогическое образование за рубежом. Тесты на компетентность учителя //

Педагогическое образование. - 1992. - №5. -

С. 101-102.

7. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - №1. - С. 72-75.

8. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педаго-

гика. - 1995. - №>6. - С. 55-63.

9. Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. - 1999. - .№5. - С. 45-51.

10. Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ .№593 от 14.08.2009.

УДК 15

Ручкова Наталья Александровна

кандидат психологических наук ru_n_a@mail.ru,

Ледовских Ирина Александровна

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

sitra@inbox.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

В статье отражен результат исследования значения понятия «творческое мышление» и его эквивалентов в отечественной и зарубежной психологии. Исследование позволило обнаружить большой фонд представлений, связанных с этим словосочетанием, многие из которых объединились в целостную смысловую структуру. В статье рассматриваются теоретические проблемы творческого мышления, современные точки зрения на творчество как процесс.

Ключевые слова: творчество, мышление, творческое мышление, креативность, интуиция, инсайд.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что творчество как предмет научного познания обладает своеобразной спецификой: его не только сложно изучать, но трудно даже охарактеризовать.

Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество». Рассмотрим, что собой представляет понятие «творчество».

Во-первых, это связано с проблемой перевода понятия «творчество» в разных языковых культурах. Во-вторых, сложность заключается в трудностях перевода. В исследованиях западных психологов широко используется термин «креативность», который, в зависимости от контекста, означает и «творчество», и «способность к творчеству» («творческость»), и «творческое мышление». В русскоязычной литературе каждый из этих терминов означает отдельное понятие. В то же время встречаются исследования, где эти понятия не разводятся и нередко одно подменяется другим.

...употребление любого слова предусматривает пережитый опыт, символом которого оно служит.

Х.Л. Борхес

Понятие креативности многими авторами полностью ассоциируется с творчеством, обозначающим мыслительный процесс по решению творческих задач (К. Тейлор, Е.Л. Яковлева, К.А. Торшина) [12; 11; 9].

Отечественные психологи связывают творчество с «порождением психических новообразований»: обобщенных знаний - по В.В. Давыдову; целей и смыслов - по А.Н. Леонтьеву, О.К. Тихомирову; способов действий - по Я.А. Пономареву; познавательных мотиваций - по А.М. Матюшину; перцептивных образов - по В.П. Зинченко» [4].

В своих работах Е.П. Торранс указывает, что практически «процесс Уоллеса» лежит в основе любого существующего метода систематического обучения творческому мышлению. С этих же позиций рассматривают творчество большинство отечественных психологов (В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, С.А. Рубинштейн и др.). Так, Я. А. Пономарев определяет творчество как «взаимодействие, ведущее к развитию» [6]. А.М. Столяров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.