Научная статья на тему 'Формирование профессиональной этики специалистов экономического профиля'

Формирование профессиональной этики специалистов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенченко И. Н.

Статья посвящена психолого-педагогическим вопросам коррекции процесса формирования профессиональной этики специалистов. Своей целые представленное исследование ставит определение условий формирования этической позиции студентов, коррекции знаний, влияющих на мировоззренческую позицию, разрешение противоречия между социально ожидаемыми и реальными представлениями о чертах личности предпринимателя. Результатом исследований является разработка учебной программы курса "Этика предпринимательства" и методических рекомендаций для преподавателей и студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенченко И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной этики специалистов экономического профиля»

УДК 378:174

Сенченко И. Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена психолого -педагогическим вопросам коррекции процесса формирования профессиональной этики специалистов.

Своей целые представленное исследование ставит определение условий формирования этической позиции студентов, коррекции знаний, влияющих на мировоззренческую позицию, разрешение противоречия между социально ожидаемыми и реальными представлениями о чертах личности предпринимателя.

Результатом исследований является разработка учебной программы курса "Эпжа предпринимательства" и методических рекомендаций для преподавателей и студентов._

Формирование профессиональной этики специалистов экономического профиля предполагает выработку нравственных критериев предпринимательской деятельности, которые проявляются в таких социально ожидаемых качествах предпринимателя как справедливость, социальная и нравственная ответственность [1]. Актуальность рассматриваемых вопросов предполагает выявление противоречий между реальными и социально ожидаемыми качествами предпринимателей, требованиями содержания учебного программного материала и фактически сформировавшимися нормами поведения предпринимателей.

Для исследования поставленной проблемы были опрошены 117 студентов экономических специальностей 2-3 курсов ПГТУ.

На предварительном этапе определялась готовность студентов к исследованию и степень их знакомства с деятельностью предпринимателей. Установлено, что 23,8% студентов работают или работали в сфере частного бизнеса, что связано с предпринимательской деятельностью. Более половины студентов показали, что их родители заняты частным бизнесом, а у 32% опрошенных родственники занимались предпринимательством в прошлом (до революции или в период НЭПа) Полученные данные указывают на существование определенных семейных профессиональных традиций, что подтверждает вывод Э. Робертса о существовании эффекта «предпринимательского наследия». Он имеет ввиду существование сильной корреляции между экономически независимым статусом родителей (самозанятость) и аналогичным выбором детей [2]. Исследованием были выявлены также источники формирования у студентов представлений о предпринимательстве. К ним отнесены научная и художественная литература, средства массовой информации (СМИ), общение с предпринимателями, опыт собственной работы в частном бизнесе и семейные традиции.

Путем обобщения литературных и информационных источников [3], был составлен эталонный социально психологический и нравственный портрет современного предпринимателя, включающий такие черты как готовность идти на риск, решительность и осторожность, предусмотрительность, трудолюбие, сила преодоления препятствий, способность к составлению и осуществлению планов, стремление к максимальной прибыли, терпение, опыт практической работы, воображение, деловая этика, духовная эластичность, обеспеченность, компетентность в ведении дел, качества организатора, умение правильно оценивать и подбирать людей, настойчивость и упорство, бережливость, отрицательное отношение к мотовству, предприимчивость в реализации хозяйственных замыслов, стремление к нововведениям и экономическое новаторство, принципиальность по отношению к сотрудникам и партнерам, пунктуальность и аккуратность, рассудительность, репутация обязательного человека, честность, умение проводить переговоры, учтивость, хорошие манеры и приятная внешность.

Студентам было предложено в свободной форме изложить свои представления о .современном предпринимательстве, чертах личности предпринимателя. Анализ их персонифицированных ответов показал, что список черт предпринимателя существенно не отличается от эталонного. Таким образом, можно предположить об определенном уровне знакомства студентов с литературными источниками и влияния на них средств массовой информации.

Основное исследование заключалось в определении соответствия сложившегося образа предпринимателя у студентов эталонному. При построении опросника было учтено предположение о возможном существовании у студентов двух образцов предпринимателя: идеального, соответствующего социальным ожиданиям, и реального, достигшего успеха в современных экономических условиях [4]. Опросы были проведены в два тура с интервалом в одну неделю с целью получения объективной информации. Содержание вопросов первого тура не акцентировалось на нынешней экономической ситуации. Студентам предлагалось по 10-бальной шкале оценить значимость того или иного качества для предпринимателя.

Анализировались средний бал и предельные показатели ответов студентов. К приоритетным качествам современного предпринимателя студенты относят профессиональные: компетентность (средний бал 8,9), образованность (7,24), организаторские качества (7,1). Аналогично высокую оценку получили и волевые качества предпринимателя (сила преодоления препятствий, решительность, упорство, настойчивость).

Важно отметить,- что к приоритетным качествам предпринимателя студенты отнесли стремление к творчеству, творческий подход к делу. Эти качества были оценены в 7,4 балла по 10-бальной шкале ранжирования. Такое представление студентов вполне соответствует современным взглядам ученых и практиков на предпринимательство [5]. Однако, дальнейшее исследование показало, преобладание инструменталистско-го, узко прагматического подхода студентов к пониманию творчества в предпринимательской деятельности, что соответствует взглядам на предпринимателя как на человека, который с помощью новейших комбинаций факторов производства проводит реализацию нововведений и тем самым обеспечивает экономический рост [6].

Анализ оценок этических качеств показывает, что характеристики имиджа ( хорошие манеры, положительная репутация, учтивость, вежливость, приятная внешность, элегантность) в целом оцениваются на 1.9 балла выше, чем нравственные (польза обществу, справедливость, милосердие, честность). Эти данные показывают, что для студентов стремление казаться нравственным человеком важнее, чем быть им.

Исследованием было выявлено противоречие: стремление получать прибыль любым путем оценено также высоко, как и стремление приносить пользу обществу (соответственно 8,1 и 7,9). Дальнейший сравнительный анализ опросника установил, что в представлении студентов польза обществу никак не связана с личной моральной ответственностью человека и объясняется регулятивными возможностями рыночной экономики. В ответах респондентов проявились также космополитические тенденции : только 8% студентов полагают, что патриотизм, чувство национальной гордости присущи предпринимательству.

Результаты первого тура позволяют сделать вывод, что образ предпринимателя в представлении студентов -экономистов значительно идеализирован: это полезный для общества человек, честный порядочный, справедливый, образованный, с хорошей репутацией, меценат с широкими и разносторонними интересами, ответственный перед своими партнерами и сотрудниками.

В следующем туре опроса использовались качества и характеристики предпринимателя, наиболее часто отмечаемые студентами в пер-

вом туре, с последующим изменением формулировки вопросов. Было предложено определить степень важности некоторых качеств для предпринимателя в достижении экономического успеха в условиях Украины и стран СНГ.

Результаты ранжирования, приведенные в таблице 1, показали, что студенты однозначно высоко оценивают роль трудолюбия и однозначно низко - соблюдение законов. Остальные качества предпринимателя оцениваются в интервале от первого до последнего места, причем такие качества как «строгая экономия» и «строгое соблюдение законов» (соответственно 3% и 7%) вообще не совместимы с достижением предпринимательского успеха.

Табл. 1 - Результаты анализа ранжирования заданных этических качеств пред-

принимателя

Качества Средний Нижнее Верхнее

балл значение значение

Трудолюбие 2.00 1 5

Готовность рисковать 4,50 1 10

Образованность 4,56 1 11

Самодасциплина 4,87 2 8

Изобретательность 5Д2 1 10

Ответственность перед партне- 5,93 3 11

рами

Творческий подход 6,93 3 10

Справедливость 7,06 3 10

Строгая экономия 7,93 2 и

Польза обществу 8,06 4 11

Соблюдение законов 8,12 6 И

Сравнительный" анализ обобщенных результатов поэтапного йс-следования позволяет сделать вывод, что деловые характеристики предпринимателей,- отмеченные студентами и в первом и во втором опросе оценены достаточно высоко и соответствуют составленному нами эталону современного предпринимателя. Расхождение отмечалось по группе признаков, характеризующих нравственный облик современного предпринимателя и способы достижения успеха. В идеальном образе предпринимателя скорее всего отражаются социальные ожидания студентов и стремление выглядеть благоприятным в глазах общества. Реальная экономическая ситуация, а также отражение ее в СМИ, формирует представление о сложности достижения материального благосостояния при соблюдении нравственных и юридических законов.

Образование, как фактор воздействия на уровень формирования современного специалиста -предпринимателя отмечается студентами достаточно высоко, что несомненно подчеркивает значимость системы высшего образования. Результаты исследования дают возможность определить научно-дидактические подходы к совершенствованию учебно-познавательного процесса.

В первую очередь целесообразно уделить внимание таким вопросам, как социальные и нравственные регуляторы предпринимательского поведения, соотношение профессиональной и общечеловеческой морали, интеграции корпоративных интересов предпринимателей с глобальными интересами человечества, установление междисциплинарных связей курса «Этика предпринимательства» с профессионально-ориентированными дисциплинами. С этой целью необходима разработка методики социально-нравственной экспертизы отдельных видов предпринимательской деятельности. Цель такой формы проведения занятий - пробудить потребность в сознательном продумывании и нравственной оценке предпринимательской деятельности и ее последствий, сформировать привычку к моральной рефлексии.

Данные рекомендации по совершенствованию содержания программного материала позволят комплексно рассмотреть социальные, культурные, нравственные последствия отдельных видов предпринимательства и сформировать нравственные позиции профессиональной деятельности специалистов.

Перечень ссылок

1. Мищенко М. Социально-психологическая атмосфера в украинском обществе и отношение к предпринимательству. // Философская и социологическая мысль, 1994, № 11-12.-С. 30-43; Червяков В. В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях // Социологические исследования. - 1992.-№10.

С. 44-52.

2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., «Наука», 1991.-С. 22.

3. Агеев А. И. Указ. соч. С. 11-13; Андерсон Р. Шнхнрев П. «Акулы» и «дельфины» : Психология и этика российско-американского делового партнерства. - М.: Дело ЛТД, 1994 - 208 е.; Арсеенко А. Шдприемщ в минулому \ сьогодш: хто вони?// Фшософська \ соцюлопчна думка. - 1993, № 1. С. 80-95. Бабаева Л, Нельсон Л. Предприниматели о бизнесе и о себе. // Малый бизнес рынок и общество. 1991, № 3. С. 108-119. Зомбарт В. Буржуа Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1924; Тарасов А. Как заработать миллион. // Начинающему бизнесмену. СПб, 1992. - С. 4-26; Форд Г. Сегодня и завтра, М., 1992; Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12, с. 10.

4. Балабанов С. С., Воронин Г. Л., Франиузова Л. Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социологические исследования 1993, № 2.-С. 11.

5. ГинсГ. К. Предприниматель. - М.: Посев, 1992.-С.21; Фетисов Э. Н., Яковлев

И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социологические исследования. 1993, № 1,- С. 26-30.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития ( Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -М., 1982.-С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.