Научная статья на тему 'Формирование профессиональной коммуникативной компетеннии курсантов вузов ФСИН России в процессе реализации системы практического обучения'

Формирование профессиональной коммуникативной компетеннии курсантов вузов ФСИН России в процессе реализации системы практического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная коммуникативная компетенция / дисциплины специализации / вне учебная практика / учебная практика / производственная практика / учения / сотрудник уголовно-исполнительной системы / professional communicative competence / specialization subjects / non-academic practice / study practice / production practice / teaching / penal officer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. В. Никитина

Статья посвящена формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов ведомственных институтов в процессе внедрения системы практической подготовки. Автор описывает систему практического обучения, выделяя предметное, производственное и функциональное практическое обучение. Новизна исследования заключается в разработанных автором заданиях, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, при изучении дисциплин специализации и в процессе прохождения вне учебной, учебной и производственной практик и учений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. В. Никитина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE IN THE PROCESS OF PRACTICAL TRAINING

The article is devoted to formation of professional communicative competence of cadets of departmental institutions in the implementation of practical training. The author describes a system of practical training, highlighting the subject, the production and functional hands-on training. The novelty of the study is developed by the author of the exercises, promoting formation of professional communicative competence of cadets in the study of disciplines of specialization and in the process of passing out of educational, training and work practices and teachings.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной коммуникативной компетеннии курсантов вузов ФСИН России в процессе реализации системы практического обучения»

YAK 372.881.161.1 ББК 74.48

T.B. НИКИТИНА

T.V. NIKITINA

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНУИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В ПРО0ЕССЕ РЕААИЗАУИИ СИСТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE IN THE PROCESS OF PRACTICAL TRAINING

Статья посвящена формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов ведомственных институтов в процессе внедрения системы практической подготовки. Автор описывает систему практического обучения, выделяя предметное, производственное и функциональное практическое обучение. Новизна исследования заключается в разработанных автором заданиях, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, при изучении дисциплин специализации и в процессе прохождения вне учебной, учебной и производственной практик и учений.

The article is devoted to formation of professional communicative competence of cadets of departmental institutions in the implementation of practical training. The author describes a system of practical training, highlighting the subject, the production and functional hands-on training. The novelty of the study is developed by the author of the exercises, promoting formation of professional communicative competence of cadets in the study of disciplines of specialization and in the process of passing out of educational, training and work practices and teachings.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, дисциплины специализации, вне учебная практика, учебная практика, производственная практика, учения, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

Key words: professional communicative competence, specialization subjects, non-academic practice, study practice, production practice, teaching, penal officer.

Практическая направленность обучения - основополагающее направление совершенствования профессиональной подготовки кадров уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций, навыков практической деятельности, обеспечивается только в процессе практического обучения путем воспроизведение предметного и социального содержания профессиональной деятельности сотрудников УИС.

В этой связи особое значение в профессиональной подготовке будущих офицеров имеет педагогически правильно организованная система практического обучения, поскольку именно оно способствует формированию и закреплению профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности сотрудника.

Необходимо отметить, что создать универсальную систему практического обучения невозможно, так как объем и функциональные служебные обязанности сотрудников разных служб имеют свою специфику, но между тем тесно связаны с содержанием основной задачи: исполнением наказания и субъектами применимости функциональных обязанностей - осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

Рассмотрим построение системы практического обучения на основе профессиональной подготовки специалистов для служб охраны, конвоирова-

ния, безопасности, режима и кинологии УИС, осуществляемой в Пермском институте ФСИН России по направлениям подготовки 40.03.01 - Юриспруденция (профили «Организация охраны и конвоирования в УИС» и «Организация режима в УИС») и 36.03.02 - Зоотехния (профиль «Кинология»).

Система практического обучения (см. схему 1) в профессиональной подготовке специалистов для служб охраны, конвоирования, безопасности, режима и кинологии ФСИН России включает следующие структурные элементы:

1. Предметное практическое обучение, которое предусматривает овладение обучаемыми основными умениями и навыками караульной службы и службы надзора на практических занятиях по дисциплинам специализации на оборудованных учебных местах и учебных городках с использованием необходимой учебно-материальной базы, и с привлечением сотрудников служб охраны, конвоирования, безопасности и режима, кинологии ГУФСИН России по Пермскому краю. Данное практическое обучение осуществляется в соответствии с учебным планом института, рабочими учебными программами и тематическими планами учебных дисциплин, предусматривающих формирование профессиональных компетенций.

2.Производственное практическое обучение, которое осуществляется в целях закрепления профессиональных компетенций путем практического выполнения служебной деятельности на рабочих местах в отделах охраны и конвоирования, режима и безопасности, кинологии территориальных органов ФСИН России. Данное практическое обучение осуществляется во время учебных и производственных практик в подразделениях охраны, безопасности (режима), кинологических подразделениях исправительных учреждений, следственных изоляторов, отделах по конвоированию территориальных органов ФСИН России, во время которых курсантами практически выполняются обязанности начальствующего состава в составе караулов и дежурных смен. Практики проходят в сроки, определенные учебным планом.

3. Функциональное практическое обучение, которое осуществляется в целях оценки формирования профессиональных компетенций при применении их в практической деятельности на должности сотрудника среднего начальствующего состава и предусматривает прохождение обучаемыми стажировки (непосредственное выполнение обязанностей) на должности, в которой они будут осуществлять свою будущую служебную деятельность. Данное обучение осуществляется на последнем курсе в период прохождения курсантами преддипломной практики после прохождения всего курса теоретического обучения, согласно учебному плану.

Схема 1

Система практического обучения

После определения структурных элементов системы практического обучения для каждого из них определим содержание и порядок выполнения, иными словами, программу каждого элемента системы практического обу-

чения, включив в нее и формирование профессиональной коммуникативной компетенции.

Определение содержания системы практического обучения осуществлялось с помощью анализа служебных задач, осуществляемых сотрудниками служб охраны, конвоирования, безопасности, режима и кинологии и перечня квалификационных характеристик, которыми должен обладать сотрудник среднего начальствующего состава данных служб. На основе содержания системы практического обучения нами определено содержание профессиональной коммуникативной компетенции.

Последовательность составления программы практического обучения с включением в нее блоков коммуникативной направленности осуществлялась в следующем порядке:

1. Изучение типовых характеристик и должностных обязанностей сотрудников служб охраны, конвоирования, безопасности, режима и кинологии, в том числе особенностей их профессиональной коммуникации.

2. Выделение основных мероприятий и алгоритмов выполнения обязанностей сотрудников служб охраны, конвоирования, безопасности, режима и кинологии, с формированием на их основе профессиональной коммуникативной компетенции.

3. Определение основных мероприятий, условий, количества, порядка, контроля их выполнения и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций, вообще, и профессиональной коммуникативной компетенции, в частности, в процессе практического обучения.

4. Составление программ системы практического обучения, согласование с профильными управлениями ФСИН России и утверждения их начальником института.

На основе программ системы практического обучения осуществляется практическое овладение профессиональными компетенциями в образовательном процессе обучаемыми, будущими специалистами служб охраны, конвоирования, безопасности, режима и кинологии, в том числе и профессиональной коммуникативной компетенцией.

Так, в рамках предметного практического обучения на практических занятиях по дисциплинам специализации для курсантов разработаны задания, которые способствуют формированию у них не только профессиональных компетенций, но и профессиональной коммуникативной компетенции.

Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»

В качестве заданий, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции при изучении дисциплины «Организация охраны и конвоирования» курсантам предлагаются ролевые игры, в которых они по очереди играют роли начальника караула и инспектора отдела охраны учреждения, начальника караула отделения по конвоированию отдела по конвоированию, инспектора отдела организации службы конвоирования управления по конвоированию.

Начальнику караула необходимо выполнить следующие действия:

- поставить задачу караульным перед заступлением на пост;

- оценить сотрудников караула по результатам несения службы.

Инспектору отдела охраны необходимо выполнить следующие действия:

- подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела охраны;

- оформить решение на квартал, месяц и на сутки по охране учреждений УИС и их объектов;

- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом;

- организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки;

- проверить службу караула;

- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела;

- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические

сборы.

Начальнику караула отделения по конвоированию отдела по конвоированию необходимо выполнить следующие действия:

- поставить задачи караульным перед заступлением на посты в составе караула по конвоированию;

- оценить сотрудников караула по результатам несения службы.

Инспектору отдела организации службы конвоирования управления

по конвоированию необходимо выполнить следующие действия:

- подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела по конвоированию;

- подготовить суточный приказ по конвоированию;

- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом;

- организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки;

- проверить служебную деятельность караула по конвоированию;

- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела [1, с. 5];

- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические

сборы.

Профиль подготовки «Организация режима в УИС»

В качестве заданий, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции при изучении дисциплин «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора» курсантам предлагаются ролевые игры, в которых они по очереди играют роли оперативного дежурного (дежурного помощника начальника колонии, дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы), инспектора отдела безопасности (режима).

Дежурному помощнику начальника колонии / дежурному помощнику начальника следственного изолятора / дежурному помощнику начальника тюрьмы необходимо выполнить следующие действия:

- поставить задачи личному составу перед заступлением на службу;

- осуществить объектовый надзор;

- осуществить руководство действиями при происшествиях;

- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом;

- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела.

Инспектору отдела безопасности (режима) необходимо выполнить следующие действия:

- организовать службу дежурной (дневной) смены;

- подготовить и оформить служебную документацию дежурной смены;

- подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела безопасности (режима);

- спланировать деятельности по обеспечению надзора;

- осуществить руководство личным составом отдела безопасности (режима);

- организовать выполнение личным составом отдела безопасности (режима) поставленных задач;

- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом;

- организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки;

- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела;

- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические

сборы.

Профиль подготовки «Кинология»

В качестве заданий, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции при изучении дисциплины «Организация кинологической деятельности ФСИН России», курсантам предлагаются ролевые игры, в которых они по очереди играют роль начальника кинологического отделения отдела охраны.

Начальнику кинологического отделения отдела охраны необходимо выполнить следующие действия:

- подготовить и оформить планирующую и отчетную документацию кинологического подразделения отдела охраны;

- организовать руководство личным составом кинологического подразделения;

- провести занятие со специалистами-кинологами в системе служебно-боевой и специальной подготовки;

- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом кинологического подразделения;

- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические

сборы.

Таким образом, синтез заданий, имитирующих реальную профессиональную деятельность, с заданиями, способствующими формированию профессиональной коммуникативной компетенции, в предметном практическом обучении помогает курсантам через овладение основными профессиональными умениями и навыками на практических занятиях по дисциплинам специализаций сформировать и профессиональную коммуникативную компетенцию, необходимую курсантам в их будущей профессиональной деятельности.

Теперь остановимся подробнее на формировании профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в процессе прохождения различного рода практик.

Практика является составной частью образовательной программы высшего образования. ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки определяет виды, цели, содержание и объемы практики. К основным видам практики курсантов, согласно ФГОС ВО, относятся учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики. Кроме того, для реализации системы практического обучения в ведомственном вузе для курсантов организованы еще вне учебная практика и учения (см. схему 2).

Схема 2

Виды практики курсантов

На основании моделей формирования профессионально-специализированных компетенций у курсантов Пермского института ФСИН России в зависимости от направлений и профилей подготовки, нами разработаны задания, способствующие формированию профессиональной коммуникативной компетенции для каждого вида практик. Остановимся на них подробнее.

При выполнении программ практик курсанты закрепляют и углубляют теоретические сведения, полученные в процессе обучения, получают практические навыки по выполнению должностных обязанностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава отделов охраны и безопасности учреждений УИС согласно профилю подготовки.

Так, курсанты 2 курса, обучающиеся по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция (профиль «Организация охраны и конвоирования в УИС»), проходят учебную практику в учреждениях ФСИН России в должностях младшего начальствующего состава отделов охраны и управления по конвоированию в должностях дублеров часовых на наблюдательных вышках, в составе группы досмотра транспорта, контрольно-пропускного пункта по пропуску людей, пульта управления техническими средствами охраны; дублеров часовых в составе караулов по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, пешим порядком и в специальном транспорте.

Курсанты 2 курса, обучающиеся по направлению подготовки 40.03.01 -Юриспруденция (профиль «Организация режима в УИС»), проходят учебную практику в учреждениях ФСИН России в должностях младшего начальствующего состава отделов безопасности (режима): дублера младшего инспектора по надзору за осужденными на посту у камер штрафного изолятора, дисциплинарного изолятора, режимных корпусов, прогулочных двориков, дублера младшего инспектора по досмотру посылок, передач, бандеролей, по проведению длительных и краткосрочных свиданий, дублера оператора поста видеоконтроля.

Курсанты 2 курса, обучающиеся по направлению подготовки 36.03.02 -Зоотехния (профиль «Кинология»), проходят учебную практику в учреждениях ФСИН России в должностях младшего начальствующего состава кинологических подразделений отделов охраны: дублера дежурного по городку служебных собак; дублера вожатого караульных собак, дублера приготовителя кормов, а также на базе питомника по разведению и выращиванию собак служебных пород в должности дублера селекционера.

В качестве задания, способствующего формированию профессиональной коммуникативной компетенции, курсантам профилей подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима в УИС» и «Кинология» было предложено провести экскурсию по подразделению исправительного учреждения, в котором курсант проходит учебную практику (отдел охраны / управление по конвоированию / отдел безопасности (режима), кинологическое отделение), например, для курсантов, прибывших в данное исправительное учреждение с ознакомительной целью в рамках изучения профильной учебной дисциплины. В ходе экскурсии курсант освещает следующие вопросы: структуру отдела, задачи, которые им выполняются, функциональные обязанности сотрудников, штатную структуру и т.д. Для проведения данной экскурсии курсанту необходимо составить план и подготовить подробный конспект. Проверяется выполнение данного задания преподавателем-филологом либо непосредственно на экскурсии (с записью соответствующего отзыва в дневник прохождения практики курсанта), либо курсант сдает подробный план-конспект экскурсии и презентацию на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин института после окончания учебной практики.

Программу производственной практики курсанты 3 курса, обучающиеся по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция (профиль «Организация охраны и конвоирования в УИС») выполняют в учреждениях ФСИН России в должностях дублера начальника караула по охране учреж-

дений УИС и их объектов, в специальных подразделениях по конвоированию в должностях дублера начальника караула по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Курсанты 3 курса, обучающиеся по направлению подготовки 40.03.01 -Юриспруденция (профиль «Организация режима в УИС») программу производственной практики выполняют в учреждениях ФСИН России в дублера оперативного дежурного (дежурного помощника начальника колонии, дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы).

Курсанты 3 курса, обучающиеся по направлению подготовки 36.03.02 -Зоотехния (профиль «Кинология») выполняют программу производственной практики в учреждениях ФСИН России в должностях младшего начальствующего состава (дублера помощника начальника караула по кинологической службе, специалиста-кинолога досмотровой группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве заданий, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции, курсантам профилей подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима в УИС» и «Кинология» были предложены следующие:

1. Составить материалы по применению специальных средств (рапорт и акт) - вне зависимости от профиля подготовки.

2. Избежать возникновения конфликтной ситуации между сотрудником (в зависимости от профиля деятельности) и посетителем учреждения:

- начальник караула должен тактично и грамотно объяснить гражданам причину отказа в длительном свидании (например, при попытке проноса запрещенного предмета: сотового телефона и др.) - профиль «Организация охраны и конвоирования в УИС»;

- дежурный помощник начальника колонии должен тактично и грамотно разъяснить гражданам правила поведения на территории, на которой установлены режимные требования (например, курение в неположенном месте влечет за собой прекращение длительного свидания) - профиль «Организация режима в УИС»;

- помощник начальника караула по кинологической службе, должен тактично и грамотно разъяснить гражданам правила поведения на территории, на которой установлены режимные требования (например, совершая обход территории ПНК по КС, заметил, что посетитель учреждения курит в неположенном месте) - профиль «Кинология».

Материалы по выполнению данных заданий курсант сдает на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин института после окончания учебной практики для оценки уровня сформированности его профессиональной коммуникативной компетенции.

Программу преддипломной практики (стажировки) обучаемые отрабатывают в территориальных органах по месту комплектования в должностях среднего и старшего начальствующего состава отделов охраны (специальных подразделений по конвоированию), подразделений безопасности (режима), и кинологических подразделений.

В результате прохождения преддипломной практики у курсантов формируется способность осуществлять руководство службой по охране учреждений УИС и их объектов и руководство службой по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей (профиль «Организация охраны и конвоирования»), способность выполнять обязанности начальника отдела безопасности / режима (профиль «Организация режима в УИС»), способность осуществлять руководство кинологическим отделением отделов охраны учреждений УИС (профиль «Кинология»).

Стажировка направлена на обеспечение непрерывности и последовательности в овладении курсантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускника по избранному профилю подготовки, а также на сбор и анализ практическо-

го материала с целью подготовки к государственной итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика проводится путем организации самостоятельного практического выполнения обучаемыми, под непосредственным контролем руководителей (наставников), функциональных обязанностей должностных лиц, осуществляющих деятельность по руководству личным составом отделов охраны, конвоирования, безопасности (режима), кинологических подразделений.

При проведении преддипломной практики всесторонне изучаются моральные и деловые качества обучающихся, определяется их профессиональная компетентность и готовность к самостоятельной служебной деятельности в предполагаемой должности, оценивается применение ими знаний, умений и навыков в реальных условиях практической деятельности учреждений УИС, в том числе уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции.

Так, для оценки уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции (письменной) в зависимости от места практики и заданий, указанных в программе, дополнительно предоставляются следующие документы, оформленные обучающимися во время преддипломной практики:

- планы-конспекты проведения занятий по служебной подготовке;

- планы проведения инструктивных занятий;

- планы подведения итогов несения службы;

- копии служебных документов, подготовленных и оформленных курсантами во время прохождения практики.

Для оценки уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции (устной) на одно из занятий по служебной подготовке, на одно из инструктивных занятий и одно из подведений итогов несения службы приглашается преподаватель-филолог (либо занятие записывается на видео и сдается на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин института).

Практика завершается научно-практическим семинаром (конференцией), посвященным данной проблеме, где обсуждается опыт курсантов, проблемные вопросы, возникшие при прохождении практики. В состав комиссии для принятия зачетов по результатам практики входят руководители практики, представители ГУФСИН (УФСИН) территориального органа, учебного отдела и факультетов института, профессорско-преподавательский состав профилирующих кафедр. Для оценки уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции приглашается преподаватель-филолог.

На защите курсанты должны доложить, как они организовали свою работу во время практики, насколько полно выполнили индивидуальные планы, какие встретились трудности; перечислить основные проведенные работы и мероприятия, обосновать принятые самостоятельно решения и другие действия, которые выполнены в процессе практики, проанализировать свой уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции по следующему алгоритму:

Что я знаю / умею хорошо?

Что я не знаю (не умею) / не достаточно хорошо знаю (умею)?

Зачем мне это?

Что я могу сделать для того, чтобы узнать / научиться?

Каким будет результат?

В конце курсант должен сделать общие выводы и предложения по итогам практики.

Кроме того, с целью приобщения курсантов к практической деятельности, развития у них интереса к избранной профессии, а также непосредственного ознакомления с условиями службы сотрудников УИС организуется вне учебная практика. Она направлена на приобретение практических

умений и навыков в ходе самостоятельной работы в подразделениях учреждений УИС и определяется рабочей программой учебной дисциплины (с использованием элементов дуального образования), преподаваемой на профильной кафедре.

При использовании дуального обучения учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе (теоретическая часть подготовки) курсанты «ходят на работу» в конкретное исправительное учреждение для приобретения практического опыта (профессиональная подготовка).

Так, в процессе изучения дисциплин «Организация охраны» и «Организации конвоирования», для курсантов 3 и 4 курсов в рамках вне учебной практики осуществляется практическое несение службы дублером начальника караула в отделах охраны СИЗО-1, СИЗО-5, ИК-29, ИК-32 и караулах Управления по конвоированию ГУФСИН России по Пермскому краю. Цель данной практики: тренировать практические навыки по выполнению обязанностей начальника караула и руководства личным составом караула в практической служебной деятельности.

Так, в процессе изучения дисциплин «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора», для курсантов 3 и 4 курсов в рамках вне учебной практики осуществляется практическое несение службы дублером дежурного помощника начальника учреждения дежурной смены отдела режима СИЗО-1, СИЗО-5, и отдела безопасности ИК-29, ИК-32. Цель данной практики: тренировать практические навыки по выполнению обязанностей дежурного помощника начальника учреждения дежурной смены и руководства личным составом караула в практической служебной деятельности.

Так, в процессе изучения дисциплины «Организация кинологической деятельности ФСИН России», для курсантов 3 и 4 курсов в рамках вне учебной практики осуществляется практическое несение службы дублером помощника начальника караула по кинологической службе в караулах по охране учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю (СИЗО-1, СИЗО-5, ИК-29, ИК-32). Цель данной практики: тренировать практические навыки по выполнению обязанностей помощника начальника караула по кинологической службе и руководства личным составом караула в практической служебной деятельности.

Накануне, перед заступлением в служебный наряд, с курсантами проводится инструктаж по соблюдению мер безопасности при несении службы в составе служебных нарядов и выдается план-задание. В качестве задания, способствующего формированию профессиональной коммуникативной компетенции, в план-задание включено составление отчета о прохождении вне учебной практики, который должен быть выполнен в письменной форме с использованием профессиональных терминов (данный отчет сдается на профилирующую кафедру, где преподавателями проверяется качество выполнения курсантом запланированных мероприятий, а коммуникативная составляющая проверяется преподавателем-филологом).

Анализ отчетов о прохождении вне учебной практики, подготовленных курсантами, показывает, что не все курсанты достаточно свободно владеют профессиональной терминологией, у ряда курсантов возникли сложности с использованием стиля профессиональной речи. Курсантам даются соответствующие рекомендации, которые могут быть включены в программу по формированию профессиональной коммуникативной компетенции в процессе самообразования.

Кроме того, с октября 2012 года, на основании приказа начальника Пермского института ФСИН России, в деятельность дежурной службы института включен караул по охране Пермского института ФСИН России, который полностью состоит из числа курсантов. Караул выполняет задачу по надежной охране территории и подступов к служебным зданиям и помеще-

ниям института, Знамени Пермского института ФСИН России. Караул осуществляет свою деятельность в рамках вне учебной практики и позволяет обучаемым практически закрепить навыки караульной службы и руководства личным составом караула.

Караул оборудован согласно руководящим документам, регламентирующих деятельность подразделений охраны. Контроль за службой караула осуществляется ежедневно руководящим составом института, начальниками структурных подразделений института и профессорско-преподавательским составом кафедры режима и охраны в УИС.

В качестве задания, способствующего формированию профессиональной коммуникативной компетенции, курсантам было предложено провести сравнительный анализ результатов несения службы в карауле (сравнив две свои смены) и составить справку.

Еще одним элементом практического обучения являются учения, которые проводятся с целью приобретения навыков практического исполнения функциональных обязанностей по конкретным должностям при решении оперативно-служебных задач в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности учреждений и органов УИС. Они проводятся по специальной методической разработке в соответствии с планом проведения учения. Остановимся подробнее на той части учений, которая посвящена формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.

В рамках учений «Тактика действий при чрезвычайных обстоятельствах» профессорско-преподавательский состав кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин проводит практическое занятие «Подготовка пресс-релиза при возникновении происшествий в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

В теоретической части занятия преподаватель рассматривает общие понятия пресс-релиза как жанра публицистики и как основного документа во взаимодействии со СМИ; освещает особенности его написания, правила оформления. Курсанты кратко записывают теоретический материал. Кроме того, курсантам выдается памятка «Правила составления пресс-релиза». Затем курсанты делятся на микрогруппы по 2-3 человека и на основе полученных теоретических знаний анализируют примеры пресс-релизов, приготовленные преподавателем заранее и выданные в качестве раздаточного материала, отмечая их достоинства и недостатки. В качестве примеров курсантам предложены следующие пресс-релизы:

- Сбежавший из тюрьмы «стрелок из Огайо» пойман [2];

- СИЗО «Кресты-2» оснастили траволатором и квадроциклами [3];

- ФСИН предъявит Реймеру счет по делу о браслетах [4].

На втором этапе занятия преподаватель подает курсантам вводную установленных данных с обозначением происшествия в исправительном учреждение ИК-51 строгого режима, дислоцирующегося в пос. Уралец, Кун-гурского района, Пермского края:

«15.06.2017 в 7 ч. 23 мин. из Исправительного учреждения ИК-51 строгого режима, расположенного в пос. Уралец, Кунгурского района, Пермского края совершил побег Тарасов В.Н., осужденный по ст.131 ч.2 УК РФ к 4г. 6м. лишения свободы, состоящий на проф. учете как склонный к побегу.

В 7.00 после проверки осужденных на охраняемом объекте, осужденный Тарасов В.Н. воспользовался халатностью младшего инспектора отдела безопасности старшего сержанта внутренней службы Мальцева А.А., выразившейся в ненадежном запирании калитки локального участка, покинул расположение отряда №4. В виду отсутствия должностного надзора Тарасов В.Н. проник на смежный с «жилой зоной» производственный объект. Датчик обнаружения «Рубеж-1», установленный на ограждении между «жилой» и «производственной» зонах сигнал тревоги не выдал.

В 7.05 осужденный Тарасов В.Н. на 6 участке путем перелаза преодолел ограждение выгороженной 15-ти метровой полосы местности и внутренней запретной зоны. Датчики «0» рубежа обнаружения «Батульник» и «1» рубежа обнаружения «Пион» сигнал тревоги не выдали.

Часовой поста № 8 старший прапорщик внутренней службы Макаров Э.В. службу на посту нес небдительно, осужденного во внутренней запретной зоне не видел. Воспользовавшись небдительностью часового поста № 8, осужденный Тарасов В.Н. путем пролома преодолел основное ограждение. Услышав лай караульной собаки, часовой поста № 8 старший прапорщик Макаров Э.В. заметил осужденного во внешней запретной зоне, преодолевающего ограждение с внешней запретной зоны. Часовой, сделав окрик: «Стой, стрелять буду», произвел 3 предупредительного выстрела вверх, но осужденный на действия часового не реагировал и продолжал преодолевать ограждение. Часовым поста № 8 было применено оружие на поражение, но безрезультатно. В результате чего осужденному удалось преодолеть ограждение внешней запретной зоны и скрыться в лесном массиве, находящегося вблизи поселка Уралец.

Спустя 1 ч. 15 мин. осужденный был задержан в одном из домов пос. Уралец».

Курсанты в малых группах составляют пресс-релиз по происшествию. Преподаватель совместно с курсантами проводит анализ подготовленных пресс-релизов и подводит итоги занятия.

Кроме того, профессорско-преподавательский состав кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права проводит практическое занятие «Захват заложника: психология ведения переговоров». На учебном полигоне в летнем классе организуется и проводится деловая игра, в результате которой разрабатываются порядок ведения переговоров при захвате лиц, удерживаемых в качестве заложников на объектах УИС, и алгоритм действий группы ведения переговоров в процессе работы с преступниками. Группа ведения переговоров должна методом убеждения добиться от преступников отказа от дальнейших противозаконных действий и освободить заложников. В конце занятия преподаватель совместно с курсантами проводит анализ и подводит итоги.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс системы практического обучения, позволяет поэтапно формировать и практически закреплять необходимые профессиональные компетенции обучающихся, в том числе профессиональную коммуникативную компетенцию, приблизить учебный процесс к реальной практической деятельности и в целом осуществлять качественную профессиональную подготовку будущих сотрудников ФСИН России.

Литература

1. Ворощук, В.Б. Организация конвоирования [Текст] : метод. рекомендации и задания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / В.Б. Ворощук. - Рязань : Академия ФСИН России, 2014. - 35 с.

2. Сбежавший из тюрьмы «стрелок из Огайо» пойман [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.utro.ru/articles/2014/09/12/1212588.shtml.

3. СИЗО «Кресты-2» оснастили траволатором и квадроциклами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir24.tv/news/society/11415260.

4. ФСИН предъявит Реймеру счет по делу о браслетах [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mir24.tv/news/society/14076060.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.