Научная статья на тему 'Формирование профессионально-творческой направленности студентов технического вуза'

Формирование профессионально-творческой направленности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / COMPETENCE AND INTERDISCIPLINARY APPROACHES FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Анна Михайловна

В статье поднимается проблема обеспечения эффективности учебного процесса по иностранному языку посредством формирования профессионально-творческой направленности студентов: приводится анализ требований к навыкам и умениям студентов неязыковых вузов согласно Образовательному стандарту Республики Беларусь, описание педагогических средств и условий формирования данной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the problems of choosing appropriate interaction, methods and technologies of teaching students of non-linguistic universities English for special purposes. We consider developing creative personality of modern students by means of this academic subject to be the most actual for making them professionals and prominent figures.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-творческой направленности студентов технического вуза»

УДК 378.1.801.318

А. М. Романова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, исполняющая обязанности заведующей кафедрой иностранных языков (БГТУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье поднимается проблема обеспечения эффективности учебного процесса по иностранному языку посредством формирования профессионально-творческой направленности студентов: приводится анализ требований к навыкам и умениям студентов неязыковых вузов согласно Образовательным стандартам Республики Беларусь (РБ), описание педагогических средств и условий формирования данной направленности.

This article is dedicated to the problems of choosing appropriate interaction, methods and technologies of teaching students of non-linguistic universities English for special purposes. We consider developing creative personality of modern students by means of this academic subject to be the most actual for making them professionals and prominent figures.

Введение. Изменение социальных, политических, рыночных условий, модернизация производственного сектора, развитие новых отраслей промышленности, разработка и внедрение новых технологий и техники отображаются на квалификационных требованиях, предъявляемых выпускникам вузов. В свете этого современная система высшего технического образования претерпевает ряд изменений: меняются образовательные стандарты; вводятся новые учебные дисциплины; осуществляется подготовка по новым специальностям и специализациям; производится многоуровневая подготовка специалистов: студент ^ магистр; учебная деятельность студентов профессионально и творчески направлена: репродуктивная деятельность ^ репродуктивно-творческая деятельность ^ рефлексивно-творческая деятельность ^ творческая деятельность; происходит интеграция дисциплины «Иностранный язык» с профилирующими предметами.

Основная часть. В соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь для высших технических учебных заведений (ОС РБ 1-48 01 01-2007) предъявляются следующие требования к умениям специалистов квалификации «инженер-химик-технолог» [1] и специалистов квалификации «экономист» (РД РБ 02100.5.122-98) [2]: на научной основе организовать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности; самостоятельно принимать решения, разрабатывать и вести техническую документацию, организовать делопроизводство; рассчитывать эффективность проектных и технологических решений с учетом конъюнктуры рынка; проводить научные исследования по разработке и совершенствованию технологических процессов [1, с. 13], [2, с. 14].

Производственно-прикладное значение указанных специальностей, тесная связь теоретико-практического курса обучения с научно-исследовательской деятельностью обучаемых,

технологическая оснащенность и заданность учебного процесса технического вуза задают уровень профессионально-ориентированной подготовки будущих специалистов не только по профилирующим, но и социально-гуманитарным дисциплинам.

Так, в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь по преподаванию цикла социально-гуманитарных дисциплин в высших технических учебных заведениях страны (РД РБ 02100.5.227-2006) предъявляются следующие требования к знаниям и умениям выпускника вуза по дисциплине «Иностранный язык» [3]: знать основные фонетические, грамматические, лексические правила, позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения; уметь анализировать оригинальные научные, социально-политические тексты; приобрести навыки ведения общения профессионального характера на иностранном языке, чтения и перевода литературы по специальности без словаря с целью извлечения информации, реферирования деловой документации [3, с. 14].

Как видно из приводимых руководящих документов, современного специалиста должны отличать положительная мотивация деятельности, рефлексивная деятельность (анализ и обработка профессиональной документации и информации), ведение самостоятельной исследовательской и научной деятельности по специальности, творческая активность в профессиональной сфере. Соответственно, профессионально-ориентированное, интегрированное с профилирующими дисциплинами обучение будущих специалистов иностранному языку в техническом вузе сегодня отличают:

1) активное привлечение студентов к ведению учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности по специальности на изучаемом языке;

2) эффективное влияние на сознание будущих специалистов посредством развития про-

Филология

181

фессиональной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка на разных уровнях их коммуникативной компетентности;

3) формирование положительной мотивации ведения профессионально-ориентированной учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка;

4) комплексное применение технологий проблемного и игрового обучения, активных методов профессионально-ориентированного обучения, способствующих проявлению творческого потенциала студентов и развитию у них творческой направленности;

5) подготовка студентов к ведению самостоятельной профессиональной деятельности в динамично меняющихся социально-экономических условиях в сотрудничестве с зарубежными коллегами [4].

Обеспечению эффективности учебного процесса по иностранному языку способствует формирование профессиональной направленности студентов. Данной проблеме посвящены труды ряда отечественных и зарубежных исследователей (П. Вайнцвайг [5], В. А. Сластенин [6], др.). Профессиональная направленность личности определяется ими как проявление целевых ориентаций личности [5, с. 14], ее свойство, о котором можно судить по успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом [6, с. 21]. Однако, на наш взгляд, высшим уровнем развития профессиональной направленности будущего специалиста является целенаправленное ведение им самостоятельной исследовательской, профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Так, мы разделяем позицию авторов (В. И. Андреев [7], И. П. Калошина [8], П. К. Энгельмейер [9], др.), рассматривающих профессиональную направленность студентов в контексте творчества. Как отмечает И. П. Калошина [8], большую роль в процессе формирования будущего специалиста играет его стремление к профессиональной самореализации, важной составляющей которой является творческая направленность и активность личности [8, с. 56]. П. К. Энгельмейер видит сущность профессионального творчества в сочетании умения действовать самостоятельно и адекватно, осмысливая свою деятельность в свете научно-теоретических знаний: осознание специалистом степени своего мастерства, являющегося синтезом науки и практики, преломленных через собственную индивидуальность, служит ориентиром для формирования самостоятельной профессиональной позиции творческого, новаторского характера [9, с. 36].

Из вышеизложенного становится очевидной важность синтеза профессиональной и творческой

направленности личности при формировании сознания будущего специалиста в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе.

Мы определяем профессионально-творческую направленность студента (ПТНС) как совокупность ведущих мотивов профессионально-творческой деятельности (стремление к профессионально-творческому самовыражению в активной инновационной и исследовательской, творческой деятельности в профессии), творческих проявлений личности в профессиональной сфере (продуктивное мышление, рефлексивные механизмы и эвристический потенциал, творческая активность, активно преобразующая профессиональная деятельность), мотивационно-творческой активности (органическое единство профессиональных навыков с высоким уровнем творческих способностей).

Развитие ПТНС в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку мы видим в контексте следующих педагогических технологий:

1) антропоцентрические, гуманно-личностные технологии;

2) совокупное применение проблемной технологии обучения (отбор актуальных задач для проектной работы на занятиях по иностранному языку; создание проблемных ситуаций, требующих активной рефлексивной, познавательной деятельности студентов по специальности; пр.) и технологии игровых имитаций (имитация профессиональной проблемной ситуации, решение которой требует синтеза профессиональной и творческой активности, проявления продуктивного мышления на изучаемом языке);

3) привлечение студентов к ведению самостоятельной профессиональной деятельности на иностранном языке.

Рассмотрим примеры комплексного применения указанных технологий обучения иностранному языку в процессе развития ПТН студентов технического вуза.

1. Основой профессионально-ориентированной иноязычной монологической и диалогической речи служат, помимо прочих, умения дать четкое определение обсуждаемой темы и понятийного аппарата по ней, высказать собственное мнение по обсуждаемой проблеме. Научиться этому можно только при достаточно обширной практике ведения бесед, диспутов в ходе обучения иностранному языку. Овладение подобными навыками предполагает развитие рефлексивного и продуктивного мышления студентов.

2. Ведение самостоятельной учебно-исследовательской работы с оригинальной литературой по специальности, анализ данных по заданной проблеме - неотъемлемая часть развития ПТН студентов технического вуза, так как дан-

ный процесс способствует творческой самореализации будущего специалиста. Развитие ПТН студента происходит через сотворчество с талантливой творческой личностью.

Заключение. Чтобы студенты стремились к профессионально-творческой самореализации в результате развития у них ПТН, преподавателю иностранного языка в ходе педагогического взаимодействия с обучаемыми необходимо соблюдать ряд педагогических условий: 1) постоянно поддерживать у студентов желание приобщаться к профессиональной деятельности, поощрять их творческую активность в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку; 2) стимулировать приобретение нового опыта ведения самостоятельной деятельности исследовательского, научного характера; 3) стимулировать правильные взаимоотношения в различных системах профессионального иноязычного общения.

Литература

1. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-48 01 01 Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий: ОСРБ 1-48 01 01-2007. - Введ. 01.09.2008. -Минск, 1999.

2. Образовательный стандарт Республики Беларусь РД РБ 02100.5.122-98 для высших учеб-

ных заведений. Специальность Э.01.07.00 Бухгалтерский учет, анализ и аудит. - Введ. 01.09.1999. - Минск: Мин-во образования Респ. Беларусь, 1999.

3. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин: РД РБ 02100.5.227-2006. - Введ. 01.09.2006. -Минск: ГУО «Республиканский институт высшей школы»: Национальный интитут образования, 2006.

4. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы / Р. С. Пионова. - Минск: Вышэйшая школа, 2005. - 303 с.

5. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. - М.: Прогресс, 1990. - 187 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин. - М.: Магистр, 1997. - 222 с.

7.Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: в 2 кн. / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. -Кн. 1. - 568 с.

8. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход / И. П. Калошина. - М.: Изд-во ИГУ, 1983. - 168 с.

9. Энгельмейер, П. К. Теория творчества / П. К. Энгельмейер. - СПб., 1910.

Поступила 15.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.