Научная статья на тему 'Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога'

Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАН-ДАРТ ПЕДАГОГА / ICT-COMPETENCE OF TEACHERS / CREATIVE LABORATORY / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / INFORMATION TECH-NOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Лариса Дмитриевна

Данная статья рассматривает опыт работы учителей-новаторов МАОУ «Гимназия № 2», направленной на формирование ИКТ-компетентности современного педагога, обладающего навыками самостоятельной работы с интернет-технологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S15. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.

ART 76176

УДК 371.132

Королева Лариса Дмитриевна,

учитель английского языка высшей категории МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь klddlk@mail.ru

Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога

Аннотация. Данная статья рассматривает опыт работы учителей-новаторов МАОУ «Гимназия № 2», направленной на формирование ИКТ-компетентности современного педагога, обладающего навыками самостоятельной работы с интернет-технологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Ключевые слова: ИКТ-компетенция учителей, творческая лаборатория, профессиональный стандарт педагога, информационные технологии. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег

1 декабря 2011года в рамках международной конференции «Компетентности учителей в Обществе знаний: политика, педагогика, социальные навыки» была представлена русская версия рекомендаций ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей» (ICT Competency Framework for Teachers, or ICT-CFT). Данный документ ставит своей целью помочь каждой стране разработать всеобъемлющую стратегию и рекомендации в области ИКТ-компетентности учителей, что должно рассматриваться как значимая составная часть генерального плана информатизации образования.[3]

СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

ШЕСТЬ МОДУЛЕЙ В КАЖДОМ ИЗ ТРЕХ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

Знакомство Понимание

ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ с образовательной образовательной

политикой политики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ Базовые знания Применение знаний

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ Использование ИКТ Решение комплексных задач

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ Традиционные формы Группы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ учебной работы сотрудничества

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Компьютерная грамотность Помощь и наставничество

ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ

Инициация инноваций

Умения жителя общества знаний

Способность к самообразованию Распространяющиеся технологии

Обучающаяся организация

Учитель как мастер учения

Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S15. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.

Рекомендации подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников [3] Выше упомянутые рекомендации легли в основу профессиональной ИКТ-компетентности учителей, присутствующей во всех компонентах профессионального стандарта. Профессиональная ИКТ-компетентность -квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. [2]

В 2013-2014 учебном году в МАОУ «Гимназия №2» города Перми была организована работа Творческой лаборатории учителей, цель которой Формирование творческой личности педагогов, обладающей навыками самостоятельной работы с Интернет-технологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Творческая лаборатория учителей являлась основным структурным подразделением методической службы учреждения и была создана в целях внедрения современных информационных технологий, исследования эффективности влияния данных технологий на повышение качества образования, развитие личности обучающегося.

В работе творческой лаборатории через различные виды деятельности предполагалось решение следующих задач:

- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

- внедрение современных Интернет-технологий и отслеживание результативности от использования данных технологий;

- организация инновационной, экспериментальной деятельности в рамках предмета или предметной области;

- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

- обсуждение, анализ материалов, полученных в ходе работы, обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы;

- организация и обеспечение дистанционного обучения участников творческой лаборатории;

-организация методического консультирования по вопросам интеграции Интернет-технологий в учебный процесс;

- создание справочной документации и методических рекомендаций по работе с Web сервисами;

Содержание деятельности творческой лаборатории учителей предметников:

- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

- обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в творческой лаборатории учителей предметников;

- организация работы по накоплению дидактического материала и разработке методических рекомендаций;

- ознакомление с опытом создания и ведения персональных предметных сайтов педагогов;

- проведение творческих отчетов по результатам работы в ТЛ;

- создание условий для активизации творческого потенциала учителей.

Основными формами работы творческой лаборатории учителей предметников:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.

- заседания, посвященные вопросам инновационных подходов к развитию личности школьника посредством применения интернет-технологий;

- практико-ориентированные семинары, мастер-классы, интернет-консультации, видеотренинги;

- творческие отчеты учителей;

- лекции, доклады, сообщения, дискуссии по методикам применения Webсерви-сов для создания дидактических материалов;

-ярмарка методических идей; отчет по результатам инновационной деятельности участников творческой лаборатории;

План работы творческой лаборатории учителей "1Теа4ег"

по теме «Инновационные подходы к развитию личности школьника по-

средством применения интернет-технологий»

Мероприятия Сроки Ответственные

Организационное заседание. Постановка целей и задач творческой лаборатории учителей, планирование работы на учебный год. Анкетирование участников творческой лаборатории. сентябрь 2013 года Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей

2. Организация и проведение мастер-класса по теме «Создание персонального сайта педагога на платформе JIMDO.COM», разработка технических заданий для педагогов. октябрь 2013 года Руководитель творческой лаборатории; Ворошилова О.Э., учитель информатики

Разработка сайта для проведения интернет-консультаций и мастер-классов с целью методического сопровождения работы творческой лаборатории. в течение учебного года Руководитель творческой лаборатории www.ITea4er.jimdo.co т

Организация и проведение интернет-консультации (видеотренинг) теме «Использование Web сервисов в практике работы педагога». Создание дидактических материалов. ноябрь 2013 года Сайт ТЛ Руководитель творческой лаборатории Королева Л.Д., Куликова Ю.В., учителя английского языка

Организация и проведение семинара-практикума по теме «Технология создания нелинейных презентаций. Работа с PREZI.COM» декабрь 2013 года Сайт ТЛ Руководитель творческой лаборатории; Учащиеся 11Б класса Гашков Н., Зубов М.

Организация и проведение интернет-консультации по теме «Интернет-технологии: технология создания WebQuest» январь 2014 года Сайт ТЛ Руководитель творческой лаборатории Размещение на сайте ТЛ www.ITea4er.jimdo.com

Организация и проведение семинара по теме «Интеграция Интернет-ресурсов в процесс обучения ». февраль 2014 года Руководитель творческой лаборатории Ворошилова О.Э., учитель информатики

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.

Организация и проведение круглого стола по теме «Мета-предметные и личностные результаты образования в условиях внедрения Интернет-технологий в процесс обучения» март 2014 года Руководитель творческой лаборатории; участники творческой лаборатории учителей Цепенникова О.А., учитель русского языка и литературы

Ярмарка методических идей. Организация и проведение мастер-классов, выступлений педагогов по результатам инновационной деятельности в течение года Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей Каликова В.А., учитель информатики

0. Организация и проведение итогового семинара по результатам инновационной деятельности «Интернет-технологии в образовании». Подготовка публикаций. апрель 2014 года Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей

1. Подведение итогов работы за учебный год, планирование работы на 2014-2015 учебный год. Анкетирование участников творческой лаборатории. май 2014 года Руководитель творческой лаборатории участники творческой лаборатории учителей,

В работе Творческой лаборатории принимали участие учителя предметники МАОУ «Гимназия №2». Подробно ознакомиться с результатами работы Творческой лаборатории можно на сайте www.ITea4er.iimdo.com Как итог работы был опубликован спецвыпуск №19 за 2014 год в научно-методическом электронном журнале Концепт https://e-koncept.ru/2014/S19.htm [1]

Ссылки на источники

1. Научно-методический электронный журнал Концепт: https://e-koncept.ru [07.01.2016]

2. Профессиональный стандарт педагога: www.минобрнауки.рф [07.01.2016]

3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО (ICT Competency Framework for Teachers): http://www.mediagram.ru/netcat files/108/110/h c836705638fa4ef2bf87c825e4ee57bf [07.01.2016]

Larisa Koroleva,

Teacher of English, Gymnasia 2, Perm klddlk@mail.ru

Development of professional ICT competence as a prerequisite for successful implementation of professional standard of the teacher

Abstract. This article considers the experience of teachers of MAOU "Gymnasia 2 aimed at fostering ICT-competence of modern teacher, possessing the skills of independent work with Internet technologies in conditions of transition to the second generation of FSES.

Key words: ICT-competence of teachers, a creative laboratory, professional standard of the teacher, information technology.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 06.07.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 07.06.16 Опубликована Published 08.06.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Королева Л. Д., 2016

www.e-koncept.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.