Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса'

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдакова М. Е.

В статье рассматривается идея создания педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, на основе интегративно-модульного и компетентностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса»

ББК 4489.5 УДК 640.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

М.Е, Курдакова ЮУрГУ

В статье рассматривается идея создания педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, на основе интегративно-модульного и компетентностного подходов.

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о комплексном использовании средств и методов формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса. Для решения данной проблемы нами предлагается идея создания педагогической технологии формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, выстроенной на основе интегративно-модульного подхода, которая позволит спроектировать модель подготовки специалиста гостиничного сервиса в вузе.

Слово «технология» пришло к нам из Греции: «технос» означает искусство, мастерство; «логос» - учение. Технология, в современном понимании выступает как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Такое понимание технологии вполне может быть распространено и на педагогическую деятельность. Анализ исследований В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеера, И.П. Волкова, Б.Т. Лихачева, Г.К. Селевко,

Н.Ф. Талызиной, В.М. Шепеля и др. показывает, что нет единого понимания понятия «педагогическая технология». Мы будем придерживаться точки зрения М.В. Кларина. По его мнению, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей [2,6].

Мы рассматриваем вопросы формирования компетентности, поэтому важен взгляд на технологию И.С. Якиманской, в которой подчеркивается, что обучающей технологией является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опыта творчества; формирование механизма самоорганизации и са-

мореализации личности каждого ученика. Такой подход соответствует идее непрерывного образования специалиста, формированию его самостоятельности [10].

Опираясь на исследования Г.К. Селевко, мы выделяем три аспекта педагогической технологии: научный, процессуально-описательный и процессуально-действенный [7].

Научный аспект педагогические технологии мы понимаем как часть педагогической науки об управлении, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса выступает как целенаправленный и педагогически организуемый процесс, как система научно обоснованных приемов и методов профессионального образования.

Процессуально-описательный аспект технологии выступает как разработка алгоритма процесса достижения целей подготовки специалиста. С этой целью была создана технологическая карта формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, в виде алгоритмизированного интегративно-модуль-ного подхода к подготовке специалиста гостиничного сервиса.

Процессуально-действенным аспект педагогической технологии отражает реализацию алгоритма интегративно-модульного подхода к подготовке специалиста гостиничного сервиса. Интеграционный модуль формирования профессиональной компетентности специалиста, строится на компе-тетностном подходе и его принципах, определяет качества личности студента.

Интегративно-модульная технология формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, включает:

-разработку целевых установок подготовки специалиста сервиса;

- соответствие содержания образования компетенциям будущей профессиональной деятельности специалиста гостиничного сервиса;

- опора на достигнутый уровень социализации будущего специалиста, позволяющая определить зону ближайшего развития;

- целостный подход к педагогическому процессу как единство форм, методов и средств технологии обучения;

- взаимодействие обучаемых и педагогов на основе согласования целей, выбора средств образования специалиста;

- ориентация на общественно значимые ценности в подготовке специалиста гостиничного сервиса к профессиональной деятельности.

Реализацию интегративно-модульной технологии подготовки специалиста гостиничного сервиса мы связываем с наличием следующих условий:

- четкое определение заданной цели обучения, измеримого представления об ожидаемом результате;

- подача изучаемого учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.;

- устойчивая последовательность, логика, этапность выполнения учебных заданий, обеспечивающие достижения целей обучения;

-согласование способов взаимодействия участников профессионально-образовательного процесса;

- мотивационное обеспечение субъектов педагогической деятельности и учения, основанные на реализации их личностных функций;

- указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности педагогов, допустимого отклонения от правил;

- открытость обучения профессиональной компетентности будущего специалиста, предвосхищение результатов.

Профессиональная деятельность специалиста гостиничного сервиса связана с взаимодействием с людьми, потому требует формирование его гуманистических личностных качеств. Поэтому технология профессионального образования должна включать гуманизацию процесса подготовки и формирование

гуманистических черт личности компетентного специалиста.

В научной литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Первые упоминания данного понятия встречаются в западной литературе в конце 60-х - начале 70-х гг. в контексте теории речевой коммуникации. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различные. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G.K. Britell, R.M. Jueger, W.E. Blank) и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия [5].

Данная проблема активно изучается также и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [8].

В педагогике некоторые ученые (Н. Розов, Е.В. Бондаревская) рассматривают данную категорию как производный компонент «общекультурной компетентности». Ряд ученых трактуют ее как «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щека-тунова). Т.Г. Браже и Н.И. Запрудский под профессиональной компетентностью понимают системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей.

В.П. Пугачев рассматривает профессиональную компетентность как характерное качество подготовки специалиста, потенциал эффективности трудовой деятельности. Под профессиональной компетентностью автор понимает «техническую» подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией [9].

К понятию профессиональной компетентности обращаются многие ученые-педагоги (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, А.С. Белкин, В.А. Сластенин и др.).

Теория и методика профессионального образования

Обобщая анализ литературы по проблеме профессиональной компетентности, нужно сказать, что она характеризует степень подготовки специалиста к профессиональной деятельности, где компетенция выступает как совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает знаниями и опытом.

Раскрывая нашу позицию к обоснованию компетентностного подхода в подготовке специалиста гостиничного сервиса, мы соглашаемся с мнениями А.С. Белкина и А.В. Хуторского, рассматривающими профессиональную компетентность как совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций, включающих личностное отношение к выполняемой деятельности, ее процессу и результату [1].

Профессиональная компетентность - это профессиональная деятельность, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется труд, реализуется личностные возможности специалиста; в котором достигаются хорошие результаты в производстве. При этом компетентность специалиста определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний, умений, то есть профессиональными компетенциями, с одной стороны, профессиональных позиций, личностных качеств,

- с другой; и самореализацией в профессиональной деятельности, - с третьей. «Компетентность» является родовым понятием по отношению к «компетенции». Мы разделяем подход А.С. Белкина, который обозначает компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет. Таким образом, компетенции человек получает в процессе образования, жизненного и профессионального опыта, а компетентность достигается самим человеком, в результате профессионального и личностного самосовершенствования [1].

Таким образом, компетентностный подход в подготовке специалиста гостиничного сервиса, на наш взгляд, заключается в:

-ориентации не на информированность студента, а на конструирование им собственного профессионально-личностного опыта, который, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки;

- развитие приемов саморазвития на основе рефлексии опыта;

- возможности выбора индивидуальной траектории профессионально-личностного становления студента;

- замещении педагога-транслятора знаний педагогом-фасилитатором, обеспечивающим сопровождение процесса профессиональной подготовки специалиста гостиничного сервиса;

- воплощение профессионально-личностного опыта в материальный или идеальный социально и личностно значимый продукт.

Последнее утверждение требует пояснения. Дело в том, что специалиста гостиничного сервиса как никто иной оказываются включенными в практико-ориентирован-ную образовательную среду, связанную с производством материального и духовного продукта. Именно данному специалисту регламентировано, согласно стандарту специальности, освоение основ техники и технологии современного производства гостиничного сервиса, основ экономических знаний, основ прикладного творчества, основ коммуникативных умений и т.п. Создание сервисных услуг сопряжено с конструированием собственного личностного смысла и ценностей выполняемой деятельности. Эти изменения в структуре познания студента должны быть диагностируемы для того, чтобы он был поставлен в центр познания по реализации модели собственной профессиональной компетентности. Следовательно, в качестве компонентов процесса подготовки специалиста гостиничного сервиса, на основе компетентностного подхода, следует отнести:

- познание через Знание;

- познание через Опыт;

- познание себя в Опыте.

Знание, на наш взгляд, должно представлять собой интегративное единство выше указанных компонентов, на основании которого организуется сотрудничество субъектов образовательного процесса для обретения опыта профессиональной деятельности. Для обеспечения наиболее полного личностного включения в осваиваемую профессиональную деятельность, необходимо обеспечить познание себя в опыте, что возможно реализовать через конструирование личностного и социального смысла усваиваемой деятельности. При этом блокируется возможность действовать репродуктив-но, инициируется поиск новых способов действия и взаимодействия для обоих субъ-

ектов образовательного процесса. Студент становится соучастником и инициатором процесса своего образования.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее: профессиональное становление квалифицированного специалиста гостиничного сервиса в современных условиях связывается с рассмотрением его профессиональной компетентности, которая определяется в научной литературе как интегративное качество личности, сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта. Опора на компетентностный подход в подготовке специалиста гостиничного сервиса есть практико-ориентированное инновационное направление, предполагающее эффективность реализации профессиональных функций специалиста в условиях модернизации образования всех уровней.

Анализ профессиональных компетенций позволяет к компетенциям специалиста гостиничного сервиса отнести: систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области гостиничного сервиса; профессиональных умений и навыков, опыта; наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Развитие компетентности специалиста связано с проявлением интереса к инновационной профессиональной деятельности, с самореализацией своего творческого потенциала.

Следует отметить, что сущностные характеристики профессиональной компетентности специалиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом [3], его востребованностью на рынке труда.

Литература

1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. -Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. -176 с.

2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т / В. Дачъ. - М.: Просвещение, 1979. - Т. 4.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. -244 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психологические особенности и закономерности становления личности инженера-педагога: сб. научн. тр. / Э. Ф. Зеер.

- Свердловск: СГУ, 1991. - С. 3-16.

5. Квартальное, В.А. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма. 1987-1997 / В.А. Квартальное, ИД. Солодухин. - М.: РМАТ, 1997. - 214 с.

6. Кларин, М.Н. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. Н. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

7. Селевко, Г.К Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. -М.: Нар. образование, 1998. -256с.

8. Третьякова, Т.Н. Теоретические основы управления профессиональной подготовкой специалистов: монография /Т.Н. Третьякова.

- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 292 с.

9. Элиарова, B.C. Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятий сферы гостеприимства: автореф. дис. ... канд. пед. наук/B.C. Элиарова. -М.: РМАТ, 2001-21 с.

10. Якиманская, И. С. Личноетно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: МГУ, 1996. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.