Научная статья на тему 'Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями»'

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ / COMPETENCY BUILDING APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCY / UNIVERSAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / OFFICIALS / PR MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнашова О. В.

В статье раскрывается актуальность использования комплексного компетентностного подхода при формировании профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнашова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCY TRAINING FOR FUTURE OFFICIALS (IN THE PROCESS OF TEACHING «PUBLIC RELATIONS MANAGEMENT»)

This article reveals the applicability of the complex competency building approach for professional communicative competency training for future officials during the lectures on «Public relations management».

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями»»

УДК378+35

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ»

© 2009 О.В.Игнашова

Международный институт рынка

Статья поступила в редакцию 10.06.2009

В статье раскрывается актуальность использования комплексного компетентностного подхода при формировании профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями».

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, профессиональная коммуникативная компетентность, государственные служащие, управление общественными отношениями.

Качественная подготовка специалистов в области государственного и муниципального управления - проблема актуальная как для современного высшего образования, так и для общества в целом. От того насколько грамотными и подготовленными будут выпускники - будущие государственные служащие, во многом зависит качество российской политической элиты следующих поколений.

Современному профессиональному сообществу государственных и муниципальных служащих необходимы специалисты, получившие элитарное (с точки зрения качества) профессиональное образование, сочетающее фундаментальную подготовку и практическую направленность знаний и компетенций; специалисты, обладающие высоким уровнем морально-нравственных качеств, эрудиции и культуры (в том числе и коммуникационной). Выше перечисленное является условиями для эффективного участия государственных и муниципальных служащих в решении политических, социально-экономических, гуманитарных и духовных задач, стоящих перед современной Россией.

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление» область профессиональной деятельности специалиста государственного и муниципального управления -обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципаль-

° Игнатова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы факультета государственного и муниципального управления. E-mail: info @imi-samara.ru

ного управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Как известно, объектами профессиональной деятельности специалиста в области государственного и муниципального управления являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства, региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Основными видами профессиональной деятельности будущего государственного служащего (в соответствии с его назначением и местом в системе управления) являются: планирование индивидуальной и совместной деятельности, организация работы по целям, ресурсам и результату, рациональный контроль деятельности сотрудников и организации в целом, руководство коллективом и координация деятельности во внешней среде, мотивация сотрудников, представительство организации и ее внешних интересов, исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками, инновационная деятельность в области управления1.

Таким образом, для выполнения основных видов профессиональной деятельности специалист в области государственного и муниципального управления в процессе обучения должен

1 Государственный стандарт

http://www.edu.ru/db/portal/spe/os zip/061000 2000.ht ml(29.05.2009)

овладеть комплексом знаний в области общетеоретических и общепрофессиональных дисциплин, профессионально-технологическими умениями и навыками. Кроме того, он должен обладать качествами организатора, технолога и аналитика, способного самостоятельно, творчески мыслить, эффективно действовать в любой ситуации, планировать и реализовывать коммуникационную деятельность, осуществляемую в интересах организации и направленную на установление результативных двусторонних отношений организации с общественностью (то есть обладать профессиональной коммуникативной компетентностью).

57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21-го века» объявила 2005 - 2014 годы декадой Образования для устойчивого развития. Ведущей организацией декады является ЮНЕСКО. Образование для устойчивого развития - это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств - знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено создание механизма устойчивого развития и ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундамен-тальности2.

То есть, в последние годы компетентностный подход фактически становится стандартом в образовательных программах ведущих зарубежных и российских вузов. Это подход, при котором основной акцент делается не просто на получении студентом некоторой суммы знаний, а на формировании цельной системы умений, навыков, практических способностей - т.е. профессиональных компетенций.

Данный подход - обусловлен требованиями современной «экономики знания», в которой наиболее значимыми и эффективными для успешной деятельности становятся не просто наборы знаний, а обобщенные умения решать профессиональные проблемы, способность к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

2 Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007.

http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (2.06.2009)

Общие основы компетентностного подхода в образовании заложены в работах В.А.Болотова, В.П.Борисенкова, В.В.Серикова, В.И.Байденко, И.Д.Фрумина, А.В.Хуторского.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании, понятия «компетенция», «компетентность» рассматривают в своих работах Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, В.С.Лед-нев, В.И.Андреев, А.К.Маркова, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков, В.А.Сластенин, Г.К.Селевко, А.И.Субетто, Ю.Г.Татур, Н.Хомский, А.В.Ху-торской, В.И.Байденко, А.Л.Бусыгина, Н.Н.Лобанова, А.К.Маркова, С.Д.Поляков, М.А.Чо-шанов и др.

Результативно-целевой основой компетент-ностного подхода, как отмечает И.А.Зимняя, являются ключевые компетенции, квалификации и компетентности3. Хотя сами понятия компетенция и компетентность до настоящего времени трактуются неоднозначно, и не редко используются синонимически, все же можно выделить некоторый общий смысл, присущий большинству трактовок.

Для разделения общего и индивидуального А.В.Хуторской предлагает отличать понятия «компетенция» и «компетентность»: «Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»4.

В глоссарии рынков труда, разработки образовательных и учебных планов Европейского фонда образования (ЕФО), компетенции определяются как: «1) Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2) Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3) Способность выполнять особые трудовые функции... термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане»5.

В макете ФГОС ВПО, утвержденном 22 февраля 2007г. Министерством образования и науки

3 Зимняя И.А. Компетентность человека - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - 5. - С 33 - 38.

4 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. -23 апреля. http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm (29.05.2009)

5 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

России, квалификационная характеристика выпускника также задается набором компетенций, которые он будет в состоянии продемонстрировать по окончании соответствующего периода обучения. При этом понятие «компетенция» определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области»6.

Понятие же «компетентность», согласно трактовке Г.К.Селевко, которая импонирует автору, - «интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности»7. Анализ литературы показывает, большинство ученых едины во мнении, что компетентность формируется в деятельности, и компетентным специалист становится, получая информацию, приобретая знания и практический опыт.

Исходя из вышеизложенного, стратегия по формированию профессиональной коммуникативной компетентности будущего государственного служащего должна включать в себя не только и даже не столько изменение содержания читаемых дисциплин, сколько неминуемое изменение в способах освоения их содержания, а значит и в организации образовательного процесса в целом.

Особый интерес для автора представляет проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов -будущих государственных служащих вообще и в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями» в частности.

Вслед за авторами-разработчиками ФГОС ВПО, мы разделили компетенции на две группы: универсальные и профессиональные. Обе группы соотносятся соответственно с рядами требований: требованиями к академической подготовленности (инвариантными) и требованиями к профессиональной подготовленности (вариантными).

К универсальным компетенциям причисляем те знания, понимания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые присущи всем выпускникам, независимо от направления и профиля специализации. К профессиональным же компетенциям, напротив, причисляем лишь те знания, понимания, умения, навыки и ценностные ори-

6 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Уровни подготовки: Бакалавр. Магистр. Специалист. (Макет). -М.: 2007. - С.5.

7 Селевко Г.К. Компетентности и их классификация //

Народное образование. - 2004. - 4. - С.138 - 142.

ентации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области - области государственного и муниципального управлении8.

Понятие «коммуникативная компетентность» в своих работах рассматривали Т.В.Мазур, М.А.Брандес, Т.А.Дридзе, М.А.Гвенцадзе, М.О.Фаенова, Л.Антонова и др.; «Коммуникативные умения» - в работах Е.В.Векшина, Л.И.Девиной, Р.Г.Зайцевой, Е.Г.Кашиной, О.А.Колесниковой, Л.Б.Котляровой, М.Г.Кочне-вой, Н.Г.Кравченко, М.М.Лебедевой, Г.А.Сидоренко и др.

В рамках нашего исследования под профессиональной коммуникативной компетентностью понимаем интегративную характеристику личности, определяющую ее умение свободно владеть репертуаром профессиональных речевых жанров, умение правильно использовать профессиональную терминологию, этикетные речевые средства общения, умение четко знать и выполнять свою «социальную роль» в профессиональном общении, умение использовать основные риторические правила и приемы при создании текста определенного профессионально востребованного жанра и, конечно, умение правильно использовать язык как систему.

Кроме того, профессиональная коммуникативная компетентность непременно должна опираться на базу, которую составляет универсальная коммуникативная компетентность (компетентность повседневного общения).

Говоря о профессиональной компетентности государственного служащего, мы подразумеваем, прежде всего, его профессиональные знания, но в то же время предполагаем, что эти знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, и, безусловно, умением общаться, управлять общественными отношениями (что является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма).

К сожалению, приходится констатировать, что исключительно малая часть студентов (абитуриентов на входе и выпускников на выходе) -будущих госслужащих владеет культурой мышления, риторикой, приемами и методами публичного выступления, способна правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях; владе-

8 Модульный принцип обучения востоковеда в условиях болонского процесса: сравнительный анализ международного опыта и авторская концепция модульной магистерской программы «Афро-азиатские исследования» по направлению «Зарубежное регионоведение» / Воскресенский А.Д. [и др.]; - М.: МГИМО, 2007. - С.119 - 120.

ет навыками литературного редактирования. Даже поверхностный анализ письменных работ студентов, их выступлений на конференциях, семинарских занятиях, на заседаниях «круглых столов», защитах реферативных работ и проектов, во время публичных демонстрирует этот факт.

В связи с этим необходимо особо отметить, что формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих следует начинать уже на первом курсе. Только в этом случае компетентност-ный подход будет реализован в полной мере.

В соответствии с государственным стандартом 2000 года важное место в подготовке студентов специальности «государственное и муниципальное управление» занимает дисциплина «Управление общественными отношениями», преподаваемая на первом и втором курсах обучения.

Основными блоками данной дисциплины являются «Коммуникационно-информацион-ные основы общественных отношений» и «Технология управления общественными отношениями». Освоение которых, на наш взгляд, априори предполагает формирование у студентов таких оперативно-инструментальных коммуникативных компетенций как:

1) Владение приемами устной и письменной коммуникации:

о владение культурой мышления и речи; о владение методами и приемами публичного

выступления; о умение грамотно и логично передать свои

рассуждения в устной и письменной форме; о знание профессиональной лексики, готовность к участию в дискуссии на профессиональные теми; о владение методами и приемами политической рекламы, пропаганды, публицистики.

2) Владение методами и технологиями управления информацией и коммуникацией:

о умение вести библиографическую работу с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации; о умение критически оценивать электронные источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, работать с базами данных; о умение использовать современные программные средства статистического анализа и математического моделирования; о умение осуществлять коммуникацию в виртуальном пространстве; о понимание основных принципов развития информационной среды, умение осваивать

новые средства коммуникации и работы с информационными потоками. о умение вести переговоры, готовность выступить в качестве посредника при урегулировании конфликта. о учет ряда экстралингвистических факторов, которые служат важным параметром оценки коммуникативной ситуации и планирования коммуникативных действий; о знание статусно-ролевых характеристик партнеров и т.д.

Поскольку коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность являются соответственно исходной и итоговой категорией, для формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих госслужащих при профессиональной подготовке специалистов в общем, и в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями» в частности, необходимо решить вопросы: о об оптимальном соотношении образовательных целей и ожидаемых результатов в части развития профессиональной коммуникационной компетентности выпускников с методами и стратегиями обучения; о интересов выпускника, работодателя и общества;

о о соотношении и структурировании теоретической и практической подготовки; недостаточно разработаны механизмы индивидуализации процесса обучения; о совершенствования диагностические методики уровня готовности выпускника к профессиональной деятельности; о отсутствия разработанной системы критериев и показателей готовности студента, в том числе коммуникативной, к профессиональной деятельности; о отсутствия должного внимания внедрению инновационных и инфокоммуникационных технологий, реализации компетентностно-ориентированного подхода в учебном процессе с целью формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов государственного и муниципального.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности использования комплексного компе-тентностного подхода при формировании профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями».

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCY TRAINING FOR FUTURE OFFICIALS (IN THE PROCESS OF TEACHING «PUBLIC RELATIONS MANAGEMENT»)

© 2009 O.V.Ignashova°

International Market Institute This article reveals the applicability of the complex competency building approach for professional communicative competency training for future officials during the lectures on «Public relations management».

The key words: competency building approach, professional competency, universal competence, professional communicative competence, officials, PR management.

° Ignashova Oksana Vladimirovna, Head teacher of Public and municipal administration and legal support of public service department. E-mail: info@imi-samara.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.